Файл: Петровский Д.В. Эксплуатация автомобилей на Крайнем Севере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

открытого пламени вызывает потерю смазочных свойств масла в картерах агрегатов, влечет за собой изменение структуры перегре­

тых участков деталей, небезопасно в противопожарном отношении.

Поэтому практику подготовки агрегатов трансмиссии к троганию

после длительной стоянки на морозе методом разогрева их откры­ тым пламенем следует считать недопустимой. Эффективный и безо­ пасный разогрев агрегатов и узлов трансмиссии может быть достиг­ нут либо устройством системы комплексного обогрева одновремен­ но всех агрегатов трансмиссии теплом отработавших газов двига­ теля, либо подачей перед троганием с места в агрегаты с сухими картерами горячего масла из специального обогреваемого масляно­ го бачка и принудительной циркуляцией его при начале движения. После установления нормального теплового режима работы агрега­ тов трансмиссии система обогрева (циркуляции) может быть вы­ ключена.

На Крайнем Севере для агрегатов трансмиссии применяются:

в автомобилях М-20 «Победа», ГАЗ-69, ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИЛ-150,

ЗИЛ-151, в мостах автомобилей ЯАЗ и МАЗ — всесезонное транс­ миссионное масло арктическое А; в коробках передач, раздаточных коробках и рулевых управлениях автомобилей ЯАЗ и МАЗ — масло АМТ-14п.

При использовании, по необходимости, в агрегатах трансмиссии автомобилей автотракторного трансмиссионного масла зимнего

(нигрола 3) в него добавляют зимнее дизельное топливо ДА в ко­ личестве 25—40%. Для лучшего перемешивания нигрол 3 подогре­ вается до температуры 40—50°. Смешивание нигрола с дизельным топливом производится непосредственно перед заправкой.

Вкачестве масла для агрегатов трансмиссии используется так­ же смесь универсальной смазки с автотракторным маслом. Однако при работе на такой смеси детали агрегатов трансмиссии имеют по­ вышенные износы, так как это масло не стабильно и при работе рас­ слаивается.

Вкачестве консистентных смазок применяются жировые соли­ долы УС-1 и УС-2, синтетические солидолы УСс-1 и УСс-2, кон-

сталин.

Из солидолов лучшими качествами обладают пресс-солидолы УС-1 и УСс-1. Применение солидолов УС-2 и УСс-2 при температу­ ре ниже минус 20—25° требует предварительного разогрева точек смазки автомобиля. Применение же пресс-солидолов УС-1 и УСс-1

такого предварительного разогрева не требует.

Следует отметить, что консистентные смазки доставляются на Север обычно в деревянных 100-килограммовых бочках. Однако за один прием такое количество смазки не расходуется. В открытые бочки, хранящиеся в лучшем случае под навесом, с течением време­ ни проникают снег и влага, что делает смазку некондиционной, и ее

применение ухудшает условия работы деталей автомобилей. Целе­ сообразно консистентную смазку доставлять в более мелкой расфа­ совке для разового использования (в барабанах или жестяных банках).

41


В гидравлических приводах тормозов автомобилей применяются

тормозные жидкости ГТЖ-22 и ГТЖ-2. Более надежной жидкостью является всесезонная жидкость ГТЖ-22.

Амортизаторы заправляются вазелиновым маслом МВП или смесями трансформаторного и турбинного масла. Для автомобилей ЗИЛ-151, МАЗ-200 и ЯАЗ-210 смесь составляется из расчета 50% трансформаторного и 50% турбинного масла: для автомобилей М-20 «Победа», ГАЗ-69, ГАЗ-51 и ГАЗ-63 — 60% трансформаторно­

го и 40% тур.бинного масла. Наилучшими качествами обладает ва­ зелиновое масло.

ХРАНЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Отсутствие в большинстве районов Крайнего Севера леса и дру­ гих строительных материалов, трудность доставки их из централь­ ных районов страны в достаточном количестве в короткий навига­ ционный период, высокая стоимость их перевозки препятствуют строительству широкой сети гаражей и производственных помеще­ ний капитального типа. Небольшая часть существующих помеще­ ний не может обеспечить укрытия все возрастающего в количест­

венном отношении парка автомобилей. Поэтому приходится значи­ тельную часть автомобилей хранить на открытом воздухе.

