Файл: Казаков Б.И. Металлы рассказывают о себе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

временно служили и религии и науке. Некоторые из жрецов были настоящими учеными. Им были известны многие природные явления и их внутренняя связь. Мно­ гие превращения одних тел в другие, то есть, говоря на­ шим языком — химические изменения, были им понятны. Накопленные жрецами знания о металлах, их добыче, свойствах, выплавке, соединении одного с другими со­ ставляли «священное искусство» Египта, просущество­ вавшее тысячелетия вплоть до III или IV века нашей эры.

Писатель II века Климент Александрийский в своих трудах так пишет о тайнах «священного искусства»: «Жрецы никому не сообщают своих тайн, храня их для наследников фараонов и для тех из своих, кто отличает­ ся добродетелью и мудростью». Приемы «священного ис­ кусства» сообщались устно лишь избранным.

Ремесленники, изготовляющие изделия из золота, под страхом жестокой казни не могли делать для себя какиенибудь золотые вещи. Многие старались проникнуть в тайну «священного искусства», но все эти попытки успе­ ха не имели.

Судьба переменчива. Могущественный Египет, соби­ равший богатую дань с подвластных ему территорий, по­ терпел поражение. В 718 году до нашей эры эфиопские войска хлынули в Египет. Эфиопского царя особенно при­ влекало золото Египта. Прошло после этого 200 лет, и в Египет ворвались мидяне и персы. Завоеватели заняли рудники, но для того, чтобы их эксплуатировать, у них не хватало знаний. Жрецы попали в руки победителей. Были приложены все усилия для того, чтобы вырвать у них тайны «священного искусства», но стойкость жрецов была поразительной. Они не открыли тайн металлурги­ ческих операций. Секреты жрецов умерли вместе с ними. И все-таки кое-что удалось узнать.

12

Основным в «священном искусстве» были два разде­ ла: хризопея — искусство получения и выделки золота, и аргиропея — серебра. Приемы хризопеи опирались на способы добычи золота из кварца при помощи плавней. До наших дней дошли два письменных документа, проли­ вающих свет на древнее искусство египтян. Один из них, так называемый Стокгольмский папирус (хранится в г. Стокгольме), содержит наставления по производству «драгоценных камней, точнее разного рода окрашенных стекол, хотя сколько-нибудь напоминающих камни». Дру­ гой папирус — Лейденский — это сводка рецептов, кото­ рыми пользовались золотых дел мастера или металлурги. В нем сообщаются сведения по получению золота и се­ ребра и по «удвоению» их. «Удвоение» имело в виду под­ делку золота или серебра путем получения похожих по цвету на эти металлы сплавов или путем окраски их по­ верхности.

Оба документа написаны по-гречески и составлены в III веке нашей эры, однако сведения, которые в них сооб­ щаются, относятся, скорее всего, к времени нашествия на Египет мидян и персов. Уже тогда отдельные приемы сделались известными некоторым мастерам, и те свои знания стали использовать для приготовления дешевых сплавов, из которых для небогатых людей выделывали различные вещи, похожие на золотые. По всей вероятнос­ ти, только эти сведения и удалось получить завоевателям Египта.

Начало велиного заблуж дения

Город, основанный Александром Македонским на аф­ риканским 'побережье Средиземного моря,— Александрия после утраты Египтом своего могущества стал центром научной мысли тогдашнего мира. Философы Александ-

13


рии узнали о способах изготовления различных сплавов от ювелиров, золотых и других дел мастеров, которых бы­ ло много в этой средиземноморской столице.

Наблюдая, как из двух металлов получается один, причем по всем внешним признакам этот новообразован­ ный металл представляет собой золото или серебро, фи­ лософы умозаключительно (то есть без проведения опы­ та) пришли к мысли, что металлы могут превращаться один в другой.

Они были увлечены этой мыслью и в своих учениях всячески развивали ее, сочетая с различными религиоз­ ными и мистическими представлениями. Все это провоз­ глашалось ими с высокой кафедры Александрийского университета.

Некоторые мастера поверили этим «мудрым мужам». Они тоже стали считать, что получение сплавов — прев­ ращение неблагородного металла в благородный. Так произошло слияние искусства металлургии и изготовле­ ния сплавов с религиозно-мистическим философским уче­ нием о превращении одних металлов в другие.

