Файл: Катанов Б.А. Станки вращательного бурения на угольных разрезах учебное пособие для учебно-курсовой сети и для подготовки квалифицированных рабочих на производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 23. Редуктор приспособления для вращательного бурения

3. БУРОВОЙ СТАНОК СВБ-2

Самоходный буровой станок СВБ-2 (рис. 24) предназначен для бурения по углю и мягким породам вертикальных и на­

клонных скважин'диаметром 150 мм и глубиной до 25 м.

Станок имеет гусеничный ход, обеспечивающий его пере­ мещение со скоростью 1,6 км/час с преодолением подъема

до 18°.

Все механизмы станка смонтированы на раме 1, опираю­ щейся в трех точках на гусеничный ход 2 — передняя часть на

середину балансирной оси гусеничного хода, а задняя часть — на "концы задней оси.

В верхней части рамы станка над задней осью гусеничного хода в специальных опорах размещаются цапфы мачты 3, по трубчатым направляющим которой перемещается вращатель 4 с буровым ставом 5. Мачта может устанавливаться горизон­ тально (транспортное положение), вертикально или наклонно

(рабочие положения).

39

- J070

Рис. 24. Самоходный буровой станок СВБ-2

Подача бурового инструмента осуществляется под действием собственного веса вращателя и самого става. Вращатель под­ нимается лебедкой 6 посредством шестикратного полиспаста 7.

Излишний подъем вращателя предотвращается конечным вы­ ключателем 8. Для улавливания вращателя (в случае обрыва каната) предусмотрен ловитель 9. На раме станка расположены

кабина машиниста 10 и площадка 11 для размещения бурового

инструмента и электрооборудования 12.

 

 

Техническая характеристика станка СВБ-2

 

Диаметр

скважины,

мм .....................................................

 

 

150

Глубина

бурения

(максимальная), м . . .

 

25

Скорость вращения бурового инструмента, об/мин .

.120 и 200

Скорость

подъема

бурового инструмента, м/сек

.

. 0,16

Вес вращателя (без инструмента), кг..........................

 

1800

Максимальный подъем, преодолеваемыйстанком, град

18

Максимальный допускаемый поперечный уклон при пе­

редвижении,

град.......................................................

грунт,кг/см1 .

 

18

Среднее

удельное давление на

 

0,52

Электродвигатель вращателя:

 

АО-82-4

 

тип.........................................

кет

 

 

мощность,

 

 

40

 

скорость вращения, об/мин......................................

 

1470

 

исполнение.................................................................

 

 

 

В-3

Электродвигатель привода:

-

АО-63-4

 

тип.....................

кет . .

 

мощность,

. '..........................................

 

14

 

скорость

вращения, об/мин........................................

 

1460

 

исполнение.......................................................................

 

 

 

Ш.-2

Основные размеры станка, мм:

 

 

 

в

рабочем положении:

 

 

4130

 

длина............................................................................

'

 

 

 

 

ширина .

 

 

 

2810

 

высота...........................................................................

 

положении:

 

 

6030

в

транспортном

 

 

5655

 

длина................................................................

 

 

 

 

 

ширина......................................

 

 

,..............................2810

 

высота...........................................................................

 

 

 

 

3070

Вес,

т:

 

 

 

 

10

 

станкабезбуровогоинструмента ....

 

комплектабуровогоинструмента ...................................

 

0,5

Кинематическая схема

Кинематическая схема станка СВБ-2 приведена на рис. 2£. Буровой став приводится в движение от электродвигателя Д1 через соединительную муфту Мх и двухступенчатый, двухскорост­ ной редуктор. Ведущий вал редуктора представляет собой валшестерню 1, находящуюся в зацеплении с шестерней 2, которая жестко посажена на промежуточном валу. На этом валу на шпонке перемещается блок прямозубых шестерен 3 и 5, кото­ рый при своем перемещении (при помощи рычага Р) может

4’.


Рис. 25. Кинематическая схема станка СВБ-2

сцепляться соответственно с шестерней 4 или 6, насаженными жестко на выходном валу редуктора, соединенном с буровым инструментом. При соединении шестерен 3 и 4 буровой инстру­

мент вращается со скоростью 200 об/мин, а шестерен 5 и 6 —

120 об/миц.

