Файл: Майгур Г.Л. Электрооборудование автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 3

Технические данные некоторых типов аккумуляторных батарей

Тип батареи

Номинальное напря­ жение, в

Емкость при 10-часо­ вом режиме разрядки и температуре элект­ ролита 30°, а.ч

Разрядный ток при 10-часовом режиме разрядки, а

Марка автомобилей, на ко­ торых устанавливается батарея

ЭСТ-70-ВД

 

 

 

ГАЗ-51А. ГА3-63,

 

или

 

70

7,0

ПАЗ-65 (2 батареи)

 

ЗСТ-70-ПМ 6

ЗИЛ-150, ЗИЛ-151,

 

ЗСТ-84-ПД

 

 

 

 

или

6

84

8,4

ЗИЛ-164, ЗИЛ-157 (2

ЗСТ-84-ПМ

батареи), ЗИЛ-158 (4

3CT-135

6

135

13,5

батареи)

 

 

 

ЗИЛ-127 (4 батареи)

 

 

 

 

 

ЛАЗ-695 (2 батареи)

6СТ-45-ЭМ

12

42

4,2

ЛАЗ-697 (2 батареи)

„Москвич-407", , Моск­

 

 

 

 

вич-410",

 

„Моск­

 

 

 

 

вич-423",

ЗАЗ-965,

6СТ-54-ЭМ

12

54

5,4

„Запорожец"

М-21,

М-20

„Победа",

 

 

 

 

„Волга",

 

 

 

 

 

 

 

ГАЗ(УАЗ)-69А,

 

 

 

 

 

 

ГАЗ(УАЗ)-69,

 

 

6СТ-68-ЭМ

12

68

6,8

УАЗ-450

 

 

 

ГАЗ-13 „Чайка", ГАЗ-12,

6СТМ-128

12

128

 

ЗИЛ-111

МАЗ-205

(2

12,8 МАЗ-200,

 

 

 

 

батареи),

 

(4

6а.

 

 

 

 

КрАЗ(ЯАЗ)-214

 

 

 

 

тареи)

 

 

 

 

 

 

 

КрАЗ(ЯАЗ)-219 (4 ба­

 

 

 

 

тареи), КрАЗ(ЯАЗ)-222

 

 

 

 

(4

батареи)

 

 

11


мипор или мипласт со стекловолокном. Если ба­ тареи выпускаются с сухозаряженными пласти­ нами, то к маркировке добавляется буква С. На­ пример, марка ЗСТ-70-ПМС-С расшифровывает­ ся так: батарея из трех аккумуляторов, стартер­ ная, емкостью 70 а-ч с баком из асфальтопеко­ вой массы с кислотостойкими вставками и сепа­ раторами из мипора или мипласта со стеклово­ локном; выпускается с сухозаряженными пласти­ нами.

В результате зарядки и разрядки в активной массе пластин происходят химические превраще­ ния. При зарядке аккумуляторов активная мас­ са положительных пластин превращается в пере­ кись свинца, а активная масса отрицательных пластин— в губчатый свинец (табл. 4).

Таблица 4

Химические превращения активной массы пластин свинцового аккумулятора

Состояние

Активная масса

Электролит

Активная масса

аккумулятора

положительных

отрицательных

 

пластин

 

пластин

Полностью

Перекись

Серная

Губчатый

заряженный

свинца

кислота

свинец

Полностью

(РЮ2)

(2H2SO<)

(Pi)

Сернокислый

Вода

Сернокислый

разряжен-

свинец

(2Н20)

свинец

ный

(P1S04)

 

(P iso 4)

В процессе зарядки аккумуляторов через каж­ дые два часа следует проверять плотность элект­ ролита, напряжение и температуру, которая не должна превышать 45° (в случае ее превышения зарядный ток уменьшают вдвое). В конце заряд­

12


ки э. д. с. аккумуляторов повышается до 2,7 в, а затем снижается до 2,2 в. Удельный вес элект­ ролита при этом должен быть в пределах 1,25— 1,31, т. е. соответствовать данным табл. 2. Конец зарядки сопровождается «кипением» электроли­ та — бурным выделением пузырьков кислорода и водорода, происходящим в результате гидроли­ за воды.

Зарядка считается законченной, если напря­ жение аккумуляторов и удельный вес электроли­ та остаются постоянными в течение трех часов после зарядки.

