Файл: Пуришев И.Б. Архитектурные памятники Горицкого монастыря в Переславле-Залесском.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
предшественников и не сумели верно угадать композиционное решение верхней части здания.
Высокий и массивный четырехгранный объем колокольни за
вершается куполом, на котором поставлена декорированная кир пичными деталями главка, венчающая все сооружение.
Колокольня строилась из кирпича на известковом растворе.
Мастера применяли |
и белый камень (цоколь, |
междуэтажные по |
|||
яски). Стены здания |
украшены типичными для |
XV III столетия |
дета |
||
лями. Однако, несмотря |
на их разнообразие, |
несмотря |
на |
узор |
|
ные наличники, пилястры, полуколонки, пояски сложного |
профиля, |
||||
мастерам, возводившим |
колокольню, не удалось придать ей |
лег- |
35
кость и изящество, столь характерное для многих подобных ружений, воздвигнутых в XV III веке '.
И все же несмотря на то, что Горицкая колокольня не принад лежит к лучшим сооружениям того времени, и конечно, проигрыва ет в соседстве с такими замечательными постройками, как мона стырские ворота и Юго-западная башня, она не только не партит архитектурный ансамбль Горицкого монастыря, но и играет в нем важную роль. Расположенная между собором, Всехсвятским тра пезным храмом и монастырскими воротами с надвратной церковью, колокольня является как бы связующим звеном между этими столь различными сооружениями; ее высокий вертикальный объем удачно уравновешивает ассиметричную композицию монастыря. Декоративное убранство колокольни перекликается с декором других монастырских сооружений, построенных примерно в то же
время.
Колокола, висевшие на колокольне, после ликвидации переславской епархии частично были увезены в Петербург и установ лены на колокольне Петропавловской крепости 1.2 Один из коло колов хранится сейчас в переславском музее. На нем надпись, гласящая о том, что колокол отлил в 1649 году Андрей Савич Людвистр', «за позволением его милости пана Богдана Хмельниц
кого гетмана войска запорожского».
Последнее сооружение, связанное с монастырскими крепост ными стенами, — двухъярусная звонница у северной стены, располо женная примерно посредине стены между Успенским собором и Всехсвятской церковью. В прошлом здесь стояла башня, разобран
ная еще в XV III столетии. |
|
|
|
|
1 Достаточно |
вспомнить знаменитую колокольню в соседней |
|||
Троице-Сергиевой |
лавре, |
построенную примерно |
в то же |
время, |
что и колокольня Горицкого монастыря. |
колоколов |
в Пе |
||
2 П о т а п о в |
А. А. |
Перевозка переславских |
тербургский Петропавловский собор. «Владимирские епархиальные ведомости». 1907. № 38.
37
Звонница была построена в конце прошлого века. Формы ее просты, завершается она маленькой главкой. Второй ярус звонни цы, где и сейчас висит небольшой колокол, расположен примерно на уровне верха стены.
Т РА П Е З Н А Я П А Л А Т А И ВСЕХСВЯТСКАЯ Ц ЕРКО ВЬ
|
|
|
У |
северной |
стены расположены |
|||
объединенные вместе Всехсвятская |
церковь |
и |
здание, |
известное |
||||
под |
названием Трапезной |
палаты. |
Судя по |
|
планировке, конст |
|||
рукциям и |
некоторым |
элементам |
декоративного |
убранства, |
||||
оба |
здания |
построены одновременно. |
Точная |
дата их |
строительст |
ва неизвестна. По своим архитектурным формам и конструктивным особенностям существующая трапезная и храм при ней больше всего похожи на постройки второй половины XVII столетия. Некото
рые |
фрагменты декоративного |
убранства церкви и |
палаты (полу- |
||||
колонки, нарядный пояс, венчающий четверик |
Всехсвятского хра |
||||||
ма) |
напоминают декор |
обширного трапезного |
корпуса |
соседнего |
|||
Данилова |
монастыря, |
строительство которого было завершено в |
|||||
1695 |
году. |
Возможно, |
что |
Всехсвятскую церковь |
и |
трапезную |
строили (вместо обветшавших и разобранных старых сооружений) или капитально перестраивали те же мастера, что возвели и богато украшенный корпус, настоятельские покои и примыкающий к ним
храм в Данилове монастыре. |
|
|
|
|
|
|
||||
|
Внешний вид горицкой |
трапезной |
мало |
интересен. |
Поздней |
|||||
шие |
переделки |
исказили |
его |
настолько, |
что сейчас |
не сразу мож |
||||
но |
распознать |
в |
маловыразительном по своему внешнему виду |
|||||||
здании памятник |
древней русской архитектуры. Изменилась фор |
|||||||||
ма |
кровли, очертания оконных проемов, к старым |
стенам примк |
||||||||
нули пристройки. Лишь спаренные полуколонки |
напоминают |
о |
||||||||
прежнем облике |
палаты. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Значительно |
|
более |
интересна трапезная |
внутри. |
Бродя |
по |
38
залам музея, осматривая его экспонаты, следует присмотреться и к конструктивным особенностям древнего сооружения, обратить внимание на хорошо сохранившиеся и доступные для обозрения своды с распалубками.
