ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
в которую положили мешки с песком. Наконец в нее вошли два члена экипажа и три пассажира, среди кото рых был Михаил Александрович Рыкачев.
В 1868 году М. А. Рыкачев совершил два полета на воздушном шаре с научными целями. Полет 9 мая был первым. «В 19 ч. 57 м., — писал М. А. Рыкачев, — дали свободу шару и он стал плавно подыматься вместе с пас сажирами посреди громких приветствий многочисленной публики». Подъем происходил в условиях спокойного состояния воздуха. Уже через десять минут путешествен ники достигли наибольшей высоты — 1160 метров. Они любовались великолепным видом Петербурга и его ок рестностей. Вдали, над Ладожским озером, расстилался туман, а в западной стороне, на горизонте, виднелись холмы о. Гогланда (ныне — о. Сур-Сари), находящегося от места подъема в 180 километрах. Температура воз духа на максимальной высоте поднятия составляла + 2,0°, тогда как у земной поверхности она была + 12,0° Цельсия. Шар направлялся к западу и был уже над мо рем, а потому воздухоплаватели решили спуститься не сколько ниже, в надежде встретить в более низких слоях благоприятное течение воздуха. Действительно, так и случилось: шар стал направляться к юго-западу, на бе рег. Вскоре воздухоплаватели приземлились на поле около деревни Лигова, в четырнадцати километрах от Петербурга.
Так окончилось это воздушное путешествие, позволив шее М. А. Рыкачеву произвести наблюдения над давле нием, температурой и влажностью воздуха на различных высотах.
Касаясь тех качеств, которыми должны обладать воздухоплаватели, М. А. Рыкачев говорил: «... в них, мне кажется, должны быть развиты главные свойства хоро шего моряка, еще в большей степени нежели у самих мо-
12
ряков, а именно быстрота соображения, хладнокровие, распорядительность, которые так -необходимы для без опасного плавания в быстрых течениях воздушного
океана».
Через 3 дня Михаил Александрович совершил новый
подъем на том же воздушном шаре.
Погода была пасмурной, дул западно-юго-западный ветер. Предварительно пущенные небольшие шары по казали, что и в верхних слоях атмосферы было почти то же самое движение. В корзину поместились четыре пас сажира, среди них — одна женщина. Как и в первый раз, подъем начался около восьми часов вечера. Шар с большой скоростью понесся по направлению к Ладож скому озеру. На этот раз посадка была довольно опас ной, так как корзина неоднократно ударялась о верхуш ки деревьев и шар снова поднимался над лесом. Наконец он опустился с сильным ударом на болото, но затем опять поднялся, несмотря на брошенный якорь, и понес воздухоплавателей к окраине леса. Такие рикощеты по вторялись дважды. Все же путешественники приземли лись на одну из кочек, но сильный порыв ветра сорвал их с места и поволок корзину по болотам и кустарникам. К счастью, вскоре шар остановился и аэронавты не по страдали. Это было около Ладожского озера в 32 ки лометрах к северу от Шлиссельбурга. Расстояние от мес та подъема до места приземления шар пролетел за один час.
М. А. Рыкачев, как и во время полета 9 мая, вел на блюдения за давлением, температурой и влажностью воздуха. Кроме того, он сделал интересные записи о рас пространении различных звуков с земли в верхние слои атмосферы. Так, например, на высоте 1500 метров путе шественники отчетливо слышали лай собаки, а на высоте 900 метров — кукование кукушки и пение соловья.
13
Максимальная высота, достигнутая в этот раз, состав
ляла |
1550 |
метров. |
втором полете, опубликованной |
В |
статье о своем |
||
22 мая |
1868 года |
в «Петербургских ведомостях», |
М. А. Рыкачев внес ряд предложений для усовершенство вания конструкции воздушных шаров и, в частности, в устройство системы клапанов для выпуска газа, что име ло большое значение для безопасности полетов.
