Файл: Майгур Г.Л. Электрооборудование автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для устранения ускоренной саморазрядки не­ обходимо протереть поверхность батареи 10-про­ центным раствором нашатырного спирта, а за­ грязненный электролит заменить.

К о р о т к о е з а м ы к а н и е п л а с т и н про­ исходит в результате разрушения сепараторов или осыпания большого количества активной массы (образование шлама).

При полном коротком замыкании одного из аккумуляторов общее напряжение батареи пони­ жается на 2 в.

Н е и с п р а в н о с т и б а к а . При образова­ нии в перегородках трещин в результате неплот­ ного крепления батареи на автомобиле или экс­ плуатации ее с засоренными вентиляционными отверстиями, напряжение батареи снижается. Например, если в 6-вольтной аккумуляторной ба­ тарее дала трещину одна перегородка, напря­ жение снижается с 6 до 4 в, а если трещины об­ разовались в двух перегородках, то напряжение будет только 2 в.

И з м е н е н и е п о л я р н о с т и пласт ин. Если в батарее имеется аккумулятор с понижен­ ной емкостью, то при работе он быстро разря­ жается до нуля. Разрядный ток исправных акку­ муляторов батареи, протекающий в нем в на­ правлении от отрицательных к положительным пластинам становится для такого аккумулятора зарядным. В результате происходит изменение полярности пластин этого аккумулятора (поло­ жительные пластины становятся отрицательны­ ми и наоборот). Такое же явление может про­ изойти и при неправильном соединении аккуму­ ляторной батареи с генератором во время ее установки, но в этом случае переполюсуются все пластины батареи.

16

П р е ж д е в р е м е н н а я р а з р я д к а б а ­ т а р е и может произойти в результате сульфатации пластин, ускоренной саморазрядки, корот­ кого замыкания и других причин. Для ее преду­ преждения следует избегать длительной езды со светом при малой скорости движения, не пользо­ ваться часто светом или радиоприемником при неработающем двигателе.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СВИНЦОВЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

Е ж е д н е в н о е о б с л у ж и в а н и е (ЕО). Очистить батарею от пыли и грязи, удалить с ее поверхности пролитый электролит, протерев по­ верхность тряпочкой, смоченной в 10-процентном растворе нашатырного спирта. Прочистить вен­ тиляционные отверстия и проверить плотность крепления зажимов проводов на штырях. В слу­ чае окисления зачистить и смазать их техниче­

ским

вазелином. Проверить крепление батареи

в ее гнезде и при необходимости укрепить.

П е р в о е т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а ­

ние

(ТО-1). Выполнить работы, предусмотрен­

ные ежедневным обслуживанием, а также про­ верить уровень электролита (в жаркое время го­ да через каждые 5—6 дней) с помощью стеклян­ ной трубки длиной 100—150 мм и наружным диаметром 4—6 мм, имеющей метку на расстоя­ нии 10—15 мм от нижнего конца. При замере трубку опускают в аккумулятор до упора в пре­ дохранительный щиток, затем зажимают верхнее отверстие пальцем и вынимают из аккумулятора. Оставшийся в трубке электролит указывает вы­ соту его уровня над предохранительным щитком.

При пониженном уровне электролита в акку-

2—801 Г С - — i i y o ^ i y r l А Н 17

И А У Ч Н -T tX . |ИЧиСКАИ

22

БИ БЛИ ОТ f c i C A C C C P I

 


мулятор нужно долить дистиллированную воду. Доливать электролит следует лишь в том случае, когда известно, что понижение уровня вызвано не испарением, а рас­ плескиванием или утеч­

кой.

Доливку воды в ак­ кумуляторные батареи с автоматической уста­ новкой уровня произ­ водят следующим об­ разом. Из заливочного отверстия (рис. 3,а) вы­

Рис. 2. Замер уровня вертывают пробку и электролита, плотно надевают на

вентиляционный шту­ цер (рис. 3, б). Дистиллированную воду залива­ ют (рис. 3, е) до тех пор, пока ее уровень не

6 г

Рис. 3. Доливка электролита.

установится на 15—20 мм ниже верхнего края заливочного отверстия. После этого пробку сни­ мают с вентиляционного штуцера и ввертывают на прежнее место (рис. 3, г). Уровень электро­ лита устанавливается при этом автоматически. Применение недистиллированной воды запре­ щается, так как она содержит вредные примеси (хлор, железо и др.), разрушающие аккумулято­ ры.

18

В т о р о е т е х н и ч е с к о е

о б с л у ж и в а ­

ние (ТО-2). Выполнить работы,

предусмотрен­

ные первым техническим обслуживанием, и до­ полнительно проверить удельный вес электролита кислотомером, имеющим ареометр 3 (рис. 4), раз-

Рис. 4. Проверка плотности электролита кислото­ мером.

мещенный в стеклянной трубке 2 с резиновой грушей 1, резиновой пробкой 4 и пластмассовой трубкой 5 для забора электролита из аккумуля­ торов. При погружении ареометра в электролит цифра шкалы, совпадающая с уровнем электро­ лита в стеклянной трубке, показывает его удель­ ный вес. Уменьшение удельного веса электролита на 0,01 примерно соответствует разрядке акку­

мулятора на 5—6%.

При ТО-2 следует также проверить напряже­ ние аккумуляторов нагрузочной вилкой, имею­

2

19


щей вольтметр 1 (рис. 5) со шкалой 3—0—3 в и нагрузочное сопротивление 3, включенное между ножками 2 вилки.

При полностью заряженном аккумуляторе че­ рез вилку проходит ток

 

до

150 а.

