ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
то есть тонких листов железа. Такие тонкие железные листы, покрытые оловом, получили название белой жести в отличие от непокрытой — черной жести. Из белой жес ти стали изготавливать бидоны, банки, ею стали покры
вать дома.
• В конце XVIII века во Франции жил один искусный повар — Франсуа Аппер. Изделия его славились как по всей столице, так и за ее пределами.
Большинство пищевых продуктов скоро портится, и с этим, конечно, постоянно приходилось сталкиваться как Апперу, так и всем другим поварам и кондитерам. Для более длительного хранения продукты помещались на лед. Аппер стал задумываться — нельзя ли найти какойнибудь способ, чтобы съестные продукты можно было хранить дольше, чтобы не пропадали остатки, чтобы можно было заготовлять продукты впрок? Долго при шлось повозиться и поразмыслить неугомонному кулина ру, пока не придумал он подходящий способ. Аппер стал помещать продукты в банки из белой жести, закрывал их так, чтобы в них не попадал воздух и кипятил в соле ной воде от получаса до четырех часов. Соленая вода кипит не при 100°, а несколько выше, и поэтому пища
вбанке подвергалась большему нагреву, чем выдержи вает большинство бактерий. Способ свой Аппер открыл
в1804 году — задолго до того, как знаменитый француз
ский ученый Луи Пастер показал всему миру роль бак терий при скисании, прогоркании, гниении и другой пор че пищевых продуктов. Апперу о бактериях ничего из
вестно не было.
В 1809 году он сообщил о своем способе сохранения пищевых продуктов в Парижское общество поощрения искусств. Способом заинтересовались, назначили спе циальную комиссию для его исследования и проверки.
106
По указаниям Аппера были обработаны банки, содер жащие мясо с подливом, крепкий бульон, зеленый горо шек, бобы, вишни и абрикосы. По истечении 8 месяцев комиссия смогла доложить о том, что все продукты пре красно сохранились. Время это — эпоха наполеоновских войн. Открытие Аппера не только позволяло значитель но экономнее расходовать продукты питания в городах, но и раскрывало большие возможности в снабжении ар мии в ее бесчисленных походах. Французское правитель ство не поскупилось и наградило изобретателя премией в 12 000 франков, но обязало при этом подробно разра ботать и опубликовать свой метод.
В 1810 году вышел печатный труд Аппера, в котором подробно описывается способ изготовления консервов. В дальнейшем способ Аппера был несколько изменен, но только в деталях: из жестянок перед кипячением их в воде удаляли воздух — от этого продолжительность ки пячения сокращалась, а мясо не теряло вкуса. С тех пор консервы получили самое широкое распространение: в морских путешествиях, в армейских походах, в отдален ных, оторванных от центра местностях, а затем и в до машнем хозяйстве.
Дело „оловянной руки“
Вряд ли много найдется людей, которые совершенно не читают книг. Но многим ли из читающих известно, в каких муках рождалось печатное дело и что в станов лении на ноги печатного искусства большую роль сыгра ло олово?
В XV столетии в обращении было порядочно книг. Почти все они по содержанию своему были религиоз ными. Все они писались от руки, множество монахов кал лиграфическим почерком выводили на бумаге слова тек-
107
ста священного' писания, другие же рисовали красивые заставки. Все это было большим искусством. Одна книга писалась несколько лет и стоила колоссальных денег. Книгописание составляло большой доход церкви и было ее монополией.
Как иллюстрации к священному писанию, церковь вы пускала и лубочные картинки, которые продавались странствующими монахами жителям городов и сел. Кар тинки эти вырезывались на деревянной доске, с которой потом, намазав ее краской, оттискивали изображение.
Однажды такую картинку у монаха-францисканца купил молодой дворянин Гутенберг. Купил он ее не пото му, что был ревностным христианином, а потому, что его заинтересовала одна из букв в тексте подписи: она резко отличалась от других своей четкостью.
■ Гутенберг стал расспрашивать монаха об этом; тот, перепуганный, что его могут изобличить в нарушении каких-либо законов церкви, сообщил молодому дворяни ну адрес мастера, который изготовляет эти картинки. Гутенбергу было ясно, что одна из букв на4деревянной доске была повреждена и мастер, чтобы не выбрасывать всю доску с рисунком, вставил на ее место новую букву.
