Файл: Петровский Д.В. Эксплуатация автомобилей на Крайнем Севере.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
Однако такая подготовка площадки является очень дорогостоя щей и трудоемкой и практически почти не применяется. Для хра
нения автомобилей используются, как правило, естественные участ ки со щебеночными или гравийными отложениями. Такие участки
имеют хорошие подъездные пути и обеспечивают свободное манев
рирование автомобилей. Расстановка автомобилей при летнем хра нении производится в обычном порядке (интервалы между бор тами автомобилей 1,5—2 м; расстояние между рядами 5—8 дс).
ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Вождение автомобилей на Крайнем Севере имеет ряд особенно стей, вытекающих из специфики климатических и дорожных усло
вий, и связано с серьезными трудностями, требующими от шофера
знания этих особенностей, специальных навыков, высокой личной дисциплины и выносливости.
Условия движения автомобилей по дорогам в летний период примерно соответствуют условиям движения по обычным грунто вым дорогам. Тундра в летний период вне дорог совершенно непро ходима даже для автомобилей повышенной проходимости. Движе ние автомобилей летом вне дорог практически осуществляется лишь по песчаным отмелям и косам на побережье Ледовитого океана. Песок на таких отмелях всегда влажный и хорошо укатывается ко лесами автомобилей. На песчаных отмелях и косах, особенно вблизи устья крупных рек, часто встречается большое количество древесного плавника, проезды через который необходимо расчи щать с помощью бульдозера либо вручную.
В зимний период, а зима на Крайнем Севере длится 8—9 меся цев, дороги и автозимники подвержены частым снежным заносам. При погружении колес автомобиля в снег плотная поверхностная
корка (наст) создает большое сопротивление движению, поэтому
пробуксовывание колес автомобиля может начаться даже при срав нительно небольшой глубине колеи (15—20 см). Пробуксовывание
колес ведет к дальнейшему погружению и, следовательно, к еще большему застреванию автомобиля, поэтому увеличивать обороты коленчатого вала двигателя при начале буксования колес ни в коем случае не следует.
Снежные заносы небольшой протяженности (до 6—7 м) лучше всего преодолевать с разгона, используя инерцию автомобиля.
При преодолении занесенных участков дороги значительной про тяженности необходимо пользоваться одной из низших передач. Пе реключать передачу на таком участке не рекомендуется, так как это
может привести к вынужденной остановке. Если автомобиль забук
совал, нужно попробовать преодолеть оставшуюся часть занесенно
го участка дороги с разгона, предварительно подав автомобиль не сколько назад. Однако, если глубина снега превышает величину дорожного просвета автомобиля более чем на 5—10 см, подача назад и повторные разгоны могут привести к еще большему увели
чению глубины ранее проложенной колеи, и автомобиль, в конце
48
концов, ложится мостами на снег. Для продолжения движения автомобиля в этом случае необходимо расчистить снег перед перед ними и задними колесами и под мостами автомобиля. После рас чистки снега под колеса ведущих мостов рекомендуется подложить брезент или лаги. Расчистка снега лопатой требует большой затра ты времени и сил, поэтому чаще всего прибегают, по возможности, к вытаскиванию застрявшего автомобиля с помощью буксира.
Большие усилия, необходимые для вытаскивания автомобиля, застрявшего в глубоком плотном снегу, а также хладоломкость ме талла, наблюдаемая при низких температурах, способствуют ча стым поломкам передних буксирных крюков, что приводит к'необ ходимости приваривать к переднему буферу дополнительные крон штейны для крепления троса. Вытаскивание застрявшего автомо биля следует производить плавно, без рывков.
В качестве простейшего способа повышения проходимости авто мобиля по занесенным дорогам широко применяются цепи проти воскольжения, надеваемые на ведущие колеса. Однако при движе
нии по дорогам или по местности с плотным снеговым покровом применение цепей противоскольжения дает положительный эффект только в том случае, когда глубина последнего не превышает вели чины дорожного просвета автомобиля.
В местах с глубоким снежным покровом наличие цепей проти воскольжения способствует лишь дополнительному разрыхлению снега и, как следствие этого, резкому снижению его несущей спо собности, что приводит к полному застреванию автомобиля. Кроме цепей противоскольжения, для повышения проходимости автомо биля используются подручные средства: бревна, хворост, камни, куски льда и т. д.
Из сказанного выше видно, что надежное движение автомоби лей на Севере как в зимний, так и в летний период практически мо жет быть обеспечено лишь двумя путями: либо развитием сети ав
томобильных дорог и постоянным содержанием их в хорошем со
стоянии, либо путем создания автомобилей высокой проходимости,
специально предназначенных для эксплуатации в условиях Край него Севера и отвечающих всем требованиям, вытекающим из спе
цифики этих условий.
Поддержание дорог и автозимников в состоянии, пригодном для эксплуатации их в зимний период, осуществляется двумя спо собами: расчисткой проезжей полосы от снега или уплотнением снега. Расчистка проезжей полосы от снега производится бульдо
зером или роторным снегоочистителем.
Использование роторных снегоочистителей более производитель но, однако их применение сильно ограничивается недостаточной проходимостью. В процессе расчистки по обочинам проезжей поло сы образуются снежные валы, высота которых может достигать к концу зимы 2—3 м. Наличие снежных валов способствует силь ному заносу дороги во время пурги и метели, поэтому более эффек
тивным является метод уплотнения снега. Однако при применении
49
этого метода встречается ряд серьезных трудностей, обусловленных прежде всего тем обстоятельством, что снег на Крайнем Севере, как правило, очень мелкий, сухой и плохо поддается местному уплотне
нию. Поэтому более широкое применение на Крайнем Севере на
ходит метод расчистки проезжей полосы от снега.
