Файл: Катанов Б.А. Станки вращательного бурения на угольных разрезах учебное пособие для учебно-курсовой сети и для подготовки квалифицированных рабочих на производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
g
в
Рис. 10. Схемы бурового станка БС-110/25м:
а — кинематическая; б — механизма шагания
Номер шес терни
(см. рис. 10) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Число зубь |
22 |
58 |
17 |
43 |
15 |
52 |
15 |
|
14 |
66 |
15 |
27 |
ев ... |
|
|||||||||||
Модуль, мм |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
£=25,4 |
|
Скорость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вращения, |
1460 |
555 |
555 |
220 |
1460 |
420 |
480 |
88 |
88 |
18,5 |
18,5 |
10 |
об!мин. |
||||||||||||
От вала |
редуктора |
через |
звездочки |
И и |
12 |
и |
втулочно |
роликовую цепь осуществляется привод механизма шагания, включение которого производится при помощи кулачковой муфты К, соединяющей звездочку 11 с валом редуктора.
Механизм шагания кривошипно-крейцкопфного типа состоит из коленчатого вала 13, стойки 14 с башмаком 15 и тормоза Т2- ■Перемещение (шагание) осуществляется следующим обра зом. При вращении коленчатого вала стойка 14, шарнирно
соединенная с шейкой вала, приводится в движение. При этом ■верхний ее конец, соединенный с рамой механизма шагания посредством крейцкопфного механизма, смещается вверх в на правлении продольной оси стойки, а нижний — за четверть обо
рота вала поднимается вверх на длину кривошипа (115 мм)
и смещается вперед на 205 мм. За следующую четверть обо рота нижний конец стойки смещается еще на 205 мм вперед и опускается вниз, а башмак 15 опирается на почву. За вторую
половину оборота вала нижний конец стойки (башмак) остается неподвижным. Шейка коленчатого вала не может продолжать
движение по окружности, и под действием крутящего момента приходит в движение коленчатый вал, который начинает пово рачиваться вокруг оси шарнира шейки. При этом коленчатый вал будет перемещаться вверх, что повлечет за собой подъем задней части станка. Последний наклонится в сторону, противо положную направлению шагания, и будет иметь три точки опоры:
башмак, стойки и концы полозьев передней или задней части
рамы. При дальнейшем смещении вала в направлении шагания происходит скольжение концов полозьев станка по почве и перемещение последнего вперед на 410 мм.
Плавность опускания станка обеспечивается тормозом ме ханизма шагания, включаемым кулачковым механизмом. Вклю чение тормоза необходимо, так как в противном случае опуска ние станка ускоряется под действием собственного веса, что влечет за собой толчки, отрицательно сказывающиеся на ра
боте,
21
Изменение направления движения (поворот) станка произ водится в положении, когда задний конец его максимально при поднят и станок опирается на почву тремя точками. Для осуществления поворота не требуется большого усилия, так как центр тяжести станка незначительно смещен относительно оси стойки. Шаровая опора обеспечивает свободный поворот станка в любой плоскости, близкой к горизонтальной.
Рама станка
Рама станка (рис. 11) представляет собой легко собираемую и разбираемую металлическую конструкцию. Основой рамы и всего станка является сварное основание 1, состоящее из двух согнутых труб (продольных полозьев), жесткость которых уве личена приваркой дополнительных ребер.
К основанию рамы приварены вилки шарниров, при помощи
которых крепятся две вертикальные стойки — направляющие 2, а также два боковых 3 и два продольных раскоса 4 из труб. Для увеличения жесткости рамы применяются дополнительные раскосы 5. Устойчивость станка в поперечном направлении обес печивается поперечной связью 6 с башмаками 7, приваренной к основанию рамы. Поручни 8, приваренные к раме, служат для удобства разворотов станка в направлении его движения.
