ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
Таблица 3
Технические данные некоторых типов аккумуляторных батарей
Тип батареи
Номинальное напря жение, в |
Емкость при 10-часо вом режиме разрядки и температуре элект ролита 30°, а.ч |
Разрядный ток при 10-часовом режиме разрядки, а |
Марка автомобилей, на ко торых устанавливается батарея
ЭСТ-70-ВД |
|
|
|
ГАЗ-51А. ГА3-63, |
|
|||
или |
|
70 |
7,0 |
ПАЗ-65 (2 батареи) |
|
|||
ЗСТ-70-ПМ 6 |
ЗИЛ-150, ЗИЛ-151, |
|
||||||
ЗСТ-84-ПД |
|
|
|
|
||||
или |
6 |
84 |
8,4 |
ЗИЛ-164, ЗИЛ-157 (2 |
||||
ЗСТ-84-ПМ |
батареи), ЗИЛ-158 (4 |
|||||||
3CT-135 |
6 |
135 |
13,5 |
батареи) |
|
|
|
|
ЗИЛ-127 (4 батареи) |
|
|||||||
|
|
|
|
ЛАЗ-695 (2 батареи) |
||||
6СТ-45-ЭМ |
12 |
42 |
4,2 |
ЛАЗ-697 (2 батареи) |
||||
„Москвич-407", , Моск |
||||||||
|
|
|
|
вич-410", |
|
„Моск |
||
|
|
|
|
вич-423", |
ЗАЗ-965, |
|||
6СТ-54-ЭМ |
12 |
54 |
5,4 |
„Запорожец" |
М-21, |
|||
М-20 |
„Победа", |
|||||||
|
|
|
|
„Волга", |
|
|
|
|
|
|
|
|
ГАЗ(УАЗ)-69А, |
|
|
||
|
|
|
|
ГАЗ(УАЗ)-69, |
|
|
||
6СТ-68-ЭМ |
12 |
68 |
6,8 |
УАЗ-450 |
|
|
|
|
ГАЗ-13 „Чайка", ГАЗ-12, |
||||||||
6СТМ-128 |
12 |
128 |
|
ЗИЛ-111 |
МАЗ-205 |
(2 |
||
12,8 МАЗ-200, |
||||||||
|
|
|
|
батареи), |
|
(4 |
6а. |
|
|
|
|
|
КрАЗ(ЯАЗ)-214 |
||||
|
|
|
|
тареи) |
|
|
|
|
|
|
|
|
КрАЗ(ЯАЗ)-219 (4 ба |
||||
|
|
|
|
тареи), КрАЗ(ЯАЗ)-222 |
||||
|
|
|
|
(4 |
батареи) |
|
|
11
мипор или мипласт со стекловолокном. Если ба тареи выпускаются с сухозаряженными пласти нами, то к маркировке добавляется буква С. На пример, марка ЗСТ-70-ПМС-С расшифровывает ся так: батарея из трех аккумуляторов, стартер ная, емкостью 70 а-ч с баком из асфальтопеко вой массы с кислотостойкими вставками и сепа раторами из мипора или мипласта со стеклово локном; выпускается с сухозаряженными пласти нами.
В результате зарядки и разрядки в активной массе пластин происходят химические превраще ния. При зарядке аккумуляторов активная мас са положительных пластин превращается в пере кись свинца, а активная масса отрицательных пластин— в губчатый свинец (табл. 4).
Таблица 4
Химические превращения активной массы пластин свинцового аккумулятора
Состояние |
Активная масса |
Электролит |
Активная масса |
аккумулятора |
положительных |
отрицательных |
|
|
пластин |
|
пластин |
Полностью |
Перекись |
Серная |
Губчатый |
заряженный |
свинца |
кислота |
свинец |
Полностью |
(РЮ2) |
(2H2SO<) |
(Pi) |
Сернокислый |
Вода |
Сернокислый |
|
разряжен- |
свинец |
(2Н20) |
свинец |
ный |
(P1S04) |
|
(P iso 4) |
В процессе зарядки аккумуляторов через каж дые два часа следует проверять плотность элект ролита, напряжение и температуру, которая не должна превышать 45° (в случае ее превышения зарядный ток уменьшают вдвое). В конце заряд
12
ки э. д. с. аккумуляторов повышается до 2,7 в, а затем снижается до 2,2 в. Удельный вес элект ролита при этом должен быть в пределах 1,25— 1,31, т. е. соответствовать данным табл. 2. Конец зарядки сопровождается «кипением» электроли та — бурным выделением пузырьков кислорода и водорода, происходящим в результате гидроли за воды.
Зарядка считается законченной, если напря жение аккумуляторов и удельный вес электроли та остаются постоянными в течение трех часов после зарядки.
