Файл: Пуришев И.Б. Архитектурные памятники Горицкого монастыря в Переславле-Залесском.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

предшественников и не сумели верно угадать композиционное решение верхней части здания.

Высокий и массивный четырехгранный объем колокольни за­

вершается куполом, на котором поставлена декорированная кир­ пичными деталями главка, венчающая все сооружение.

Колокольня строилась из кирпича на известковом растворе.

Мастера применяли

и белый камень (цоколь,

междуэтажные по­

яски). Стены здания

украшены типичными для

XV III столетия

дета­

лями. Однако, несмотря

на их разнообразие,

несмотря

на

узор­

ные наличники, пилястры, полуколонки, пояски сложного

профиля,

мастерам, возводившим

колокольню, не удалось придать ей

лег-

35

соо­

кость и изящество, столь характерное для многих подобных ружений, воздвигнутых в XV III веке '.

И все же несмотря на то, что Горицкая колокольня не принад­ лежит к лучшим сооружениям того времени, и конечно, проигрыва­ ет в соседстве с такими замечательными постройками, как мона­ стырские ворота и Юго-западная башня, она не только не партит архитектурный ансамбль Горицкого монастыря, но и играет в нем важную роль. Расположенная между собором, Всехсвятским тра­ пезным храмом и монастырскими воротами с надвратной церковью, колокольня является как бы связующим звеном между этими столь различными сооружениями; ее высокий вертикальный объем удачно уравновешивает ассиметричную композицию монастыря. Декоративное убранство колокольни перекликается с декором других монастырских сооружений, построенных примерно в то же

время.

Колокола, висевшие на колокольне, после ликвидации переславской епархии частично были увезены в Петербург и установ­ лены на колокольне Петропавловской крепости 1.2 Один из коло­ колов хранится сейчас в переславском музее. На нем надпись, гласящая о том, что колокол отлил в 1649 году Андрей Савич Людвистр', «за позволением его милости пана Богдана Хмельниц­

кого гетмана войска запорожского».

Последнее сооружение, связанное с монастырскими крепост­ ными стенами, — двухъярусная звонница у северной стены, располо­ женная примерно посредине стены между Успенским собором и Всехсвятской церковью. В прошлом здесь стояла башня, разобран­

ная еще в XV III столетии.

 

 

 

1 Достаточно

вспомнить знаменитую колокольню в соседней

Троице-Сергиевой

лавре,

построенную примерно

в то же

время,

что и колокольня Горицкого монастыря.

колоколов

в Пе­

2 П о т а п о в

А. А.

Перевозка переславских

тербургский Петропавловский собор. «Владимирские епархиальные ведомости». 1907. № 38.

37


Звонница была построена в конце прошлого века. Формы ее просты, завершается она маленькой главкой. Второй ярус звонни­ цы, где и сейчас висит небольшой колокол, расположен примерно на уровне верха стены.

Т РА П Е З Н А Я П А Л А Т А И ВСЕХСВЯТСКАЯ Ц ЕРКО ВЬ

 

 

 

У

северной

стены расположены

объединенные вместе Всехсвятская

церковь

и

здание,

известное

под

названием Трапезной

палаты.

Судя по

 

планировке, конст­

рукциям и

некоторым

элементам

декоративного

убранства,

оба

здания

построены одновременно.

Точная

дата их

строительст­

ва неизвестна. По своим архитектурным формам и конструктивным особенностям существующая трапезная и храм при ней больше всего похожи на постройки второй половины XVII столетия. Некото­

рые

фрагменты декоративного

убранства церкви и

палаты (полу-

колонки, нарядный пояс, венчающий четверик

Всехсвятского хра­

ма)

напоминают декор

обширного трапезного

корпуса

соседнего

Данилова

монастыря,

строительство которого было завершено в

1695

году.

Возможно,

что

Всехсвятскую церковь

и

трапезную

строили (вместо обветшавших и разобранных старых сооружений) или капитально перестраивали те же мастера, что возвели и богато украшенный корпус, настоятельские покои и примыкающий к ним

храм в Данилове монастыре.

 

 

 

 

 

 

 

Внешний вид горицкой

трапезной

мало

интересен.

Поздней­

шие

переделки

исказили

его

настолько,

что сейчас

не сразу мож­

но

распознать

в

маловыразительном по своему внешнему виду

здании памятник

древней русской архитектуры. Изменилась фор­

ма

кровли, очертания оконных проемов, к старым

стенам примк­

нули пристройки. Лишь спаренные полуколонки

напоминают

о

прежнем облике

палаты.