Если в процессе эксплуатации аккумулятор­ ная батарея не обеспечивает пуск двигателя стартером, ее следует снять с автомобиля и на­

править на эксплуатационную зарядку

(табл. 5).

 

 

 

 

Таблица 5

Величины зарядного тока для различных типов

 

аккумуляторных батарей

 

 

Величина зарядного

 

Величина зарядного

Тип

тока, а

Тип

тока, а

 

 

 

 

батареи

Первая

Эксплуата­

батареи

Первая

Эксплуата­

 

зарядка

ционная

 

зарядка

ционная

 

 

зарядка

 

 

зарядка

ЗСТ-70

5,0

6,5

6СТ-54

3,5

5,0

ЗСТ-84

6,0

8,0

6СТ-68

4,5

6,0

3CT-135

7,5

10,0

6СТ-128

7,0

10,0

6СТ-42

3,0

4,0

 

 

 

В процессе разрядки аккумуляторов актив­ ная масса положительных и отрицательных пла­ стин превращается в сернокислый свинец (табл. 4). При этом удельный вес электролита снижается до 1,12—1,19, а напряжение падает до

13


1,7 в. Разрядка аккумуляторов ниже 1,7 в недо­ пустима, так как пластины в этом случае при­ ходят в негодность.

Заряженные аккумуляторные батареи, уста­ новленные на автомобиле, в зависимости от ма­ териала сепараторов имеют различные гарантий­

ные сроки службы (табл.

6).

 

 

Таблица 6

Гарантийные сроки службы аккумуляторов

 

Гарантий­

Пробег

Материал сепаратора

ный срок

не менее,

не более,

 

мес.

км

Дерево .................................................

14

35 000

Мипласт или мипор • .........................

18

40 000

Стекловолокно .....................................

24

40000

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СВИНЦОВЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕИ

С л и ш к о м б ы с т р о е и с п а р е н и е в о ­ ды в а к к у м у л я т о р а х , которое может со­ провождаться «кипением» электролита, происхо­ дит в связи с перезарядкой батареи. Для устра­ нения этой неисправности необходимо проверить и отрегулировать регулятор напряжения.

Э л е к т р о л и т в ы л и в а е т с я с т р у е й из в е н т и л я ц и о н н о г о о т в е р с т и я о д ­

но г о

или

н е с к о л ь к и х

а к к у м у л я т о ­

ров

во

в р е мя

их

з а р я д к и

в резуль­

тате

высокого

уровня

электролита

(уменьшить

уровень);

большого

зарядного

тока

(проверить

регулятор напряжения); отсутствия отражатель­ ной пластины в камере вентиляционного отвер­

14


стия (осторожно проверить тоненькой деревян­

ной палочкой через

вентиляционное отверстие

наличие пластины).

п л а с т и н (образование

С у л ь ф а т а ц и я

на поверхности пластин налета крупных кристал­

лов сернокислого свинца)

наблюдается

при дли­

тельном бездействии

аккумуляторной

батареи,

эксплуатации батареи

с

пониженным

уровнем

электролита, чрезмерной разрядке и длительном пользовании большим разрядным током, повы­ шенной плотности электролита, систематической недозарядке батареи.

Признаками сульфатации являются быстрая разрядка батареи и резкое падение напряжения (особенно при включении стартера). При заряд­ ке сульфатированной батареи быстро повышает­ ся температура электролита и напряжение акку­ муляторов, происходит раннее газовыделение, а удельный вес электролита увеличивается очень медленно. Крупнокристаллическая сульфатация устраняется на зарядных станциях зарядкой ба­ тарей слабым током при электролите с малым удельным весом.

С а м о р а з р я д о т к л ю ч е н н о й от с е ­

ти п о т р е б и т е л е й

а к к у м у л я т о р н о й

б а т а р е и происходит

под влиянием неизбеж­

ных посторонних примесей (хлора, соляной кис­ лоты, уксусной кислоты и др.) в электролите и активной массе пластин, возбуждающих местные

(паразитные)

токи.

возникает

У с к о р е н н ы й с а м о р а з р я д

в результате

замыкания выводных

штырей

пылью, смешанной с разлитым на поверхности батареи электролитом или при загрязненном электролите аккумуляторов. Он уменьшает ем­ кость батареи приблизительно на 3% в сутки.

15