Файл: Катанов Б.А. Станки вращательного бурения на угольных разрезах учебное пособие для учебно-курсовой сети и для подготовки квалифицированных рабочих на производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

е18

Рис. 15. Трехступенчатый редуктор привода хода и подъема

29

собачки 3 с рукояткой 4 и пластины 5 вилка фиксируется в крайних положениях «Включено» и «Выключено».

Для предотвращения соскакивания цепи со звездочек на основании рамы между механизмом шагания и трехступенча­ тым редуктором установлено натяжное устройство приводной цепи (рис. 17). Обойма 1 натяжного устройства одним концом шарнирно крепится к раме механизма шагания. На другом конце обоймы на оси 2 свободно насажена звездочка 3, подъем и опускание которой осуществляются при помощи болта 4. При подъеме цепь натягивается, при опускании ослабляется.

Для передачи движения от вала редуктора барабану ле­ бедки (см. рис. 15) служит ленточный фрикцион (рис. 18).

На конце вала редуктора неподвижно закреплено водило,

состоящее из втулки 1 и приваренного к ней диска 2. На втулке водила свободно сидит муфта 3. К диску 2, расположенному внутри обода фрикциона, приварены кронштейн 4, ось 5 ры­

чага 6 и кронштейны 7. К последним шарнирно при помощи осей 8 крепятся планки 9, другие концы которых шарнирно крепятся к вилке 10. Осями шарнира служат хвостовики суха­ рей 11, входящих в прямоугольные пазы муфты 3. Короткое плечо рычага 6, имеющее бугель, шарнирно соединено с вил­ кой 10. Длинное плечо рычага 6 шарнирно соединяется со стальной лентой 12, армированной накладкой из феродо. К кон­ цам ленты заклепками приклепаны ухо 13 и тяга 14. Ухо слу­ жит для шарнирного крепления ленты к рычагу 6 при помощи пальца, а тяга 14 соответственно для крепления другого конца ленты к кронштейну 4.

Рычаги системы управления могут воздействовать на муф­

ту 3, смещая ее вдоль вала. При этом угол наклона планок 9

и вилки 10 будет изменяться, что повлечет за собой поворот рычага 6, а следовательно, и изменение натяжения ленты.

Смещение втулки в сторону барабана повлечет за собой затягивание ленты и включение фрикциона. Наоборот, сме­ щение втулки от барабана — ослабление ленты и выключение фрикциона.

Таким образом, барабан приводится в движение за счет силы трения, возникающей между лентой и ободом. Такое со­ единение дает возможность барабану пробуксовывать при пере­ грузках и предотвращает обрыв каната.

Торможение барабана осуществляется ленточным тормозом (рис. 19), расположенным рядом с фрикционом включения

лебедки. Лента тормоза 1 имеет одинаковое устройство с лен­ той фрикциона. Один ее конец шарнирно закреплен на крон­ штейне 2, приваренном к раме станка, а другой приклепан к средней части серьги 3. Серьга одним своим концом шар­ нирно присоединена к вилке 4, связанной с тягой системы управления, а другим концом с тягой 5, проходящей сквозь отверстие в кронштейне 2. На тягу 5 надета пружина 6, зажи-

30


Рис. 16. Вилка включения механизма шагания

Рис. 17. Натяжное устройство

31

в108

Рис. 18. Фрикцион включения'лебедки подъема бурового става

маемая гайками 7. Предварительным сжатием 'пружины обес­ печивается натяжение ленты тормоза, достаточное для создания

на валу барабана тормозного момента, в 1,5—2 раза превосхо­ дящего момент, возникающий на барабане от натяжения ка­ ната.

Растормаживание барабана осуществляется дополнительным

сжатием пружины посредством системы рычагов управления.

Управление фрикционом и тормозом сблокировано так, что

Рис. 19. Тормоз барабана лебедки

одновременное их включение исключается. Вместе с тем блоки­ ровка позволяет растормаживать барабан без включения фрик­ циона. например для опускания вращателя.

