Файл: Касаткин В.М. Эксплуатация и ремонт буровых машин и механизмов для бурения скважин на воду.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

V. РЕ М О Н Т Ц Е М Е Н Т И Р О В О Ч Н Ы Х

 

А Г Р Е Г А Т О В

1.

К Л А С С И Ф И К А Т О Р Р Е М О Н Т А

Ц Е М Е Н Т И Р О В О Ч Н Ы Х А Г Р Е Г А Т О В 4 Ц А -100

ИЦ А -320 М

Цементировочны й н асос со сборкой

ман и ф ол ьда

Состав работ текущего ремонта: частичная замена быстроизнашивающихся деталей (втулки, крейцкопфные головки шатунов, сальники, цилиндровые втулки, штоки порш­ ней, клапана, седла клапанов, клапанные пружины, крепежные детали, прокладки кры­ шек клапанов и крышек цилиндров), регули­ ровка и крепление упорных болтов цилиндро­ вых втулок, осмотр зубчатого зацепления, прочистка смазочных каналов и добавка смаз­ ки в пошипники и масляную ванную.

Состав работ среднего ремонта: работы, выполняемые при текущем ремонте, а также разборка отделочных узлов, требующих ре­ монта; восстановление или замена негодных неосновных деталей (болты крепления венца червячного колеса, корпус крейцкопфного сальника, крейцкопфная головка шатуна, па­ лец крейцкопфа, нажимной фланец сальника, грундбукса, подшипники качения, нажимная крышка клапана и т. д.); восстановление или замена трехходового крана, пробкового крана высокого давления и других деталей в сборке манифольда; сборка и смена масла в масля­ ной ванне и в подшипниках,

190


Состав работ капитального ремонта: ра­ боты, выполняемые при текущем и среднем ремонтах, а также полная разборка насоса по узлам и промывка деталей; ремонт станины и клапанной коробки; восстановление и заме­ на негодных основных деталей (трансмисси­ онный и коленчатый валы, шкив и т. д.); сбор­ ка, обкатка и испытание.

Для водяного насоса 1В кроме указанного выше при среднем ремонте необходимо преду­ смотреть восстановление биметаллических (сталь — бронза) втулок-подшипников крейц копфных головок.

К оробк а отбор а м ощ ности и редуктор ц ен тробеж н ого н асоса

Состав работ текущего ремонта: провер­ ка состояния подшипников качения и крепле­ ния болтовых соединений; замена негодных мелких деталей крепления, прокладок и саль­ никовых уплотнений; промывка масляной ванны и заправка смазкой.

Состав работ среднего ремонта: работы, выполняемые при текущем ремонте, а также разборка отдельных узлов коробки редукто­ ра; замена негодных неосновных деталей (подшипники качения, втулка шестерни пер­

вичного вала,

шлицевая втулка с фланцем

и т.д.); зачистка

зубьев у шестерни; сборка

редуктора коробки; заправка смазкой.

Состав работ

капитального ремонта: ра­

боты, выполняемые при текущем и среднем ре­ монтах, а также полная разборка по узлам и промывка деталей; восстановление или заме­ на основных деталей; ремонт корпуса; сборка, обкатка и окраска.

191

Зам ерны й бак

Состав работ текущего ремонта: проверка и подтяжка креплений; замена мелких дета­ лей; промывка и чистка бака.

Состав работ среднего ремонта: работы, выполняемые при текущем ремонте, а также разборка донных клапанов и промывка дета­ лей; замена или восстановление износившихся деталей; сборка и окраска.

Состав работ капитального ремонта: рабо­ ты, выполняемые при текущем и среднем ре­ монтах, а также ремонт стенок и днища бака; замена деталей донного клапана.

Ц ем ентом еш алка

Состав работ текущего ремонта: промыв­ ка бака; проверка крепежных соединений; за­ мена негодных болтов и гаек.

Состав работ среднего ремонта: работы, выполняемые при текущем ремонте, а также

разборка и промывка деталей;

замена сопла

и пробки.

 

Состав работ капитального ремонта: рабо­

ты, выполняемые при текущем и

среднем ре­

монтах, а также полная разборка цементомешалки; замена смесителя; сборка и окраска.

2. Р Е М О Н Т У З Л О В Ц Е М Е Н Т И Р О В О Ч Н О Г О А Г Р Е Г А Т А 4Ц А -100

Р а зб о р к а и рем онт н асоса 11 ГрЦ

Для полной разборки насос (рис. 23) сни­ мают с рамы агрегата и устанавливают на де­ ревянный настил.