При движении автомобилей по льду берегового припая вдоль
побережья Ледовитого океана и по льду рек необходимо учитывать
толщину и состояние льда. Ледяной покров побережья Ледовитого океана устанавливается к середине октября, движение автомобилей
по льду обычно осуществляется с ноября по май включительно. Ми
нимальная |
толщина речного льда, |
при которой возможно безопас |
||||
ное движение |
автомобилей с полной нагрузкой при температуре |
|||||
ниже 0, приведена в табл. 10. |
|
Таблица К) |
||||
|
|
|
|
|
||
|
Минималь |
Наименьшее^ |
|
Минимално |
: 1аименыгГее |
|
Марка авто |
но |
допусти |
расстояние |
Марка авто |
допустимая |
расстояние- |
мая толщи |
между авто |
толщина |
||||
мобилей |
на |
речного |
мобилями, |
мобилей |
речного |
между авто |
|
|
билями, м |
||||
|
льда, см |
м |
|
льда, см |
||
|
|
|
||||
ГАЗ-68 |
|
22 |
15 |
ЗИЛ-151 |
40 |
35 |
ГАЗ 51, |
|
28 |
20 |
МАЗ-200 |
46 |
40 |
ГАЗ-63 |
|
|||||
ЗИЛ-150 |
|
36 |
32 |
ЯАЗ-210 |
60 |
52 |
При определении возможности движения автомобилей по льду'
берегового припая необходимо учитывать, что прочность морского
льда зависит от его солености и температуры. При температуре льда, близкой к нулю, прочность морского льда примерно в три раза меньше, чем пресноводного той же толщины. С понижением температуры льда прочность его увеличивается, и при темпера-,
туре —23° становится практически равной прочности пресновод ного льда.
Прочность льда зависит также и от его состояния. На льду часто можно встретить трещины, вызванные воздействием низких темпе
ратур (рис. 12), |
и подледные пустоты, снижающие |
прочность |
льда. Трещины |
шириной до 30—40 см необходимо |
плотно за |
бить кусками льда, после чего преодоление их автомобилями осу ществляется сравнительно легко. Переезжать через заделанные
льдом трещины нужно на низшей передаче, причем переключать передачи или останавливать автомобиль перед трещиной и после ее преодоления следует не ближе 50 м. При большей ширине трещин
необходимо укладывать через них либо колейные мостки, либо, при отсутствии таковых, искать объезды. Наиболее серьезным препят ствием продвижения по льду являются торосы (рис. 13). Преодо ление участков льда, покрытых торосами, без предварительной расчистки проезжей полосы невозможно.
Управление автомобилем при движении по льду требует от шо- *фера определенных навыков и повышенной внимательности. Преж-
50
де всего следует помнить, что тор мозной путь на льду в два-три ра за превышает длину тормозного пути, необходимого для остановки
автомобиля на дороге с сухим по крытием. Кроме того, при резком торможении на льду неизбежны!
заносы автомобиля, которые мо--
гут привести к аварии. Торможе |
|
|
ние на льду нужно осуществлять |
|
|
в два-три |
приема, плавно нажи-1 |
|
мая .на |
педаль тормоза. Пол |
|
ностью затормаживать колеса ав |
|
|
томобиля не следует: при движе |
|
|
нии автомобиля юзом тормозной |
|
|
путь обычно длиннее, чем при |
|
|
вращении колес, а опасность за |
|
|
носа больше. Если лед начинает |
|
|
давать трещины или сильно про |
|
|
гибается, необходимо плавно уве-' |
|
|
личивать скорость движения. До |
|
|
полного выхода из опасной зоны |
Рис. 12. Морозобойная трещина на |
|
останавливать автомобиль ни в |
льду моря Лаптевых |
коем случае не следует.
Рис. 13. Торосы на льду реки Лены
Примерно с середины мая лед рек и морского берегового при пая начинает покрываться талой водой. У побережья толщина льда достигает 2 м, поэтому движение автомобилей практически может осуществляться до тех пор, пока глубина надледной воды не пре-
51
вышает 35—40 см (рис. 14). Двигаться по такому льду надо особенно
осторожно и только по проверенным маршрутам, так как под водой
могут оказаться опасные для движения трещины.
Перед выездом автомобиля в рейс необходимо тщательно прове рить его техническую исправность, наличие и состояние средств
утепления и обогрева, укомплектованность автомобиля инструмен-
Рис. 14. Надледная вода на льду моря Лаптевых
тами и средствами повышения проходимости. Трогание автомобиля с места в зимний период после пуска двигателя должно произво диться не раньше, чем температура охлаждающей жидкости достиг
нет 45—50°.
Трогаться с места после длительной стоянки нужно обязательно
на первой передаче. Перед троганием с места автомобиля повы шенной проходимости следует предварительно разогреть масло в раздаточной коробке, для чего рычаг переключения передач разда точной коробки ставится в нейтральное положений, и на 5—10 мин.
включается сначала первая, а через некоторое время вторая пере дача. Для предохранения холодных покрышек от механических по
вреждений скорость движения на первых 5—7 км не должна превы
шать 15 км/час.
Начинать движение на скользкой дороге, особенно на льду, по сле непродолжительной стоянки следует на второй передаче и при малых оборотах коленчатого вала. Включение сцепления в этих случаях должно производиться особенно плавно.
При движении по заснеженным дорогам нужно стараться как можно реже переключать передачи. Для переключения передач с низших на высшие следует выбирать участки дороги с уклоном или с незначительным снежным покровом. Производить при этом
52