Подвеска
Подвеска бурового става (вращатель) (рис. 12) представ ляет собой отдельный агрегат, состоящий из рамы 1, редук тора 2, электродвигателя 3. Подвеска свободно перемещается
по вертикальным стойкам рамы при помощи каната подъемной
лебедки и полиспаста, подвижный |
блок 4 которого закреплен |
на оси рамы вращателя. |
|
Рама подвески — литая деталь |
Н-образной формы. К ее |
средней части сверху болтами крепится электродвигатель, а снизу — редуктор. Лапы, соединяющие раму со стойками — на правляющими, сделаны разъемными. Верхние крышки 5 кре пятся болтами к основной отливке. На одной из нижних лап
крепится фиксатор на цепочке. Фиксатор вставляется в отвер стие стойки во всех случаях, когда необходимо чтобы подвеска
(вращатель) оставалась в верхнем положении без присоеди ненной к шпинделю редуктора штанги. Ось блока представляет
собой трубу с приваренными к ней с торца заглушками. Труба
крепится к боковинам |
рамы стержнем 8 с |
резьбой |
и |
гайкой. |
|
|
|
На бронзовую втулку 6 надет литой чугунный блок 4, поло |
|||
жение которого фиксируется буртиком втулки 6 и |
надетым |
на |
|
нее упорным кольцом 7, |
закрепленным стопорным |
винтом. |
|
22
3780
Рис. И. Рама станка
Аналогичное устройство имеет блок, расположенный на верх ней поперечине рамы станка и являющийся неподвижным бло ком полиспаста.
Редуктор вращателя (рис. 13) обеспечивает снижение ско
рости вращения с 1460 об/мин (вал |
электродвигателя) |
до |
220 об/мин (буровой инструмент). |
|
|
Редуктор состоит из корпуса и двух |
пар зубчатых колес. |
|
Три вертикальных вала 1, 2 и 3 редуктора смонтированы в |
ли |
том стальном корпусе 4 на 'Конических роликовых подшипниках
Рис. 12. Подвеска (вращатель);
№ 7310 и укреплены крышками 5, 6 и 7. Крышки крепятся болтами к корпусу. Валы 1 и 2 представляют собой вал-ше
стерни. Шестерни 8 и 9 крепятся на валах шпонками.
Заливка масла в редуктор производится через отверстие, закрытое пробкой 10. С целью предотвращения утечки и за грязнения масла выступающий из редуктора конец вала 3 снабжен сальником, затяжка которого осуществляется грунд-
буксой И. Выступающий из корпуса конец вала 1 уплотнен
войлочным кольцом.
К валу 3 посредством переходника 12 и валиков 13 и 14 крепится буровой инструмент.
24
121,2
Рис. 13. Редуктор вращатёля бурового става станка БС-110/25м
|
Механизм шагания |
|
|
|
Механизм |
шагания (рис, |
14) состоит |
из рамы |
1, стойки 2 |
с башмаком |
3, тормоза 4, |
коленчатого |
вала 5 и |
натяжного |
устройства 6 приводной цепи.
А-образная рама сварной конструкции является основанием для монтажа всего механизма шагания.
Стойка 2 выполнена в виде фасонной отливки. Нижний ко
нец ее имеет шаровую пяту для крепления башмака 3. В сред ней части стойки имеется окно, в котором при помощи двух хомутов 7 закрепляется разъемный подшипник 8 шейки колен чатого вала. Верхняя цилиндрическая часть стойки проходит
сквозь направляющую 9, соединенную при помощи цилиндри ческих шеек с рамой. Поскольку при перемещении стойки на правляющая совершает лишь качательное движение, а ее шейки воспринимают усилия лишь в боковом направлении, то
’верхняя и нижняя части цилиндрических поверхностей этих
шеек срезаны, что позволило осуществить простое и надежное
•соединение направляющей с рамой. Сборка и разборка этого соединения осуществляются при снятой стойке поворотом на правляющей на 90°. В рабочем положении направляющая фик
сируется стойкой. Подшипники 10 коленчатого вала надеваются
на |
шейки вала |
после |
его соединения со |
стойкой и |
крепятся |
к |
раме болтами. |
|
|
|
|
|
На одном |
конце |
коленчатого вала |
закреплена |
ведущая |
звездочка 11, а на другом—тормоз 4, обеспечивающий плав ное опускание станка на грунт.
