ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
коллектора или образования в коллекторе газовой подушки,
в результате чего сток нефти прекращается. На скважинах с при нудительной откачкой датчиком предельного уровня является сам механизм автооткачки. На самотечных скважинах по времени между закрытием дистанционно управляемой задвижки с диспет
черского пункта и сигналом, полученным от ДПУ, можно заме рять дебит нефти.
Завод ' Нефтеавтоматика Башкирского совнархоза поставляет на промыслы Татарии серийно изготовляемые датчики предель ного уровня ДПУ-1 конструкции КБ АТ.
Датчик ДПУ-1 состоит из поплавка и электроконтактного механизма, смонтированного во взрывобезопасном корпусе. Мон тируют датчик непосредственно на емкости на высоте, соответ ствующей предельно допустимому уровню налива нефти. При повышении уровня нефти в емкости поплавок ДПУ поворачивает
связанную с его рычагом ось, толкатель которой нажимает на кнопку микропереключателя МП-1. Контакты микропереключа теля включены в цепь сигнализации уровня, которые могут одновременно подать импульс на исполнительный механизм,
автозакрыватель с электроприводом, чтобы прекратить подачу
нефти со скважины.
Монтировать датчики ДПУ-1 на емкостях без остановки сква жин нельзя — на мернике необходимо приваривать фланец для крепления датчика, поэтому на промыслах изготовляют датчики, которые можно устанавливать в смотровом люке мерника. Работа их протекает аналогично работе ДПУ-1.
Самозапуск электромоторов станков-качалок
Раньше при отключении электросети, питающей нефтепромыс ловые объекты, повторный запуск станков-качалок был возможен
только при обходе оператором глубиннонасосных скважин. При обслуживании большого участка оператор затрачивал много вре мени на обход всей группы скважин, кроме того, терялось много
нефти вследствие простоя скважин.
На скважинах со станками-качалками обеспечивается само запуск электромоторов после восстановления направления в сети с одновременной защитой фидера от перегрузок. Это достигается установкой теплового реле ТР-3 конструкции КБ АТ.
Принцип действия теплового реле основан на объемном рас ширении ртути при изменении температуры окружающей ее среды. Конструктивно тепловое реле состоит (рис. 31) из трубча
того проволочного сопротивления 3 типа ВС-12, во внутреннюю полость которого помещен стальной стакан 4, заполняемый ртутью. Время самозапуска электродвигателей станков-качалок регулируется специальным винтом 1 путем изменения расстояния между концом иглы и поверхностью ртути 2.
Реле включается параллельно пусковой кнопке магнитного
пускателя. Первоначально величина тока в цепи катушки, огра-
53,
ничейная сопротивлением реле, недостаточна для срабатывания
пускателя. Ток, проходящий по проволочному сопротивлению реле, нагревает ртуть, объемное расширение которой приводит
Рис. 31. Электрическая схема подключения теплового реле.
к соприкосновению ее с контактной иглой. В результате через катушку магнитопускателя начинает проходить ток, достаточный для его срабатывания. При этом реле шунтируется блок-контак- тамп пускателя, что приводит к охлаждению ртути.
Автоматизация периодической работы станков-качалок
Некоторые скважины, оборудованные станками-качалками,
согласно технологическому режиму эксплуатации находятся в периодической работе, которая в автоматическом режиме осуще
ствляется моторным реле времени типа КЭП-3 РВМ по любой
заданной программе.
