Файл: Майгур Г.Л. Электрооборудование автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т е п л о в о й

( т е р м о б и м е т а л л и ч е ­

с к и й

п р е д о х р а н и т е л ь

м н о г о к р а т -

 

4

 

 

Рис. 64. Плавкие предохранители.

 

и ого д е й с т в и я (рис. 65, а) установлен

на

корпусе центрального переключателя света.

Он

Рис. 65. Тепловые (термобиметаллические) предохра­ нители.

защищает цепи фар, подфарников, задних фона­ рей стоп-сигнала (ГАЗ-51 и ЗИЛ-164) и может

190

быть установлен в цепи стеклоочистителя и ча-

сов.

Предохранитель состоит из биметаллической пластины 1 и двух контактов 2. При коротком замыкании, когда ток в цепи превышает 20 а, би­ металлическая пластина нагревается, изгибается и размыкает контакты, которые при охлаждении ее замыкаются снова. В результате свет начи­ нает мигать, а предохранитель щелкать до тех пор, пока замыкание не будет устранено.

Т е п л о в о й ( т е р м о б и м е т а л л и ч е ­ ский) п р е д о х р а н и т е л ь о д н о к р а т н о г о д е й с т в и я (рис. 62, б) установлен в цепи зву­

кового сигнала (ЗИЛ-164)

или в цепи освещения

(М-21 «Волга»).

 

превысит

Если

величина тока в этих цепях

20 а, то

биметаллическая

пластина 1

нагреется,

прогнется и со щелчком разомкнет контакты 2, которые можно будет сомкнуть опять только при нажатии пальцем на кнопку 3.

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ КОНТРОЛЬНО­ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ

Н е и с п р а в н о с т и а м п е р м е т р а и у к а ­ з а т е л е й д а в л е н и я м а с л а и т е м п е р а ­ т у р ы воды. Основным признаком неисправ­ ности этих приборов являются их неправильные показания.

Для проверки амперметра в его цепь вклю­ чают контрольный амперметр, затем намагничи­ ванием магнита проверяемого амперметра до на­ сыщения и размагничиванием его до нужного предела доводят его показания до показаний контрольного амперметра.

191


Причинами неисправности указателя давле­ ния масла могут быть: нарушение регулировки датчика или приемника (указателя); плохой контакт проводов на их зажимах, а также неправильная установка датчика; обрыв нагре­ вательных обмоток биметаллических пластин; подтекание масла при нарушении герметичности датчика.

Н е и с п р а в н о с т ь у к а з а т е л я т е мп е ­ р а т у р ы в о д ы объясняется аналогичными причинами, за одним исключением: при пониже­ нии уровня воды в системе охлаждения может нарушиться герметичность в месте пайки патро­ на к корпусу, в результате чего патрон запол­ няется водой и его нагревательная обмотка вы­ ходит из строя.

О с н о в н ы е н е и с п р а в н о с т и у к а з а ­ т е л я у р о в н я т о п л и в а . Если стрелка ука­ зателя все время показывает, что бак полон, то это значит, что оборван провод между датчиком и приемником или повреждена обмотка реостата датчика.

При обрыве обмотки правого или левого элек­

тромагнита стрелка указателя

все время

стоит

на «О» независимо от уровня

топлива в

баке.

Признаком неисправности указателя уровня топ­ лива является также несоответствие показаний стрелки действительному уровню топлива в баке.

О с н о в н ы е н е и с п р а в н о с т и с п и д о ­ ме т р а ( т а хоме т ра ) . Стрелка показывает большую скорость движения, чем действитель­ ная, в результате ослабления пружины 5 (рис. 60). Обрыв пружины может привести к кру­ говому вращению стрелки. Заниженные показа­ ния прибора являются результатом размагничи­ вания магнита. Колебание стрелки объясняется

192

заеданием ее оси в подшипниках или заеданием приводного троса.

О с н о в н ы е н е и с п р а в н о с т и с т е к л о ­ о ч ис т и т е л я . Щетки при включении стекло­ очистителя не перемещаются по стеклу при: об­ рыве провода до электродвигателя или его об­ мотки возбуждения; износе щеток, замасливании или окислении коллектора электродвигателя; окислении контактов предохранителя или нару­ шении контактов во включателе; нарушении сое­ динения между валом якорька и червяком или при неисправной червячной передаче.