Тормоз состоит из шкива 12, стальной ленты 13, армирован ной феродс, кулака 14, рычага 15 и пружины 16. Работа тор моза регулируется литым кулаком 14, свободно насаженным на шейке коленчатого вала и выполненным в виде сектора со ступицей и противовесом. В имеющуюся на секторе кулака
прорезь входит прилив шкива, вследствие чего кулак повора чивается вместе со шкивом.
При изменении направления шагания (при реверсировании коленчатого вала посредством изменения направления враще
ния двигателя) благодаря наличию прорези кулак отстает от шкива на одну четверть оборота, чем обеспечивается своевре менное включение тормоза. Такая конструкция тормоза позво ляет осуществлять шагание в обоих направлениях.
Оба конца ленты тормоза посредством проушин шарнирно связаны с фасонным литым рычагом, который в свою очередь шарнирно связан с рамой 1. Валик 17, соединяющий одну из проушин с рычагом, служит одновременно осью ролика 18, при жимаемого, к реборде шкива пружиной. При помощи пружины
осуществляется натяжение ленты, которое регулируется так, что при вращении шкива тормоз не создает существенного тор
мозного момента до тех пор, пока ведомый шкивом кулак,
26
Видгю стрелке Я
гг о —*4* ------oos
Ф450-
Рис. 14. Механизм шагания
■305----- > 4-— 320
отжимая ролик, не создаст дополнительного натяжения ленты.
Это имеет место в момент, соответствующий началу опускания
станка на грунт. |
электрооборудования |
станка (пускателей |
||
Для |
крепления |
|||
П-324 |
и |
П-224) рама механизма шагания снабжена кронштей |
||
нами |
19, |
20 и 21. |
Весь механизм шагания |
представляет собой |
отдельный съемный узел и крепится к раме станка болтами.
Привод механизма шагания и подъема вращателя
Привод механизма шагания и подъема вращателя выполнен в виде отдельного узла, состоящего из электродвигателя и трех ступенчатого редуктора (рис. 15), смонтированных на раме станка. На одном конце вала 1 редуктора закреплена звез дочка 2, связанная цепью со звездочкой механизма шагания. На другом конце вала находится барабан 3 лебедки подъема бурового става с фрикционом включения и тормозом лебедки. Вал-шестерня 4 при помощи эластичной муфты соединяется с электродвигателем. Эта вал-шестерня смонтирована на ша рикоподшипниках в расточках крышки 5 редуктора и ее ось не совпадает с плоскостью разъема редуктора. Вал-шестерня 4 входит в зацепление с шестерней 6, сидящей на шпонке на
вал-шестерне 7. Далее вращение передается последовательно шестерне 8, вал-шестерне 9 и шестерне 10, закрепленной на валу 1. Все опоры валов редуктора имеют радиальные шарико подшипники.
Вал-шестерни 4 и |
7 установлены на шарикоподшипниках |
№ 206, вал-шестерня |
9 — на шарикоподшипниках № 308, а |
вал 1 — на шарикоподшипниках № 312. |
Смазка зубчатых передач и шарикоподшипников редуктора
осуществляется разбрызгиванием масла быстро вращающимися шестернями. Масло заливается в корпус редуктора через люк, который закрывается крышкой 11 с прокладкой. Спуск отра ботанного масла производится через отверстие, закрытое проб кой 12. Пробка 13 служит для контроля уровня масла в ре дукторе.
Звездочка 2 с запрессованной в нее бронзовой втулкой 14 свободно насажена на конец вала 1 редуктора. От скольжения вдоль вала оца удерживается упорным кольцом 15, закреплен ным на валу винтом. На торце звездочки имеются кулачки, при помощи которых она может сцепляться с кулачковой муф той 16, скользящей на шпонке по валу 1. При включении муфты звездочка 2 соединяется с валом 1 и посредством втулочно
роликовой цепи передает вращение звездочке механизма ша
гания.
Включение муфты осуществляется передвижением ее вдоль вала при помощи вилки 1 и сухарей 2 (рис. 16). Вилка кре пится шарнирно к раме станка. При помощи перекидной
28