Если это так, то почему же нельзя при помощи искус ных резчиков заготовить.много деревянных букв, состав лять из них строчки и печатать текст священного писа ния? Ведь тогда не нужно будет писать книгу несколько лет и заставлять трудиться над ней такое большое коли чество монахов. Достаточно сделать набор, и с него мож но отпечатать сразу не одну, а много книг.
Мастер, которого разыскал Гутенберг, отнесся к его идее весьма недоверчиво.
— Не будь самонадеянным,— сказал он Гутенбер гу,— эти деревяшки годны только для игры в азбуку.
108
Это не охладило Гутенберга. Он принялся за дело. Но старый мастер оказался прав: с таким трудом выре занные на мелких деревянных столбиках буквы набуха ли от влаги, трескались и для набора становились со вершенно непригодными.
Неудача с деревянными буквами привела Гутенберга к мысли, что буквы необходимо делать из металла,— на до только краску приготовлять погуще, класть в нее больше сажи. Однако вырезывать из металла каждую букву было бы очень тяжелым и непроизводительным трудом. Хорошо знакомый с методами чеканки монет и медалей, Гутенберг решил изготовлять формы для букв, в которые их можно будет отливать. Наиболее подходя щим материалом для форм оказался мягкий свинец. На нем можно было вычеканивать оттиски. Материалом же для самих букв Гутенберг избрал олово. Оно тверже, чем свинец, но плавится значительно легче и его можно отливать в свинцовые формы.
Однако целый ряд неполадок еще долго мешал изоб ретателю. Формы быстро размягчались, и буквы получа лись грубыми, а они должны были быть не хуже тех, которые выводились в тексте искусными руками монахов. Шли годы. В упорных поисках Гутенберг растратил'свое состояние
Целиком охваченный своей идеей, он не остановился перед тем, чтобы пожертвовать своей дворянской гордо стью и перейти в сословие ремесленников: сдал экзамен и стал называться мастером. Неслыханное в то время по своей зазорности для дворянина дело. Как ни держал в тайне свою работу Гутенберг, слухи о ней поползли, и церковники стали зорко наблюдать за ним. Вскоре пов семестно стало распространяться известие, что мастер везде, где может, скупает олово для того чтобы изгото-
109
вить из него «руку», с помощью которой он перепишет так много священных книг, что их хватит для всех церквей не только в городах Майнце и Страссбурге( где он жил), но и в других городах Германии. . . .
Переписку священных книг церковь считала исключи тельно своим делом, никто из мирян не мог осмелиться им заниматься — с церковью тогда шутки были плохи. Над Гутенбергом нависло обвинение в ереси и черно книжии. Церковники натравили на Гутенберга возбуж денную толпу, говоря, что его «оловянная рука» является причиной тогдашних народных бедствий. Дом Гутенберга сожгли.
После этих трагических событий Гутенберг обратился за поддержкой к известному банкиру Фусту. Тот решил нажиться, заключил с изобретателем соглашение и стал финансировать его дело. Однако, как это бывало не один раз, несчастный изобретатель был ограблен своим «бла годетелем»: все имущество Гутенберга отошло во владе ние банкира. Гутенберг умер в нищете.
Его погубитель не избежал возмездия. Вспыхнула страшная эпидемия чумы. Ненасытный банкир решил по греть руки на народном бедствии и объявил свои библии чудотворными, назначив за них неслыханные цены. Обе зумевшие от страха люди раскупали его библии. Но тут вмешалась церковь. Она объявила, что книги Фуста изго товлены «оловянной рукой» — это не священные, а сата нинские книги. Это был приговор алчному банкиру: его засадили в тюрьму, где он и умер от той самой чумы, от которой хотел получить прибыль.
Но никакие преследования и козни не могли остано вить прогрессивного, шагающего в будущее дела «оло вянной руки». Много несчастных, заподозренных в том, что они способствовали изготовлению книг «оловянной
110
рукой», окончили свою жизнь на виселице или костре. И все же дело «оловянной руки» — книгопечатание, ти пографское дело восторжествовали.
Восставший против законов католической церкви, ус тановленных папой, Лютер — тоже ревностный церков ник— назвал книгопечатание «вторым искуплением рода человеческого».
Шли годы, десятилетия, века. В мире все больше и больше стало появляться книг, уже не только религиоз ного, но и светского содержания. Появились научные пе чатные труды. Стали писать и о несправедливостях в устройстве человеческой жизни. Книги распространяли знания. Великий узбекский поэт и мыслитель XV столе тия Алишер Навои очень образно выразился о книге: «Книга — крылья, на которых ввысь взлетают мысли мудрых».