Несколько позднее, в 1872 году, М. А. Рыкачев опуб ликовал статью «О наблюдениях, произведенных над температурой и влажностью воздуха в разных слоях ат мосферы» *, в которой использовал материалы своих на блюдений и других исследователей. В ней он отмечает, что все сделанные до настоящего времени наблюдения на аэростатах являются недостаточными для суждения, например, о нормальном распределении температуры на разных высотах атмосферы, не говоря уже об отклоне ниях от этого распределения, зависящих от времени года и суток, температуры у земной поверхности и т. д. «Изу чение закона распределения температуры и других мете
орологических элементов на |
разных высотах атмосфе |
||
ры,— писал М. А. Рыкачев, — возможно |
будет |
только |
|
тогда, когда наблюдения над |
этими элементами |
будут |
|
производиться не случайно и урывками, |
как это дела |
лось до сего времени, но регулярно и ежедневно в опре деленные часы дня с помощью привязного шара».
Спустя пять лет после первых полетов на воздушном шаре, М. А. Рыкачеву представилась возможность опять совершить два полета.
В январе 1873 года бывший моряк французского фло та аэронавт Бюнель предложил М. А. Рыкачеву поднять-
1 Список наиболее известных трудов М. А. Рыкачева помещен в конце книги.
14
ся с ним .на воздушном шаре и сделать необходимые на
блюдения.
До мая шла подготовка к полетам. М. А. Рыкачеву удалось получить довольно хороший комплект метеоро логических инструментов, состоящий из хронометра для отметок моментов наблюдений, сифонного барометра и анероида для определения давления атмосферы, чувст вительных термометров и волосного гигрометра для наблюдений температуры и влажности воздуха. Для оп ределения положения шара на плане служили длинный канат, подвешенный снизу в средней части корзины, и компас с диоптрами. Если смотреть сверху через отвер стие в дне корзины на конец каната, то можно судить о месте, над которым находится шар. Кроме того М. А. Рыкачев взял с собой магнитную стрелку, колебания ко торой он замечал до начала и в определенные моменты поднятия. А для взятия проб воздуха служили специально приспособленные трубки. Особое внимание Михаил Алек сандрович обратил на установку термометров и гигро метра. Для защиты от солнца они помещались на особых стойках внутри легкого ящика с двойными стенками — наружными деревянными и внутренними из тонких цин ковых листов. Открытый снизу и сверху ящик прикреп-
.лялся к борту снаружи корзины, а внутри ее помещался небольшой столик с хронометром, анероидом и записной книжкой.
Для наблюдения по приборам, находящимся в ящике, в его стенке сделали специальные отверстия.
Высота шара определялась по барометрической фор муле, исходя из наблюдений за атмосферным давлением и температурой. На этот раз М. А. Рыкачев решил при менить новый метод нахождения высоты путем определе ния видимого положения шара при помощи астрономиче ских наблюдений с земли. Эти наблюдения должны были
15
вести Главная физическая, Пулковская и Кронштадтская обсерватории.
Поднятие назначили на воскресенье 1 мая в два часа дня, но произошла задержка с наполнением шара. В пять часов вечера четыре пассажира заняли корзину, и Бюнель дал команду. Однако из-за большого количества балласта шар не мог подняться. Пришлось быстро осво бодиться от груза и от большинства инструментов. С М. А. Рыкачевым остались только анероид и термометр. В связи с задержкой полета ни в Петербурге, ни в Крон штадте наблюдений за шаром не производилось.
Сначала путешественники попали в северо-восточный воздушный поток, и их понесло к Финскому заливу. Вы ше 1000 метров шар встретил юго-западное течение, по несшее его к Ладожскому озеру. Но путешественники не рискнули перелететь через озеро и стали опускаться вниз. Северо-восточным нижним течением они были отнесены к станции Удельной Выборгской железной дороги, где и приземлились.
В довершение неудачи во время приземления была разбита единственная трубка, наполненная воздухом во
время |
полета. Бюнель понимал большое |
огорчение |
М. А. |
Рыкачева и обещал ему подняться еще |
раз для |
производства всех необходимых наблюдений. Такой по лет и состоялся 20 мая 1873 года.