Философы древности писали очень много сочинений по вопросу превращения металлов. Преподносились эти сочинения в форме «откровений» различных химиков, ко­ торыми были египетские или другие боги, такие, как Гер­ мес, Тот, Изида, Озирис и прочие. Ссылались сочинения и на простых смертных,., таких, как философ Демокрит, Мария-Еврейка, Клеопатра-Египетская, но никаких под­ линных сочинений по вопросам химии у этих людей ни­ когда не существовало.

Взоры философов, конечно, все время обращались к богатейшей культуре Египта. В V веке нашей эры фило­ соф Зосима писал, что вся власть владык Египта опира­ лась на два искусства, относящихся к краскам и метал­

14

лам. «Священное искусство», тщательно охраняемое жре­ цами Египта,— писал Зосима,— возникло не путем раз­ мышления, наблюдений и труда человека. Оно имеет не­ земное происхождение: небесные существа из любви к земным женщинам открыли им много тайн, и одной из них было искусство приготовления золота и серебра». Подобные мистические измышления только запутывали истинное положение вещей.

В это время на другом конце земного шара — в Ки­ тае развилась своя наука и самобытная культура, во мно­ гом отличная от культуры Западной Европы и Северной Африки. Китайские философы тоже стали высказывать мысли о возможности превращения одних металлов в другие, о превращении неблагородных металлов в золо­ то. Еще во II веке до нашего летоисчисления взбудора­ женный этими мыслями китайский принц Лиу Аи стал проводить обширные химические опыты по изысканию та­ кого способа. Чем кончились его попытки — истории не­ известно.

В сочинениях философов Вей По-йанга, и особенно Ко Хунга, не только высказывались мысли о превраще­ нии металлов, но и приводились рецепты получения золо­ та из ртути, меди, железа и свинца. Хотя написаны они нарочито запутанным языком, но в одном из рецептов современные ученые без труда узнали способ приготов­ ления так называемого «сусального золота» — сернистого олова.

Ко Хунг в своем сочинении везде подчеркивал, что полученное им золото — настоящее, и предостерегал от возможных подделок, когда металл получает только на­ ружную окраску. Китайский ученый так же заблуждал­ ся, как и западноевропейские и североафриканские фи­ лософы.

is


М ученичество химии

Египет стал подвластным Риму, когда начала распро­ страняться христианская религия. В то время христианст­ во подвергалось жестоким гонениям со стороны правите­ лей Рима. Особенно отличился в этом император Дио­ клетиан: не удовлетворившись физическим истреблением последователей новой религии, он уничтожил все древние книги, в которых было большое количество сведений по различным производствам и искусствам древности.

Времена меняются: гонимая христианская религия стала главенствующей и сразу же проявила себя как го­ нительница науки. Все шире распространялось христи­ анство, и параллельно этому все больше уничтожалось древних книг, и .прежде всего — книг химических. В 385 году нашей эры то .приказанию императора Феодо­ сия I был разрушен важнейший центр «священного, ис­ кусства»— храм Сераписа в Египте. Через пять лет пос-

. ле этого погибла в огне знаменитая Александрийская библиотека.

Христианство этим не ограничилось. В 415 году, по наущению патриарха Кирилла, Александрийский уни­ верситет был разгромлен, а профессора его зверски уби­ ты. Уцелевшие от погрома химики бежали от христиан­ ского разбоя в Константинополь. Там химия имела при­ станище в течение почти тысячи лет, хотя и здесь ввиду постоянных преследований ей пришлось существовать подпольно.

В 529 году император Юстиниан запретил всякие за­ нятия химией, считая ее черной магией и богопротивным делом. С церковью шутить не приходилось, все боялись, что е «ими расправятся, .как с александрийскими про­ фессорами. Деятельность химиков, можно сказать, пре­ кратилась. Только комментаторы продолжали объяснять

16

то, что было написано раньше. Но комментаторы эти са­ ми в химии ничего не понимали, и «объяснения» их ста­ новились все более и более фантастическими.

Появилось множество религиозно-мистической лите­ ратуры. Авторы ее старались приспособиться к власть имущим и стали подносить им свои произведения, да еще в стихотворной форме. В 716 году, например, некий Гелиодор преподнес подобную «поэму» императору Феодо­ сию III. Надо сказать, что такое раболепство не всегда кончалось добром. Последовавший примеру Гелиодора Стефан Александрийский был сожжен на костре.