Французский император Наполеон, завоевавший чуть ли не всю Европу, в свое время обронил многозначитель ную фразу: «Пушки убили феодализм. Чернила убьют нынешний строй». Он оказался прав: строй капитализма трещит и разваливается благодаря тому, что народные массы стали понимать его грабительскую сущность.
Это знание пришло к ним через книги, через печать, через те «чернила», которые были оттиснуты на бумаге в произведениях Маркса, Энгельса, Ленина. Капитализм был взят за горло «оловянной рукой». Со времени Марк са, по словам Горького, книгопечатание стало и правдопечатанием. Книга в наше время в обиходе каждой семьи. Началась же она с кусочка олова.
Сейчас существует несколько типографских сплавов, значительно отличающихся от тех, что использовали в XV столетии, но олово в них и сейчас — обязательная составная часть.
111
К о л о к о л ь н ы й з в о н
Бронзовый век сменился веком железным, однако бронза продолжала звенеть, и не только в переносном смысле, но и в прямом. Церковь сзывала прихожан с помощью бронзовых колоколов. Впрочем, колокола, точ нее колокольчики, звоночки существовали задолго до появления христианства. Ими пользовались римляне, а еще раньше египтяне и евреи для призыва прислуги, подачи сигналов в общественных собраниях и т. д. Так что колокольчик современного заседания в руках его председателя гораздо древнее церковного колокола. Существование таких колокольчиков скорее всего и на толкнуло церковь на мысль создать большие колокола.
Колокола впервые появились в VII веке на церквах Рима и Орлеана. В IX веке византийский император Василий Македонянин для сооружаемой им церкви за просил колокола из Венеции, и ему послали 12 штук.
На Руси в XIII веке сами стали лить колокола, и лили весьма искусно. Еще в первой половине XIII века, как
говорят |
русские летописи, князь Даниил |
Галицкий — |
один из |
печальных героев битвы на Калке |
(1223 год) — |
имел «кузнецов меди», которые отливали колокола. Бронза — сплав меди и олова. В таком сплаве эти два
металла могут находиться в различных соотношениях, и от этого качество бронзы может меняться. Если в брон зе, например, на две части меди приходится одна часть олова, то такой сплав будет не желтого цвета, а белого — даже белее олова. Он не будет коваться, гнуться и тя нуться — будет хрупок, как стекло. Современные оловян ные бронзы содержат в среднем 10 процентов олова.
В древности поделочные бронзы были примерно тако го же состава. В Египте за 3 000 лет до нашего летоисчис-
112
ления из бронзы изготовляли тонкие бритвы. При анализе такой бронзы современными химическими методами было • установлено, что олова в ней 8,5 процента.
Колокола тоже отливали из бронзы. Но бронза в них была другого состава, от нее требовались другие качест ва. Колокол не топор, не меч и даже не пушка. От коло кола требовалась способность выдерживать многочислен ные удары и, кроме того, требовался звон, и не простой звон, а мелодичный. Бронза для колоколов содержала от 13 до 25 процентов олова. Ее и называли «колокольным металлом». Литье колоколов стало большим искусством. В сплав стали добавлять небольшие количества других металлов — железа, цинка и даже серебра.
Первые колокола были небольшие, но постепенно они все увеличивались в размерах. Когда в XI веке в городе Гедельгейме повесили при соборной церкви 100-пудовый колокол, то все глядели на него как на чудо. Это чудо в сравнении с последующими колоколами оказалось кар ликом. В Англии в Оксфорде колокол «Большой Том» весит 425 пудов; «Великий Петр» в Йоркском соборе — 602 пуда; колокол собора Парижской богоматери весит 800 пудов; а церковь святого Стефана в Вене — славится колоколом в 989 пудов. Отливка их требовала большого труда и искусства. Все же, как ни велики эти колоколагиганты, величина их ничтожна по сравнению с знамени тым Царь-колоколом Московского Кремля, вес которого
12 327 пудов (205 тонн).
Русские мастера колокольного литейного дела слави лись по всей Европе. Колокол Вестминстерского аббатст ва в Англии отливался в Москве. Искусство русских умельцев состояло не только ів том, что им удавалось отливать колокола-исполины, но и в том, что отливались эти колокола по заранее заданному звону. Путем различ
іе