Файл: Петровский Д.В. Эксплуатация автомобилей на Крайнем Севере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако такая подготовка площадки является очень дорогостоя­ щей и трудоемкой и практически почти не применяется. Для хра­

нения автомобилей используются, как правило, естественные участ­ ки со щебеночными или гравийными отложениями. Такие участки

имеют хорошие подъездные пути и обеспечивают свободное манев­

рирование автомобилей. Расстановка автомобилей при летнем хра­ нении производится в обычном порядке (интервалы между бор­ тами автомобилей 1,5—2 м; расстояние между рядами 5—8 дс).

ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Вождение автомобилей на Крайнем Севере имеет ряд особенно­ стей, вытекающих из специфики климатических и дорожных усло­

вий, и связано с серьезными трудностями, требующими от шофера

знания этих особенностей, специальных навыков, высокой личной дисциплины и выносливости.

Условия движения автомобилей по дорогам в летний период примерно соответствуют условиям движения по обычным грунто­ вым дорогам. Тундра в летний период вне дорог совершенно непро­ ходима даже для автомобилей повышенной проходимости. Движе­ ние автомобилей летом вне дорог практически осуществляется лишь по песчаным отмелям и косам на побережье Ледовитого океана. Песок на таких отмелях всегда влажный и хорошо укатывается ко­ лесами автомобилей. На песчаных отмелях и косах, особенно вблизи устья крупных рек, часто встречается большое количество древесного плавника, проезды через который необходимо расчи­ щать с помощью бульдозера либо вручную.

В зимний период, а зима на Крайнем Севере длится 8—9 меся­ цев, дороги и автозимники подвержены частым снежным заносам. При погружении колес автомобиля в снег плотная поверхностная

корка (наст) создает большое сопротивление движению, поэтому

пробуксовывание колес автомобиля может начаться даже при срав­ нительно небольшой глубине колеи (15—20 см). Пробуксовывание

колес ведет к дальнейшему погружению и, следовательно, к еще большему застреванию автомобиля, поэтому увеличивать обороты коленчатого вала двигателя при начале буксования колес ни в коем случае не следует.

Снежные заносы небольшой протяженности (до 6—7 м) лучше всего преодолевать с разгона, используя инерцию автомобиля.

При преодолении занесенных участков дороги значительной про­ тяженности необходимо пользоваться одной из низших передач. Пе­ реключать передачу на таком участке не рекомендуется, так как это

может привести к вынужденной остановке. Если автомобиль забук­

совал, нужно попробовать преодолеть оставшуюся часть занесенно­

го участка дороги с разгона, предварительно подав автомобиль не­ сколько назад. Однако, если глубина снега превышает величину дорожного просвета автомобиля более чем на 5—10 см, подача назад и повторные разгоны могут привести к еще большему увели­

чению глубины ранее проложенной колеи, и автомобиль, в конце

48



концов, ложится мостами на снег. Для продолжения движения автомобиля в этом случае необходимо расчистить снег перед перед­ ними и задними колесами и под мостами автомобиля. После рас­ чистки снега под колеса ведущих мостов рекомендуется подложить брезент или лаги. Расчистка снега лопатой требует большой затра­ ты времени и сил, поэтому чаще всего прибегают, по возможности, к вытаскиванию застрявшего автомобиля с помощью буксира.

Большие усилия, необходимые для вытаскивания автомобиля, застрявшего в глубоком плотном снегу, а также хладоломкость ме­ талла, наблюдаемая при низких температурах, способствуют ча­ стым поломкам передних буксирных крюков, что приводит к'необ­ ходимости приваривать к переднему буферу дополнительные крон­ штейны для крепления троса. Вытаскивание застрявшего автомо­ биля следует производить плавно, без рывков.

В качестве простейшего способа повышения проходимости авто­ мобиля по занесенным дорогам широко применяются цепи проти­ воскольжения, надеваемые на ведущие колеса. Однако при движе­

нии по дорогам или по местности с плотным снеговым покровом применение цепей противоскольжения дает положительный эффект только в том случае, когда глубина последнего не превышает вели­ чины дорожного просвета автомобиля.

В местах с глубоким снежным покровом наличие цепей проти­ воскольжения способствует лишь дополнительному разрыхлению снега и, как следствие этого, резкому снижению его несущей спо­ собности, что приводит к полному застреванию автомобиля. Кроме цепей противоскольжения, для повышения проходимости автомо­ биля используются подручные средства: бревна, хворост, камни, куски льда и т. д.

Из сказанного выше видно, что надежное движение автомоби­ лей на Севере как в зимний, так и в летний период практически мо­ жет быть обеспечено лишь двумя путями: либо развитием сети ав­

томобильных дорог и постоянным содержанием их в хорошем со­

стоянии, либо путем создания автомобилей высокой проходимости,

специально предназначенных для эксплуатации в условиях Край­ него Севера и отвечающих всем требованиям, вытекающим из спе­

цифики этих условий.

Поддержание дорог и автозимников в состоянии, пригодном для эксплуатации их в зимний период, осуществляется двумя спо­ собами: расчисткой проезжей полосы от снега или уплотнением снега. Расчистка проезжей полосы от снега производится бульдо­

зером или роторным снегоочистителем.

Использование роторных снегоочистителей более производитель­ но, однако их применение сильно ограничивается недостаточной проходимостью. В процессе расчистки по обочинам проезжей поло­ сы образуются снежные валы, высота которых может достигать к концу зимы 2—3 м. Наличие снежных валов способствует силь­ ному заносу дороги во время пурги и метели, поэтому более эффек­

тивным является метод уплотнения снега. Однако при применении

49


этого метода встречается ряд серьезных трудностей, обусловленных прежде всего тем обстоятельством, что снег на Крайнем Севере, как правило, очень мелкий, сухой и плохо поддается местному уплотне­

нию. Поэтому более широкое применение на Крайнем Севере на­

ходит метод расчистки проезжей полосы от снега.

