Файл: Кузнецов В.И. Машиностроительные материалы и технология их обработки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
тический интерес, так как продолжительность работы машины будет зависеть от скорости, с которой нара стают деформации.
Определив эти скорости при различных температурах
и напряжениях, |
можно подсчитать величину деформации |
|||||||||||
|
|
|
|
|
за |
известный |
промежуток |
|||||
|
|
|
|
|
времени, |
а |
отсюда и найти |
|||||
|
|
|
|
|
допускаемые напряжения. |
|||||||
|
|
|
|
|
При выборе допускаемых |
|||||||
|
|
|
|
|
напряжений для деталей ма |
|||||||
|
|
|
|
|
шин, работающих при высо |
|||||||
|
|
|
|
|
ких |
температурах, |
нужно |
|||||
|
|
|
|
|
пользоваться следующими |
|||||||
|
|
|
|
|
соображениями: |
при задан |
||||||
|
|
|
|
|
ной температуре |
выбирают |
||||||
|
|
|
|
|
допустимую скорость ползу |
|||||||
|
|
|
|
|
чести и по этим данным |
|||||||
|
|
|
|
|
уже |
определяют |
допускае |
|||||
|
|
|
|
|
мое напряжение. |
допускае |
||||||
|
|
|
|
|
Для |
выбора |
||||||
|
400 |
450 |
500 |
550 |
мых напряжений при проек |
|||||||
|
тировании |
газовых турбин, |
||||||||||
Рис. 15. Выбор допускаемых |
||||||||||||
реактивных |
двигателей, |
ра |
||||||||||
напряжений для деталей ма4 |
кет и вообще машин, |
рабо |
||||||||||
шин, работающих |
при высоких |
тающих в условиях высоких |
||||||||||
|
температурах. |
|
||||||||||
ше), |
|
|
|
|
температур |
(400°С |
и |
вы |
||||
можно воспользоваться кривой, |
приведенной |
на |
||||||||||
рис. |
15. |
Эта кривая |
приведена для углеродистой стали. |
Если мы хотим, чтобы скорость ползучести при темпера турах выше 400°С была та же, что и при 400°С, надо до пускаемое напряжение уменьшить. Если допускаемое напряжение при 400° считать за единицу (100%), то при 500°С для этой же цели надо взять 36% от допускаемого напряжения при 400°С, при 550°С — 20% и т. д.
36
§ 7. Д И А Г Р А М М А С Ж А Т И Я Д Л Я П Л А С Т И Ч Е С К И Х И Х Р У П К И Х М А Т Е Р И А Л О В
Диаграмма сжатия для пластических материалов. При испытании материалов на сжатие применяют образ цы в виде кубиков или цилиндров с высотой немного больше диаметра. Обычно для металлов принимают высоту h в пределах d -ь2d. Для более длинных образцов в опытах трудно избежать их искривления (продольного изгиба).
При сжатии пластических материалов при напряже ниях ниже предела пропорциональности или предела текучести материал ведет себя так же, как при растя жении.
После перехода за предел пропорциональности появ ляются заметные остаточные деформации. Благодаря
Рис. 16. Диаграмма сжатия:
а —для стали; б —для чугуна.
37
трению между зажимами пресса и основаниями образца затрудняются поперечные деформации материала у тор цов образца и он принимает бочкообразную форму.
Диаграмма сжатия для хрупких материалов. При испытании хрупких материалов применяют образцы
кубической формы |
с размерами ребер для чугуна — |
30 мм, бетона — от |
200 до 300 мм. |
Необходимо отметить, что хрупкие материалы сопро |
|
тивляются сжатию |
гораздо лучше, чем растяжению. |
Например, если для чугуна предел прочности при растя
жении о = 1 7-:-25 кГ/мм2, |
то |
предел |
прочности при |
сжатии о = 60ч-100 кГ/мм2. |
|
16, а, б |
приведены диа |
В качестве примера на рис. |
|||
граммы сжатия образцов из стали и чугуна. |
|||
При испытании чугуна уже при небольших сжимаю |
|||
щих усилиях напряжения |
перестают |
быть пропорцио |
нальными, т. е. закон пропорциональности не имеет места.
§ 8. Н А Т У Р Н Ы Е И С П Ы Т А Н И Я
Наряду с совершенствованием методов теоретическо го анализа напряженного состояния большое развитие получают методы испытаний не отдельных образцов, а целых деталей и даже машин в натуральную величину.
Большим шагом в этом деле явилось развитие элек тронной аппаратуры, что позволило применять для из мерения деформаций деталей машин различные дат чики.
Наиболее широкое распространение при эксперимен тах получили проволочные тензометрические датчики сопротивления, основанные на использовании свойства некоторых металлов (константа, нихрома и других)
38
менять свое электрическое сопротивление при растяже
нии— сжатии.
Такие датчики благодаря своим малым размерам (применяются с базой 20, 10, 5 и даже 3 мм) наклеива ются в любой исследуемой точке машины. Они преобра зуют деформацию материала испытываемой конструк ции в пропорциональный ей электрический сигнал, уси
ленный до нужных размеров |
электронным |
усилителем. |
В настоящее время при |
статических |
испытаниях |
сложных конструкций (самолетов, локомотивов, вагонов, мостов и др.) напряжения с помощью проволочных тен зометрических датчиков измеряют одновременно в не скольких десятках и сотнях тысяч точек. В целях ускоре ния процесса съема показаний применяются автомати ческие устройства, позволяющие производить регистра цию напряжений во всех этих точках в течение несколь ких минут.
