Файл: Казаков Б.И. Металлы рассказывают о себе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

несколько веков выплавлялось в Германии, и с XII—XV веков в рудных горах у оловянных плавилен накопились целые горы шлака. К ним-то и обратились, немецкие ме­ таллурги. Из этого шлака удалось получить за год до 100 тонн вольфрам а.

Соединенные Штаты Америки с 1906 года тоже нача­ ли регулярную добычу вольфрама. Во время войны цена на вольфрам баснословно возросла: вольфрам был одним из условий победы над противником. Страна бизнеса и искателей удачи была охвачена вольфрамовой лихорад­ кой, как это было раньше с поисками золота на Аляске и в Калифорнии. Разыскивались месторождения вольфра­ ма, росла спекуляция участками и оборудованием для рудников на этих участках.

Вольфрам в России

Царская Россия только из-за войны обратилась к по­ искам вольфрамовых руд, которых, как оказалось впо­ следствии, было вполне достаточно на территории стра­ ны. Но узнали это не скоро. Во время войны начались попытки эксплуатации вольфрамовых руд сначала част­ ными фирмами, а затем морским министерством и гор­ ным департаментом. В Забайкальском месторождении за лето 1916 года добыли 16 тонн вольфрамового концен­ трата, а требовалось его 85 тонн в месяц.

Еще более слабо, чем в Забайкалье, велись работы по добыче вольфрама на Урале. Как сообщало Уральское горное управление, разведка руд велась слабо, а обога­ тительная фабрика так и не была построена. В Забай­ калье было открыто несколько новых вольфрамовых мес­ торождений. Рудники наиболее известного тогда Букукинского месторождения находились в ведении царского

158

двора. На рудниках производилась не только добыча ру­ ды, но и скупка вольфрамита у старателей и крестьян, что служило подспорьем к добыче.

Только в 1916 году были произведены первые серьез­ ные разведки вольфрамовых руд Забайкалья. На место­ рождении Харанор, принадлежавшем товариществу «Вольфрамит», и месторождении Шерловой горы, кото­ рое эксплуатировалось товариществом «М. С. Эмерик, Н. А. Алексеев и И. И. Эмерик», промывались вольфра­ мовые россыпи, причем добыча составляла от нескольких десятков до 320 килограммов в день.

К Забайкальскому месторождению весьма пристально приглядывались иностранные фирмы, прежде всего швед­ ские и японские. Летом 1916 года одна йпонская комис­ сия произвела поисковую разведку в районе горы Антана. Результаты разведки опубликованы не были, но японские предприниматели всячески старались закрепить за собой это месторождение. Успеха японцы не добились — в арен­ де им отказали.

Букукинское месторождение и Олданду одно время арендовал промышленник Толмачев совместно с горным инженером Зиксом. Эти хищники связались с шведской фирмой Мортимера и Богаю и стали договариваться о передаче ей аренды. Фирма была весьма заинтересована предложением, обследовала месторождение на месте и убедилась в его ценности. Толмачев уже собирался полу­ чить 30 000 рублей аванса по договору с фирмой, как вдруг все пошло прахом. Геологический комитет заподоз­ рил, что Толмачев представил сведения с явно занижен­ ным против истины количеством вольфрамовых руд, а его заявочные столбы на золото во всех районах реки Каруй — всего лишь маскировка, за которой скрываются бо­ гатые вольфрамовые месторождения. Время было воен-

159



ное и был поставлен вопрос о реквизиции рудников Толмачева и передаче их в ведение кабинета двора, что и было сделано.

Немцы были «своими людьми» при царском дворе и не упускали возможности помешать русской промышленно­ сти разрабатывать отечественные 'месторождения воль­ фрама. Когда в 1931 году в Московском университете раз­ бирали старые 'минералогические коллекции, то нашли образцы шеелита из неизвестного до того года месторож­ дения в Могол-Tay в Таджикистане. Выяснилось, что образцы доставили <в 1912 году іи тогда же группа круп­ ных геологов-ко'нсультантов забраковала месторожде­ ние, как нерентабельное. Специально посланная в по­ следующие годы комиссия установила, что Могол-Тау может давать промышленный вольфрам.

Конец вольфрамовой лихорадки

Война закончилась разгромом Германии, и обстанов­ ка на вольфрамовом рынке сразу изменилась. Не стало такой острой нужды в этом металле, и добыча его резко упала. Упала и цена на вольфрам. Искатели удачи в Америке стали «вылетать в трубу».

