Файл: Петровский Д.В. Эксплуатация автомобилей на Крайнем Севере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

двойное выключение сцепления не следует. Не рекомендуется так­ же производить двойное выключение сцепления и «прогазовку» дви­

гателя при переходе с высших передач на низшие. Переключение передач на льду необходимо производить особенно плавно и притор­ маживать автомобиль при переходе на низшие передачи.

Повороты на снегу из-за выхода задних колес из колеи, прокла­ дываемой передними колесами, сильно затруднены, поэтому дви­ гаться по глубокому снегу следует как можно более прямолинейно.

Повороты на льду следует производить на малой скорости и с возможно большим радиусом.

Короткие подъемы, покрытые рыхлым снегом, преодолеваются с разгона. Для преодоления подъемов большой протяженности,

а также покрытых плотным снегом следует заблаговременно вклю­ чить первую передачу, а у автомобилей повышенной проходимости,

кроме того, пониженную передачу раздаточной коробки и передний

мост. Переключать передачи на подъеме ни в коем случае не сле­ дует.

Преодоление подъемов на обледенелой дороге производится с разгона, без переключения передач и резкого изменения оборотов коленчатого вала двигателя. Очень скользкие и крутые подъемы

следует предварительно посыпать песком или шлаком.

Движение на спусках осуществляется на одной из низших пере­

дач. Притормаживание автомобиля на спуске производится без вы­ ключения сцепления. На затяжных скользких спусках торможение должно осуществляться только двигателем.

Взимний период движение одиночных автомобилей на большие расстояния крайне нежелательно, так как внезапно начавшаяся

пурга может .привести к гибели людей.

Втакие рейсы целесообразней выезжать колоннами, состоящи­ ми из нескольких автомобилей. Особенность движения в составе колонны заключается в том, что шофер почти не видит дороги и

должен все время внимательно следить за действиями движуще­ гося впереди автомобиля. Дистанцию между автомобилями нужно

выдерживать в зависимости от скорости движения, характера до­ роги и условий видимости. При движении по дороге в условиях хо­ рошей видимости дистанция между автомобилями в метрах долж­

на быть равна примерно скорости движения в километрах в час. При движении по льду следует выдерживать дистанцию'не менее

40—50 м. В условиях плохой видимости (сильная метель, пурга,

густой туман) расстояние между автомобилями, во избежание раз­ рыва колонны, не должно превышать предела видимости впереди идущего автомобиля. Скорость движения при этом сокращается до величины, обеспечивающей безопасность движения. Движение ко­ лонны в условиях плохой видимости происходит с зажженными фарами и задними световыми приборами, причем фары не долж­ ны выключаться и на остановках, вызванных необходимостью под­ тянуть колонну. При подтягивании колонны во время пурги и в тумане целесообразно один-два автомобиля развернуть фарами э

53


сторону отстающей части колонны для указания ей правильного направления движения.

Во время сильной пурги движение, как правило, приходится

прекращать. При остановке колонны во время пурги автомобили,

во избежание сильных заносов, нужно ставить в один ряд, радиа­ торами против ветра, с интервалами между бортами автомобилей 8—10 м. Для укрытия шоферов в составе колонны обязательно дол­ жен быть один автомобиль с отапливаемым кузовом-фургоном и запас топлива. Пурга может длиться до 2—3 дней, поэтому при выезде в рейс большой протяженности каждый шофер должен так­

же иметь трехдневный запас продовольствия на случай пурги.

На льду берегового припая, особенно после пурги, след ранее прошедших автомобилей почти незаметен, поэтому автозимники

на всем своем протяжении обозначаются соответствующими ука­ зателями (вехами). В случае же отсутствия вех можно определить правильное направление движения по характерным очертаниям берега и по другим имеющимся в данном районе ориентирам. Про­ стейшим способом нахождения правильного пути является опреде­

ление сторон света с помощью компаса, который обязательно дол­

жен быть у каждого шофера. При этом необходимо отойти от ав­ томобиля на расстояние не менее 15 м, так как близость массив­ ных металлических предметов сильно отражается на точности показания магнитной стрелки компаса.

