Файл: Катанов Б.А. Станки вращательного бурения на угольных разрезах учебное пособие для учебно-курсовой сети и для подготовки квалифицированных рабочих на производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

g

в

Рис. 10. Схемы бурового станка БС-110/25м:

а — кинематическая; б — механизма шагания

Номер шес­ терни

(см. рис. 10)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Число зубь­

22

58

17

43

15

52

15

 

14

66

15

27

ев ...

 

Модуль, мм

3

3

4

4

3

3

3

3

4

4

£=25,4

Скорость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вращения,

1460

555

555

220

1460

420

480

88

88

18,5

18,5

10

об!мин.

От вала

редуктора

через

звездочки

И и

12

и

втулочно­

роликовую цепь осуществляется привод механизма шагания, включение которого производится при помощи кулачковой муфты К, соединяющей звездочку 11 с валом редуктора.

Механизм шагания кривошипно-крейцкопфного типа состоит из коленчатого вала 13, стойки 14 с башмаком 15 и тормоза Т2- ■Перемещение (шагание) осуществляется следующим обра­ зом. При вращении коленчатого вала стойка 14, шарнирно

соединенная с шейкой вала, приводится в движение. При этом ■верхний ее конец, соединенный с рамой механизма шагания посредством крейцкопфного механизма, смещается вверх в на­ правлении продольной оси стойки, а нижний — за четверть обо­

рота вала поднимается вверх на длину кривошипа (115 мм)

и смещается вперед на 205 мм. За следующую четверть обо­ рота нижний конец стойки смещается еще на 205 мм вперед и опускается вниз, а башмак 15 опирается на почву. За вторую

половину оборота вала нижний конец стойки (башмак) остается неподвижным. Шейка коленчатого вала не может продолжать

движение по окружности, и под действием крутящего момента приходит в движение коленчатый вал, который начинает пово­ рачиваться вокруг оси шарнира шейки. При этом коленчатый вал будет перемещаться вверх, что повлечет за собой подъем задней части станка. Последний наклонится в сторону, противо­ положную направлению шагания, и будет иметь три точки опоры:

башмак, стойки и концы полозьев передней или задней части

рамы. При дальнейшем смещении вала в направлении шагания происходит скольжение концов полозьев станка по почве и перемещение последнего вперед на 410 мм.

Плавность опускания станка обеспечивается тормозом ме­ ханизма шагания, включаемым кулачковым механизмом. Вклю­ чение тормоза необходимо, так как в противном случае опуска­ ние станка ускоряется под действием собственного веса, что влечет за собой толчки, отрицательно сказывающиеся на ра­

боте,

21


Изменение направления движения (поворот) станка произ­ водится в положении, когда задний конец его максимально при­ поднят и станок опирается на почву тремя точками. Для осуществления поворота не требуется большого усилия, так как центр тяжести станка незначительно смещен относительно оси стойки. Шаровая опора обеспечивает свободный поворот станка в любой плоскости, близкой к горизонтальной.

Рама станка

Рама станка (рис. 11) представляет собой легко собираемую и разбираемую металлическую конструкцию. Основой рамы и всего станка является сварное основание 1, состоящее из двух согнутых труб (продольных полозьев), жесткость которых уве­ личена приваркой дополнительных ребер.

К основанию рамы приварены вилки шарниров, при помощи

которых крепятся две вертикальные стойки — направляющие 2, а также два боковых 3 и два продольных раскоса 4 из труб. Для увеличения жесткости рамы применяются дополнительные раскосы 5. Устойчивость станка в поперечном направлении обес­ печивается поперечной связью 6 с башмаками 7, приваренной к основанию рамы. Поручни 8, приваренные к раме, служат для удобства разворотов станка в направлении его движения.

Подвеска

Подвеска бурового става (вращатель) (рис. 12) представ­ ляет собой отдельный агрегат, состоящий из рамы 1, редук­ тора 2, электродвигателя 3. Подвеска свободно перемещается

по вертикальным стойкам рамы при помощи каната подъемной

лебедки и полиспаста, подвижный

блок 4 которого закреплен

на оси рамы вращателя.

