ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
Для устранения ускоренной саморазрядки не обходимо протереть поверхность батареи 10-про центным раствором нашатырного спирта, а за грязненный электролит заменить.
К о р о т к о е з а м ы к а н и е п л а с т и н про исходит в результате разрушения сепараторов или осыпания большого количества активной массы (образование шлама).
При полном коротком замыкании одного из аккумуляторов общее напряжение батареи пони жается на 2 в.
Н е и с п р а в н о с т и б а к а . При образова нии в перегородках трещин в результате неплот ного крепления батареи на автомобиле или экс плуатации ее с засоренными вентиляционными отверстиями, напряжение батареи снижается. Например, если в 6-вольтной аккумуляторной ба тарее дала трещину одна перегородка, напря жение снижается с 6 до 4 в, а если трещины об разовались в двух перегородках, то напряжение будет только 2 в.
И з м е н е н и е п о л я р н о с т и пласт ин. Если в батарее имеется аккумулятор с понижен ной емкостью, то при работе он быстро разря жается до нуля. Разрядный ток исправных акку муляторов батареи, протекающий в нем в на правлении от отрицательных к положительным пластинам становится для такого аккумулятора зарядным. В результате происходит изменение полярности пластин этого аккумулятора (поло жительные пластины становятся отрицательны ми и наоборот). Такое же явление может про изойти и при неправильном соединении аккуму ляторной батареи с генератором во время ее установки, но в этом случае переполюсуются все пластины батареи.
16
П р е ж д е в р е м е н н а я р а з р я д к а б а т а р е и может произойти в результате сульфатации пластин, ускоренной саморазрядки, корот кого замыкания и других причин. Для ее преду преждения следует избегать длительной езды со светом при малой скорости движения, не пользо ваться часто светом или радиоприемником при неработающем двигателе.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СВИНЦОВЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
Е ж е д н е в н о е о б с л у ж и в а н и е (ЕО). Очистить батарею от пыли и грязи, удалить с ее поверхности пролитый электролит, протерев по верхность тряпочкой, смоченной в 10-процентном растворе нашатырного спирта. Прочистить вен тиляционные отверстия и проверить плотность крепления зажимов проводов на штырях. В слу чае окисления зачистить и смазать их техниче
ским |
вазелином. Проверить крепление батареи |
в ее гнезде и при необходимости укрепить. |
|
П е р в о е т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а |
|
ние |
(ТО-1). Выполнить работы, предусмотрен |
ные ежедневным обслуживанием, а также про верить уровень электролита (в жаркое время го да через каждые 5—6 дней) с помощью стеклян ной трубки длиной 100—150 мм и наружным диаметром 4—6 мм, имеющей метку на расстоя нии 10—15 мм от нижнего конца. При замере трубку опускают в аккумулятор до упора в пре дохранительный щиток, затем зажимают верхнее отверстие пальцем и вынимают из аккумулятора. Оставшийся в трубке электролит указывает вы соту его уровня над предохранительным щитком.
При пониженном уровне электролита в акку-
2—801 Г С - — i i y o ^ i y r l А Н 17
И А У Ч Н -T tX . |ИЧиСКАИ |
22 |
|
БИ БЛИ ОТ f c i C A C C C P I |
||
|
мулятор нужно долить дистиллированную воду. Доливать электролит следует лишь в том случае, когда известно, что понижение уровня вызвано не испарением, а рас плескиванием или утеч
кой.
Доливку воды в ак кумуляторные батареи с автоматической уста новкой уровня произ водят следующим об разом. Из заливочного отверстия (рис. 3,а) вы
Рис. 2. Замер уровня вертывают пробку и электролита, плотно надевают на
вентиляционный шту цер (рис. 3, б). Дистиллированную воду залива ют (рис. 3, е) до тех пор, пока ее уровень не
6 г
Рис. 3. Доливка электролита.
установится на 15—20 мм ниже верхнего края заливочного отверстия. После этого пробку сни мают с вентиляционного штуцера и ввертывают на прежнее место (рис. 3, г). Уровень электро лита устанавливается при этом автоматически. Применение недистиллированной воды запре щается, так как она содержит вредные примеси (хлор, железо и др.), разрушающие аккумулято ры.
18
В т о р о е т е х н и ч е с к о е |
о б с л у ж и в а |
ние (ТО-2). Выполнить работы, |
предусмотрен |
ные первым техническим обслуживанием, и до полнительно проверить удельный вес электролита кислотомером, имеющим ареометр 3 (рис. 4), раз-
Рис. 4. Проверка плотности электролита кислото мером.
мещенный в стеклянной трубке 2 с резиновой грушей 1, резиновой пробкой 4 и пластмассовой трубкой 5 для забора электролита из аккумуля торов. При погружении ареометра в электролит цифра шкалы, совпадающая с уровнем электро лита в стеклянной трубке, показывает его удель ный вес. Уменьшение удельного веса электролита на 0,01 примерно соответствует разрядке акку
мулятора на 5—6%.
При ТО-2 следует также проверить напряже ние аккумуляторов нагрузочной вилкой, имею
2 |
19 |
щей вольтметр 1 (рис. 5) со шкалой 3—0—3 в и нагрузочное сопротивление 3, включенное между ножками 2 вилки.