Система управления

Система управления (рис. 20) состоит из рычагов и тяг, соединяющих серьгу тормоза и муфту включения фрикциона с рукояткой 1 управления, расположенной впереди станка. Ниж­ ний конец рукоятки шарнирно соединяется с двумя кронштей­ нами 2, приваренными к раме станка. С рукояткой соединяется

вилка 3 с тягой 4, проходящей вдоль основания рамы. Тяга поддерживается и направляется двумя ребрами 5. Другой ко­ нец тяги при помощи вилки 6 соединен с угловым рычагом 7.

который может поворачиваться вокруг валика 8. К угловому рычагу приварена втулка 9, сквозь которую также проходит

валик 8. К втулке приварена вилка 10, сухари 11 которой вхо­ дят в кольцевой паз муфты включения фрикциона.

При воздействии на рукоятку 1 поворачивается рычаг 7 и осуществляется включение муфты фрикциона.

К другому концу углового рычага 7 болтами крепится про­ фильный кулачок 12, который при повороте рычага 7 воздей-

3 Б. А. Катанов, М. С. Сафохия

33


ствует.на ролик 13, закрепленный на коромысле 14. Один конец коромысла шарнирно закреплен на раме станка, а к другому крепится тяга 15, соединенная с серьгой тормоза.

При среднем положении рукоятки 1 муфта включения фрик­ циона находится в положении, соответствующем выключенному фрикциону. Коромысло 14 находится в положении, соотвег-

Рис. 20. Управление и блокировка лебедки подъема бурового става

ствуюшем нормальному сжатию пружины тормоза, т. е. вклю­ ченному тормозу. При таком положении рукоятки вращатель заторможен в крайнем верхнем или любом промежуточном

положении.

При оттягивании рукоятки по направлению стрелки Б угло­ вой рычаг 7 начнет поворачиваться по часовой стрелке. При этом кулачок 12 отожмет ролик 13 коромысла 14, что вызовет

поворот коромысла, дополнительное сжатие

пружины

тормоза

•и выключение последнего. Одновременно

вилка 10,

смещая

муфту фрикциона, произведет его включение и барабан лебедки начнет вращаться. Таким образом, смещением рукоятки в ука­ занном направлении включается фрикцион и выключается тор­ моз, что необходимо для обеспечения подъема вращателя.

34

При смещении рукоятки пр направлению стрелки А угловой

рычаг 7 поворачивается против часовой стрелки, кулачок 12,

отжимйя ролик 13 другим своим выступом, произведет рас­ тормаживание барабана. Однако включение фрикциона в этом случае не происходит, поскольку вилка 10 смещает муфту

включения фрикциона в противоположном направлении. Это йойоженйе' рукоятки соответствует моменту опускания' враща­ теля и бурения скважины.

Станок снабжен блокировкой, предохраняющей его от переподъема вращателя. Блокировка представляет собой следую­ щее. К рукоятке 1 шарнирно крепится планка 16, соединенная с угловым рычагом 17. Рычаг посредством вилки 18 присоеди­ няется к тяге 19, которая проходит через кронштейны 20 и 21. Кронштейн 20 приварен к направляющей вращателя, а крон­ штейн 21 — к направляющей стойке рамы станка. На тяге бол­ тами закреплен упор 22.

При подъеме вращателя кронштейн 20 скользит по тяге и при нормальной высоте подъема не доходит до упора 22. При

переподъеме кронштейн 20 воздействует на упор 22 и смещает вверх тягу 19, поворачивая рычаг 17. Рычаг посредством

планки переводит рукоятку из крайнего правого положения по

стрелке Б, соответствующего моменту подъема вращателя, в

нейтральное положение, соответствующее выключенному фрик­ циону и включенному тормозу, что вызывает быструю остановку вращателя.

