ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
замыкаются контакты верхнего тумблера, тем самым замыкается катушка магнитного пускателя и срабатывает блок контактов,
включающих электродвигатель насоса откачки. При понижении уровня контакты верхнего тумблера размыкаются, но электродви гатель не включается. При размыкании контактов нижнего тум блера цепь катушки пускателя разрывается и откачка прекра щается.
В схеме предусмотрено ручное управление.
Изменяя длину вставного отрезка, можно устанавливать датчик на мерниках любой высоты. При верхнем расположении датчика в смотровом люке мерника нет необходимости остана вливать скважину при монтаже. Недостатком является отсутствие устройства, подающего импульс на автозакрыватель скважины при возникновении угрозы перелива.
На промыслах Татарии насчитывается более 220 скважин с принудительной откачкой нефти из мерных резервуаров, на 158 из них установлены нестандартные мерники, на которых установка автооткачек АО-4 затруднительна. Таким образом,
проблема разработки конструкции автооткачки для нестандарт ных мерников весьма значительна.
На рис. 23 дается график роста количества скважин с автома
тизированным процессом откачки нефти.
Клапаны для сброса газа
На скважинах с принудительной откачкой нефти обычно устанавливают центробежные насосы. При включении и отклю
чении мотора насоса датчиком |
автома |
|
|||||
тической откачки возможно нарушение |
|
||||||
правильной |
работы |
|
насоса — срыв |
|
|||
подачи в результате |
попадания в ка |
|
|||||
меры насоса воздуха, засасываемого |
|
||||||
вместе с нефтью из мерника. |
Последнее |
|
|||||
случается при недостаточно четком ре |
|
||||||
гулировании нижнего уровня с уров |
|
||||||
нем |
расположения |
насоса |
во |
время |
|
||
его |
остановки |
датчиком |
автооткачки. |
|
|||
Воздух, попавший в камеры центро |
|
||||||
бежного насоса, сбрасывается через |
|
||||||
специальный |
вентиль, |
установленный |
|
||||
на корпусе насоса со стороны приема. |
|
||||||
Чтобы эта операция |
выполнялась без |
Рис. 24. Клапан сброса |
|||||
вмешательства |
оператора, на |
насосах |
газа КСГ-1. |
||||
устанавливают специальные |
клапаны. |
|
Наибольшее распространение получили клапаны КСГ-1 кон струкции КБ НП (рис. 24).
Принцип работы клапана КСГ-1, предназначенного для авто матического сброса газа из приемной линии центробежного на-
43
coca, основан на перекрытии клапана действием подъемной силы поплавка погруженного в жидкость.
Клапан представляет собой камеру 1, внутри которой разме щен поплавок 2, жестко связанный со штоком 3. На конце штока прп помощи накидной гайки 5 укреплен шаровой клапан 6. Попла вок с клапаном подвешен на пружине 4. При отсутствии жидкости в камере поплавок с клапаном находится в нижнем положе
|
нии, н газ через |
седло |
клапана сбра |
|||||||
|
сывается в атмосферу. |
Прп заполнении |
||||||||
|
камеры |
жидкостью |
поплавок |
|
всплы |
|||||
|
вает, шаровой , клапан |
перекрывает |
||||||||
|
седло п сброс газа прекращается. |
|||||||||
|
Клапан |
устанавливают |
непосред |
|||||||
|
ственно |
на |
приемной |
линии |
насоса в |
|||||
|
повышенной части, в месте наибольшего |
|||||||||
|
скопления газа. Клапан |
соединяется с |
||||||||
|
приемной линией патрубком диамет |
|||||||||
|
ром Р/г”. Трубу, |
отводящую |
газ из |
|||||||
|
полости |
клапана, |
|
выводят |
из |
поме |
||||
|
щения |
насосной. |
16 |
Клапан |
рассчитан |
|||||
|
на давление |
до |
ат. |
Вес |
клапана |
|||||
|
11,5 кг. Если прием |
насоса |
располо |
|||||||
|
жен несколько выше |
нижнего уровня |
||||||||
|
в резервуаре, и насос |
в |
течение |
опре |
||||||
|
деленного времени |
работает на всасы |
||||||||
|
вание, возможно |
засасывание |
воздуха |
|||||||
|
в него через клапан сброса |
газа |
вслед |
|||||||
|
ствие снижения уровня |
в камере кла |
||||||||
Рис. 25. Головка клапана |
пана по мере понижения уровня |
нефти |
||||||||
сброса газа. |
в резервуаре. Чтобы избежать |
засасы |
вание воздуха через клапан, применяют другой вид перепускного устройства 1 в клапане той же конструк
ции (рис. 25).