При движении автомобилей по льду берегового припая вдоль

побережья Ледовитого океана и по льду рек необходимо учитывать

толщину и состояние льда. Ледяной покров побережья Ледовитого океана устанавливается к середине октября, движение автомобилей

по льду обычно осуществляется с ноября по май включительно. Ми­

нимальная

толщина речного льда,

при которой возможно безопас­

ное движение

автомобилей с полной нагрузкой при температуре

ниже 0, приведена в табл. 10.

 

Таблица К)

 

 

 

 

 

 

Минималь­

Наименьшее^

 

Минимално

: 1аименыгГее

Марка авто­

но

допусти­

расстояние

Марка авто­

допустимая

расстояние-

мая толщи­

между авто­

толщина

мобилей

на

речного

мобилями,

мобилей

речного

между авто

 

 

билями, м

 

льда, см

м

 

льда, см

 

 

 

ГАЗ-68

 

22

15

ЗИЛ-151

40

35

ГАЗ 51,

 

28

20

МАЗ-200

46

40

ГАЗ-63

 

ЗИЛ-150

 

36

32

ЯАЗ-210

60

52

При определении возможности движения автомобилей по льду'

берегового припая необходимо учитывать, что прочность морского

льда зависит от его солености и температуры. При температуре льда, близкой к нулю, прочность морского льда примерно в три раза меньше, чем пресноводного той же толщины. С понижением температуры льда прочность его увеличивается, и при темпера-,

туре —23° становится практически равной прочности пресновод­ ного льда.

Прочность льда зависит также и от его состояния. На льду часто можно встретить трещины, вызванные воздействием низких темпе­

ратур (рис. 12),

и подледные пустоты, снижающие

прочность

льда. Трещины

шириной до 30—40 см необходимо

плотно за­

бить кусками льда, после чего преодоление их автомобилями осу­ ществляется сравнительно легко. Переезжать через заделанные

льдом трещины нужно на низшей передаче, причем переключать передачи или останавливать автомобиль перед трещиной и после ее преодоления следует не ближе 50 м. При большей ширине трещин

необходимо укладывать через них либо колейные мостки, либо, при отсутствии таковых, искать объезды. Наиболее серьезным препят­ ствием продвижения по льду являются торосы (рис. 13). Преодо­ ление участков льда, покрытых торосами, без предварительной расчистки проезжей полосы невозможно.

Управление автомобилем при движении по льду требует от шо- *фера определенных навыков и повышенной внимательности. Преж-

50


де всего следует помнить, что тор­ мозной путь на льду в два-три ра­ за превышает длину тормозного пути, необходимого для остановки

автомобиля на дороге с сухим по­ крытием. Кроме того, при резком торможении на льду неизбежны!

заносы автомобиля, которые мо--

гут привести к аварии. Торможе

 

ние на льду нужно осуществлять

 

в два-три

приема, плавно нажи-1

 

мая .на

педаль тормоза. Пол­

 

ностью затормаживать колеса ав­

 

томобиля не следует: при движе­

 

нии автомобиля юзом тормозной

 

путь обычно длиннее, чем при

 

вращении колес, а опасность за­

 

носа больше. Если лед начинает

 

давать трещины или сильно про­

 

гибается, необходимо плавно уве-'

 

личивать скорость движения. До

 

полного выхода из опасной зоны

Рис. 12. Морозобойная трещина на

останавливать автомобиль ни в

льду моря Лаптевых

коем случае не следует.

Рис. 13. Торосы на льду реки Лены

Примерно с середины мая лед рек и морского берегового при­ пая начинает покрываться талой водой. У побережья толщина льда достигает 2 м, поэтому движение автомобилей практически может осуществляться до тех пор, пока глубина надледной воды не пре-

51

вышает 35—40 см (рис. 14). Двигаться по такому льду надо особенно

осторожно и только по проверенным маршрутам, так как под водой

могут оказаться опасные для движения трещины.

Перед выездом автомобиля в рейс необходимо тщательно прове­ рить его техническую исправность, наличие и состояние средств

утепления и обогрева, укомплектованность автомобиля инструмен-

Рис. 14. Надледная вода на льду моря Лаптевых

тами и средствами повышения проходимости. Трогание автомобиля с места в зимний период после пуска двигателя должно произво­ диться не раньше, чем температура охлаждающей жидкости достиг­

нет 45—50°.

Трогаться с места после длительной стоянки нужно обязательно

на первой передаче. Перед троганием с места автомобиля повы­ шенной проходимости следует предварительно разогреть масло в раздаточной коробке, для чего рычаг переключения передач разда­ точной коробки ставится в нейтральное положений, и на 5—10 мин.

включается сначала первая, а через некоторое время вторая пере­ дача. Для предохранения холодных покрышек от механических по­

вреждений скорость движения на первых 5—7 км не должна превы­

шать 15 км/час.

Начинать движение на скользкой дороге, особенно на льду, по­ сле непродолжительной стоянки следует на второй передаче и при малых оборотах коленчатого вала. Включение сцепления в этих случаях должно производиться особенно плавно.

При движении по заснеженным дорогам нужно стараться как можно реже переключать передачи. Для переключения передач с низших на высшие следует выбирать участки дороги с уклоном или с незначительным снежным покровом. Производить при этом

52