Файл: Поташов И.Я. Академик М. А. Рыкачев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в которую положили мешки с песком. Наконец в нее вошли два члена экипажа и три пассажира, среди кото­ рых был Михаил Александрович Рыкачев.

В 1868 году М. А. Рыкачев совершил два полета на воздушном шаре с научными целями. Полет 9 мая был первым. «В 19 ч. 57 м., — писал М. А. Рыкачев, — дали свободу шару и он стал плавно подыматься вместе с пас­ сажирами посреди громких приветствий многочисленной публики». Подъем происходил в условиях спокойного состояния воздуха. Уже через десять минут путешествен­ ники достигли наибольшей высоты — 1160 метров. Они любовались великолепным видом Петербурга и его ок­ рестностей. Вдали, над Ладожским озером, расстилался туман, а в западной стороне, на горизонте, виднелись холмы о. Гогланда (ныне — о. Сур-Сари), находящегося от места подъема в 180 километрах. Температура воз­ духа на максимальной высоте поднятия составляла + 2,0°, тогда как у земной поверхности она была + 12,0° Цельсия. Шар направлялся к западу и был уже над мо­ рем, а потому воздухоплаватели решили спуститься не­ сколько ниже, в надежде встретить в более низких слоях благоприятное течение воздуха. Действительно, так и случилось: шар стал направляться к юго-западу, на бе­ рег. Вскоре воздухоплаватели приземлились на поле около деревни Лигова, в четырнадцати километрах от Петербурга.

Так окончилось это воздушное путешествие, позволив­ шее М. А. Рыкачеву произвести наблюдения над давле­ нием, температурой и влажностью воздуха на различных высотах.

Касаясь тех качеств, которыми должны обладать воздухоплаватели, М. А. Рыкачев говорил: «... в них, мне кажется, должны быть развиты главные свойства хоро­ шего моряка, еще в большей степени нежели у самих мо-

12

ряков, а именно быстрота соображения, хладнокровие, распорядительность, которые так -необходимы для без­ опасного плавания в быстрых течениях воздушного

океана».

Через 3 дня Михаил Александрович совершил новый

подъем на том же воздушном шаре.

Погода была пасмурной, дул западно-юго-западный ветер. Предварительно пущенные небольшие шары по­ казали, что и в верхних слоях атмосферы было почти то же самое движение. В корзину поместились четыре пас­ сажира, среди них — одна женщина. Как и в первый раз, подъем начался около восьми часов вечера. Шар с большой скоростью понесся по направлению к Ладож­ скому озеру. На этот раз посадка была довольно опас­ ной, так как корзина неоднократно ударялась о верхуш­ ки деревьев и шар снова поднимался над лесом. Наконец он опустился с сильным ударом на болото, но затем опять поднялся, несмотря на брошенный якорь, и понес воздухоплавателей к окраине леса. Такие рикощеты по­ вторялись дважды. Все же путешественники приземли­ лись на одну из кочек, но сильный порыв ветра сорвал их с места и поволок корзину по болотам и кустарникам. К счастью, вскоре шар остановился и аэронавты не по­ страдали. Это было около Ладожского озера в 32 ки­ лометрах к северу от Шлиссельбурга. Расстояние от мес­ та подъема до места приземления шар пролетел за один час.

М. А. Рыкачев, как и во время полета 9 мая, вел на­ блюдения за давлением, температурой и влажностью воздуха. Кроме того, он сделал интересные записи о рас­ пространении различных звуков с земли в верхние слои атмосферы. Так, например, на высоте 1500 метров путе­ шественники отчетливо слышали лай собаки, а на высоте 900 метров — кукование кукушки и пение соловья.

13


Максимальная высота, достигнутая в этот раз, состав­

ляла

1550

метров.

втором полете, опубликованной

В

статье о своем

22 мая

1868 года

в «Петербургских ведомостях»,

М. А. Рыкачев внес ряд предложений для усовершенство­ вания конструкции воздушных шаров и, в частности, в устройство системы клапанов для выпуска газа, что име­ ло большое значение для безопасности полетов.

