Файл: Касаткин В.М. Эксплуатация и ремонт буровых машин и механизмов для бурения скважин на воду.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 27. Гидравлический съемник втулок буро­ вых насосов

1 — стержень; 2 — клин; 3 — рукоятка; 4 — поршень

Для выпрессовки седел клапанов приме­ няют два вида приспособлений: гидросъемник седел клапанов (рис. 28) и клиновой съемник (рис. 29). Действие съемников ясно из ри­ сунков.

3. Н А Б И В О Ч Н Ы Е И П Р О К Л А Д О Ч Н Ы Е М А Т Е Р И А Л Ы

Набивочные материалы — сухие и пропи­ танные парафином, техническим салом, гра­ фитом — применяют для уплотнения вращаю­ щихся и поступательно движущихся деталей (валы двигателей, стволы вертлюгов, шпинде­ ли задвижек, штоки насосов). Набивочные ма­ териалы изготовляют из хлопковой, пеньковой или льняной пряжи, из асбестовой пряжи с примесью хлопка, из асбестовой пряжи и ме­ таллической проволоки, из асбестовой пряжи

206

 

 

 

 

 

дел

клапанов

Рис. 28.

Гидросъемник

седел

1

подрывная

 

клапанов

 

лапка;

2—нижняя

 

2

подушка; -

3

J — поршень

нагнетательный;

клин;

4—верхняя

поршень

съема;

3 — сменные

подушка;

5—сед­

 

 

захваты

 

ло

клапана

с резиной,

из

металлов с графитом

(уплотни­

тельные кольца) в виде сплетенных из пряжи шнуров (круглого и квадратного сечения), ко­ торые разрезают и свертывают в кольца для установки в сальниковые коробки.

Асбестовые, хлопчатобумажные и пенько­ вые сухие набивки изготовляют диаметром 4—

50 мм.

Прорезиненные набивки изготовляют

в виде

колец с внутренним диаметром 32—

100 мм,

толщиной 15—55 мм и в виде шнуров

диаметром 8—20 мм.

Пропитанные набивки имеют те же разме­ ры. что и сухие, кроме асбестовых просален­ ных и графитированных, изготовляемых диа­ метром 5—38 мм.

Прокладочные материалы служат для уп­

207


лотнения фланцевых соединений труб, армату­ ры и поверхностей раздела механизмов и ма­ шин (между головками блоков и блоками двигателей внутреннего сгорания). Прокла­ дочные материалы изготовляют из целлюлозы, резины (с усиливающей прослойкой ткани или металлического каркаса), асбестового волок­ на в сочетании с резиной или металлом (асбометаллические прокладки), листового ме­ талла (медь, алюминий, свинец, сталь) в ви­ де листов или готовых прокладок определен­ ной формы.

В качестве прокладочных материалов ши­ роко применяют:

бумагу (ватманская и полуватманская), пропитанную олифой, для уплотнения поверх­ ностей раздела в двигателях, редукторах, ко­ робках скоростей;

фибру (хлопчатобумажная масса, обра­ ботанная хлористым кальцием и подвергну­ тая прессовке) в качестве уплотняющих про­ кладок водяных центробежных насосов;

картон бумажный, пропитанный олифой, толщиной 0,5—6 мм для воды и пара низкого давления (до 2 ати) ;

картон асбестовый толщиной 1—12 мм при высоких температурах (до 400° С) и низ­ ких давлениях (до 25 ати)-,

паронит (сочетание асбестового волокна с синтетическим каучуком и минеральными на­ полнителями в виде каолина и графита) для насыщенного и перегретого водяного пара;

резину I, II и III групп для холодной и го­ рячей воды (до 100° С);

резину IV группы для водяного пара при температуре 150° С;

208

резину VI группы для работы в бензине, керосине, мазуте;

асбометаллические прокладки в двигате­ лях внутреннего сгорания (особенно асбомед-

ные);

(сталь марок

металлические прокладки

Ст. 2 и Ст. 3) для перегретого

водяного пара

в виде гофрированных, точеных и линзовых (шлифованных) прокладок; алюминий в дви­ гателях внутреннего сгорания.

Для определения перечня запасных частей на капитальный ремонт и на год работы ма­ шины необходимо пользоваться каталогомсправочником «Нормы расхода запасных ча­

стей и резино технических

изделий

на капи­

тальный

ремонт и на год

работы

машины»,

ч. III (изд. «Лесная промышленность», 1966).

4.

