Файл: Петровский Д.В. Эксплуатация автомобилей на Крайнем Севере.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
двигателей осуществляется по магистральным трубопроводам с раздаточной арматурой и съемными резиновыми шлангами. Маги стральные трубопроводы прокладываются под землей, на земле и над землей. Для предупреждения замерзания трубопроводы сверху
покрываются теплоизоляционными материалами, укладываются в бетонные каналы или дер.евянные короба и засыпаются шлаком или опилками.
При разогреве от стационарного котла на арматуру трубопро вода и краник двигателя надевается резиновый шланг, наконечни ки которого с обеих сторон затягиваются накидными гайками, за
тем снимается пробка радиатора и открываются вентиль на тру бопроводе и краник на двигателе. После пуска пара через 5—6 мин.
в радиатор порциями по 8—10 л заливается вода с интервалами
в 3—4 мин. Заполнив систему охлаждения водой, необходимо вы ждать некоторое время, чтобы дать возможность нагреться воде до температурь; плюс 35—40°, и пустить двигатель. Продолжитель
ность разогрева двигателя этим способом до температуры +35°
составляет 55—60 мин. при температуре наружного воздуха минус
25—30°.
Следует отметить, что ввод пара в систему охлаждения через водяной насос может вызвать повреждение двигателя — образова ние трещин в клапанных гнездах, в блоке цилиндров двигателя и др. Это объясняется тем, что пар, поступая в холодный блок дви гателя, неравномерно нагревает цилиндры (большую часть своего
тепла пар отдает первому цилиндру), вызывая в них температурные
напряжения. Кроме того, эффективность разогрева двигателя па ром при вводе его через радиатор значительно понижается вслед ствие большой потери пара. При вводе пара через блок цилиндры
нагреваются более равномерно и двигатели имеют меньше по вреждений.
С целью устранения неравномерности разогрева цилиндров НИИАТом была разработана специальная арматура для пароразогрева двигателей ЗИЛ-120 и ГАЗ-51. Ввод пара в двигатель ЗИЛ-120 осуществляется через краник, вмонтированный в штуцер крышки люка рубашки охлаждения блока цилиндров. Под крышку люка устанавливается пластина с отверстиями, равномерно рас
пределяющая пар между цилиндрами. В двигателе ГАЗ-51 пар подводится к отверстию в головке цилиндров, к которому обычно
присоединяется |
труба индивидуального |
пускового подогревателя. |
В некоторых |
автохозяйствах вместо |
непосредственного ввода |
пара в систему охлаждения двигателей применяется пароразогрев
с применением теплообменника, вставляемого в нижний патрубок радиатора. При применении теплообменника экономится большое количество тепла и повышается коэффициент полезного действия всей котельной установки. Кроме того, применение теплообменника позволяет производить пароразогрев при наличии в системе низко замерзающих жидкостей (марок 40 и 65, водо-спиртовые и водоглицериновые смеси). Теплообменник состоит из корпуса, в днища
которого вварены водяные патрубки. Внутри корпуса проходят
8
паровые трубки, имеющие входную и выходную камеры, которые через соответствующие шланги соединяются с подводящими и отво дящими паровыми магистральными трубопроводами. При заполне нии системы охлаждения двигателя вода, проходя через водяные патрубки, заполняет теплообменник и нагревается от циркулирую щего по паровым трубкам пара. Конденсат пара с температурой
плюс 80—90° по отводящему трубопроводу возвращается в котел.
Рис. 1. Моторный подогреватель МП-44
Недостатком пароразсгрева с применением теплообменника яв
ляется большая продолжительность разогрева двигателя по срав
нению с непосредственным впуском пара.
Разогрев двигателя горячей водой совместно с беспламенными
подогревателями применяется в основном для автомобилей, не имеющих индивидуальных подогревателей и при отсутствии в авто хозяйствах установок для пароразогрева. При этом способе масло в двигателях предварительно разогревается с помощью беспламен
ных инжекторных или моторных подогревателей (рис. 1), рукава которых непосредственно устанавливаются под картерами. При этом двигатель и кабина тщательно закрываются брезентом, края которого засыпаются снегом или на них укладываются какие-ни
будь тяжелые предметы. Брезент укрепляется во избежание срыва его сильными порывами ветра. Прогрев масла производится до мо мента свободного проворачивания коленчатого вала пусковой ру кояткой. Перед окончанием прогрева масла через систему охлаж дения двигателя проливают горячую воду с температурой 90—95°. Воду в систему охлаждения двигателя заливают равномерно со скоростью примерно 5 л1мин. до тех пор, пока из сливных крани
ков не потечет теплая вода (30—40°). При слишком быстрой за ливке веды воздух, находящийся в системе охлаждения, не успеет
выйти наружу, и в рубашке охлаждения блока цилиндров обра-
9
зуются воздушные «мешки», в результате чего система охлажде ния заполняется водой не полностью. После того как температура вытекающей из двигателя воды становится достаточно высокой, сливные краники закрывают, систему охлаждения запол няют водой и двигатель «выдерживается» в течение 5—10 мин.
