Файл: Пуришев И.Б. Архитектурные памятники Горицкого монастыря в Переславле-Залесском.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

<3

I

 

ны с горицкой звонницы. За селом парк, в котором находится му­

зей-усадьба «Ботик», у входа в музей — якоря,

старинные пушки,

гранитный

обелиск, напоминающий о том,

что в конце XV II века

под Переславлем юный Петр I

вместе

с корабельными мастерами

построил

потешную флотилию,

положившую

начало

российскому

военному

флоту. В музее покоится бот

«Фортуна» — свидетель тех

далеких

дней, единственный

сохранившийся

корабль

петровской

флотилии.

 

 

 

 

 

 

На противоположном берегу озера, почти напротив Веськова, белеет стройная колокольня, виднеются избы села Городище, рядом с которым сохранились уже заметно оплывшие валы древнего го­ родка Клещина — предшественника Переславля-Залесского. Память об этом уже много веков не существующем поселении осталась в исторических книгах да в названии села.

Недалеко от Городища возвышаются построенные по указу Ивана Грозного крепостные стены и башни Никитского монастыря, отражавшие ожесточенную осаду польско-литовских отрядов в трудную пору «смутного времени» в начале XV II века.

Ниже у озера вдоль тихой речки Трубеж протянулась живопис­ ная слободка Рыбаки. Рядом со старой слободкой — кварталы но­

51

вых

домов.

Среди городских строений — строгий силуэт одноглаво­

го

храма.

Э то — ровесник Переславля, древнейший белокаменный

Спасо-Преображенский собор, заложенный по велению князя Юрия Долгорукого в 1152 году. Собор стоит в центре города у земляных валов, возведенных нашими предками при основании города.

Справа от белокаменного храма высоко поднимаются трубы фабрик, теснятся производственные корпуса. В Переславле еще в середине XV III века возникла одна из первых в России мануфактур, а в конце прошлого столетия на самой крупной прядильной фабри­ ке вспыхнула первая забастовка — началась революционная борьба переславских рабочих.

За фабричными строениями — новостройки: жилые дома, шко­ лы, промышленные предприятия.

Мимо новых зданий и древних земляных валов мчатся автомо­ били, антенны телевизоров просвечивают сквозь ветви лип и топо­ лей, нередко над фабричными трубами, над главами старых церк­ вей и крепостными башнями в синеве неба медленно тает начертан­

ная стремительным самолетом

белая

лента облаков — здесь воеди­

но соединились далекий двенадцатый век с двадцатым.

Зимой с высоты горицкой

стены

открывается белоснежный бес­

крайний простор. Не видно, где кончаются поля, где начинается не­

босвод— морозный туман скрыл границу земли и

неба. Мерцают

на солнце заснеженные луга, крыши домов, синеют

проторенные в

сугробах дороги.

 

А в жаркий летний полдень сюда доносится душистое дыхание окрестных лугов, свежесть озера, и видно, как от набежавшего ве­

терка

колышутся поля: золотистые — хлебородные,

малиновые —

клеверные,

как бы отражающие голубизну неба — льняные.

И

тот,

кто любит неяркую природу средней России,

для кого

дорога

эта

земля, надолго запомнит распахнувшееся

с высоты Г о ­

рицкого холма приволье — напоенный светом простор

русской зем­

ли, исстари

вдохновлявший сказителей и поэтов, вошедший

поэтиче­

ским дыханием в народные былины и сказки, сложенные в глубокой древности, и в произведения наших современников. И как удивитель­

52


но проникновенно звучат здесь согреты етеплой печалью задумчивые строфы Сергея Есенина, написанные в канун Великой Революции и обращенные к России, к любимой им родной земле.

Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка.

И на известку колоколен Невольно крестится рука.

ОРусь, малиновое поле

Исинь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу,

Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу.

Это отступление от рассказа о памятниках архитектуры не слу­ чайно. Оно продиктовано желанием обратить внимание осматрива­ ющих Горицкий монастырь на замечательную картину природы, от­ крывающуюся со звонницы, на памятные исторические места города и его окрестностей, а также стремлением показать, какое огромное значение для восприятия архитектурных памятников имеет их окру­ жение.

Русские зодчие всегда отличались умением удачно выбрать м е­ сто для того или иного сооружения. Композицию здания, его формы они нередко подчиняли уже сложившемуся облику городских улиц

иплощадей, рельефу местности. Наиболее удачные планировки го­ родов и сел и наиболее совершенные архитектурные сооружения всегда неразрывно связаны с определенным местом. Многие их до­ стоинства теряются, если изменилось их окружение. Об этом нельзя забывать, осматривая памятники архитектуры.