Несколько позднее, в 1872 году, М. А. Рыкачев опуб­ ликовал статью «О наблюдениях, произведенных над температурой и влажностью воздуха в разных слоях ат­ мосферы» *, в которой использовал материалы своих на­ блюдений и других исследователей. В ней он отмечает, что все сделанные до настоящего времени наблюдения на аэростатах являются недостаточными для суждения, например, о нормальном распределении температуры на разных высотах атмосферы, не говоря уже об отклоне­ ниях от этого распределения, зависящих от времени года и суток, температуры у земной поверхности и т. д. «Изу­ чение закона распределения температуры и других мете­

орологических элементов на

разных высотах атмосфе­

ры,— писал М. А. Рыкачев, — возможно

будет

только

тогда, когда наблюдения над

этими элементами

будут

производиться не случайно и урывками,

как это дела­

лось до сего времени, но регулярно и ежедневно в опре­ деленные часы дня с помощью привязного шара».

Спустя пять лет после первых полетов на воздушном шаре, М. А. Рыкачеву представилась возможность опять совершить два полета.

В январе 1873 года бывший моряк французского фло­ та аэронавт Бюнель предложил М. А. Рыкачеву поднять-

1 Список наиболее известных трудов М. А. Рыкачева помещен в конце книги.

14


ся с ним .на воздушном шаре и сделать необходимые на­

блюдения.

До мая шла подготовка к полетам. М. А. Рыкачеву удалось получить довольно хороший комплект метеоро­ логических инструментов, состоящий из хронометра для отметок моментов наблюдений, сифонного барометра и анероида для определения давления атмосферы, чувст­ вительных термометров и волосного гигрометра для наблюдений температуры и влажности воздуха. Для оп­ ределения положения шара на плане служили длинный канат, подвешенный снизу в средней части корзины, и компас с диоптрами. Если смотреть сверху через отвер­ стие в дне корзины на конец каната, то можно судить о месте, над которым находится шар. Кроме того М. А. Рыкачев взял с собой магнитную стрелку, колебания ко­ торой он замечал до начала и в определенные моменты поднятия. А для взятия проб воздуха служили специально приспособленные трубки. Особое внимание Михаил Алек­ сандрович обратил на установку термометров и гигро­ метра. Для защиты от солнца они помещались на особых стойках внутри легкого ящика с двойными стенками — наружными деревянными и внутренними из тонких цин­ ковых листов. Открытый снизу и сверху ящик прикреп-

.лялся к борту снаружи корзины, а внутри ее помещался небольшой столик с хронометром, анероидом и записной книжкой.

Для наблюдения по приборам, находящимся в ящике, в его стенке сделали специальные отверстия.

Высота шара определялась по барометрической фор­ муле, исходя из наблюдений за атмосферным давлением и температурой. На этот раз М. А. Рыкачев решил при­ менить новый метод нахождения высоты путем определе­ ния видимого положения шара при помощи астрономиче­ ских наблюдений с земли. Эти наблюдения должны были

15

вести Главная физическая, Пулковская и Кронштадтская обсерватории.

Поднятие назначили на воскресенье 1 мая в два часа дня, но произошла задержка с наполнением шара. В пять часов вечера четыре пассажира заняли корзину, и Бюнель дал команду. Однако из-за большого количества балласта шар не мог подняться. Пришлось быстро осво­ бодиться от груза и от большинства инструментов. С М. А. Рыкачевым остались только анероид и термометр. В связи с задержкой полета ни в Петербурге, ни в Крон­ штадте наблюдений за шаром не производилось.

Сначала путешественники попали в северо-восточный воздушный поток, и их понесло к Финскому заливу. Вы­ ше 1000 метров шар встретил юго-западное течение, по­ несшее его к Ладожскому озеру. Но путешественники не рискнули перелететь через озеро и стали опускаться вниз. Северо-восточным нижним течением они были отнесены к станции Удельной Выборгской железной дороги, где и приземлились.

В довершение неудачи во время приземления была разбита единственная трубка, наполненная воздухом во

время

полета. Бюнель понимал большое

огорчение

М. А.

