Файл: Поташов И.Я. Академик М. А. Рыкачев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ложено выполнение намеченных подготовительных работ и выработка детального плана съемки.

Обосновывая необходимость проведения магнитной съемки, М. А. Рыкачев в докладе «О магнитной съемке земного шара и о подготовительных работах к магнит­ ной съемке России» (сделанном на XII съезде русских естествоиспытателей и врачей 31 декабря 1909 года) го­ ворил: «Общее распределение магнетизма на поверхно­ сти земного шара таково, что можно принять весь шар за магнит с магнитной осью, наклоненной к оси враще­ ния земли, но затем имеются большие отклонения от сим­ метричного распределения в больших областях и -в от­ дельных небольших местностях; изучение этих последних показывает, что такие местные аномалии находятся в связи с геологическим строением данной области. Из сказанного ясно, какое важное значение для успеха науки имеет изучение магнитного состояния такого магнитного тела, как наша земля». В принятой резолюции о магнит­ ной съемке России было записано: «Соединенное заседа­ ние секций физики и физической географии... считает производство упомянутой съемки безусловно необходи­ мым и желает, чтобы к исполнению этого важного пред­ приятия было приступлено в возможно скором времени».

В статье «Записка о научном и практическом значе­ нии магнитной съемки России и неотложной необходимо­ сти ее выполнения» (1910 г.) М. А. Рыкачев отметил, что большие, работы по магнитным съемкам территорий на­ шего Туркестана, Турции, Персии и Китая вел в 1909 го­ ду американский Институт Карнеги. «Таким образом в настоящее время внешние обстоятельства заставляют нас приступить к систематическим работам, если мы не хо­ тим, чтобы у нас, наравне с Китаем и Персией, съемки делались присланными из Института Карнеги американ­ цами».

Отметив, что Магнитная комиссия уже выработала план работ и составила смету на предполагаемые десять лет полевой работы, М. А. Рыкачев призвал приступить к его выполнению как можно скорее: «Производство съемки именно теперь, когда одновременно идут работы по изучению магнетизма всего земного шара, приобрета­ ет настолько большую ценность в смысле сравнимости материала, что было бы прямо непростительно отложить нашу долю работы».

Чтобы убедить правительство отпустить средства на производство магнитной съемки страны, автор статьи останавливается на научном и особенно на практическом ее значении. Магнитная съемка страны призвана вполне удовлетворить практические запросы со стороны «инже­ неров, отправляющихся на изыскания каких-либо путей, топографов, землемеров, лесоустроителей, путешествен­ ников и т. п... Особенно важное практическое значение имеет знание магнитных элементов для мореходства».

Заслуги М. А. Рыкачева в области изучения земного магнетизма получили международное признание. В 1905 году он был избран председателем Международной комиссии по земному магнетизму и атмосферному элект­ ричеству, а в 1907 году — председателем Международной комиссии по магнитной съемке вдоль параллели. Занимая эти ответственные посты, М. А. Рыкачев много потрудил­ ся над организацией, планированием и согласованием изучения земного магнетизма и проведением магнитных съемок различными государствами.

В 1910 году началась магнитная съемка Петербург­ ской губернии. Она была проведена в течение двух лет сотрудниками Павловской магнитной и метеорологичес­ кой обсерватории Е. А. Кучинским, Д. Ф. Нездюровым, М. М. Рыкачевым (сын Михаила Александровича) и физиком Главной физической обсерватории А. П. Лоиди-

5 И. Поташов

73


сом. Полученные материалы были опубликованы в пер­ вом и втором выпусках «Магнитной съемки России» (1912 г.). М. А. Рыкачев редактировал эти выпуски и, кроме того, написал к каждому «Введение».

А^агнитные съемки проводились и в других местах (Херсонской, Калужской и Смоленской губерниях, Привислинских губерниях, в Финляндии, на берегах Финского залива, Черного и Азовского морей, на берегах Тихого океана. Под руководством профессора Б. В. Вейнберга были определены магнитные элементы в 50 пунктах Средней Сибири и на Алтае. Удалось продвинуть обра­ ботку и прежних наблюдений. Д. А. Смирнов издал в «Известиях Академии наук» результаты произведенных им наблюдений в 1901, 1904 и 1909 годах на линии от Варшавы до Владивостока.

Однако начавшаяся в 1914 году мировая война за­ медлила дело магнитной съемки России. Она возобнови­ лась с большей интенсивностью лишь после Октябрьской революции и гражданской войны. В эти годы академик М. А. Рыкачев продолжает руководить магнитной съем­ кой. Он редактирует «Магнитную съемку России» и пи­ шет «Введения» к выпускам, посвященным Подольской губернии- (1917 г.), Новгородской губернии (1918 г.), Бессарабской губернии (1919 г.). В 1918 г. Михаил Алек­

сандрович написал «Введение» к

труду Г.