Среди перекрытых сводами помещений, несомненно, наиболь ший интерес представляет высокая и просторная одностолпная палата второго этажа. Это — главное помещение здания, собст венно трапезная палата, давшая название всему корпусу. В прош лом обширное помещение не загромождалось никакими перего родками. К сожалению, сейчас трапезная разделена на две части стеной, отчего впечатление от этой большой и светлой палаты несколько портится. Но если мысленно убрать позднюю перего-
39
родку, то можно легко |
представить себе просторные светлые |
залы, в центре которого |
стоит восьмигранный столп. Выложенные |
из кирпича своды, опираясь на стены и центральный столп, с кажущейся легкостью перекрывают помещение, площадь которого триста с лишним квадратных метров.
В древнерусской архитектуре обширные прямоугольные в плане палаты часто перекрывались с помощью поставленной в центре помещения дополнительной опоры, способной вынести немалую нагрузку каменных сводов. Обычно центральными опо рами были массивные четырехгранные столпы, на которые опира лись четыре пересекающиеся между собой свода. Так перекрыты
знаменитая |
Грановитая палата |
в московском |
Кремле, построенная |
||
в конце XV |
века, |
трапезные в |
близлежащих |
с |
Переславлем горо |
д а х — Ярославле и |
Угличе. Очень интересны |
и |
одностолпные па |
радные палаты в соседнем Ростове, возведенные во второй поло вине XV II столетия.
Трапезная палата в Горицком монастыре имеет не совсем обычную конструктивную схему перекрытия. В центре палаты — восьмигранный столп. Его стороны, поднимаясь к сводам, разде ляют их в центральной части на восемь граней. Своды от этого кажутся более легкими, их поверхности всегда неодинаково осве щены падающим из окон светом, отчего создается впечатление, что своды свободно и легко парят над головой. Подобные конст руктивные решения редко встречаются в русской архитектуре и
заслуживают внимания. |
Однако |
следует |
отметить, что в данном |
случае недостаточно |
ощутима |
конструктивная четкость перекры |
|
тия квадратного в плане помещения, не |
выявлена напряженность |
||
сводчатой конструкции. |
|
|
|
С трапезной палатой соединяется Всехсвятская церковь. Пер воначальный объем церкви сейчас скрыт различными пристрой-
40
ками, закрывшими выступающую к востоку алтарную часть зда ния. Хорошо сохранился лишь главный объем храма, увенчанный пятиглавием и возвышающийся над примыкающими к нему строе ниями и крепостными стенами.
На фасадах церкви сохранились оконные наличники, нарядный фриз, декор барабанов глав. Наибольшее впечатление производит южный фасад здания, обращенный внутрь монастырской террито рии и хорошо видный при подходе к музею. На гладкой поверх
ности стены отчетливо вырисовываются |
отороченные |
тенями |
оконные наличники. Зодчие не расчленили |
фасады здания |
гори |
зонтальными тягами, стремясь, вероятно, подчеркнуть его высоту.
Лишь по верху четверика проходит широкий |
декоративный |
пояс, |
|||||||
где полукруглые закомары, |
украшенные |
раковинами, |
чередуются |
||||||
с прямоугольными |
неглубокими |
нишами. |
Стройные и легкие ко |
||||||
лонки |
наличников |
и вытянутые |
полуколонки на углах |
также |
под |
||||
черкивают высоту здания. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Барабаны глав |
украшены |
аркатурными |
поясами |
и |
декоратив |
||||
ными |
кокошниками |
у основания. По отношению |
ко |
всему объему |
|||||
здания |
пятиглавие |
кажется |
непропорционально |
легким, |
этому |
впечатлению отчасти способствует и сложная вычурная форма маковиц, которую вряд ли можно считать первоначальной. Более вероятно, что они относятся к середине XV III века, к периоду коренной перестройки монастыря. Опись того времени свидетель
ствует о том, что в 1754 году «наугольные главы... за |
ветхостию |
о бури свалились и расшибены». |
|
Кроме кирпича, из которого сложены стены и своды здания, |
|
зодчие использовали белый камень — известняк. В стены |
заложены |
металлические связи, применявшиеся мастерами для погашения распора сводов.
Из старых документов известно, что |
под горицкой |
трапезной |
палатой располагались различные службы, хранилища |
продуктов. |
|
Второй этаж трапезной палаты соединялся с нижними |
помещени |
|
ями лестницами, расположенными в толще |
стен. |
|
В последние годы были проведены |
небольшие |
работы по |
42