День был ясным, со слабым восточным ветром. Около половины третьего шар был наполнен газом. Бюнель на этот раз достаточно облегчил шар, и поэтому после пуска он стал подниматься так быстро, что ветер свистел в снастях. Путешественникам встретились три разных тече ния воздуха: в самом нижнем слое шар летел на югозапад, на высоте от 2000 до 3000 метров направление полета изменилось на западное-северо-западное, и, на конец, в слое от 3000-до 4000 метров шар перемещался к
' ’ ■б
юго-востоку. В пять часов шесть минут вечера шар до стиг максимальной высоты — 4046 метров. Термометр при этом показывал — 8°, тогда как в Главной физической обсерватории в этот момент температура воздуха была
+ 17,3° Цельсия.
М. А. Рыкачев, описывая это путешествие, подробно рассказывает и о тех ощущениях, которые испыты вали путешественники при обозрении огромной террито рии. Но ученый не только любовался прекрасной пано рамой, открывшейся его взору при полете, но и старался сделать как можно больше наблюдений по барометру, термометрам, гигрометру и другим приборам.
Этот полет был особенно ценным по обилию произ веденных наблюдений. Впервые в мире была проверена точность барометрической формулы путем наблюдения за шаром с земли по астрономическим приборам и вы числения высоты шара по этим данным. Оказывается, что высоты, определенные при помощи барометрической формулы, оказались завышенными в среднем на 60 мет ров по сравнению с высотами, определенными по астро номическим приборам.
«Разница, вероятно, зависит от того, — писал М. А. Рыкачев, — что барометрическая формула предпо лагает спокойное состояние атмосферы, чего в действи тельности никогда не бывает».
Наблюдения с земли за шаром позволили точно оп ределить его путь.
Михаил Александрович видел большое будущее воз духоплавания. В 1871 году он писал: «Воздухоплавание принадлежит к одному из важнейших изобретений человеческога.ума и, без сомнения, в будущем будет прино сить такую же пользу, как пар и электричество. Может быть даже, что со временем оно приобретет такое же
18
-значение для человечества, какое теперь принадлежит мореплаванию».
Пытливая мысль ученого не ограничивалась научны ми наблюдениями в разных слоях атмосферы при по мощи воздушных шаров, которые не могут летать по любому заданному направлению. Этот недостаток навел М. А. Рыкачева на мысль о замене подъемной силы аэро стата «крыльями, которые, вращаясь в воздухе, поддер живали бы машину, приводящую их в движение; в таком случае, давая некоторый уклон оси вращения, можно будет не только держаться на воздухе, но и давать маши не желаемое направление».
Идею воздухоплавательного аппарата с вращающи мися крыльями, то есть геликоптера, выдвинул выдаю щийся итальянский ученый Леонардо-да Винчи. Однако дальнейшее развитие теоретических идей полета на аппа ратах тяжелее воздуха и претворение их в жизнь принад лежит русским людям. М. В. Ломоносов разработал принципы полета тел тяжелее воздуха. 4 февраля 1754 года на собрании конференции Академии наук он сделал сообщение об изобретенной им аэродромической (воздухобежной) «машине», могущей подниматься в верхние слои атмосферы.
Прежде чем приступить к созданию подобного лета тельного аппарата, М. А. Рыкачев счел нужным произ вести серию опытов для решения вопроса о величине подъемной силы крыльев, вращающихся в воздухе. Такие
опыты и были |
произведены им в |
1870 году с помощью |
|
специальной |
установки. |
Последняя состояла из ве |
|
сов Роберваля, на одной |
чашке |
которых помещался |
сконструированный им небольшой прибор, уравновеши ваемый гирями на другой чашке. Основной частью при бора был четырехлопастный винт, приводимый во . вра щение с помощью часовых пружин или гирь. Плоские
ГЭ