Абельса

«О магнитной аномалии в Екатеринбурге».

 

Уже будучи тяжело больным,

15 января

1919 года

М. А. Рыкачев просил физико-математическое отделение Академии наук утвердить персонал Бюро Магнитной ко­ миссии й отвести для ее работы хотя бы 2—3 комнаты — «без этого успешная работа по подготовке Магнитной Съемки была бы весьма затруднительна».

После Октябрьской революции изучение земного маг­ нетизма сделало в нашей стране большие успехи. Завер-

7 4

шена начатая по инициативе и под руководством М. А. Рыкачева магнитная съемка. Расширилась и ус­ ложнилась служба земного магнетизма. Ее возглавляет специальный Научно-исследовательский институт земно­ го магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Академии наук СССР. В период Международного гео­ физического года (1957— 1958 гг.) и в последующие го­ ды в водах Атлантического, Индийского и Тихого океа­ нов вела магнитную съемку советская немагнитная шху­ на «Заря».

Практическое применение магнитного поля

Земли

в наше время также значительно расширилось.

Если

раньше компас применялся в основном в мореплавании, то сейчас он с большим успехом используется в авиации. Большое значение использование магнитной съемки по­ лучило в геологии для изучения геологического строения местности и при разведке полезных ископаемых (желез­ ных руд, бокситов, марганцовых руд, нефтеносных струк­ тур, алмазных месторождений и т. п.). Наряду с на­ земной магнитной разведкой широко распространена разведка воздушная.

Говоря об успехах нашей страны в области изучения и практического применения земного магнетизма, нельзя забывать о большом вкладе М. А. Рыкачева в это «наи­ более близкое его душе дело» Г

БОЛЬШОЙ УЧЕНЫЙ И ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

М. А. Рыкачев дорог нам не только своими рабо­ тами. в области воздухоплавания, метеорологии, гидро­ логии и земного магнетизма. Часто отмечалась его1

1 Отчет о деятельности Российской Академии наук за 1919 год.

5*

75


большая общественно-научная деятельность. Он участво­ вал в работе различных обществ, комиссий, комитетов, съездов, конференций. В автобиографии он писал: «Почти ежегодно я был командируем в разные города Европы для участия в конгрессах или конференциях различных международных комиссий пли комитетов, в которых я состоял членом или председателем».

М. А. Рыкачев с Русским техническим обществом со­ хранил связь и после освобождения его от обязанностей председателя Воздухоплавательного отдела в октябре 1884 г. В связи с 50-летием службы М. А. Рыкачева в 1909 году Русское техническое общество избрало его своим почетным членом.

М. А. Рыкачев был членом-учредителем Русского фи­ зического общества (с 1878 г. — физико-химического) при Петербургском университете, организованном в 1872 го­ ду. В деятельности общества он принимал активное уча­ стие как председатель отделения физики и Президент общества в 1907 году.

Обширную работу М. А. Рыкачев вел в Русском гео­ графическом обществе, действительным членом которого состоял с 1869 года. Еще до избрания в члены он оказал обществу большую помощь в снаряжении Чукотской экспедиции метеорологическими инструментами. Многие

другие

экспедиции были обязаны

своими успехами

М. А.

Рыкачеву, который вкладывал

большой труд в

разработку планов метеорологических наблюдений, осна­ щение приборами и т. д. Например, он участвовал в ор­ ганизации проведения нивелировки Сибири, Аму-Дарь­ инской экспедиции, разработке и осуществлении прогграммы Первого международного полярного года (1882— 1883 гг.), экспедиции Э. В. Толля на Новосибир­ ские острова, Шпицбергенской экспедиции для градусных измерений и других. В письме к знаменитому русскому

76

В 1869—1870 гг. М. А. Рыкачев участвовал в созда­ нии Метеорологической комиссии Русского географичес­ кого общества и первое время был секретарем этой ко­

миссии. Он был членом и других

комиссий

общества.

В течение многих лет он избирался

в состав

комиссии

по присуждению медалей.

 

 

Под редакцией М. А. Рыкачева вышел том «Записок Географического общества» со статьями метеорологиче­ ского содержания.

С 1891 года начал издаваться журнал «Метеорологи­ ческий вестник». М. А. Рыкачев был одним из его осно­ вателей и членом редакционного комитета.