Вне конкуренции оказался китайский вольфрам. До­ бывалось его много (Китай к концу войны занял первое место), месторождения были исключительно богаты, а труд китайского рабочего ценился так дешево, что, не­ смотря на самые примитивные способы добычи, китай­ ский вольфрам продавался по самой дешевой цене. Да и добычей его занимались не горняки, а земледельцы в виде побочного промысла. Обогатительных фабрик в Китае не было, вся работа велась вручную. Американской промыш­ ленности было, конечно, выгоднее покупать дешевый

160

китайский вольфрам, чем свой отечественный по более дорогой цене.

В 1921—1922 годах добыча вольфрама в Америке за­ мерла совсем, так как издержки производства не покры­ вались теми деньгами, что выручались от продажи вольф­ рама.

В целях борьбы с иностранной конкуренцией с. 1922 года в Америке ввели тяжелую пошлину на ввози­ мый вольфрам. Ввоз вольфрама в Америку почти прекра­ тился. Мы говорим «почти», потому что китайский воль­ фрам по-прежнему шел в Америку. Торговая единица китайского вольфрама обходилась в 2—3 доллара; по­ шлина составляла 7,14 доллара, цена таким образом воз­ растала до 9—10 долларов, а американский вольфрам не мог продаваться дешевле, чем по 12 долларов.

В Бирме с окончанием войны добыча вольфрама тоже заглохла. Английское правительство прекратило закупку вольфрама, предприятия стали закрываться, а рабочие, главным образом китайцы и малайцы, уехали из Бирмы. Бирма продолжала добывать вольфрам, но только попут­ но при разработке оловянных руд.

Хотя с окончанием войны и произошел резкий спад в добыче вольфрама, о нем не забывали. В 1918 году миро­ вая добыча вольфрама составляла 32 000 тонн, а после войны всего лишь 6 000 тонн в год. Великие державы еще в период войны установили над добычей вольфрама поли­ тический или коммерческий контроль. Англия контроли­ ровала Бирму, Новую Зеландию, Южную Африку, Малайю (Индонезию), Индию, Австралию. Франция осуществляла контроль над добычей вольфрама в Тонки­ не (Вьетнам) и отчасти в Португалии, Аргентине и Боли­ вии. Под контролем Германии в это время находились лишь Австрия, Венгрия, Испания и Португалия. Амери-

G Б. Казаков

161


канский контроль распространялся на Канаду, Мексику, Перу, Боливию, Аргентину, Японию, Китай, Португалию и Сиам (Тайланд).

Может показаться странным, что Португалия, зани­ мавшая по добыче вольфрама в предвоенные годы третье место, после войны, когда произошел такой решительный спад в разработке руд этого металла, не остановила добычи вольфрама, а лишь чуть снизила ее размеры. Она опять оказалась на третьем месте, уступая лишь Ки­ таю и Бирме.

Дело в том, что побежденная Германия, мечтая о ре­ ванше, решила обеспечить себя источником вольфрама на европейском континенте. Поэтому она всячески под­ держивала Португалию, став главным покупателем пор­ тугальской вольфрамовой руды, которая, надо отметить, отличалась исключительно высоким качеством.

Вольфрамовый голод

В России первая вольфрамовая сталь была выплавле­ на на Мотовилихинском заводе в Перми и затем на Путиловском заводе. Советская власть придавала большое значение добыче отечественного вольфрама, можно ска­ зать, что сразу по окончании 'гражданской войны в 1922 году по заданию ВСҢХ были начаты широкие гео­ логические работы по изысканию редких металлов в том числе и вольфрама.

Тяжелая индустрия России лишь при Советской вла­ сти начала свое бурное развитие. Первая пятилетка по­ ставила перед промышленностью величественные задачи. Вольфрамовые рудники не могли за такой короткий срок покрыть нужды развивающейся индустрии. Голодные химические заводы обратились даже к металлургическим

162

отбросам. В том же 1931 году научный отдел центральной химической лаборатории завода редких элементов провел работы, давшие возможность извлекать из окалины 80—85 процентов вольфрама от всего его содержания, причем это стало обходиться даже дешевле, чем получе­ ние его из руд. Через определенное время был разработан метод, позволяющий извлекать из окалины уже 95 про­ центов вольфрама.