В

зависимо­

 

сти от степени заря­

 

женное™

 

показания

 

вольтметра

могут

ко­

 

лебаться

в

пределах

 

1,8—1,3 в.

Данные

за­

 

висимости

степени

за­

 

ряженное™

аккумуля­

 

торов от удельного ве­

 

са

электролита и на­

 

пряжения

приведены в

 

табл. 7.

 

замерах

 

Если при

 

нагрузочной

вилкой

в

 

течение 5 сек напряже­

 

ние отдельных аккуму­

 

ляторов отличается бо­

 

лее чем на 0,1 в, бата­

 

рея

считается

неис­

 

правной.

 

 

 

 

жения аккумулятора

на­

При отсутствии

из­

грузочной вилкой.

мерительных

приборов

 

о

состоянии

батареи

можно судить по накалу ламп, который не дол­ жен снижаться при одновременном включении дальнего света и стартера.

С е з о н н о е о б с л у ж и в а н и е (СО). Про­ извести работы, предусмотренные ТО-2, а также изменить плотность электролита в аккумулято­ рах в соответствии с табл. 2. Утеплить батарею в зимнее время войлоком или сукном, а при дли-

20


Таблица 7

Зависимость степени заряженности аккумуляторов от удельного веса электролита и напряжения, замеряемого нагрузочной вилкой

Степень заряженности

Удельный вес элект­

Напряжение,

замеряемое

аккумулятора

ролита, г/см3

нагрузочной

 

 

 

 

вилкой, в

Полностью заряженный

1,31

1,27

1,25

1,75—1,80

Разряженный на 25%

1,27

1,23

1,21

1,65-1,70

. 50%

1,23

1,19

1,17

1,50-1,60

Полностью разряжен­

1,19

1,14

1,10

1,30-1,40

ный .............................

тельном бездействии снять с автомобиля и по­ ставить на хранение в помещение с температу­ рой не ниже 0°. Проверить и при необходимости отрегулировать реле-регулятор.

Для проверки работоспособности и устране­ ния крупнокристаллической сульфатации следует один раз в 6 мес. подвергать контрольно-трени­ ровочному циклу батареи, находящиеся в экс­ плуатации, хранящиеся в заряженном состоянии и отработавшие свой срок (с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации).

ХРАНЕНИЕ СВИНЦОВЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕИ

Срок хранения новых батарей зависит от ма­ териала сепараторов. Батареи с влажными сепа­ раторами из дерева или материалов, комбиниро­ ванных с ним, в значительной степени подверже­ ны саморазряду и хранятся поэтому один год. Батареи с сепараторами из мипора или мипласта мало подвержены саморазряду и могут хранить­ ся до двух лет.

21


При хранении батарей дольше указанного срока их пластины сульфатируются и могут прийти в негодность.

Батареи, бывшие в эксплуатации, хранятся

взаряженном состоянии. Удельный вес их элек­ тролита должен быть 1,27, а его уровень на 10—12 мм выше предохранительных щитков. Раз

вмесяц такие батареи следует подзаряжать то­ ком эксплуатационной (нормальной) зарядки и

раз в 6 мес. проводить контрольно-тренировоч­ ный цикл, заключающийся в том, что батарею за­ ряжают током нормальной зарядки (см. табл. 4), после чего уровень электролита доводят до нор­ мы и заряжают батарею током 10-часового режи­ ма до напряжения 1,7 в на штырях одного из аккумуляторов, измеряемого нагрузочной вилкой. Если в процессе разрядки батарея отдала мень­ ше 90% нормальной емкости, ее следует сдать в эксплуатацию.

При длительном хранении батарею необходи­ мо разрядить током, соответствующим 0,1 номи­ нальной емкости, до напряжения 1,7 в на каж­ дый аккумулятор, вылить из аккумуляторов электролит и промыть их до полного удаления кислоты, для чего залить воду и слить ее первый раз через 3 ч, а при последующих промывках — через 8 ч. После промывки следует вылить воду, поставить резиновые прокладки, закупорить вен­ тиляционные отверстия и плотно завернуть пробки.

Помещение для хранения батарей должно быть сухим с температурой воздуха не ниже 0° и не выше + 35°.

22

ПОДГОТОВКА НОВЫХ свинцовых

АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕИ К ЭКСПЛУАТАЦИИ

При подготовке к эксплуатации батарей сни­ мают резиновые прокладки из-под пробок, уда­

ляют

трубочки

из

вентиляционных отверстий

в батареях с

автоматическим

регулированием

уровня

электролита

и заливают

электролитом,

удельный вес которого соответствует данным табл. 2.

Через 5—6 ч после заливки электролита ба­ тарею заряжают током первого заряда (см. табл. 5) до начала сильного газовыделения во всех аккумуляторах. При этом необходимо про­ верять напряжение аккумуляторов и удельный вес электролита, который при необходимости до­ водят до нужной величины. Если в течение трех последующих часов напряжение и плотность остаются постоянными, то зарядка считается оконченной.

Продолжительность первой зарядки зависит от типа батареи и времени хранения: обыкновен­ ные батареи заряжаются в течение 25—50 ч, а сухозарядные — 3—8 ч.

При необходимости срочного ввода в эксплуа­ тацию сухозаряженные батареи могут быть уста­ новлены на автомобиль без зарядки, если плот­ ность электролита не снизится больше чем на 0,3 после заливки его в аккумуляторы и пропитки пластин.

ЖЕЛЕЗО-НИКЕЛЕВЫЕ АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ

Железо-никелевая щелочная аккумуляторная батарея для питания 12-вольтного электрообору­ дования автомобиля собрана из 9 последователь­

23