Следует отметить, что большинство гаражей и производствен­ ных построек представляют собой деревянные помещения, небезо­ пасные в пожарном отношении. Неосторожное обращение с огнем,, разжигание паяльных ламп в помещении, хранение в гаражах лег­ ковоспламеняющихся жидкостей, неисправности электропроводки и другие нарушения правил безопасности могут привести к пожарам,

затушить которые зимой при сильном ветре и недостаточном коли­ честве воды бывает очень трудно. Во время пурги и метелей для

прекращения разгоревшегося пожара и предупреждения загорания близко расположенных помещений зачастую приходится прибегать к разрушению здания, а горящие бревна забрасывать снегом. Для

предупреждения пожаров необходимо строго соблюдать все прави­

ла противопожарной безопасности, во всех помещениях должны быть огнетушители, своевременно проверенные и заправленные, ку­ рение может разрешаться только в специально отведенном для этой цели месте, само строительство гаражей и производственных помещений должно вестись на возможно большом удалении их от других построек.

Различный состав грунтов и повсеместное наличие многолетней

мерзлоты на Крайнем Севере предъявляют особые требования к вы­

бору участков и строительству построек капитального типа (теплые гаражи и другие производственные постройки). Помещения, вы­ строенные без надлежащего учета, этих особенностей, с течением

времени деформируются, дают трещины, а иногда разрушаются.

Это происходит от того, что постройки являются своеобразным аккумулятором тепла. Через фундамент тепло передается грунту вечной мерзлоты. В результате этого происходит частичное оттаива-

42


ние, около фундамента появляются пустоты и возникают обвалы грунта. Такие явления обычно происходят при наличии мягких грун­ тов (пылеватые суглинк+i, супеси, пески, глины). Постройки сохра­ няются от разрушения обычно только в том случае, если их фунда­ мент заложен на твердых каменистых породах (граниты, базальты,

каменистые россыпи). Если фундамент одновременно опирается одной своей частью на твердые породы, а другой, даже незначитель­

ной, на мягкие грунты, то помещения в этом случае будут также

подвергаться разрушениям. Значительное разрушение могут причи­ нить водонасыщенные грунты, находящиеся в летнее время в теку­ чем состоянии.

С наступлением холодов оттаявший грунт (деятельный слой) постепенно замерзает как сверху от поверхности тундры, так и сни­

зу, от неоттаявшего слоя вечной мерзлоты. Циркулирующие в дея­ тельном слое надмерзлотные воды, сжатые между двумя — верхним и нижним — водонепроницаемыми слоями, приобретают свойства напорной воды и, замерзая, увеличиваются в объеме. В результате этого образуются так называемые бугры пучения. Высота их бы­ вает от 1—2 до 10—20 м. Вследствие пучения грунтов фундамент здания разрушается.

Таким образом, при выборе площади для строительства гаражей капитального типа необходимо производить тщательную разведку Грунта, а перед строительством и в период строительства осущест­ влять целый комплекс конструктивных мероприятий по предотвра­ щению вспучивания грунта и надежному закреплению фундамента

и опор здания в слое многолетней мерзлоты.

При строительстве гаражей временного типа не требуется прове­ дения таких сложных и продолжительных работ, так как они обыч­ но устанавливаются непосредственно на земле без фундамента, не имеют отопления и служат в основном только для защиты автомобилей и людей, проводящих там работы, от ветра и снега.

Расположение гаражей и производственных помещений на мест­ ности должно учитывать направление зимних господствующих вет­ ров и наличие уже имеющихся построек. Обычно гаражи и другие производственные помещения должны строиться на удалении от других построек (на расстоянии 80—100 м), причем ворота и двери помещений должны быть расположены на стороне, параллельной направлению зимних господствующих ветров.

Несоблюдение всех этих условий способствует образованию пе­ ред воротами или входом в помещение снежных наносов и сугробов (рис. 6).

Расчистка ворот от снега является очень тяжелой и трудоемкой работой, так как под действием сильных ветров снег очень уплот­ няется.

Работа транспорта, находящегося внутри гаража, на время очистки ворот и подъездных путей от снега полностью парализуется.

Образованию снежных сугробов также способствует наличие перед зданиями различных крупных предметов (бочек, водомаслогреек, оград, угольных куч и т. д.). С наступлением зимнего перио-

43


да территория, прилегающая к зданиям, должна быть очищена от лишних предметов.

При безгаражном хранении автомобилей также возникает целый ряд трудностей, обусловленных климатическими особенностями Крайнего Севера.