Борьба за свет

Средневековые алхимики имели обыкновение обозна­ чать металлы значком, который соответствовал тому или иному небесному светилу. Золото обозначалось знаком Солнца, серебро — знаком Луны, ртуть (за свою подвиж­ ность) — знаком Меркурия, свинец — Сатурна и т. д. Пожалуй, в этой алхимически-астрономической системе обозначений для вольфрама, больше чем для чего-либо, подошел бы значок Марса — бога войны. Ведь, прочтя все вышеописанное, вы можете подумать, что вольфрам толь­ ко для войны и нужен.

Это далеко не так. В мирном строительстве вольфрам играет очень большую роль. Мы до сих пор не упомянули о давнем (до первой мировой войны) применении вольф­ рама, благодаря которому мы имеем яркий электриче­ ский свет.

Сейчас мы к нему так привыкли, что и не задумыва­ емся над тем, как замечательно было в свое время изоб­ ретение электрической лампочки.

Первые электрические лампочки имели угольную нить, светили они тусклым красноватым светом. Почему имен­ но уголь был использован для этого, а не железо или ка­ кой-нибудь другой металл? Потому что уголь (или угле­ род)— самый тугоплавкий элемент, а чем больше мы

(і*

163


сможем нагреть электрод, тем больше будет его свето­ отдача. Материал для нити испробовали всевозможный: для Эдиссона, как известно, доставлялись образцы дре­ весных пород со всего земного шара, из которых он про­ бовал изготовлять уголь для лампочек.

В 1898 году Аэур фон Вельсбах изготовил лампочку с нитью из редкого металла осмия, затем в 1903 году была предложена танталовая пить. Эта последняя вытеснила и угольные и осмиевые лампочки благодаря своей эконо­ мичности (на одно и то же количество затраченной энер­ гии давала большую светоотдачу).

В 1906 году наш соотечественник Лодыгин, являющий­ ся первым создателем электрической лампочки, ввел в

употребление лампочку с нитью из вольфрама. Уже гово­ рилось, что вольфрам по своей тугоплавкости уступает только углероду, и, естественно, что его светоотдача оставляла позади светоотдачу всех других элементов. Свет такой лампочки ярко-белый, ровный; прочность же вольфрамовой нити дала возможность не опасаться механических сотрясений. В борьбе за свет победил

вольфрам.

можно вытягивать

Вольфрам удобен и тем, что его

в тончайшую нить (диаметром 0,001

миллиметра). Из

одной тонны металла, в ротором содержится 70 процен­ тов вольфрама, можно изготовить нити для 18 000 000 электрических лампочек.

В 1929 году американцы подсчитали экономию, кото­ рую дает им применение вольфрама в промышленности. Оказалось, что одно лишь введение вольфрамовой нити в электрическую лампочку экономит электроэнергии на сумму (на наши деньги) 4 миллиарда рублей, тогда как вольфрама расходуется всего лишь на 120—130 тысяч рублей.

164

Ч у д е с н ы й м е т а л л

Если взять кусок вольфрама весом в 2 килограмма и вытянуть его в нить, то такую нить можно будет протя­ нуть от Москвы до Саратова. Проволока из вольфрама отличается исключительной прочностью. Она обладает и еще одним очень ценным качеством: устойчива по отно­ шению к воздействию кислот и щелочей.

На заводских установках, где приходится отфильтро­ вывать кислоты и щелочи, такая проволока незаменима: из нее изготовлены сетки в заводских фильтрах. Благода­ ря тугоплавкости вольфрамовая проволока употребляет­ ся для нагрева высокотемпературных электропечей.

В электротехнике вольфрам вообще имеет большое применение. Общеизвестные автомобильные «свечи» в своих контактах имеют вольфрам. В каждом автомобиль­ ном моторе имеются аккумуляторы — батареи гальвани­ ческих элементов с определенным запасом электрической энергии. Мы знаем два основных типа таких аккумуля­ торов: свинцово-кислотные, и железо-никелево-щелоч­ ные. Напряжение, которое дают те или другие, примерно 2—2,5 вольта. Ученый Кернер сделал попытку использо­ вать в качестве электрода аккумуляторов вольфрам. Ему удалось изготовить такие аккумуляторы, которые давали напряжение в три раза больше — 6,2 вольта. К сожале­ нию, сила тока этих аккумуляторов непостоянна, и они не получили широкого применения.

В 1895 году ученым Рентгеном были открыты Х-лучи, которыми, как оказалось, можно просвечивать непрозрач­ ные предметы. В наше время рентгеновы лучи, как их стали называть, вошли в обиход больниц и клиник.

Великое начинание потребовало больших жертв: вра­ чи, работавшие на первых рентгеновских установках,

165