Электродвигатель станка-качалки включается кнопкой пуска КП (рпс. 32). При нажатии кнопки КП катушка магнитного пускателя К включается под напряжение, и кнопка КП шунти руется блок-контактом пускателя Ki. Второй блок-контакт Кч отключает цепь питания реле времени РВ. При срабатывании автомата, когда замкнутся контакты Ks и Кр, включится реле РП и разорвет цепь питания катушки К, и электродвигатель
54
остановится. Одновременно контактом Кг. включится под напря
жение реле времени РВ. По истечении установленной выдержки
времени контакт PBi реле замыкается и двигатель М вновь вклю чается в работу. Однако реле времени РВ 1—2 мин. остается под
напряжением, так как контакт РВг реле некоторое время остается
замкнутым |
|
и моторчик реле |
-380 6 |
|
|
|
||||||||
РВ работает до |
размыкания |
|
|
|
|
|
||||||||
этого |
контакта. |
За это время |
|
|
|
|
|
|||||||
успевает |
|
разомкнуться |
и |
|
|
|
|
|
||||||
контакт РВ реле, вследствие |
|
|
|
|
|
|||||||||
чего схема приходит в пер |
|
|
|
|
|
|||||||||
воначальное |
положение |
и |
|
|
|
|
|
|||||||
при |
определенном |
незапол- |
|
|
|
|
|
|||||||
ненпи насоса вновь зам |
|
|
|
|
|
|||||||||
кнутся |
контакты |
Кs и Кр, |
|
|
|
|
|
|||||||
включится реле РП, |
электро |
|
|
|
|
|
||||||||
двигатель |
М остановится и |
|
|
|
|
|
||||||||
т. д. Реле времени может |
|
|
|
|
|
|||||||||
быть отключено тумблером Т. |
|
|
|
|
|
|||||||||
V. АВТОМАТИЗАЦИЯ НА |
|
|
|
|
|
|
||||||||
КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЯХ |
|
|
|
|
|
|||||||||
Разработка |
нефтеносных |
|
|
|
|
|
||||||||
площадей |
Татарии |
преду |
|
|
|
|
|
|||||||
сматривает |
|
сбор и транспорт |
|
|
|
|
|
|||||||
попутного |
газа. |
Сбор |
газа |
Рис. 32. Схема автомата ВНИИ для |
||||||||||
осуществляется через систему |
||||||||||||||
периодических глубинноиасосных сква |
||||||||||||||
газопроводов. Газ со |
сква |
|
|
жин. |
|
|||||||||
жин |
идет |
|
на . |
компрессор |
КП — кнопка «пуск»; |
К — катушка магнит |
||||||||
ные |
станции, |
которые |
в |
ного |
пускателя; Kj ■— блок-контакт пуска |
|||||||||
теля; |
Кг — второй блок-контакт; РВ, |
PBi и |
||||||||||||
дальнейшем |
транспортируют |
РВг —|Реле |
времени; |
Ks и Кр — контакты; |
||||||||||
(перекачивают) его |
на |
газо |
РП — реле; |
М — электродвигатель; |
Т — |
|||||||||
тумблер; ЛС — лампа |
сигнализации; |
р —■ |
||||||||||||
бензиновые |
заводы. |
|
|
|
рубильник; |
П1 и Пг — плавкие предохрани |
||||||||
Для |
обеспечения движе |
|
|
тели; рт — термореле. |
|
ния газа от скважин до ком прессорных станций в трапах скважин поддерживают, давле
ние от 1,2 до 1,5 ат. Последнее несколько ухудшает условия сепарации, в результате на компрессорные станции поступает газ, обогащенный тяжелыми углеводородами.
Принципиальная технологическая схема работы
компрессорных станций
Газ из газосборных коллекторов поступает на площадку ком прессорных станций с давлением 1,05 ат. Пройдя приемные
сепараторы, установленные на открытой площадке, газ напра
вляется в газорегулировочный пункт (ГРП), где замеряют коли
чество газа; Из ГРП газ идет на прием компрессоров и, сжатый до 4 ат при температуре 68°, поступает в сепараторное отделение.
55
где проходит теплоотделитель, затем холодильник и, снизив, температуру до 30°, поступает в конечный сепаратор, в котором
отделяются взвешенные частицы влаги. Из конечного сепаратора газ поступает в ГРД, где регулируется давление, а затем в напор ный газопровод.
Жидкость, скапливающаяся в конечном сепараторе, спускает ся в бензосепаратор, куда поступает п конденсат из приемных сепараторов. В бензосепараторе вода, отделившись от конденсата, сбрасывается в канализацию, а конденсат в емкость.
Компрессорные станции оборудуются газомоторкомпрессорами типа 8ГК-3 или ротационными компрессорами РСК-50 X 7,
работающими на электроприводе. Для охлаждения компрессоров и холодильников газа строится специальная система охлаждения, работающая по открытому циклу. Вода охлаждается на открытых
капельных градирнях.
Средняя стоимость компрессорной станции 6,5 млн. руб.
Контроль и автоматика на компрессорных станциях
Проектами на строительство компрессорных станций преду
сматриваются следующие элементы автоматики и контрольно-
измерительного учета.
Для измерения объема газа, поступающего на компрессоры
пподаваемого потребителю, на линиях устанавливают диафрагму
ирасходомеры-дифманометры типа ДП-610.
Стабильное давление в установках поддерживается при помощи регуляторов давления мембранного типа.