 

Рама подвески — литая деталь

Н-образной формы. К ее

средней части сверху болтами крепится электродвигатель, а снизу — редуктор. Лапы, соединяющие раму со стойками — на­ правляющими, сделаны разъемными. Верхние крышки 5 кре­ пятся болтами к основной отливке. На одной из нижних лап

крепится фиксатор на цепочке. Фиксатор вставляется в отвер­ стие стойки во всех случаях, когда необходимо чтобы подвеска

(вращатель) оставалась в верхнем положении без присоеди­ ненной к шпинделю редуктора штанги. Ось блока представляет

собой трубу с приваренными к ней с торца заглушками. Труба

крепится к боковинам

рамы стержнем 8 с

резьбой

и

гайкой.

 

 

 

На бронзовую втулку 6 надет литой чугунный блок 4, поло­

жение которого фиксируется буртиком втулки 6 и

надетым

на

нее упорным кольцом 7,

закрепленным стопорным

винтом.

 

22


3780

Рис. И. Рама станка

Аналогичное устройство имеет блок, расположенный на верх­ ней поперечине рамы станка и являющийся неподвижным бло­ ком полиспаста.

Редуктор вращателя (рис. 13) обеспечивает снижение ско­

рости вращения с 1460 об/мин (вал

электродвигателя)

до

220 об/мин (буровой инструмент).

 

 

Редуктор состоит из корпуса и двух

пар зубчатых колес.

Три вертикальных вала 1, 2 и 3 редуктора смонтированы в

ли­

том стальном корпусе 4 на 'Конических роликовых подшипниках

Рис. 12. Подвеска (вращатель);

№ 7310 и укреплены крышками 5, 6 и 7. Крышки крепятся болтами к корпусу. Валы 1 и 2 представляют собой вал-ше­

стерни. Шестерни 8 и 9 крепятся на валах шпонками.

Заливка масла в редуктор производится через отверстие, закрытое пробкой 10. С целью предотвращения утечки и за­ грязнения масла выступающий из редуктора конец вала 3 снабжен сальником, затяжка которого осуществляется грунд-

буксой И. Выступающий из корпуса конец вала 1 уплотнен

войлочным кольцом.

К валу 3 посредством переходника 12 и валиков 13 и 14 крепится буровой инструмент.

24

121,2

Рис. 13. Редуктор вращатёля бурового става станка БС-110/25м

 

Механизм шагания

 

 

Механизм

шагания (рис,

14) состоит

из рамы

1, стойки 2

с башмаком

3, тормоза 4,

коленчатого

вала 5 и

натяжного

устройства 6 приводной цепи.

А-образная рама сварной конструкции является основанием для монтажа всего механизма шагания.

Стойка 2 выполнена в виде фасонной отливки. Нижний ко­

нец ее имеет шаровую пяту для крепления башмака 3. В сред­ ней части стойки имеется окно, в котором при помощи двух хомутов 7 закрепляется разъемный подшипник 8 шейки колен­ чатого вала. Верхняя цилиндрическая часть стойки проходит

сквозь направляющую 9, соединенную при помощи цилиндри­ ческих шеек с рамой. Поскольку при перемещении стойки на­ правляющая совершает лишь качательное движение, а ее шейки воспринимают усилия лишь в боковом направлении, то

’верхняя и нижняя части цилиндрических поверхностей этих

шеек срезаны, что позволило осуществить простое и надежное

•соединение направляющей с рамой. Сборка и разборка этого соединения осуществляются при снятой стойке поворотом на­ правляющей на 90°. В рабочем положении направляющая фик­

сируется стойкой. Подшипники 10 коленчатого вала надеваются

на

шейки вала

после

его соединения со

стойкой и

крепятся

к

раме болтами.

 

 

 

 

На одном

конце

коленчатого вала

закреплена

ведущая

звездочка 11, а на другом—тормоз 4, обеспечивающий плав­ ное опускание станка на грунт.