192


19 3

Приводную часть насоса разбирают в та­ кой последовательности:

вывертывают штоки из крейцкопфов; смещают крейцкопфы на максимальное

расстояние один от другого; отвинчивают гайку крепления и выбивают

пальцы крейцкопфов, вынимают болты креп­ ления пальцев и, развернув корпуса крейц­ копфов, выводят крейцкопфы из крейцкопфных камер:

ударяя медной кувалдой в торец трансмис­ сионного вала, выпрессовывают один из под­ шипников и вынимают вал из корпуса.

После этого снимают торцовые крышки подшипников коренного вала и при помощи отжимных болтов вынимают стаканы совмест­ но с наружными кольцами подшипников. Что­ бы вал не опустился, под зубчатое колесо под­ кладывают доску, затем специальным съемни­ ком снимают внутренние кольца подшипников с роликами и сепараторами. Поворачивая и наклоняя при подъеме, вынимают коренной вал совместно с шатунами. Для снятия шату­ на с эксцентриковым подшипником необходи­ мо вынуть полукольцевые вкладыши с по­ мощью трех отжимных болтов.

Разборка гидравлической части особой трудности не представляет. Седла клапанов и цилиндровые втулки выпрессовывают специа­ льными винтовыми съемниками. Обычно при замене цилиндровой втулки заменяют и пор­ шень. При снятии поршня со штока запреща­ ется прихватывать последний за полирован­ ную поверхность.

При ремонте насоса следует иметь в виду, что детали клапанов, цилиндровые втулки, поршни, штоки, детали сальниковых уплотне­

194

ний, крышки цилиндров, крышки клапанов и пальцы крейцкопфов должны быть взаимоза­ меняемы; конические поверхности седел кла­ панов, штоков и поршней должны прилегать к парным деталям и соприкасаться с ними по всей окружности (недопустимы зазоры любой величины, через которые может проникнуть жидкость).

Промытые гнезда седел клапанов ремонти­ руют двумя способами. При незначительных повреждениях гнезда место промыва тщатель­ но зачищают, обезжиривают и наплавляют стальным электродом или латунью при помо­ щи горелки. После чего выступающий слой срубают, зачищают и пришабривают по ка­ либру или рейбаруют с помощью рейбера. Второй способ заключается в установке втул­ ки в предварительно расточенное цилиндри­ ческое отверстие гнезда.

Корпус крейцкопфа заменяют при повреж­ дении резьбы в месте соединения штока и в результате выработки цилиндрических расто­ чек крейцкопфного пальца.

При сборке насоса необходимо особое вни­ мание обращать на регулировку подшипников. При правильно отрегулированных подшипни­ ках валы совершенно свободно вращаются при затянутых до отказа крышках и имеют осевой люфт 0,5—0,35 мм.

Отремонтированный насос должен удовлет­ ворять следующим требованиям:

установленные при ремонте детали соот­ ветствуют условиям взаимозаменяемости;

поверхности параллелей и крейцкопфа гладкие и не имеют выработки;

после сборки шатуна с крейцкопфом зазор

195


между крейцкопфной головкой шатуна и кор­ пусом с обеих сторон не менее 1 мм\

шестерни и шкив плотно насажены на ва­ лах;

трансмиссионный и кривошипный валы строго параллельны между собой;

шпильки, болты, скрепляющие детали на­ соса, не имеют перекоса и поврежденной резь­ бы; шпильки ввернуты на всю длину резьбы, выступающая резьба над гайкой не превыша­ ет одной-двух ниток;

крышки и люки корпуса плотно прилегают к местам установки, надежно закреплены;

корпус и другие детали насоса не имеют трещин;

все узлы насоса промыты и смазаны све­ жей смазкой.

В процессе обкатки допускается нагрева­ ние подшипников качения, пальцев крейцкоп­ фа и направляющих крейцкопфа не более

70° С.

Р а зб о р к а и рем онт р едук тор а привода н асоса 11Г рЦ

Редуктор разбирают в такой последова­ тельности: снимают крышку редуктора, за­ крывающую зубчатое колесо, отвертывают болты крепления и при помощи отжимных болтов снимают зубчатое колесо. При помощи болта съемника вытаскивают цилиндрический штифт, отвертывают болты крепления редук­ тора к станине и снимают редуктор. Затем от­ соединяют крышки подшипников ведущего ва­ ла и легкими ударами по торцу выбивают его из шестерни и вынимают из корпуса редуктора.