При отсутствии компаса значительную помощь может оказать

ветер, направление которого на побережье Ледовитого океана в

зимний период, как правило, постоянно. В безветренную погоду стороны света можно определить по застругам (снежным гребням на поверхности снегового покрова), вытянутым в направлении гос­ подствующих в данном районе ветров. В период полярной ночи можно ориентироваться по луне и звездам, обычно хорошо вид­ ным даже во время довольно сильной низовой метели.

Для создания нормальных условий работы шоферов в пути в зимний период необходимо принять ряд мер по утеплению и обо­ греву кабины. Следует улучшить обзорность с места шофера. Утеп­ ление и обогрев кабины должны быть выполнены с таким расче­ том, чтобы даже при самой низкой температуре наружного возду­ ха и при сильном ветре температура в ней не опускалась ниже

—10°. Для утепления кабины на пел необходимо положить войлоч­ ный или ватный стеганый коврик, стены внутри кабины обить бре­

зентом со слоем ваты, все щели тщательно заделать. Кроме того,

необходимо постоянно следить за состоянием резиновых уплотне­ ний стекол и дверок кабины.

При температуре воздуха ниже —20° и особенно при сильном ветре необходимо, кроме утепления, прибегать еще и к обогреву

кабины. Наиболее простые способы обогрева кабины автомобиля

в пути основываются на использовании для этой цели тепла отра­ ботавших газов. Конструкция одного из таких обогревателей,

предназначенного для установки в кабине автомобиля ЗИЛ-150, показана на рис. 15. Обогреватель состоит из коробки обогрева,

54


соединенной двумя патрубками (впускным и выпускным) с выпуск­

ным трубопроводом двигателя. Обогреватель устанавливается на

наклонном полике у передней стенки кабины.

Однако использование тепла отработавших газов не может полностью решить проблему обогрева кабины автомобиля. В усло­ виях Крайнего Севера нередки случаи, когда резкое ухудшение погоды и начавшаяся пурга вынуждают, как это уже отмечалось

Рис. 15. Обогреватель кабины шофера на

автомобиле

1 — корпус; 2 — болт;

ЗИЛ-150:

 

3— прокладка; 4— гайка;

5 — газопровод;

 

6 — накладка

 

выше, останавливаться в

пути, вдалеке от населенного пункта, на

несколько часов, а иногда и на несколько дней. Не исключены продолжительные остановки и по техническим причинам. Поэтому целесообразно иметь в кабине такую систему обогрева, которая позволяла бы поддерживать необходимую температуру и при не­ работающем двигателе (см. рис. 2).

Обмерзание стекол кабины резко ухудшает условия наблюде­ ния шофера за дорогой и, следовательно, вынуждает снижать ско­ рость движения автомобиля. Устанавливаемые на некоторых авто­ мобилях защитные стеклообогревательные устройства в условиях Крайнего Севера мало эффективны и явно недостаточны. Для уменьшения степени обмерзания стекол широкое распространение

на Крайнем Севере получило применение специального накладно­

го устройства, состоящего из пластины оконного стекла размером, примерно 300X400 мм и резиновой рамки, с помощью которой оконное стекло наклеивается с внутренней стороны на ветровое

55

стекло. Перед наклеиванием стекло необходимо обезжирить и на-, сухо протереть. Резиновую рамку перед наклеиванием на стекло тщательно промазывают с обеих сторон резиновым клеем. Для обеспечения герметичности устройства торцы накладного стекла и

рамки промазываются клеевой резиной или белилами.