Тормоз состоит из шкива 12, стальной ленты 13, армирован­ ной феродс, кулака 14, рычага 15 и пружины 16. Работа тор­ моза регулируется литым кулаком 14, свободно насаженным на шейке коленчатого вала и выполненным в виде сектора со ступицей и противовесом. В имеющуюся на секторе кулака

прорезь входит прилив шкива, вследствие чего кулак повора­ чивается вместе со шкивом.

При изменении направления шагания (при реверсировании коленчатого вала посредством изменения направления враще­

ния двигателя) благодаря наличию прорези кулак отстает от шкива на одну четверть оборота, чем обеспечивается своевре­ менное включение тормоза. Такая конструкция тормоза позво­ ляет осуществлять шагание в обоих направлениях.

Оба конца ленты тормоза посредством проушин шарнирно связаны с фасонным литым рычагом, который в свою очередь шарнирно связан с рамой 1. Валик 17, соединяющий одну из проушин с рычагом, служит одновременно осью ролика 18, при­ жимаемого, к реборде шкива пружиной. При помощи пружины

осуществляется натяжение ленты, которое регулируется так, что при вращении шкива тормоз не создает существенного тор­

мозного момента до тех пор, пока ведомый шкивом кулак,

26


Видгю стрелке Я

гг о —*4* ------oos

Ф450-

Рис. 14. Механизм шагания

■305----- > 4-— 320

отжимая ролик, не создаст дополнительного натяжения ленты.

Это имеет место в момент, соответствующий началу опускания

станка на грунт.

электрооборудования

станка (пускателей

Для

крепления

П-324

и

П-224) рама механизма шагания снабжена кронштей­

нами

19,

20 и 21.

Весь механизм шагания

представляет собой

отдельный съемный узел и крепится к раме станка болтами.

Привод механизма шагания и подъема вращателя

Привод механизма шагания и подъема вращателя выполнен в виде отдельного узла, состоящего из электродвигателя и трех­ ступенчатого редуктора (рис. 15), смонтированных на раме станка. На одном конце вала 1 редуктора закреплена звез­ дочка 2, связанная цепью со звездочкой механизма шагания. На другом конце вала находится барабан 3 лебедки подъема бурового става с фрикционом включения и тормозом лебедки. Вал-шестерня 4 при помощи эластичной муфты соединяется с электродвигателем. Эта вал-шестерня смонтирована на ша­ рикоподшипниках в расточках крышки 5 редуктора и ее ось не совпадает с плоскостью разъема редуктора. Вал-шестерня 4 входит в зацепление с шестерней 6, сидящей на шпонке на

вал-шестерне 7. Далее вращение передается последовательно шестерне 8, вал-шестерне 9 и шестерне 10, закрепленной на валу 1. Все опоры валов редуктора имеют радиальные шарико­ подшипники.

Вал-шестерни 4 и

7 установлены на шарикоподшипниках

№ 206, вал-шестерня

9 — на шарикоподшипниках № 308, а

вал 1 — на шарикоподшипниках № 312.

Смазка зубчатых передач и шарикоподшипников редуктора

осуществляется разбрызгиванием масла быстро вращающимися шестернями. Масло заливается в корпус редуктора через люк, который закрывается крышкой 11 с прокладкой. Спуск отра­ ботанного масла производится через отверстие, закрытое проб­ кой 12. Пробка 13 служит для контроля уровня масла в ре­ дукторе.

Звездочка 2 с запрессованной в нее бронзовой втулкой 14 свободно насажена на конец вала 1 редуктора. От скольжения вдоль вала оца удерживается упорным кольцом 15, закреплен­ ным на валу винтом. На торце звездочки имеются кулачки, при помощи которых она может сцепляться с кулачковой муф­ той 16, скользящей на шпонке по валу 1. При включении муфты звездочка 2 соединяется с валом 1 и посредством втулочно­

роликовой цепи передает вращение звездочке механизма ша­

гания.

Включение муфты осуществляется передвижением ее вдоль вала при помощи вилки 1 и сухарей 2 (рис. 16). Вилка кре­ пится шарнирно к раме станка. При помощи перекидной

28