Сила архитектурного воздействия Переславля-Залесского, как

инекоторых других древнерусских городов — Суздаля, Ростова Ве-

53

лихого, Каргополя — отчасти в том, что современная городская за­ стройка имеет примерно ту же высоту, что и деревянные сооруже­ ния древности. Нынешний Переславль, конечно, сильно отличается от древнего города, иными стали улицы и дома, но в центре города и в слободах у древних монастырей, в основном, сохранилось преж­ нее соотношение высоты рядовой застройки к земляным валам, кре­ постным стенам и храмам, которые и поныне возвышаются над ок­ ружающими их строениями и во многом определяют облик города.

Как

и прежде,

к монастырским стенам подходят поля, рядом — са­

ды

и огороды,

заболоченные низины.

Выбор места для крепостных укреплений, жилых палат, храмов обычно предопределялся рядом причин. Об этом убедительно сви­ детельствует и ансамбль архитектурных памятников Горицкого мо­ настыря.

Расположенный на вершине холма у дороги, ведущей из Моск­ вы, монастырь прикрывал своими укреплениями подступы к городу. С его стен и башен хорошо был виден и раскинувшийся в низине город и дорога, идущая по вершинам и склонам холмов на юг, от­ куда чаще всего подходили вражеские отряды. Из Горицкого мона­ стыря можно было легко и без задержки передать в город сигнал тревоги, весть о приближающейся опасности.

Следует обратить внимание и на то, что основные сооружения монастыря расположены у северной крепостной стены, у края хол­ ма. Зодчие отступили от общепринятой на Руси традиции располо­ жения собора и других главных монастырских строений в центре ар­ хитектурного ансамбля. Причина, вероятно, в том, что зодчие дума­ ли не только о планировке ограниченной крепостными стенами тер­

ритории — их

замыслы

были шире. Сооружения, стоящие у стены,

обращенной

к северу,

хорошо

видны

и из центра города, и

из

ближних

слобод, и с далеких

дорог,

бегущих по полям и мелко­

лесью к

Переславлю. Древнейшие здания

монастыря — старый

со­

бор и церковь Иоанна

Предтечи — также

стояли у края холма

око­

ло северной крепостной стены. К сожалению, сейчас мы не можем представить себе, какими были первые каменные не дошедшие до

54


наших

дней монастырские

строения — нам известно

о них очень

мало.

На примере же существующих сооружений — Успенского со­

бора,

трапезной и

Всехсвятской

церкви — видно, что

их создатели

думали не столько

о том,

как

эти здания будут восприниматься

вблизи, а стремились прежде всего найти правильное взаимоотноше­ ние их объемов и высоты к крутым склонам холма, окрестным по­ лям, ко всей окружающей монастырь природе. И если масштаб Ус­ пенского собора и Всехсвятской церкви несколько подавляет и ка­ жется чрезмерно большим при ближайшем осмотре, то издалека с противоположного берега озера и из низины, где расположился го­ род, размеры этих сооружений, их отношение к крепостным стенам производят совсем иное впечатление: казавшиеся громоздкими мас­ сивные здания выглядят стройными, изящными и даже легкими. Их высоко поднятые главы удачно венчают ансамбль монастырских строений, а объемы хорошо соотносятся с высотой холма, который воспринимается как естественный постамент монастырского ансамб­ ля. Вот почему знакомство с Горицким монастырем будет неполным, а впечатление от его храмов, стен и башен недостаточно ярким и за­ поминающимся, если ограничиться осмотром его построек только вблмзи. Чтобы лучше оценить все достоинства его строений, нужно взглянуть на монастырь из центра города с земляных валов и из-за озера, и наконец, внимательно осмотреть его сооружения из-за Подгорной слободы, — именно эта точка зрения обычно привлекает живописцев и графиков — частых гостей Переславля. И

тогда постепенно откроются новые достоинства монастырских строе­ ний, понятнее станут замыслы зодчих, и многое из того, что казалось поначалу неудачным, покажется осмысленным и оправданным.

i ИН г /

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Памятники древнего русского зодчества. М., 1853, тетр. 3. (Г л. «Часть зданий Горицкого монастыря в Переславле-Залесском».)

2.Два упраздненных монастыря над Переславским озером. М.,

1901.

3.А. А. С в и р е л и н. Переславский Горицкий ныне упразднен­ ный монастырь. Владимир, 1902.

4.А. А. П о т а п о в . Очерк древней русской гражданской архи­ тектуры. М., 1902— 1903. Вып. I. (Гл. XI. «Святые ворота с палаткою и церковью в Горицком монастыре в Переславле-Залесском».)

5.Н. В. М а л и ц к ий . История Переславской епархии. Вып. I.

Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Кн. XIII. Владимир.

1912.

Вып.

II.

В тех же Трудах. Кн. X V III. Владимир,

1917.

6.

М.

И.

С м и р н о в . Переславль-Залесский, его прошлое и на­

стоящее. Сергиев-Посад, 1913.

 

7. Н. Н.

В о р о н и н . Переславль-Залесский. М.,

1948,