Несколько раз он был членом совета Русского геогра­ фического общества, восемь лет, с 1900 по 1908 год,— помощником председателя, а 30 января 1908 года был избран почетным членом.

За выдающиеся научные труды и большую научнообщественную работу М. А. Рыкачев получил от общест­ ва в 1895 году высшую награду. А руководитель Русской полярной экспедиции Э. В. Толль, в знак больших заслуг М. А. Рыкачева, назвал один из островов у северо-запад­ ных берегов полуострова Таймыр островом Рыкачева.

Большую научно-организационную работу М. А. Ры­ качев вел в различных академических и междуведомст­ венных комиссиях. Под его председательством работали академические комиссии: постоянная водомерная, по ис­ следованию верхних слоев атмосферы, магнитная, по развитию метеорологического дела на Черноморском по­ бережье.

В академических. комиссиях — Шпицбергенской и по снаряжению Русской полярной экспедиции под началь­ ством Э. В. Толля М. А. Рыкачев руководил организаци­ ей магнитных и метеорологических наблюдений.

78


Сейсмические наблюдения раньше не входили в обя­ занность Главной физической и филиальных обсервато­ рий. Однако М. А. Рыкачев охотно откликнулся на пред­ ложение английского правительства России участвовать в международных сейсмических наблюдениях. Для раз­ работки программы сейсмических наблюдений по пред­ ложению М. А. Рыкачева Академия наук в сентябре 1897 года избрала комиссию из астрономов, геологов, ме­ теорологов... В нее вошли и представители учреждений, уже занимавшихся сейсмическими наблюдениями. Отпу­ щенный кредит позволил организовать сейсмические на­ блюдения в Павловской, Тифлисской, Иркутской и Ека­ теринбургской обсерваториях. М. А. Рыкачев вошел в состав Постоянной центральной сейсмической комиссии при Академии наук.

Помимо текущих работ, Главная физическая обсерва­ тория, по инициативе директора, выполняла и экстренные работы: например, магнитные наблюдения, производив­ шиеся одновременно с наблюдениями Шпицбергенской экспедиции в 1899 и 1900 гг., международные наблюде­ ния в 1902 и 1903 гг. во время Германской южнополяр­

ной экспедиции.

важной стороне

Следует остановиться и на другой

деятельности обсерватории — участии

ее в различных

выставках как русских, так и международных. Так, она была участником сельскохозяйственной выставки в Моск­ ве (1895 г.), Всероссийской промышленной и художест­ венной выставки в Нижнем Новгороде (1896 г.), выставки судоходства в Петербурге (1897 г.), Международной по' лярной выставки в Брюсселе (1897 г.), Всемирной вы­ ставки в Париже (1900 г.), Дрезденской гигиенической (1911 г.), Юбилейной Царскосельской (1911 г.), выстав­ ки Черноморского побережья (1913 г.).

На всех выставках Главная физическая обсерватория

79


получила высшие награды. На Нижегородской выставке 1896 года она имела особый павильон, в котором были выставлены приборы и большая серия климатических карт. Вот что говорила дочь М. А. Рыкачева, Александра Михайловна, сопровождавшая отца на Нижегородскую выставку: «Помню, отец очень волновался, что для обсер­ ватории отвели плохое место, он отстаивал интересы об­ серватории и добился своего» 1.

На Всемирной выставке в Париже Главная физичес­ кая обсерватория также имела особый павильон и полу­ чила три высших награды — за свою научную деятель­ ность, за точные приборы и за климатологический атлас Российской империи. Талантливый механик обсерватории К. К. Рорданц был награжден золотой медалью за изго­ товленные им инструменты.

А.

21

января

1915

года академики В.

И. Вернадский,

П.

Карпинский,

Б. Б. Голицын,

Н.

С. Курнаков

и

Н.

И.

Андрусов

внесли заявление

в отделение физико-

математических наук Академии о создании при ней

по­

стоянной комиссии по изучению естественных произво­ дительных сил России. Академик М. А. Рыкачев вошел е состав совета комиссии по изучению естественных про­ изводительных сил России и был председателем подко­ миссии по использованию силы ветра. На этом посту он вел большую научную и научно-организационную ра­ боту до самой смерти.

Об отношении Михаила Александровича к людям хорошо сказал известный географ и климатолог Алек­ сандр Иванович Воейков: «...его доброта, отзывчивость, готовность помочь другим, особенно молодым ученым, со­

1 Протокол № 12 от 19 нюня 1959 года заседания Ученого со­ вета Главной геофизической обсерватории им. А. И. Воейкова, посвя­ щенного памяти академика М. А. Рыкачева.

89