У автомобилей, имеющих компрессор, для предотвращения об­

мерзания лобовых стекол широко применяется обдув их воздухом. Устройство для обдува стекол воздухом с использованием пневма­

тической системы автомобиля может быть легко изготовлено в лю­ бом автохозяйстве. Внутри кабины, у нижней кромки ветрового стекла, укладывается латунная трубка с внутренним диаметром 6—8 мм, в которой на расстоянии 80—100 мм друг от друга засверливаются радиальные отверстия диаметром 1,5—2 лш, направлен­ ные на ветровое стекло. Один конец трубки заглушают, а другой гибким резиновым шлангом соединяют с краном отбора воздуха, расположенным под капотом автомобиля. Перед тем как остано­ вить двигатель автомобиля, воздушные баллоны которого не имеют Обратных клапанов, кран отбора воздуха необходимо перекрывать.

В кабине таких автомобилей в месте присоединения гибкого шланга к трубке целесообразно установить дополнительный кран.

Это избавит шофера от необходимости выходить из кабины и откры­

вать капот каждый раз, когда надо включать или выключать об­ дув стекла.

Хорошие результаты дает также установка на ветровых стек­ лах рамок с электрообогревом. Из более простых способов борьбы

с обмерзанием стекол можно применять при температуре воздуха до —10° протирание стекол мешочком с солью, а при более низких температурах — тряпкой, смоченной денатурированным спиртом.

В весенне-летний период, особенно пока не сойдет снеговой по­ кров, каждый шофер должен иметь темные очки для защиты глаз

от слепящего действия солнечных лучей.

* *

*

■ Суровые климатические и тяжелые дорожные условия Крайне^

го Севера, отсутствие в достаточном количестве производственных

помещений и теплых гаражей для хранения автомобилей, ускорен­ ный износ и частые повреждения некоторых деталей — все это вы­ зывает известные трудности при эксплуатации и техническом об*

служивании автомобилей. Однако большинство автохозяйств

успешно справляются с возложенными на них задачами и содержат

автомобильный парк в технически исправном состоянии. Непрерывное развитие народного хозяйства Крайнего Севера

выдвигает еще более высокие требования к правильной опганизации эксплуатации автомобильного транспорта в специфических условиях. Всесторонний учет этих условий, совершенствование на­ выков вождения, изыскание новых путей и способов повышения надежности и работоспособности автомобилей являются важней­

шими задачами всех работников автомобильного транспорта Край­ него Севера.


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Стр.

Введение

:.................................................................................................................

эксплуатации автомобилей

 

3

Особенности

технической

.

5

Подготовка и пуск двигателя автомобиля при низких температурах

5

Способы

поддержания двигателей в подогретом состоянии . .

.13

Условия работы стартеров и аккумуляторных батарей...............................

 

15

Тепловой режим работы двигателей................................................................

 

17

Расход топлива и смазочных материалов..........................................................

.

19

Характерные эксплуатационные неисправности и поломки . . .

Техническое обслуживание и ремонт............................................................

21

Особенности технического обслуживания..........................................................

 

21

Организация ремонта...........................................................................................

 

32

Работы по техническому обслуживанию и ремонту.....................................

 

34

Топливо и смазочные материалы..............................................................................

 

35

Хранение автомобилей

.

 

42

Особенности вождения автомобилей .......................................................................

 

48

Дмитрий Владимирович Петровский Юрий Константинович Гончарук

Эксплуатация автомобилей на Крайнем Севере

Редактор В. К. Смирнова

Техн, редактор Н. В. Малькова

Корректор Л. А. Лапшина

Сдано в набор 21/IX 1959 г.

Печатных л. 3,5.

Подписано в печать 25/XII 1959 г.

Бумага 60 X 92I/ie-

Учетно-издательских л. 3,85.

Л-158235.

Тираж 1500 экз.

Цена 1 р. 95 к.

Заказ 1036.

1-я

Автотрансиздат — Москва,

В-35, Софийская наб., 34

34

тип. Автотрансиздата — Москва, В-35, Софийская наб.,