Если в процессе эксплуатации аккумулятор ная батарея не обеспечивает пуск двигателя стартером, ее следует снять с автомобиля и на
править на эксплуатационную зарядку |
(табл. 5). |
||||
|
|
|
|
Таблица 5 |
|
Величины зарядного тока для различных типов |
|||||
|
аккумуляторных батарей |
|
|||
|
Величина зарядного |
|
Величина зарядного |
||
Тип |
тока, а |
Тип |
тока, а |
||
|
|
|
|
||
батареи |
Первая |
Эксплуата |
батареи |
Первая |
Эксплуата |
|
зарядка |
ционная |
|
зарядка |
ционная |
|
|
зарядка |
|
|
зарядка |
ЗСТ-70 |
5,0 |
6,5 |
6СТ-54 |
3,5 |
5,0 |
ЗСТ-84 |
6,0 |
8,0 |
6СТ-68 |
4,5 |
6,0 |
3CT-135 |
7,5 |
10,0 |
6СТ-128 |
7,0 |
10,0 |
6СТ-42 |
3,0 |
4,0 |
|
|
|
В процессе разрядки аккумуляторов актив ная масса положительных и отрицательных пла стин превращается в сернокислый свинец (табл. 4). При этом удельный вес электролита снижается до 1,12—1,19, а напряжение падает до
13
1,7 в. Разрядка аккумуляторов ниже 1,7 в недо пустима, так как пластины в этом случае при ходят в негодность.
Заряженные аккумуляторные батареи, уста новленные на автомобиле, в зависимости от ма териала сепараторов имеют различные гарантий
ные сроки службы (табл. |
6). |
|
|
Таблица 6 |
|
Гарантийные сроки службы аккумуляторов |
||
|
Гарантий |
Пробег |
Материал сепаратора |
ный срок |
|
не менее, |
не более, |
|
|
мес. |
км |
Дерево ................................................. |
14 |
35 000 |
Мипласт или мипор • ......................... |
18 |
40 000 |
Стекловолокно ..................................... |
24 |
40000 |
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СВИНЦОВЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕИ
С л и ш к о м б ы с т р о е и с п а р е н и е в о ды в а к к у м у л я т о р а х , которое может со провождаться «кипением» электролита, происхо дит в связи с перезарядкой батареи. Для устра нения этой неисправности необходимо проверить и отрегулировать регулятор напряжения.
Э л е к т р о л и т в ы л и в а е т с я с т р у е й из в е н т и л я ц и о н н о г о о т в е р с т и я о д
но г о |
или |
н е с к о л ь к и х |
а к к у м у л я т о |
||||
ров |
во |
в р е мя |
их |
з а р я д к и |
в резуль |
||
тате |
высокого |
уровня |
электролита |
(уменьшить |
|||
уровень); |
большого |
зарядного |
тока |
(проверить |
регулятор напряжения); отсутствия отражатель ной пластины в камере вентиляционного отвер
14
стия (осторожно проверить тоненькой деревян
ной палочкой через |
вентиляционное отверстие |
наличие пластины). |
п л а с т и н (образование |
С у л ь ф а т а ц и я |
на поверхности пластин налета крупных кристал
лов сернокислого свинца) |
наблюдается |
при дли |
|
тельном бездействии |
аккумуляторной |
батареи, |
|
эксплуатации батареи |
с |
пониженным |
уровнем |
электролита, чрезмерной разрядке и длительном пользовании большим разрядным током, повы шенной плотности электролита, систематической недозарядке батареи.
Признаками сульфатации являются быстрая разрядка батареи и резкое падение напряжения (особенно при включении стартера). При заряд ке сульфатированной батареи быстро повышает ся температура электролита и напряжение акку муляторов, происходит раннее газовыделение, а удельный вес электролита увеличивается очень медленно. Крупнокристаллическая сульфатация устраняется на зарядных станциях зарядкой ба тарей слабым током при электролите с малым удельным весом.
С а м о р а з р я д о т к л ю ч е н н о й от с е
ти п о т р е б и т е л е й |
а к к у м у л я т о р н о й |
б а т а р е и происходит |
под влиянием неизбеж |
ных посторонних примесей (хлора, соляной кис лоты, уксусной кислоты и др.) в электролите и активной массе пластин, возбуждающих местные
(паразитные) |
токи. |
возникает |
У с к о р е н н ы й с а м о р а з р я д |
||
в результате |
замыкания выводных |
штырей |
пылью, смешанной с разлитым на поверхности батареи электролитом или при загрязненном электролите аккумуляторов. Он уменьшает ем кость батареи приблизительно на 3% в сутки.
15