Файл: Корниенко А.Г. Конструктивные схемы автомобилей, тракторов и принцип действия их агрегатов и механизмов лекция.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
- 18 -
обладают лучшими тягово-сцепными свойствами и высокой проходимо - стью. Передний мост трактора включается автоматически при переднем ходе и буксовании задних колес выше допустимого. Автоматическое включение происходит благодаря муфте свободного хода, установлен ной в раздаточной коробке. Для принудительного включения передне го моста в работу раздаточная коробка снабжена механизмом блоки ровки муфты свободного хода с управлением от педали.
Передний мост состоит из главной передачи, самоблокирующегося дифференциала и колесных редукторов. Самоблокирукэдийся дифферен циал автоматически соединяет обе полуоси при включении переднего моста, предотвращая тем самым раздельное буксование передних колес.
Главная передача состоит из парк конических шестерен со спиральными зубьями, а колесный редуктор - из двух пар конических шестерен. Трактор МТЗ-52Л от МТЗ-52 отличается наличием пускового двигателя ПД-ЮУ, снабженным электростартером.
4. АВТОТРАКТОРНЫЕ ПОРШНЕВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Вкачестве силовой установки автомобиля и трактора служит порш невой двигатель внутреннего сгорания, в котором тепловая энергия сгоревшего топлива преобразуется в механическую работу.
Современные автомобили и тракторы прошли длительный путь раз вития и только после создания поршневых двигателей внутреннего сгорания они получили широкое развитие и распространение. Быстро ходные, работоспособные и удобные автомобили и тракторы удалось создать только после изобретения легкого и всегда готового к дей ствию поршневого двигателя внутреннего сгорания.
Внастоящее время двигатели внутреннего сгорания являются наи более распространенными тепловыми двигателями, так как, отличаясь компактностью, высокой экономичностью, долговечностью и автоном ностью, нашли широкое применение во всех отраслях народного хозяй ства и особенно в Вооруженных Силах.
Первый двигатель внутреннех'о сгорания был построен в I860 г. в Париже (газовый двигатель Ленуара); он работал на светильном газе и имел очень низкую экономичность.
(
-19 -
В1870 г. появились четырехтактные газовые двигатели внутрен него сгорания Э.Лангена и Н.Отто (в г.Дейтце близ Кельна), кото рые были значительно компактнее и экономичнее существовавших тогда паросиловых установок.
Эти двигатели не могли найти применения для транспортных уста новок вследствие громоздкости, большого удельного веса и затруд нений с перевозкой большого запаса газового топлива.
Двигатели внутреннего сгорания наиболее широко начали распро страняться в конце 19 в., когда развитие нефтяной промышленности обеспечило получение из нефти керосина и бензина. Использование жидких топлив позволило создать двигатели с малым удельным весом
иповышенной экономичностью, которые могли применяться не только
вкачестве стационарных установок, но и для транспортных машин. Принцип двигателя внутреннего сгорания получил практическое
осуществление в 1877 г., когда Н.Отто*) (Германия) построил газо вый двигатель, сохранивший свои особенности в конструкциях газовых керосиновых и бензиновых двигателей до настоящего времени.
Идея Н.Отто заключалась в том, что горючая смесь получалась вне цилиндра двигателя, затем производилось сжатие смеси в цилиндре
и воспламенение ее электрической искрой. |
’ |
В России первый двигатель внутреннего сгорания, работавший на легких топливах, был спроектирован в 1879 г., а затем построен в Петербурге ^ 1835 г. капитаном русского флота И.С.Костовичем. Дви гатель предназначался для воздухоплавательных аппаратов и имел мощность 80 л.с. при массе 240 кг.
Инженер Р.Дизель **) в 1892 г. (Германия) предложил другой прин
цин |
работы двигателя |
внутреннего сгорания. |
|
х) |
Николаус Август |
О т т о |
(I832-I89I гг.) немецкий кон |
структор и предприниматель. В 1876 |
г. построил четырехтактный |
газовый двигатель, получивший высокую оценку на Парижской всемир ной выставке 1878 г. Выпускался заводами "Отто-Дейтц" и обладал всеми основными элементами современных двигателей этого типа.
хх) Рудольф |
|
Д и з е л ь |
(I858-I9I3 гг.) - немецкий инже |
|||
нер-изобретатель |
родился во Франции. В 1892 г. в |
патенте пред |
||||
ложил идею создания |
двигателя без |
искусственного |
охлаждения сте |
|||
нок цилиндра, |
но |
не |
осуществил |
ее |
и в 1897 г. построил новый |
двигатель с впрыском топлива (керосина). После конструктивных усовершенствований в 1898-1899 гг. двигатель был построен на заводе Нобеля в Петербурге.