Арабсний путь науки

Из создавшегося тупика химию вывело новое завоева­ ние. Арабы заняли все северное побережье Африки и Ис­ панию, покорив множество народностей. Как это ни уди­ вительно, арабское нашествие не было столь разруши­ тельным для чуждой ему западной культуры, как деяния христолюбивых правителей. У арабов были свои высоко­ одаренные ученые, и арабская культура оказала большое влияние на Европу.

Все науки, которые прежде изучались в Александрий­ ском университете, были известны арабским ученым, при­ чем знания у них были более обширны, чем у греческой школы. Арабы добавили к слову «химия» приставку «ал», и с того момента эта наука стала известна как «алхи­ мия».

Одним из виднейших арабских ученых был Джабир Ибн Гайян, известный в европейской литературе под име­ нем Гебера. Это имя пользовалось такой славой, что

многие, жившие после него европейские ученые,

безза­

стенчиво подписывали его именем свои сочинения,

пола-

 

i t

м * vu n .-iv Эп и ч е с к а я


гая, что авторитет знаменитого ученого не позволит сом­ неваться в правильности тех «истин», которые преподно­ сились в их книгах.

Джабир (или Гебер) писал, что любое предположение может быть принято только тогда, когда будет подтверж­ дено точным доказательством.

Джабиром проведено множество научных опытов. Азотная кислота, например, которая в современной хи­ мической промышленности имеет такое большое значе­ ние, впервые получена именно этим арабским ученым. В книге «Ящик мудрости» Джабир подробно описал спо­ соб ее получения: «Главное в химии,— писал Джабир,— это делать практическую работу и производить опыты, ибо кто не ведет работы и не делает опытов, тот никогда не достигнет успеха».

Он доказал это всей своей работой, подробно описав все приемы, которыми пользовался химик-исследователь: кристаллизацию, возгонку, растворение, перегонку, об­ жиг и т. д.

Джабир вернул химию на правильный путь. Продол­ жатель и последователь Джабира— Аль-Рази, имя кото­ рого в Европе произносили как Разес, тоже стяжал себе славу великого ученого.

Он отбросил измышления астрологии и магии и все свои рассуждения строил только исходя из полученных

вопытах фактов.

Но и Джабир и Аль-Рази были уверены в возможности

превращения металлов. Аль-Рази многие свои книги пи­ сал с желанием оживить учение о превращении металлов, в котором многие ученые уже стали сомневаться. Это по­ могло тому, что мистицизм и религиозные измышления вновь захлестнули химию и опять отвели ее от почвы фактов.

18

Философ сний камень

Среди алхимиков прочно укоренилось представление о золоте как о металле совершенном. Природа стремится к совершенству, рассуждали они, продукт этого стрем­ ления— золото. В некоторых случаях какие-то причины помешали довести до конца дело создания совершенного металла, и тогда остались «недоделанные» природой не­ благородные металлы.

Ученый в своей лаборатории должен завершить не­ оконченное природой дело, довести неблагородные метал­ лы до совершенства, превратив их в золото. Постепенно сложилось убеждение, что для чудодейственного превра­ щения нужно воспользоваться особым веществом — «бо­ жественным элексиром», или «философским камнем». На отыскание способа получения этого «философского кам­ ня» и были направлены труды алхимиков. Фантазия их стала наделять «божественное» вещество и другими за­ мечательными качествами: способностью продлять жизнь, исцелять от всех болезней или даже давать бес­ смертие. В этом Вей По-йанг и Ко Хунг превосходили за­ падноевропейских алхимиков чуть ли не на тысячу лет.

Богатое научное наследство оставлено было великим таджикским ученым Абу-али-ибн-Синой, или, как назы­ вали его европейцы, Авиценной. Этот ученый занимался и медициной, К литературой, и философией, и естествен­ ными науками. Как Джабир или Аль-Рази, он верил только полученным из опыта фактам и пошел еще даль­ ше в изучении вопросов химических превращений. «Кни­ га исцеляющих средств» Авиценны выражает взгляды этого ученого на состав и образование металлов. По его мнению, алхимики не в состоянии произвести превраще­ ние одного металла е другой, они могут получить только сплавы, похожие на драгоценные металлы.

19