После этого из системы выпускают половину ее объема при одновременной доливке горячей воды. Смена воды и нагрев двигателя продолжаются до тех пор, пока головка цилиндров не нагреется до 40—50° (рука еще терпит), после чего двигатель ну- >скают. Брезент с двигателя при заполнении системы охлаждения водой не снимают. Указанный способ обеспечивает подготовку к пуску 25—30 автомобилей различных марок за 1,5—2 часа. Для получения горячей воды используют преимущественно стационар ные водоподогреватели. В качестве простейших емкостей для подо
грева воды могут быть использованы металлические бочки или ци стерны, вмонтированные в печь. Топливом для печей служат уголь
или дрова. Количество расходуемой воды для разогрева одного двигателя, в зависимости от температуры наружного воздуха, со ставляет: 1,5—2 объема системы охлаждения при температуре
—20°; 2—3 объема при —40°, до 5 — при температуре ниже —40°.
Для сохранения расходуемой при проливе через двигатели воды в помещении стационарного водоподогревателя, вблизи котла,
устраиваются специальные колодцы, в которые по наклонным же лобам от двигателей стекает вода. Из колодцев с помощью насо сов вода перекачивается обратно в котел. Для сбора стекаемой из двигателя воды могут быть использованы также чистые ведра, бочки и т. п.
В некоторых автохозяйствах разогрев двигателей водой произ водится непосредственно через рубашку охлаждения блока цилинд ров. При этом методе вода в радиатор, объем которого составляет около половины объема рубашки охлаждения блока цилиндров, не поступает, что намного сокращает время разогрева двигателя.
Способ разогрева двигателей с помощью беспламенных подо гревателей и горячей воды является весьма эффективным, но необ
ходимость в специальных подогревателях, которые являются дефи цитными и дорогостоящими агрегатами, исключает возможность его широкого применения. Кроме того, при использовании воды в качестве охлаждающей жидкости, из всех возникающих в зимнее время неисправностей автомобиля до 35% приходится на случаи размораживания системы охлаждения двигателей. Кроме случаев
полного размораживания радиаторов и блоков двигателей, не редки случаи частичного замерзания воды в системах охлаждения при движении автомобилей в сильные ветры. Частичное замерза
ние воды в системе охлаждения может привести к нарушению цир куляции воды в системеохлаждения и, как следствие этого, к
быстрому перегреву двигателя, что влечет за собой снижение мощ ности, разжижение масла, нарушение прочности масляной пленки и выгорание масла. Это, в свою очередь, приводит к увеличению износа двигателя и расхода топлива. При сильном перегреве воз-
10
можны задиры цилиндров поршнями, заклинивание поршней и вы плавление подшипников коленчатого вала. Особенно часто наблю даются случаи образования ледяных пробок в нижних трубопро водах системы охлаждения. При установке автомобилей на стоян ку и отсутствии наблюдения за сливом воды из системы охлажде
ния возможно замерзание воды в отверстиях спускных кранов и пробок, в результате чего часть воды окажется не слитой и замерз нет в системе. Это может привести к примерзанию крыльчатки во дяного насоса, а также затруднит разогрев двигателя горячей во дой при очередной подготовке его к пуску. Замерзание воды в си стемах охлаждения может произойти при заморозках и в летнее время. При заливке горячей воды в холодный радиатор вследствие
неравномерного температурного расширения металла в местах пайки радиаторов может возникнуть течь. Кроме того, во время за
правки системы охлаждения на открытом воздухе при очень низ кой температуре и сильном ветре бывают случаи замерзания воды,
даже нагретой до температуры 80—90°. Необходимость частей сме ны воды зимой из системы охлаждения двигателя повышает ко личество отложений накипи на внутренних поверхностях деталей системы. Кроме того, вопрос снабжения автомобилей водой на Крайнем Севере является очень острой проблемой, так как зимой запасы воды крайне ограничены, а добывание ее из уплотненного снега или льда в достаточном количестве является весьма дли тельной и трудоемкой операцией.