-20 -
Вцилиндре двигателя слипается только атмосферный воздух, кото рый вследствие больной степени сжатия нагревается до высокой тем пературы (600-650°С), зажигание же горючей смеси осуществляется не от постороннего источника, а в результате самовоспламенения топлива, впрыснутого через форсунку в среду раскаленного воздуха, имеющего высокую температуру в результате его сжатия в цилиндре.
Первый'дизельный двигатель был построен в 1897 г., который ра ботал на керосине.
Распиливание жидкого топлива осуществлялось сжатым воздухом, поэтому необходимо было иметь на двигателе компрессор и баллоны для сжатого воздуха, что делало конструкцию двигателя громоздкой. Такие двигатели называются компрессорными дизельными двигателями
иприменяются для стационарных установок.
В1899 г. в Роосии начали изготавливать дизельные двигатели, работающие на нефти и соляровом масле.
В1901 г. в Петербурге на Путиловском заводе талантливый русский инженер, позднее доктор технических наук, профессор Густав Василь евич Тринклерх) создал бесксмнрессорный двигатель, работающий по смеванному циклу. Впрыск топлива в цилиндры этого двигателя и его распиливание осуществляются без применения компрессора, а при по мощи специальных устройств (топливного насоса и форсунки).
Впоследствии двигатель Г.В.Тринклера был построен и усовершен ствован известным русским изобретателем Я.В.Маминым. Эта конструк ция двигателя получила широкое применение на транспортных машинах.
Создание Г.В.Тринклером двигателя, работающего без компрессора, положило начало принципиально новому направлению в двигатедестро-
ении. Ееомпрессорные двигатели вытеснили в мировом двигателестро-
ении компрессорные, которые в настоящее |
время практически не исполь |
|
зуются. |
|
|
х) Густав Васильевич |
Т р и н к л е р |
(1876-1957 гг.) в 1898 г. |
будучи студентом разработал бесконпрессорный двигатель внутреннего сгорания высокого сжатия с самовоспламенением, на который получил патент в 1899 г. Двигатель был построен и испытан на Путиловском (ныне Кировском) заводе. Не получив возможности изготавливать двига тель в России, он уехал в Германию, где в 1905 г. двигатель выпус кался под названием "двигатель системы Тринклера". В 1907 г. вер нулся в Россию. С 193Д г. работал профессором Горьковского инсти тута инженеров водного транспорта.
-21 -
Вобласти развития и совершенствования двигателей внутреннего сгорания большую роль сыграли русские ученые В.И.Гриневецкий, Е.К.Мазинг, Н.Р.Брилинг, А.С.Орлин и др.
Двигатели внутреннего сгорания по сравнению с паровыми маши нами имеют ряд преимуществ: отсутствие котельной установки, ма лые габариты и вес, небольшую потребность в воде, быстрый пуск, меньший расход топлива и отсутствие его в период выключения дви гателя.
Всвязи с наличием существенных преимуществ двигатели внутрен него сгорания в настоящее время нашли широкое применение во всех отраслях народного хозяйства. На стационарных установках, судах, тепловозах, тракторах и тяжелых грузовых автомобилях применяются дизельные двигатели. Двигатели с принудительным зажиганием от электрической искры применяются на легковых и малотоннажных гру зовых автомобилях.
Двигатель внутреннего сгорания является автономным источником энергии, самым распространенным в армии и самым дорогостоицим агре гатом любой современной подвижной техники. Надежность работы этих двигателей, их долговечность, мощноствые и экономические показате ли в значительной мере зависят от уровня технической подготовки лиц, их обслуживающих и эксплуатирующих, и правильного использова ния двигателей.
Внашей стране быстрое развитие двигателестроения получило пос ле Великой Октябрьской революции.
Специфичность технологии производства двигателей и повышение требований к их качеству при все возрастающем масштабе их произ водства привели к необходимости создания специализированных мотор ных заводов, оснащенных современным оборудованием.
Внастоящее время на отечественных автотракторных и моторных заводах выпускаются семейства карбюраторных и дизельных двигате лей. Например, Заволжский моторный завод С3*13) выпускает двига тели 3M3-2IA для автомобиля М-21 ("Волга") и его модификаций ЗМ3-451 для автомобилей Ульяновского автомобильного завода (УАЗ); 3U3-977 для микроавтобусов типа РАФ, 3M3-53 для автомобилей Горь ковского автомобильного завода (ГАЗ). Завод имени Лихачева (ЗИЛ) изготавливает двигатели ЗИЛ-375 для автомобилей ЗИЛ и "Урал" (ЗИЛ-130, "Урал"-375 и др.). Ярославский моторный завод (ЯМЗ)
- 22 -
производит дизельные двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238. ЯМЗ-240 для авто мобилей типа МАЗ, КрАЗ, БелАЗ и др.