Поплавок 2 крепится к штоку 3, внутри которого имеется сверление. На шток навинчивается головка 4 с продольными окнами. Внутри головки располагается шарик 5. Воздух или газ, находящийся в камере, выходит через сверление в штоке, припод нимая шарик. При заполнении камеры нефтью отверстие 6 пере крывается так же, как и у клапана КСГ-1. Если уровень в резер вуаре будет ниже уровня в камере клапана сброса газа, поплавок, несколько опустившись, перекроет седлом 7 нижнее отверстие,
ашариковый клапан не пропустит в камеру газ,
III.АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УРОВНЕЙ
ИДАВЛЕНИЙ
На промыслах вместе с нефтью добывается значительное ко личество попутных газов,, которые в отличие от природных газов,
добываемых из газовых месторождений, содержат легкие фракции
44
нефти. Эти фракции легко отделяются от газа и могут быть ис пользованы в качестве ценного и наиболее дешевого химического сырья.
Внастоящее время потери газа все еще велики. Это связано
сиспользованием открытой самотечной системы сбора. Газ вы
деляется из нефти и теряется в местах, соприкосновения нефти с атмосферой в негерметизированиых мерниках, резервуарах и при теплохимическом обезвоживании и обессоливании.
Ориентировочно потери легких углеводородов в весовых про центах приведены в табл. 6. Для сравнения приведены потери Туймазинского месторождения.
Таблица 6
Месторождение |
На |
При |
На |
Всего |
|
промысле |
транспорте |
НПЗ |
|||
|
|
||||
Ромашкинское........................... |
1,1 |
1,78 |
2,06 |
4,94 |
|
Туймазинское ........................... |
2,0 |
1,78 |
2,06 |
5,84 |
Для предотвращения потерь ценнейших фракций в 1959— 1965 гг. на промыслах Татарии будут сооружены стабилизацион ные установки. Благодаря совмещению в едином производствен
ном комплексе стабилизации всех трех процессов подготовки
нефти к переработке — обезвоживание, обессоливание и отбор легких углеводородов — ликвидируются потери нефти от испаре ния и облегчится герметизация транспорта нефти.
Институтом Татнефтепроект совместно с промысловыми работ никами разрабатывается схема по герметизации самотечной системы сбора. Это направление весьма перспективно и выбрано удачно, так как на основе существующей и действующей системы предполагается при минимальных капитальных вложениях на усовершенствование системы обеспечить сохранность легких углеводородных фракций.
Автоматизация работы трапных установок
Основными объектами регулирования уровней и давлений на
нефтепромыслах Татарии с самотечной системой сбора нефти являются газоотделители — трапы.
На промыслах Татарии используют главным образом трапы низкого давления марки ТГ 1400-6 конструкции Гипронефте-
маша и трапы марки Б-12 и Б-13, устанавливаемые на скважинах, оборудованных глубиннонасосными установками.
Автоматизация работы трапов достигается установкой на них приборов автоматики: регулятора уровня и регулятора давления. Поддержание уровня в трапе на определенной высоте требуется
для обеспечения гидравлического затвора, предупреждающего про
45
рыв газа в нижнюю часть газоотделителя, а также для наиболее полного отделения от нефти растворенного в ней газа. Высоту уровня нефти принимают 1,0—1,5 м. Расстояние от вводного патрубка не менее 0,4 м. Поскольку в трапах не требуется боль шая точность регулирования уровня, здесь применяют регуля торы прямого действия.