Привод ходового механизма и лебедки подъема вращателя осуществляется от электродвигателя Д.2. Движение от двига­ теля; передается через упругую муфту Мг с электромагнитным тормозом 7\ и 'двухступенчатый редуктор^ имеющий две пары

косо^убых' шестерен 7—8

и 9—10,

а также цепную

муфту М3

к приводному валу.

 

 

 

Б, соеди­

На

*приводном

валу свободно

насажен

барабан

нение

которого

с валом

осуществляется

дисковым

фрикцио­

ном М4, а торможение — ленточным тормозом ТУ При включе­ нии, фрикциона на барабан навивается канат и через шести­ кратный полиспаст производится подъём цращателя с буровым

ставом.

Скорость

вращения

барабана

лебедки

подъема

75 6б/мин, что при

диаметре

барабана

240

мм обеспечивает

подъем

вращателя

со скоростью 0,16

м/сек. Диаметр

каната

13 мм, длина 25 м'.

На приводном валу свободно сидит шестерня 11. Эта ше­ стерня соединяется с валом при помощи кулачковой муфты К, служащей для включения гусеничного хода. Одновременное включение барабана и хода исключается блокировкой системы управления. Шестерня 11 находится в зацеплении с шестер­ ней 12, жестко закрепленной на распределительном валу, на котором на бронзовых втулках свободно насажены две шестер­ ни 13. Каждая из них снабжена ленточным тормозом (Т3 и Л) и дисковым фрикционом (М5 и M6), управление которыми сбло­ кировано. Включение фрикциона влечет за собой соединение соответствующей шестерни с вращающимся распределительным валом и передачу движения через шестерни 14 на правый или левый промежуточный вал и далее на правую или левую гусе­ ницу. Торможением шестерни 13 осуществляется торможение соответствующей гусеницы. Управление каждой из шестерен 13 независимое, поэтому каждая из гусениц может быть включена или заторможена, что необходимо для управления гусеничным

ходом. Промежуточные валы имеют на концах звездочки 15,

соединенные втулочно-роликовой цепью со сдвоенными звез­ дочками 16—17, свободно сидящими на неподвижной задней

оси гусеничного хода. При помощи цепей и звездочек 17 и 18

движение передается на ведущие звездочки 19 гусеничного хода. Вращение этих звездочек со скоростью 13,2 об/мин обеспечивает скорость передвижения станка, равную 1,6 км/час.

Ниже приведена характеристика шестерен и звездочек ре­ дукторов станка.

43


Число зубьев . .

16

 

78

28

41

20

49

28

123

Модуль,

мм

5

 

5

7

7

7

7

3

3

Скорость

вращения.

1470

 

302

302

200

302

200

1460

333

об/мин.......................

 

120

120

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение

 

 

 

 

Зубчатые колеса

 

Звездочки

 

Номер шестерни (см. рис. 25)

 

10

11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Число зубьев , . . . .

18

80

62

 

 

 

 

 

 

Модуль, мм ......

5

5

7

 

 

 

 

 

 

Скорость

вращения,

333

75

75

 

 

 

 

 

 

об/мин................... •

 

 

 

 

 

 

Конструкция сФанка

■Рама станка представляет собой сварную 'платформу, изго­

товленную из швеллеров, к которой приварены передние и зад­ ние стойки, скрепленные швеллерами верхнего пояса. На перед­ них стойках установлены опоры цапф мачты. К передней части рамы (со стороны мачты) приварены две площадки, из которых одна предназначена для установки кабины машиниста, а дру­ гая для размещения 'бурового инструмента. В задней части рамы находится площадка для установки электрооборудования В передней части платформы снизу по обеим ее сторонам при варены две опоры оси гусеничного хода, а третья опора при­ варена к задней части платформы. На кронштейнах платформы

рамы установлены левый и правый стопора мачты. Сверху рама закрыта съемной крышей, посредине которой имеется окно для прохода подъемного каната. К задним вертикальным стой­ кам— швеллерам рамы — прикреплены цепочками штыри для

запора мачты в транспортном положении. Опоры цапф мачты, приваренные к передним вертикальным стойкам — швеллерам,

снабжены откидными крышками, которые затягиваются при помощи болтов.