Если электродвигатель при включении стекло­ очистителя не работает, но контакты предохра­ нителя вибрируют, значит имеет место короткое замыкание соединительных проводов предохра­ нителя, обмотки якоря электродвигателя или его щеток.

Скорость движения щеток не изменяется при изменении положения включателя стеклоочисти­ теля, если оборвано дополнительное сопротивле­ ние 4 (рис. 61).

Щетки стеклоочистителя не останавливаются

вкрайних положениях при его включении, когда

вкорпусе редуктора заедает толкатель 6.

О с н о в н ы е н е и с п р а в н о с т и э л е к т ­

р о д в и г а т е л я о б д у в а в е т р о в о г о

стек-

л а. Якорь электродвигателя вращается

медлен­

но или прекращает совсем вращаться в резуль­ тате замыкания пластин коллектора щеточной пылью, образованной при износе щеток, или зае­ дания вала якоря в подшипниках. В последнем случае увеличивается ток в цепи электродвигате­ ля, вследствие чего может расплавиться плавкий предохранитель.

13— 801

193


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОНТРОЛЬНО­ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ

Т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а н и е у к а ­ з а т е л е й д а в л е н и я м а с л а , т е м п е р а ­ т у р ы в оды и у р о в н я т о п л и в а сво­ дится к проверке действия этих приборов при ЕО и поддержанию их в чистоте, а при ТО-2 через 20 тыс. км пробега — к проверке работы и (при необходимости) регулировке датчиков и прием­ ников (указателей).

Т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а н и е с п и ­ д о м е т р а ( т а х о ме т р а ) . При первом техни­ ческом обслуживании (ТО-1) проверяют крепле­ ние наконечников оболочки тросов, при втором техническом обслуживании (ТО-2) через 20 тыс. км пробега снимают в корпусе заглушку и сма­ зывают фитиль вазелином или трансформатор­ ным маслом, снимают гибкий вал и промывают вместе с оболочкой в бензине, после чего смазы­ вают специальной смазкой ГОИ-54 или УСМ. Проверяют правильность показаний и при необ­ ходимости регулируют.

Т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а н и е с т е к ­ л о о ч и с т и т е л е й . После 75 тыс. км пробега автомобиля снимают и разбирают электродвига­ тель, очищают коллектор, в случае необходимо­ сти заменяют щетки, осматривают рычажный ме­ ханизм, пропитывают 8—10 каплями жидкого масла фетровые шайбы в местах соединения тяг и рычагов. Запас масла в корпусе редуктора рас­ считан до капитального ремонта.

Т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а й и е э л е к ­ т р о д в и г а т е л я о б д у в а в е т р о в о г о с т е к л а . При втором техническом обслужива­

194

нии (ТО-2) проверяют крепление электродвига­ теля, крыльчатки и проводов. Через 75 тыс. км пробега электродвигатель разбирают для удале­ ния щеточной пыли и очистки коллектора.

13'


ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛЯРНОСТИ СХЕМ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Все новые марки отечественных автомобилей согласно ГОСТ 3940—57 должны иметь схемы электрооборудования, в которых к металлическо­ му корпусу (массе) автомобиля присоединен от­ рицательный полюс источников тока (генератора и аккумуляторной батареи).

Такое подключение источников тока вызвано тем, что на автомобилях устанавливается радио­ аппаратура с вакуумными приборами прямого накала, в которой присоединение отрицательного полюса «на массу» обязательно.

В практике автохозяйств может возникнуть необходимость в изменении полярности схемы электрооборудования с положительной на отри­ цательную или в перестановке электрооборудо­ вания с автомобиля на автомобиль с различной полярностью присоединения на «массу».

Для переделки схемы согласно инструкции НИИАВТОПРИБОР необходимо выполнить сле­ дующие операции.

1. Отсоединить провода от аккумуляторной батареи.

196

2. Отключить от схемы блок питания радио­ приемника, если на автомобиле имеется радио­

приемник *.