Рыкачева и обещал ему подняться еще

раз для

производства всех необходимых наблюдений. Такой по­ лет и состоялся 20 мая 1873 года.

День был ясным, со слабым восточным ветром. Около половины третьего шар был наполнен газом. Бюнель на этот раз достаточно облегчил шар, и поэтому после пуска он стал подниматься так быстро, что ветер свистел в снастях. Путешественникам встретились три разных тече­ ния воздуха: в самом нижнем слое шар летел на югозапад, на высоте от 2000 до 3000 метров направление полета изменилось на западное-северо-западное, и, на­ конец, в слое от 3000-до 4000 метров шар перемещался к

' ’ ■б


юго-востоку. В пять часов шесть минут вечера шар до­ стиг максимальной высоты — 4046 метров. Термометр при этом показывал — 8°, тогда как в Главной физической обсерватории в этот момент температура воздуха была

+ 17,3° Цельсия.

М. А. Рыкачев, описывая это путешествие, подробно рассказывает и о тех ощущениях, которые испыты­ вали путешественники при обозрении огромной террито­ рии. Но ученый не только любовался прекрасной пано­ рамой, открывшейся его взору при полете, но и старался сделать как можно больше наблюдений по барометру, термометрам, гигрометру и другим приборам.

Этот полет был особенно ценным по обилию произ­ веденных наблюдений. Впервые в мире была проверена точность барометрической формулы путем наблюдения за шаром с земли по астрономическим приборам и вы­ числения высоты шара по этим данным. Оказывается, что высоты, определенные при помощи барометрической формулы, оказались завышенными в среднем на 60 мет­ ров по сравнению с высотами, определенными по астро­ номическим приборам.

«Разница, вероятно, зависит от того, — писал М. А. Рыкачев, — что барометрическая формула предпо­ лагает спокойное состояние атмосферы, чего в действи­ тельности никогда не бывает».

Наблюдения с земли за шаром позволили точно оп­ ределить его путь.

Михаил Александрович видел большое будущее воз­ духоплавания. В 1871 году он писал: «Воздухоплавание принадлежит к одному из важнейших изобретений человеческога.ума и, без сомнения, в будущем будет прино­ сить такую же пользу, как пар и электричество. Может быть даже, что со временем оно приобретет такое же

18

-значение для человечества, какое теперь принадлежит мореплаванию».

Пытливая мысль ученого не ограничивалась научны­ ми наблюдениями в разных слоях атмосферы при по­ мощи воздушных шаров, которые не могут летать по любому заданному направлению. Этот недостаток навел М. А. Рыкачева на мысль о замене подъемной силы аэро­ стата «крыльями, которые, вращаясь в воздухе, поддер­ живали бы машину, приводящую их в движение; в таком случае, давая некоторый уклон оси вращения, можно будет не только держаться на воздухе, но и давать маши­ не желаемое направление».

Идею воздухоплавательного аппарата с вращающи­ мися крыльями, то есть геликоптера, выдвинул выдаю­ щийся итальянский ученый Леонардо-да Винчи. Однако дальнейшее развитие теоретических идей полета на аппа­ ратах тяжелее воздуха и претворение их в жизнь принад­ лежит русским людям. М. В. Ломоносов разработал принципы полета тел тяжелее воздуха. 4 февраля 1754 года на собрании конференции Академии наук он сделал сообщение об изобретенной им аэродромической (воздухобежной) «машине», могущей подниматься в верхние слои атмосферы.

Прежде чем приступить к созданию подобного лета­ тельного аппарата, М. А. Рыкачев счел нужным произ­ вести серию опытов для решения вопроса о величине подъемной силы крыльев, вращающихся в воздухе. Такие

опыты и были

произведены им в

1870 году с помощью

специальной

установки.

Последняя состояла из ве­

сов Роберваля, на одной

чашке

которых помещался

сконструированный им небольшой прибор, уравновеши­ ваемый гирями на другой чашке. Основной частью при­ бора был четырехлопастный винт, приводимый во . вра­ щение с помощью часовых пружин или гирь. Плоские

ГЭ