Мачта

Мачта станка (рис. 26) сварной конструкции, состоит из двух параллельных швеллеров /, поперечного швеллера 2, двух направляющих труб 3, связей 4 и 5 и блоков 6. К швеллерам /

44


0066

Рис. 26. Мачта станка

приварены цапфы 7, при помощи которых мачта шарнирно; крепится на раме станка. Поперечный швеллер. 2 служит для увеличения жесткости мачты и крепления гребенки ловителя.

В верхней части к швеллерам 1 приварены планки 8 с ушками для фиксации мачты в транспортном положении. К правому швеллеру приварены скобы 9, служащие в качестве ступеней

лестницы.

Нижняя связь мачты—фасонная отливка, по бокам кото­ рой: имеются приливы в виде секторов с семью отверстиями. В отверстия запрессованы стальные втулки 2(7, в которые входят

штыри-фиксаторы, установленные на раме станка. При помощи фиксаторов мачта может устанавливаться Для наклонного бу­ рения (с интервалом в 5°).

К нижней связи болтами крепится амортизатор 11, состоя­ щий из резиновой пластины и двух стальных планок. Аморти­ затор служит для смягчения возможных ударов вращателя о нижнюю связь. Спереди, к нижней связи укреплены крон­

штейны 12, к которым крепится воронка 13 для направления бурового инструмента.

Верхняя связь мачты представляет отливку коробчатого се­ чения, к которой приварены швеллеры и направляющие трубы.

К верхней связи болтами крепится литой кронштейн 14, с тремя блоками 6 и коушем 15 для закрепления каната.

Направляющие трубы имеют длину 4900 мм и диаметр 415 мм с толщиной стенки 10 мм. Расстояние между трубами 800 мм. На трубах имеются отверстия для фиксации вращателя в нижнем и верхнем положениях.

Наклон мачты и ее опускание в транспортное положение производятся принудительно при помощи подъемного каната. При этом вращатель должен быть зафиксирован штырем-фик­ сатором в крайнем нижнем положении. В транспортном поло­ жении мачта верхней частью опирается на кронштейны рамы станка и запирается двумя штырями, продеваемыми сквозь

кронштейны и ушки планок 8. Подъем мачты из транспортного положения в рабочее (наклонное или вертикальное) происхо­

дит под действием собственного веса при ослаблении каната.

Вращатель

Вращатель (рис. 27) состоит из литого составного корпуса,

электродвигателя и редуктора.

Корпус вращателя состоит из двух боковин 1, верхней 2

й нижней 3 связей, соединенных болтами. К нижней связи кор­ пуса крепится фланцевый электродвигатель 4 и редуктор вра­

щателя 5. Электродвигатель и .редуктор соединены упругой муфтой 6. Вертикальные боковины вверху и внизу снабжены съемными хомутами 7, охватывающими трубы — направляю­ щие мачты. К нижнему правому хомуту на цепочке 8 крепится

4f


Запорный штырь 9, при помощи которого вращатель фиксируется на мачте в верхнем или нижнем положении.

На верхней поперечине корпуса установлен кронштейн 10

с блоками 11 и упор 12, служащий для размыкания конечного

выключателя при переподъеме вращателя.

 

Рис. 27.

Вращатель

 

 

 

Редуктор

вращателя (рис.

28) снижает

скорость

вращения с 1470

об]мин (вал

электродвигателя)

до

120 или

200 об!мин (буровой став).

косыми

зубьями

смонтирована

Ведущая вал-шестерня 1 с

на конических роликоподшипниках № 7313 в расточках сталь­ ной крышки 2 редуктора. Промежуточный вал 3 смонтирован также на роликоподшипниках № 7313. Верхний подшипник вала снабжен стаканом и установлен в расточке крышки 2, а

.47

28. Редуктор вращателя