Давление на выкиде измеряется и записывается при помощи манометров типа МГ-410, МГ-610.
Температура воды, подаваемой на агрегаты (на газомоторкомпрессоры 8ГК) измеряется и записывается при помощи термо метров типа ТГ-410 и др. В водонасосной устанавливают также приборы контроля за давлением и температурой горячей и холод ной воды.
Уровень горячей воды в резервуаре контролируется при по мощи дистанционного указателя уровня.
В сепараторном отделении устанавливаются приборы для
автоматического регулирования уровня в маслоотделителе, бензо сепараторе, конечном сепараторе с замером температуры воды до охлаждения и после.
Питание приборов-регуляторов предусмотрено сжатым воз духом или газом от специального компрессора.
Чтобы обслужить эти сравнительно небольшие средства авто матики, необходим штат компрессорной станции численностью 17—19 человек.
Силами работников цехов КИП и обслуживающего персонала
на ряде компрессорных станций внедрены новые элементы авто матики, улучшающие технологию работающего оборудования и сокращающие численность обслуживающего персонала.
56
Автоматическое отключение газомоторкомпрессоров
Иногда технологический процесс работы компрессорных машин
по ряду причин нарушается. Чтобы избежать осложнения и аварии работающего оборудования, компрессоры останавливают при
отсутствии воды в подводящем коллекторе, повышении темпера туры воды в силовых цилиндрах газомоторкомпрессоров, отклю чении электроэнергии и остановке перекачивающих насосов и повышении температуры масла в картере. Газомоторкомпр.ессоры -останавливаются автоматически по следующей схеме.
Рис. 33. Схема автоматического отключения газомоторком прессоров.
Каждая машина имеет пульт с установленными электроконтактпым манометром, замеряющим давление воды в подводящем коллекторе, и двумя термометрами типа ТГ-278, измеряющими температуру циркуляционной воды и масла в картере двигателя
(рис. 33).
В электроконтактном манометре Рат контакты отключения ставятся на предел 0,9 ат. При понижении давления в подводя щем коллекторе они размыкаются и обесточивают соленоидную катушку 2Г1, в результате срабатывает реле Pi, находящееся в нормально разомкнутом состоянии, замыкается цепь магнето па землю, газомоторкомпрессор останавливается и загорается
сигнальная лампа JIi.
В случае отключения электроэнергии обесточивается катушка Кг и срабатывает реле Рг, замыкающее своими контактами магне
то на землю и |
включающее сигнальную лампу |
Лг, питаемую |
от аккумулятора аварийного освещения. |
охлаждающая |
|
Аналогично |
останавливается циркулирующая |
рубашка цилиндров при нарушении температурного режима
57
воды и масла в картере двигателя. Контакты соответствующих реле Т масла и 7’° воды замыкают магнето на землю при размы кании цепи катушек реле Кз и /Г4.
Автоматическая загрузка и разгрузка работающих машин газомоторкомпрессоров
Автоматически компрессоры загружаются и разгружаются
следующим образом: газомоторкомпрессор пускается обычным способом и работает вхолостую до тех пор, пока давление входя щего масла не достигнет 1,0 ат и воды 0,7—0,8 ат, а температура воды и масла 30—35°. После этого наступает автоматическая.
Рис. 34. Схема автоматической загрузки и разгрузки машин газо моторкомпрессоров.
загрузка компрессора без вмешательства обслуживающего пер сонала (рис. 34).
Когда давление масла и воды достигнет нормальной величины,, электроконтактными манометрами 4 и 5 катушки реле 8, 9 обесто чиваются, вследствие чего размыкаются контакты 23, 24, ранен обеспечивающие питание ламп JIi и Лз от сети 1.
Контакт 25 находится в разомкнутом положении, так как в сепараторе, связанном с контактом 11, нефти нет и катушка реле 10 обесточена. При достижении необходимых температур масла и охлаждающей воды в машине поочередно срабатывают манометрические термометры 2 и 3, которые обесточивают катушки реле 6, 7 и тем самым вызывают отпадение контактов 21, 22.
Следовательно, при размыкании контактов 21, 22, 23 и 24 цепь
соленоида 12 обесточивается (она питается от батареи 14), трех ходовой кран 26 открывается. При этом воздух из мембран регу лирующих клапанов 15, 16 и 17 сбрасывается в атмосферу.
Клапан 15 открывается, а клапаны 16 и 17 постепенно закрываются,
что и приводит к загрузке газомоторкомпрессоров. Размыкание
58