Для предупреждения замерзания системы охлаждения обычно при подготовке автомобиля к осенне-зимней эксплуатации нижние шланги радиаторов обматываются лентами из сукна или тонкого
войлока, а на водяной насос надевается утеплительный чехол.
Сверху утеплительный материал на шлангах покрывают брезентом, который укрепляют проволокой и закрашивают масляной краской или лаком. Чехол изготовляют из брезента или парусины с набив кой из теплоизоляционных материалов и крепят к шпилькам или болтам насоса с помощью петель.
В некоторых автохозяйствах в систему охлаждения двигателей заливают жидкости марок 40 и 65, водо-спиртовые и водо-глицери-
новые смеси. Однако применение этих жидкостей не исключает воз можности «размораживания» двигателей, так как некоторые шофе ры не умеют правильно обращаться с ними. Дело в том, что в процессе эксплуатации возможны потери этих жидкостей в резуль тате разлива или испарения, а шоферы обычно компенсируют не
достаток их в системе охлаждения доливкой воды. В результате этого температура замерзания низкозамерзающих жидкостей по вышается. При использовании указанных жидкостей шоферы долж ны хорошо знать, в каких случаях и каким образом можно ком пенсировать недостаток их в системе охлаждения.
При разогреве двигателей с помощью индивидуальных пуско вых подогревателей под картер двигателя желательно устанавли вать жаровню, калориферную печь или рукав беспламенного подо гревателя для разогрева масла в картере двигателя. Разогрев дви-
11
гателя производится до начала свободного проворачивания колен чатого вала пусковой рукояткой. При разогреве этим способом
двигатели укрываются утеплительным чехлом. Поверх утеплитель ного чехла и на кабину автомобиля натягивают брезент, края кото рого заделывают точно так же, как и при первом способе разогрева двигателя. Жаровни в автохозяйствах изготавливают из листо вого железа толщиной 0.8—1 мм или из старых дисков колес. Жаровня представляет собой корыто, в котором на высоте 50— 60 мм от дна устанавливается колосниковая решетка. Для доступа воздуха под колосниковую решетку в боковой стенке корыта де лают отверстия. Сверху жаровня имеет съемную крышку. Топли вом для жаровни и печей служит в основном каменный уголь. Жа
ровни, печки и рукава подогревателя устанавливаются как можно
ближе к картеру двигателя, с тем чтобы максимально использо вать тепло. Применение жаровен требует большой осторожности,
так как представляет известную опасность в пожарном отно шении.
При благоприятных метеорологических условиях (скорость вет
ра не больше 12 м1сек) разогрев двигателя можно производить с помощью одного лишь пускового подогревателя. При этом спо собе двигатель обязательно надо укрывать утеплительным чехлом. При сильном ветре автомобиль дополнительно укрывают бре зентом.
После разогрева для улучшения смесеобразования и воспламе нения рабочей смеси в карбюраторных двигателях при пуске обычно используют специальный автомобильный насос АП, авто мобильный генератор ПГГ-1 и пусковые бензины, имеющие повы шенное содержание легких фракций. Питание карбюраторных дви гателей легкофракционными бензинами производится из специаль ных бачков емкостью 1,0—1,5 л, устанавливаемых под капотом.
Бачок с помощью трубопровода с двухходовым краном соединяет ся с поплавковой камерой карбюратора.
В дизельных двигателях для облегчения пуска используется этиловый эфир. В воздушный фильтр дизеля через специально про сверленное отверстие диаметром 4—6 мм заливается 15—20 капель эфира. Добавлять эфир в большом количестве опасно, так как при сгорании паров эфира давление в цилиндрах дизеля достигает очень больших величин (до 120 кг/см2). Ввиду того, что эфир И пу сковой бензин являются легковоспламеняющимися жидкостями, при обращении с ними следует соблюдать правила противопожар ной безопасности.
Последовательность пуска и прогрева двигателей на режимах холостого хода такая же, как и в обычных зимних условиях при использовании пусковых приспособлений. При очень низких темпе ратурах (минус 40—45°) и сильных ветрах (свыше 20 м!сек) для облегчения пуска двигателей широко используется способ разжи
жения масла для двигателей |
авиационным бензином. Масло раз |
|
жижается заблаговременно, |
перед постановкой |
автомобиля на |
стоянку. За 5—7 мин. до остановки двигателя в |
картер порциями |
12