3. Перепаять хомутиковые наконечники про­ водов, идущих к аккумулятору **.

Порядок перепайки следующий:

а) прогреть наконечники паяльником (весом не менее 0,5 кг или мощностью не ниже 200 вт), паяльной лампой или в ванне, после чего отде­ лить их от проводов;

б) конец стартерного провода, подходящий к аккумуляторной батарее и освобожденный от наконечника, расплющить так, чтобы он свобод­ но входил в предварительно расширенный паз наконечника, помеченного знаком «+», после че­ го расплющенный конец провода полудить;

в) луженый конец стартерного провода вве­ сти в паз наконечника, зажать в нем и надежно пропаять место соединения;

г) если при перепайке наконечника отдель­ ные участки изоляции стартерного провода ока­ жутся поврежденными, то их следует изоли­ ровать;

д) конец провода (плетенки), присоединенно­ го к массе, свернуть так, чтобы он входил в пред­ варительно расширенную посадочную часть на­ конечника, помеченного знаком «—», полудить этот конец и вставить в наконечник;

* Радиоприемники, предназначенные для работы в схемах, где «на массу» включен положительный полюс источников тока, использовать в схемах с измененной по­ лярностью без предварительной переделки блока питания приемника нельзя Указанная переделка несложна, но должна выполняться специалистом радиотехником.

** Эту операцию при переделке схем электрооборудо­ вания автомобилей Минского и Ярославского автозавода производить не нужно.

197


Особенности переделки схем электрооборудования

Э с к и з у с т а н о в к и и в к л ю ч е н и я а к к у м у л я т о р н о й

М а р к а

б а т а р е и

а в т о м о б и л я

 

д о п е р е д е л к и

п о с л е п е р е д е л к и

ГАЗ-51 ГАЗ-66

М-21

ГАЗ-69 ГАЗ-69А УАЗ-69

ЗИЛ-150 ЗИЛ-151 ЗИЛ-164

автомобилей различных марок

И з м е н е н и я в с х е м е , н е о г о в о р е н н ы е в т е к с т е

Провод (плетенку), соединяю­ щий отрицательный полюс ак­ кумуляторной батареи с „мас­ сой* соединить болтом, крепя­ щим верхнюю левую пружин­ ную пластину бокового креп­ ления радиатора к основе кры­ ла. Краску под головкрй болта удалить

Таблица 23

П р и м е ч а н и я

— —

198

199

 

Э с к и з у с т а н о в к и и в к л ю ч е н и я а к к у м у л я т о р н о й

М а р к а

б а т а р е и

 

а в т о м о б и л я

 

 

д о п е р е д е л к и

|

п о с л е п е р е д е л к и

Москвич-407

Москвич-410

X

W7T

X Т7777Т777777777777777Г>.

* Для выполнения указанной переделки требуется указанной марки провода, стартерный провод можно на чением не менее 16 мм2.

 

Продолжение табл. 23

И з м е н е н и я в с х е м е , н е о г о в о р е н н ы е

П р и м е ч а н и я

в т е к с т е

Стартерный провод нарастить на 160 мм*, тщательно пропа­ яв и изолировав место соеди­ нения. Провод соединения с массой (плетенку) нарастить на 120 мм, тщательно пропа­ яв место соединения, и при­ соединить к основе левого крыла, использовав для этого болт, которым было осущест­ влено прежнее крепление про­ вода. Для крепления необхо­ димо просверлить в основе крыла отверстие. Краску с основы крыла в месте присое­ динения удалить Для наращи­ вания провода можно исполь­ зовать провод, соединяющий двигатель с массой, который может быть получен как за­ пасная часть (деталь 4073724034), а также многожиль­ ный провод или медную ши­ ну сечением не менее 16 м м г

Для случая, когда в переделанной схе­ ме используется ак­ кумуляторная ба­ тарея 6-СТ-42

Для случая, когда в переделанной схе­ ме используется ак­ кумуляторная ба­ тарея с обратным расположением вы­ водов

190 мм стартерного провода марки ПГВА; при отсутствии растить каким-либо другим изолированным проводом се-

200

201