2.ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО БУРЕНИЯ ПВБ-150 К СТАНКУ УДАРНО-КАНАТНОГО БУРЕНИЯ*

Приспособление предназначено для бурения по породам вскрыши скважин диаметром 150 мм и глубиной до 24 м. Про­ изводительность его достигает по мягким породам 75 м в смену

и по породам средней крепости до 30 м в смену.

 

Бурение скважины осуществляется в том

же порядке, что

и у станка БС-110/25м (описанного выше).

 

 

Техническая характеристика ПВБ-150

 

 

 

Диаметр скважины, мм...........................................................

 

 

150

Наибольшая глубина бурения, м.......................................

 

 

'24

Угол наклона скважины к горизонту, град...........................

 

. .

90

Скорость вращения бурового инструмента, об/мин

130 •>

Скорость подъема бурового инструмента, м/сек

.

0,19

Полезная длина одной

штанги, м .

.

.

1,82

Электродвигатель:

 

 

 

АО* -73-4

тип .................................................................................

 

 

 

мощность, кет..................................................................

об/мин

 

 

28

скорость вращения,

 

 

1460

* В настоящее время ПВБ-150 с производства снято.

 

 

 

 

 

35


Основные размеры приспособления, мм:

длина .

4400

ширина

1535

высота

1210

Вес, кг

2782

На рис. 21 показан общий вид приспособления ПВБ-150; смонтированного на станке БУ-2.

При монтаже приспособления ПВБ-150 на станке БУ-2 к мачте крепятся два нижних 1 и два верхних 2 кронштейна,

на которых штырями закрепляются траверсы 3 направляющей рамы, имеющие П-образную форму.

Приспособление ПВБ-150 (рис. 22) состоит из направляю­

щей рамы 1 и вращателя (суппорта): 2 с редуктором 3 и элек­ тродвигателем. 4.

Направляющая рама представляет собой две трубы диа­ метром 120 мм и длиной по 3750 мм, соединенные вверху и внизу траверсами; расстояние между трубами 800 мм. По тру­ бам направляющей рамы перемещается вращатель при помощи каната 5 и блоков полиспаста 6 и 7. Высота подъема враща­ теля составляет 1985 мм. В верхнем положении вращатель может быть зафиксирован штырями, для чего в трубах рамы

предусмотрены отверстия.

На раме вращателя устанавливается редуктор и электро­ двигатель. На верхней поперечине суппорта укреплены четыре блока полиспаста 6. На оси блоков при помощи коуша крепится

один конец каната, а

другой —на подъемном

барабане

или

барабане желоночной

лебедки станка БУ-2.

 

 

К нижней поперечине вращателя крепится болтами

кор­

пус 1 редуктора (рис.

23). Сверху к корпусу

редуктора

кре­

пится 'плита, на которой устанавливается электродвигатель.

Вал электродвигателя упругой муфтой 2 соединен с вал-шестер- ней 3, которая находится в зацеплении с зубчатым венцом- 4.

Венец напрессован на литую стальную

ступицу 5, сидящую

на шпонке на валу 6. Вал-шестерня 3 и

вал 6 смонтированы

на радиальных шарикоподшипниках № 413 в расточках кор­ пуса 7. С правой стороны корпус 7 имеет фланец, при помощи которого он крепится к корпусу 1 редуктора. На валу 6 на шпонке насаясеиа коническая шестерня 8, сцепленная с шестер­ ней 9, сидящей на шпонке на валу 10. Верхняя опора вала смонтирована на радиальном шарикоподшипнике № 313. Снизу к корпусу 1 шпильками крепится крышка 11, в полости которой расположен двухрядный упорный шарикоподшипник № 38217

Полость закрыта крышкой 12, в которой смонтирован шарико­ подшипник № 313 — нижняя опора вала 10.

На этом валу имеется отверстие для крепления патрона, к которому присоединяется буровой инструмент

36


Рис. 21, Приспособление для вращательного бурения, смонтированное

на станке БУ-2

37

-8GQ-----i

Рис. 22. Приспособление ПВБ-150

38