Наибольшее распространение получил механический регуля тор уровня конструкции КБ АТ'~ марки РУМ-3 (рис. 26). Этот
|
регулятор работает |
при |
любых |
||||
|
температурах |
окружающего воз |
|||||
|
духа и любых давлениях (при за |
||||||
|
водском изготовлении поплавка). |
||||||
|
Поплавок |
1 |
регулятора свя |
||||
6 |
зан с |
заслонкой |
3 |
при |
помощи |
||
тяги 2. |
Заслонка |
может |
повора- |
||||
|
|||||||
|
чиваться на оси, |
вмонтированной |
Рис. 26. Регулятор уровня РУМ-3.
встенки выкидного патрубка 5. При подъеме уровня жидкости
втрапе поплавок, поднимаясь вверх, заставляет поворачиваться заслонку, открывая проход для нефти. При понижении уровня жидкости 4 проход для нефти будет уменьшаться и по достиже нии уровнем предельно допустимого нижнего положения пол ностью закроется. В конструкции предусмотрено кольцо 6 для проверки нормальной работы заслонки и состояния поплавка,
который при некачественном изготовлении в промысловых мастер ских может затонуть.
Чтобы регулятор самоотключался при повреждении поплавка,
заслонка имеет специальную форму, благодаря которой при за
топлении поплавка она поворачивается в обратную сторону и
оставляет патрубок открытым, не вызывая осложнений в работе газосепаратора. Неисправность регулятора легко обнаружи
4S
вается по усиленному газовыделению из смотрового люка мер ника.
Уровнедержатель этой конструкции прост в изготовлении и
удобен для монтажа и демонтажа. Недостаток его — возможность утечек нефти через неплотности между трубой и заслонкой при ее закрытом положении. При больших утечках работа регулятора
нарушается, это снижает эффективность |
при применении его |
на малодебитных скважинах. |
на скважинах приме |
Наряду с регуляторами типа РУМ-3 |
няются и пневматические штуцерные регуляторы уровня типа РУПШ, работающие в комплекте с пневматическими регулирую щими клапанами, использующими в качестве рабочего агента газ
из трапа. Принцип действия регулятора РУПШ следующий. В трапе на поверхности жидкости устанавливается поплавок,
который опускается и поднимается при изменении положения уровня жидкости. Перемещение поплавка вызывает поворот ва лика, проходящего через сальниковое устройство и поворачи вающего пробку трехходового крана. Кран имеет три отверстия,
через которые он соединяется с верхней частью трапа, где соби рается газ, с мембранной головкой клапана, установленного на выкиде трапа, и с атмосферой.
При нижнем положении уровня в трапе поплавок, опускаясь, |
||
достигает крайне допустимого нижнего положения, при этом |
||
пробка крана поворачивается и открывает доступ газа в мембран |
||
ную головку клапана. Газ из верхней части трапа отжимает |
||
мембрану со стороны клапана вниз и закрывает последний. После |
||
этого выпуск |
нефти из трапа прекратится и уровень |
жидкости |
в нем начнет |
повышаться. Когда уровень поднимется |
на 100— |
200 мм, поплавок снова |
повернет пробку крана, |
доступ газа |
в мембранную головку |
клапана прекратится, а |
находящийся |
в ней газ будет выпущен в атмосферу. Клапан откроется и нефть начнет выходить из трапа.
При работе регуляторов уровня в зимних условиях, чтобы предотвратить замораживание в питательных трубках конденси рующейся из . газа влаги, в схему обвязки вводят дополнительно вымораживатель, представляющий собой 3—4" патрубок длиной
1—2 м, который устанавливают на пути движения питательного газа перед трехходовым краном. Вследствие резкого уменьшения скорости движения и изменения направления поступающего в вы мораживатель влажного газа из него выпадает конденсат, который стекает вниз и замерзает. Патрубок по мере заполнения его за мерзшим конденсатом периодически очищают. То, что мембран
ный клапан может работать при давлении не ниже 0,7 атп, а для лучшей сепарации газа в некоторых случаях требуется иметь
втрапах давление 0,1—0,2 ат, является недостатком РУПШ.
Взимний период отсепарированная нефть в трапе загусте вает. При неправильном подборе проходного сечения пневмати ческого регулирующего клапана МРКЧ (рис. 27) сток нефти
47