При полностью заряженном аккумуляторе че рез вилку проходит ток
|
до |
150 а. |
В |
зависимо |
||
|
сти от степени заря |
|||||
|
женное™ |
|
показания |
|||
|
вольтметра |
могут |
ко |
|||
|
лебаться |
в |
пределах |
|||
|
1,8—1,3 в. |
Данные |
за |
|||
|
висимости |
степени |
за |
|||
|
ряженное™ |
аккумуля |
||||
|
торов от удельного ве |
|||||
|
са |
электролита и на |
||||
|
пряжения |
приведены в |
||||
|
табл. 7. |
|
замерах |
|||
|
Если при |
|||||
|
нагрузочной |
вилкой |
в |
|||
|
течение 5 сек напряже |
|||||
|
ние отдельных аккуму |
|||||
|
ляторов отличается бо |
|||||
|
лее чем на 0,1 в, бата |
|||||
|
рея |
считается |
неис |
|||
|
правной. |
|
|
|
|
|
жения аккумулятора |
на |
При отсутствии |
из |
|||
грузочной вилкой. |
мерительных |
приборов |
||||
|
о |
состоянии |
батареи |
можно судить по накалу ламп, который не дол жен снижаться при одновременном включении дальнего света и стартера.
С е з о н н о е о б с л у ж и в а н и е (СО). Про извести работы, предусмотренные ТО-2, а также изменить плотность электролита в аккумулято рах в соответствии с табл. 2. Утеплить батарею в зимнее время войлоком или сукном, а при дли-
20
Таблица 7
Зависимость степени заряженности аккумуляторов от удельного веса электролита и напряжения, замеряемого нагрузочной вилкой
Степень заряженности |
Удельный вес элект |
Напряжение, |
||
замеряемое |
||||
аккумулятора |
ролита, г/см3 |
нагрузочной |
||
|
|
|
|
вилкой, в |
Полностью заряженный |
1,31 |
1,27 |
1,25 |
1,75—1,80 |
Разряженный на 25% |
1,27 |
1,23 |
1,21 |
1,65-1,70 |
. 50% |
1,23 |
1,19 |
1,17 |
1,50-1,60 |
Полностью разряжен |
1,19 |
1,14 |
1,10 |
1,30-1,40 |
ный ............................. |
тельном бездействии снять с автомобиля и по ставить на хранение в помещение с температу рой не ниже 0°. Проверить и при необходимости отрегулировать реле-регулятор.
Для проверки работоспособности и устране ния крупнокристаллической сульфатации следует один раз в 6 мес. подвергать контрольно-трени ровочному циклу батареи, находящиеся в экс плуатации, хранящиеся в заряженном состоянии и отработавшие свой срок (с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации).
ХРАНЕНИЕ СВИНЦОВЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕИ
Срок хранения новых батарей зависит от ма териала сепараторов. Батареи с влажными сепа раторами из дерева или материалов, комбиниро ванных с ним, в значительной степени подверже ны саморазряду и хранятся поэтому один год. Батареи с сепараторами из мипора или мипласта мало подвержены саморазряду и могут хранить ся до двух лет.
21
При хранении батарей дольше указанного срока их пластины сульфатируются и могут прийти в негодность.
Батареи, бывшие в эксплуатации, хранятся
взаряженном состоянии. Удельный вес их элек тролита должен быть 1,27, а его уровень на 10—12 мм выше предохранительных щитков. Раз
вмесяц такие батареи следует подзаряжать то ком эксплуатационной (нормальной) зарядки и
раз в 6 мес. проводить контрольно-тренировоч ный цикл, заключающийся в том, что батарею за ряжают током нормальной зарядки (см. табл. 4), после чего уровень электролита доводят до нор мы и заряжают батарею током 10-часового режи ма до напряжения 1,7 в на штырях одного из аккумуляторов, измеряемого нагрузочной вилкой. Если в процессе разрядки батарея отдала мень ше 90% нормальной емкости, ее следует сдать в эксплуатацию.
При длительном хранении батарею необходи мо разрядить током, соответствующим 0,1 номи нальной емкости, до напряжения 1,7 в на каж дый аккумулятор, вылить из аккумуляторов электролит и промыть их до полного удаления кислоты, для чего залить воду и слить ее первый раз через 3 ч, а при последующих промывках — через 8 ч. После промывки следует вылить воду, поставить резиновые прокладки, закупорить вен тиляционные отверстия и плотно завернуть пробки.
Помещение для хранения батарей должно быть сухим с температурой воздуха не ниже 0° и не выше + 35°.
22
ПОДГОТОВКА НОВЫХ свинцовых
АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕИ К ЭКСПЛУАТАЦИИ
При подготовке к эксплуатации батарей сни мают резиновые прокладки из-под пробок, уда
ляют |
трубочки |
из |
вентиляционных отверстий |
|
в батареях с |
автоматическим |
регулированием |
||
уровня |
электролита |
и заливают |
электролитом, |
удельный вес которого соответствует данным табл. 2.
Через 5—6 ч после заливки электролита ба тарею заряжают током первого заряда (см. табл. 5) до начала сильного газовыделения во всех аккумуляторах. При этом необходимо про верять напряжение аккумуляторов и удельный вес электролита, который при необходимости до водят до нужной величины. Если в течение трех последующих часов напряжение и плотность остаются постоянными, то зарядка считается оконченной.
Продолжительность первой зарядки зависит от типа батареи и времени хранения: обыкновен ные батареи заряжаются в течение 25—50 ч, а сухозарядные — 3—8 ч.
При необходимости срочного ввода в эксплуа тацию сухозаряженные батареи могут быть уста новлены на автомобиль без зарядки, если плот ность электролита не снизится больше чем на 0,3 после заливки его в аккумуляторы и пропитки пластин.
ЖЕЛЕЗО-НИКЕЛЕВЫЕ АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ
Железо-никелевая щелочная аккумуляторная батарея для питания 12-вольтного электрообору дования автомобиля собрана из 9 последователь
23