Современное развитие автотракторной техники характеризуется уве личением скоростей движения, что связано с увеличением мощности их двигателей. Поэтому на автотракторных и моторных заводах, в научноисследовательских институтах непрерывно ведутся работы по усовер шенствованию существующих конструкций двигателей, а также по соз данию новых достаточной мощности, высоко экономичных, облегчен ных и износостойких конструкций автотракторных двигателей внутрен него сгорания,особое внимание уделяется унификации узлов и дета лей двигателя и развитию семейства унифицированных двигателей.
Двигателем называется преобразователь того или иного вида энер гии в механическую работу. Двигатели, у которых механическая рабо та получается в результате преобразования тепловой энергии, назы ваются тепловыми двигателями.
Все тепловые двигатели, получившие в настоящее время практичес кое значение и распространение, могут быть разделены на две основ ные группы:
-двигатели внешнего горения. - паровые машины и паровые турбины;
-двигатели внутреннего сгорания.
В паровых машинах и турбинах рабочим телом для преобразования тепловой энергии топлива в механическую работу служит водяной пар.
Экономический к.п.д*. современных паросиловых установок, харак теризующий их экономичность, лежит в пределах 0,10 - 0,20 для уста новок с паровыми машинами и 0,20 - 0,30 для установок с паровыми турбинами..
Двигателем внутреннего сгорания называются тепловые двигатели, в которых процессы сжигания топлива, выделения тепла и преобразо
вание части теплоты в механическую работу происходят непосредствен но внутри рабочего цилиндра двигателя.
Рабочим телом двигателя внутреннего сгорания являются продукты сгорания топлива.
К числу двигателей внутреннего сгорания относятся: карбюратор ные , газовые реактивные двигатели, двигатели с самовоспламенением, газовые турбины и др.
Двигатель, в котором топливо сгорает непосредственно внутри ра
бочего цилиндра и энергия получающихся при этом газов воспринима
ется движущимся в цилиндре поршнем, называется поршневым двигателем ьиуу,-.юннего сгорания.
- 23 -
Поршневые двигатели внутреннего сгорания являются основными для современной автотракторной техники и имеют свою классификацию.
Они подразделяются по следующим основным признакам.
1.По рабочему циклу, т.е. характеру процесса сгорания топли ва в цилиндрах - на двигатели быстрого сгорания (или сгорания при постоянном объеме) - карбюраторные двигатели; на двигатели посте пенного сгорания (или сгорание при постоянном давлении) - компрес сорные дизельные двигатели с воздушным распиливанием топлива; на
двигатели смешанного сгорания (или частичного сгорания при постоян ном объеме и в значительной части при постоянном давлении) - бескомпрессорные дизельные двигатели с непосредственным впрыском жид кого топлива.
2.По способу воспламенения горючей смеси - на двигатели с при нудительным воспламенением горючей смеси от электрической искры (карбюраторные, газовые двигатели с впрыском легких топлив) и дви гатели с воспламенением от сжатия (дизельные двигатели).
3.По способу смесеобразования - на двигатели с внешним (кар бюраторные и газовые двигатели) и с внутренним смесеобразованием (дизельные двигатели и двигатели с впрыском легких топлив).
4.По способу осуществления рабочего процесса - на четырех тактные и двухтактные двигатели.
5.По виду применяемого топлива - на двигатели жидкого топли ва, работающие на бензине, керосине и дизельном топливе, двигате ли газообразного топлива, работающие на генераторном, сжатом и сжиженных газах и двигатели, работающие на смешанном топливе (основное топливо - газ, пусковое - жидкое).
6.По способу наполнения и продувки - на двигатели без наддува
ис наддувом (четырехтактные двигатели); на двигатели с кривошип нокамерной и с прямоточно-клапанной продувкой от специального на гнетателя (двухтактные двигатели).
?.По способу действия - на двигатели простого (одностороннего давления) и двойного (двухстороннего давления) действия.
8.По способу охлаждения - на двигатели с воздушным и жидкост ным охлаждением.
9.По назначению - на двигатели транспортные (автомобильные, тракторные, мотоциклетные), стационарные, судовые и специальные.