Рис. 6. Снежные наносы перед зданием после пурги

Рис. 7. Снежный занос автомобилей на неправильно выбранной глсщадке

Трудности эти возникают, в частности, при выборе площадок для хранения автомобилей. Площадки, предназначенные для зим­ него хранения, должны выбираться на открытом возвышенном ме­ сте, хорошо продуваемом зимними ветрами. Несоблюдение этого требования может пригести к полному заносу автомобилей (рис. 7). В летний период площадка должна иметь твердое каменистое по­ крытие с хорошим стоком талых и дождевых вод. Однако найти та-

44

кую площадку, которая одинаково хорошо отвечала бы требова­

ниям как зимнего, так и летнего периодов и имела бы размеры, обе­ спечивающие свободную расстановку автомобилей в зимний период, не всегда удается. Поэтому в ряде случаев приходится выбирать площадки отдельно для зимнего и летнего периодов.

Рис. 8. Установка автомобиля на лагах в открытых зимних парках-стоянках

При расстановке автомобилей на площадке для зимнего хране­

ния в целях предотвращения заносов интервал между бортами автомобилей должен быть не менее 6—8 м, а расстояние между рядами автомобилей — не менее 40—50 м. Автомобили следует уста­ навливать в шахматном порядке радиаторами против направления господствующих ветров. Для увеличения продуваемости площадки ветром под колеса автомобилей следует подкладывать лаги высо­ той 15—20 см (рис. 8).

Установка автомобилей радиаторами против ветра облегчает выезд автомобилей с площадки после пурги и метели, так как обра­ зование снежных сугробов в этом случае происходит позади авто­

мобиля.

Территория парка в течение зимы должна периодически очи­ щаться от снега. Весь очищенный снег следует удалять за пределы парка, так как снежные завалы, оставленные в парке, способствуют задержанию снега.

В некоторых автохозяйствах для предохранения автомобилей от заноса снегом при безгаражном хранении предпринимались попыт­ ки укрытия их в боксах, сложенных из снежных блоков размерами

40X40X80 см.

Боксы строились на полную высоту укрываемых автомобилей и имели перекрытия. Однако опыт показал, что такие укрытия не

45


только не предохраняют автомобиль от заносов снегом, а наоборот способствуют еще большему их заносу (рис. 9).

Не менее интенсивному заносу подвержены и другие укрытия временного типа и, в частности, укрытия, состоящие из деревянного

Рис. 9. Занос автомобиля в снежном боксе

Рис. 10. Гараж временного типа после пурги

каркаса с брезентом. Кроме того, сильные порывы ветра срывают брезент с таких укрытий даже при самом тщательном его крепле­

нии (рис. 10).

При стоянке автомобиля на открытой площадке во время пурги или метели в подкапотное пространство, кабину автомобиля, в' по-

46

лости узлов и агрегатов набивается большое количество плотного снега (рис. И). Много снега наметает в кузова автомобилей, осо­ бенно при наличии тентов. Для предохранения от попадания снега двигатель автомобиля следует накрывать брезентом под капотом,

а также предпринимать соответствующие меры против попадания

снега в топливную и масляную системы двигателя. Желательно

иметь брезент для укрытия всей передней части автомобиля, вклю-

Рис. 11. Запое снегом подкапотного пространства и кабины шофера автомобиля ЗИЛ-151 во время пурги

чая и кабину. Однако следует иметь в виду, что при укрытии перед­ ней части автомобиля брезентом ухудшается общая продуваемость площадки ветром, вследствие чего объем работ по расчистке пло­ щадки от снега после пурги увеличивается.

Использовать под парки-стоянки в летнее время равнинные участки тундры с мягкими грунтами не представляется возможным. При движении автомобилей по оттаявшему грунту в летний период разрушается растительный покров. Это вызывает оттаивание грун­ та многолетней мерзлоты. Последнее приводит к заболачиванию территории автопарка и подъездных путей. Этому способствуют также выпадающие осадки и талые воды.

Кроме того, сами автомобили, стоящие на грунте, создают бла­ гоприятные условия для оттаивания грунта под колесами. Это при­ водит к тому, что автомобили, оставленные в тундре на несколько суток, под действием собственного веса погружаются в грунт

(«тонут»).

Хранение автомобилей на таких площадках возможно только

при условии предварительной засыпки на них щебенки или гальки толщиной до 1 м с сохранением естественного мшисто-травянистого

покрова.

47