Развитие методов электрического тензометрирования открыло новые возможности в изучении напряженного состояния конструкций и элементов машин в процессе их работы, в динамике, важность которых для создания и совершенствования машин трудно переоценить.
Сейчас уже не представляет особых трудностей изу чить напряженное состояние коленчатого вала двигате ля, оси и сепаратора роликового подшипника локомоти ва или вагона и других деталей в процессе их движения с рабочими скоростями. С этой целью на указанные детали наклеиваются тензометрические датчики, а на торце вращающейся оси устанавливаются специальные токосъемные устройства, передающие сигналы датчика через усилитель на регистраторы — осциллографы.
В других случаях, где проводная связь нежелательна или невозможна, сигналы датчика на регистратор пере даются с помощью радиоволн. Так исследуется, напри
39
мер, напряженное состояние конструкций самолетов, ракет и т. п., где регистрация сигналов датчиков, накле енных на деталях указанных конструкций, производится с Земли.
§ 9. И С П Ы Т А Н И Я П Л А С Т И Ч Е С К И Х М А С С
В настоящее время стабильных методов расчета для пластических масс не существует. Поэтому необходимо установить для пластических масс физический закон, а для установления его возможны два пути:
наперед задаться аналитическим выражением физи ческого закона и затем произвести эксперименты для его проверки;
сначала накопить экспериментальные данные и затем, подвергнув их обработке, подобрать выражение физиче ского закона, достаточно хорошо оправдывающегося для определенного класса полимеров.
Если пластические массы обладают однородным (изотропным) строением, то упругих постоянных коэф фициентов существует два и в этом случае напряжение и деформация связаны между собой следующим об разом:
для деформации в продольном направлении
о = Ее,
для деформации в поперечном направлении т = Оу,
где а — нормальное напряжение; х — касательное напряжение;
Е ~ упругая постоянная (нормальный модуль упру гости) ;
40
G — упругая постоянная (модуль упругости при сдвиге);
е— относительное удлинение;
у— относительный угол сдвига.
Если пластические массы подчиняются последним двум уравнениям, т. е. закону пропорциональности — закону Гука, то зависимость между напряжением и де формацией выражается прямой линией.
Между нормальным модулем упругости и модулем сдвига существует зависимость вида.
С= Е—
2(1+,и) ’
где ц — коэффициент поперечного сжатия.
Величины модулей упругости определяются природой упругих сил. Так, например, для полимеров (в эластиче ском состоянии) коэффициент поперечного сжатия будет
р->0,5.
Вэтом случае зависимость между модулями упруго сти выражается формулой
Е— 3(7.
Таким образом, можно считать, что величины Е и G являются постоянными и характеризуют упругие свойст ва полимера.
Упругими свойствами обладают не только твердые и вязкоупругие тела. При сжатии газа в закрытом сосуде его давление увеличивается, т. е. газ оказывает сопро тивление внешним сжимающим силам. Следовательно, газ является упругим телом — обладает объемной упру гостью. Упругость газа обусловлена тепловым движе нием молекул, т. е. имеет кинетический характер.
41
У газа вследствие кинетической |
природы упругости |
|
модуль упругости Е очень мал — он равен 1 кГ/см2. |
||
У полимеров |
(в эластическом |
состоянии) модуль |
упругости равен |
2, у каучука 50 |
кГ/см2. |
В физико-механическом отношении для пластических масс (в готовых изделиях) характерен особый вид зави-
Рис. 17. Диаграмма растяжения:
1— для металла; 2 —для пластической массы; 3 —для резины.
симости между деформацией и усилием, ее вызываю щим. Различие между металлом, пластической массой и резиной показано на рис. 17. Точка а соответствует пре делу упругости. На участке кривой Оа для пластической
42
массы (2), так же как и |
для металла, |
соблюдается за |
кон пропорциональности. |
За пределом |
упругости (уча |
сток аС) закон пропорциональности |
резко нарушает |
ся, и наступает значительная деформация при отно сительно небольшом приросте усилия (пластическая масса течет). После точки а деформация является оста точной. В отличие от твердого металла для пластических масс характерна значительная протяженность участка кривой аС.
Для твердого металла (У) характерны малая дефор мация и быстрое наступление разрыва после предела упругости. Упругое тело, как например резина (3), тре бует малого усилия для достижения точки а, показывает большую деформацию и возврат к исходному положению после снятия усилий (с постепенно нарастающим гисте резисом в процессе повторяющихся нагрузок).
При деформации многих стеклообразных полимеров (полистирола, полиметалметакрилата, поливинилхлори да и др.) при некотором значении напряжения в дефор мированном образце возникает (скачкообразно) участок со значительно уменьшенным поперечным сечением, по лучивший название шейки. Деформация растяжения, сопровождаемая образованием шейки, описывается кри вой, представленной на рис. 18, а.
Кривую сг = /(е) можно разделить на несколько уча стков, характеризующих различные стадии процесса деформации. Начальная область (область Оа), пред ставляющая собой прямолинейный участок, соответст вует деформации, которая формально подчиняется зако ну пропорциональности. В области ав тангенс угла наклона кривой к оси абсцисс с увеличением напря жения уменьшается. Это соответствует развитию так называемой вынужденно-эластической деформации. При этом внезапно (скачком) в образце возникает шейка
43