 

 

 

 

 

 

 

Значительно

 

более

интересна трапезная

внутри.

Бродя

по

38


залам музея, осматривая его экспонаты, следует присмотреться и к конструктивным особенностям древнего сооружения, обратить внимание на хорошо сохранившиеся и доступные для обозрения своды с распалубками.

Среди перекрытых сводами помещений, несомненно, наиболь­ ший интерес представляет высокая и просторная одностолпная палата второго этажа. Это — главное помещение здания, собст­ венно трапезная палата, давшая название всему корпусу. В прош­ лом обширное помещение не загромождалось никакими перего­ родками. К сожалению, сейчас трапезная разделена на две части стеной, отчего впечатление от этой большой и светлой палаты несколько портится. Но если мысленно убрать позднюю перего-

39

родку, то можно легко

представить себе просторные светлые

залы, в центре которого

стоит восьмигранный столп. Выложенные

из кирпича своды, опираясь на стены и центральный столп, с кажущейся легкостью перекрывают помещение, площадь которого триста с лишним квадратных метров.

В древнерусской архитектуре обширные прямоугольные в плане палаты часто перекрывались с помощью поставленной в центре помещения дополнительной опоры, способной вынести немалую нагрузку каменных сводов. Обычно центральными опо­ рами были массивные четырехгранные столпы, на которые опира­ лись четыре пересекающиеся между собой свода. Так перекрыты

знаменитая

Грановитая палата

в московском

Кремле, построенная

в конце XV

века,

трапезные в

близлежащих

с

Переславлем горо­

д а х — Ярославле и

Угличе. Очень интересны

и

одностолпные па­

радные палаты в соседнем Ростове, возведенные во второй поло­ вине XV II столетия.

Трапезная палата в Горицком монастыре имеет не совсем обычную конструктивную схему перекрытия. В центре палаты — восьмигранный столп. Его стороны, поднимаясь к сводам, разде­ ляют их в центральной части на восемь граней. Своды от этого кажутся более легкими, их поверхности всегда неодинаково осве­ щены падающим из окон светом, отчего создается впечатление, что своды свободно и легко парят над головой. Подобные конст­ руктивные решения редко встречаются в русской архитектуре и

заслуживают внимания.

Однако

следует

отметить, что в данном

случае недостаточно

ощутима

конструктивная четкость перекры­

тия квадратного в плане помещения, не

выявлена напряженность

сводчатой конструкции.

 

 

 

С трапезной палатой соединяется Всехсвятская церковь. Пер­ воначальный объем церкви сейчас скрыт различными пристрой-

40



ками, закрывшими выступающую к востоку алтарную часть зда­ ния. Хорошо сохранился лишь главный объем храма, увенчанный пятиглавием и возвышающийся над примыкающими к нему строе­ ниями и крепостными стенами.

На фасадах церкви сохранились оконные наличники, нарядный фриз, декор барабанов глав. Наибольшее впечатление производит южный фасад здания, обращенный внутрь монастырской террито­ рии и хорошо видный при подходе к музею. На гладкой поверх­

ности стены отчетливо вырисовываются

отороченные

тенями

оконные наличники. Зодчие не расчленили

фасады здания

гори­

зонтальными тягами, стремясь, вероятно, подчеркнуть его высоту.

Лишь по верху четверика проходит широкий

декоративный

пояс,

где полукруглые закомары,

украшенные

раковинами,

чередуются

с прямоугольными

неглубокими

нишами.

Стройные и легкие ко­

лонки

наличников

и вытянутые

полуколонки на углах

также

под­

черкивают высоту здания.

 

 

 

 

 

 

 

Барабаны глав

украшены

аркатурными

поясами

и

декоратив­

ными

кокошниками

у основания. По отношению

ко

всему объему

здания

пятиглавие

кажется

непропорционально

легким,

этому

впечатлению отчасти способствует и сложная вычурная форма маковиц, которую вряд ли можно считать первоначальной. Более вероятно, что они относятся к середине XV III века, к периоду коренной перестройки монастыря. Опись того времени свидетель­

ствует о том, что в 1754 году «наугольные главы... за

ветхостию

о бури свалились и расшибены».

 

Кроме кирпича, из которого сложены стены и своды здания,

зодчие использовали белый камень — известняк. В стены

заложены

металлические связи, применявшиеся мастерами для погашения распора сводов.

Из старых документов известно, что

под горицкой

трапезной

палатой располагались различные службы, хранилища

продуктов.

Второй этаж трапезной палаты соединялся с нижними

помещени­

ями лестницами, расположенными в толще

стен.

 

В последние годы были проведены

небольшие

работы по

42