КЛАССИФИКАЦИЯ И УСЛОВНОЕ

ОБОЗНАЧЕНИЕ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

Подшипники качения классифицируют по следующим четырем признакам:

по направлению действия воспринимаемой нагрузки относительно оси вала (радиальные, радиально-упорные, упорно-радиальные и упорные подшипники);

по форме тел качения (роликовые и шари­ ковые) ;

по числу рядов тел качения (однорядные, двухрядные, четырехрядные и многорядные); по основному конструктивному и зксплуа тационному признакам (самоуплотняющиеся

и несамоуплотняющиеся).

Радиальной нагрузкой называется на­ грузка, действующая перпендикулярно оси вала. Осевой нагрузкой называется нагрузка, действующая вдоль оси вала.

209


Условно подшипники обозначают цифрами (№ 2310, 32216, 212, 9-7516 и т. д.).

В условные обозначения подшипников вхо­ дят четыре группы цифр, которые обозначают:

внутренний диаметр подшипника (диа­ метр вала в месте посадки подшипника);

серию подшипника; тип подшипника;

конструктивные особенности подшипника. Каждой группе цифр в номере подшипни­ ка отведено определенное место, указанное в

таб. 26.

 

 

Т а б л и ц а

26

Места цифр в условном обоз­

Значение цифр

 

начении (считая справа

 

налево)

 

 

1

и 2

Внутренний диаметр

под­

 

 

шипника

 

3

и 7

Серия

 

 

4

Тип

 

5

и 6

Конструктивные особенно-

 

 

сти

 

Точность подшипника указывается буквой слева от цифрового обозначения.

Внутренний диаметр подшипников в ус­ ловном обозначении указывается двумя пер­ выми цифрами справа которые являются ча­ стными от деления диаметра отверстия на пять.

Так, в подшипнике № 8324 первые две цифры, стоящие справа (24) обозначают ди­ аметр отверстия (вала) 24X5 = 120 мм. Для подшипников внутренним диаметром 10— 20 мм диаметр отверстия подшипника обозна­ чается следующим образом:

210


Обозначение диаметра

.

00

01

0 2

03

Номинальный диаметр от-

 

 

 

 

верстия подшипника

. .

1 0

1 2

15

17

У подшипников

№ 200, 300,

60200 и т. д.

внутренний диаметр равен 10 мм,

а у подшип-

ников № 203, 303 и Т. д. — 17 мм

 

 

Для всех подшипников

внутренним диа­

метром до 9 мм включительно первая цифра справа в условном обозначении указывает фактический размер внутреннего диаметра подшипника, при этом на третьем месте (спра­ ва) стоит цифра 0.

Третья цифра, считая справа, условно обо­ значает серию подшипника: 1 — особо легкая; 2 — легкая, 3 — средняя, 4 — тяжелая, 5 — легкая широкая, 6 — средняя широкая, 7—8— неопределенная серия, 9 — нестандартный размер внутреннего диаметра.

Тип подшипника указывается в условном обозначении четвертой цифрой справа (табл. 27).

Т а б л и ц а 27

Ч е т в е р т а я

Т ип п одш ип н ика

ц и ф р а с п р ава

 

0

Радиальный шариковый

1

То ж е, сферический

2Радиальный с короткими цилиндричес­ кими роликами

3Радиальный роликовый сферический

4Тож е, с длинными цилиндрическими ро­

ликами или игольчатый

5Радиальный роликовый с витыми роли­ ками

6Радиально-упорный шариковый

7Роликовый конический

8Упорный шариковый

9» роликовый


Л И Т Е Р А Т У Р А

А н а т о л ь е в с к и й П .

А.,

М а л о я н А .

В. и

Ш н е е р о в О. М.

Технология бурения скважин на

во­

ду. Гостоптехиздат, 1962.

 

 

 

 

 

А н а т о л ь е в с к и й П .

А.,

М а л о я н А.

В.

и

Ш н е е р о в

О. М.

Эксплуатация

и ремонт

водяных

скважин. «Недра», 1964.

 

 

 

 

 

Б у б н о в

А. А. Ремонт

бурового оборудования в

конторе бурения. «Недра», 1964.

 

 

 

 

Д у б р о в с к и й В. В.,

К е р ч е н с к и й М.

М.,

П j; о х о в В.

И., С и д н е е Я. А.

Справочник

по

буре­

нию и оборудованию

скважин

на

воду. «Недра», 1964.

К а з ь м и н В.

М.

и К а з ь м и н В. С. Справочник

бурового мастера структурного бурения. Гостоптехиз­ дат, 1958

К а з ь м и н

В. С. Справочник

по

геологоразведоч­

ному бурению на нефть и газ. Гостоптехиздат, 1962.

К е р ч е н с к и й

М. М. и П л о д о в В. И. Бурение

скважин на воду. «Недра», 1965.

 

 

М а л о я н

А.

В.

и П л о х о е

В.

И. Краткий спра­

вочник «Бурение

скважин на воду».

«Недра», 1966.