Ремонту подлежат: вал редуктора, зубча­

196

тое колесо, шестерня и посадочные места под подшипники в корпусе.

При сборке особое внимание необходимо обращать на целостность уплотнений, состоя­ ние зубчатой передачи, подшипников, поса­ дочного штифта и шпоночных соединений и регулировку подшипников.

Р а зб о р к а и рем онт редук тор а привода ц ен тробеж н ого н асоса

Для разборки редуктора необходимо осла­

бить болты крепления насоса ЗК-6 к опорному кронштейну, при' помощи натяжных болтов

передвинуть насос в сторону лонжерона и снять цепь, после этого расшплинтовать и от­ вернуть гайку крепления цепной звездочки и осторожным постукиванием снять ее, отвер­ нуть болты крепления верхней и боковых кры­ шек редуктора и снять их, выбить ведущий вал с подшипниками, осторожно ударяя по его торцу со стороны цепной звездочки, и снять зубчатое колесо через боковое отверстие в корпусе редуктора.

Требования, предъявляемые при сборке и ремонте, не отличаются от требований, предъ­ являемых к сборке и ремонту редуктора насо­ са 11 ГрЦ.

3. РЕМОНТ УЗЛОВ ЦЕМЕНТИРОВОЧНОГО АГРЕГАТА ЦА-320М

Последовательность разборки насоса 9Т и ремонт его деталей принципиально не отлича­ ются от разборки и ремонта насоса 11 ГрЦ.

При полной разборке насоса 1В снимают цепь с цепной муфты, отсоединяют станину от

197


клапанной коробки, снимают приводную часть насоса с машины. В гидравлической части на­ соса осматривают клапаны; изношенные кла­ паны заменяют.

Разборку приводной части начинают с от­ соединения верхних и торцовых крышек ко­ ленчатого вала от станины, после чего выни­ мают коленчатый вал с шатунами, осматрива­ ют накладки параллелей и плунжеры; при наличии значительных износов их заменяют. Затем снимают крайние и средние шатуны и опорные подшипники с коленчатого вала, сни­ мают зубчатое колесо и кривошип и, сняв с мотыльковой шейки коленчатого вала устано­ вочное кольцо, снимают с нее подшипники и другие детали.

Сборку коленчатого вала начинают с уста­ новки разрезного вкладыша и подшипника на мотылькоеой шейке коленчатого вала, а далее сборку выполняют в последовательности, об­ ратной разборке.

4. ИСПЫТАНИЯ ЦЕМЕНТИРОВОЧНЫХ АГРЕГАТОВ ПОСЛЕ РЕМОНТА

Детали гидравлической части насосов, ус­ танавливаемые при ремонте взамен вышед­ ших из строя, должны быть предварительно опрессованы:

детали нагнетательной части насосов ПГрЦ на давление 150 кГ/см2, а насосов 9Т— на давление 520 кГ/см2-,

детали всасывающей части насосов НГрЦ и 9Т на давление 15 кГ/см2.

Перед установкой на агрегат собранных насосов коробки отбора мощности и редукто­ ры проверяют путем прокручивания вручную.

198

После установки насосов на агрегат произво­ дят их обкатку вхолостую с прокачиванием воды. Насос ПГрЦ обкатывают на второй и третьей скоростях в течение 30 мин на каждой скорости. Насос 9Т обкатывают в течение 1 ч на второй скорости. После холостой обкатки насос 11 ГрЦ испытывают при перекачке воды на третьей и четвертой скоростях в течение 10 мин и на второй скорости при максималь­ ном давлении в течение 20 мин, а насос 9Т испытывают в течение 10 мин на третьей, чет­ вертой и пятой скоростях при скорости враще­ ния 2000 об/мин и в течение 20 мин на второй скорости при максимальном давлении.

Центробежный насос обкатывают вхоло­ стую с прокачиванием воды без давления и при давлении 6 кГ/см2 в течение 30 мин.

Насос 1В также испытывают в течение

30мин без давления и при давлении 15 кГ/см2. Во время испытания проверяют правиль­

ность работы клапанов, насосов, механизмов приводной части, смазочной системы и герме­ тичность соединений.