Файл: Казаков Б.И. Металлы рассказывают о себе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ных добавок в колокольный металл мастера придавали колоколу такое звучание, какое желательно было заказ­ чику. Знаменитый «малиновый звон» — достижение рус­ ских мастеров. Особенно певучи колокола в Звенигороде, отчего и город получил свое название. От тех далеких дней осталась поговорка: «Приезжайте в Москву — кала­ чей покушать и красного звону послушать».

Колокол, известный как непременная принадлеж­ ность церкви, оказывается, служил не только религии — он нередко призывал к мятежу. Новгородское вече соби­ ралось по призыву вечевого колокола. Колокол этот, как и псковский, был символом независимости этих городов.

Когда объявлялась тревога —сигнал о бедствии (о по­ жаре, наводнении, приступе врага), то частый колоколь­ ный звон сзывал население. Он назывался набатом.

Когда в тумане корабли опасаются столкнуться друг с другом, то позванивают в корабельный колокол, на ко­ тором обычно «отбивают склянки», то есть оповещают о смене вахты.

До революции колокольно-литейное дело занимало весьма почетное место в промышленности. Достаточно сказать, что в конце XIX века в России существовало

25колокольно-литейных заводов.

Но не только призывом к отпору врагу служил коло­

кол, не только звоном приходилось ему служить людям. Когда в 1700 году завязаЛась война со шведами, Петр I распорядился снять колокола с московских церквей и перелить их на пушки. 12 мортир, 13 гаубиц, 100 больших и 143 малых пушки дал металл из колоколов.

Литье пушек из колокольного металла вовсе не про­ стое дело: пушечная бронза имеет совсем иной состав, чем колокольной металл. Во Франции в конце XVIII ве­ ка, когда на молодую республику с разных сторон шли

114

иноземные войска, революционное правительство при­ звало все население к защите завоеваний народа. Много сделали тогда для защиты отечества и французские уче­ ные. В этот период известный академик Фуркруа про­ славился способом извлечения бронзы из колоколов для отливки пушек.

Русские мастера при Петре I почти за столетие до этого делали то же самое, используя только свой опыт. Бронза для литья пушек стала называться «пушечным металлом», в ней олова было 10—14 процентов. Состав пушечного металла несколько изменился. Лучшим счи­ тался «адмиралтейский пушечный металл», в котором заключалось 10 процентов олова и 2 процента цинка. Добавка цинка делала сплав более жидким в расплав­ ленном состоянии, чем облегчался процесс литья.

В Советском Союзе бронза, можно сказать, и отзве­ нела и отгремела, колокола уже не льют, а пушки де­ лаются не из бронзы, а из легированной стали. Бронза тем не менее имеет большое применение в промышлен­ ности: всевозможные .втулки, вкладыши, различная ар­ матура изготавливаются из бронзы. Бронза обладает прекрасными литейными свойствами, сравнительно лег­ ка в механической обработке; она обладает значительной твердостью и прочностью и гораздо устойчивее черных металлов к воздействию воздуха и влаги. Часть бронзы идет на выделку монеты. Там опять свой сплав: олова всегда 4 процента и 1 процент цинка.

Искусство древних гончаров

Вдревности у египтян и других народностей посуду, кувшины, чашки делали не только из бронзы или меди.

Материалом служила прежде всего (как служит еще и в

115


наше время) глина. Из нее лепили изделия и потом их обжигали в печи для придания крепости. Гончарное про­ изводство— одно из самых древних. Тогда же люди познакомились и со стеклом.

При варке стекла кто-то неизвестный решил добавить чудодейственный камень касситерит в шихту для стекла: если он так изменяет к лучшему металл (медь), то мо­ жет быть, он изменит и свойства стекла? И действитель­ но, полученное стекло было белого цвета, но непрозрач­ но; оно пропускало свет, но видеть то, что за ним нахо­ дится, было невозможно. Через много веков такие непрозрачные стекла стали называть «глухими». Для получения глухих стекол стали использовать различные добавки в шихту, но окись олова (касситерит) и сейчас в их производстве играет ведущую роль. Стекла эти в наше время получили большое распространение для различных технических целей.

В те же незапамятные времена стали использовать окись олова и в гончарном производстве. Глиняный гор­ шок, обожженный в печи, обладает определенной пористо­ стью; поверхность его в какой-то степени впитывает в себя воду. Чтобы этого избежать, гончары древности ста­ ли покрывать внутреннюю поверхность горшков и кув­ шинов глазурью, или поливой,— стеклообразной плен­ кой, закрывающей поры. Для приготовления глазури опять использовали чудодёйстваниый камень — кассите­ рит. Это искусство древних было утеряно и снова найде­ но уже в XVI столетии, когда оловянное производство получило большое развитие в Саксонии и Богемии.

В течение столетий искусство глазирования гончар­ ных изделий очень усовершенствовалось: глазурь дела­ лась многоцветной, сложной, с различными художествен­ ными орнаментами.

116

И гр а н р а о о к

Многие годы трудились алхимики, стремясь найти способ превращения неблагородных металлов в золото. Способа такого они не нашли, но их старания вовсе не пропали даром: они собрали богатейший фактический материал, на основе которого наука получила свое дальнейшее развитие. В конце XV столетия алхимик Василий Валентин стал прокаливать -смесь из -обыкновен­ ной поваренной соли, квасцов и купороса. Получившаяся

врезультате его опыта жидкость дымила на воздухе и обладала резким неприятным запахом. Этим опытом уже

вXVI столетии заинтересовался другой алхимик Андрей Либавиуе и повторил его у себя ів лаборатории. У него также получилась едкая жидкость, которую он назвал «кислым спиртом». В наше время эта жидкость широко известна. Это соляная кислота.

Либавиуе стал пробовать действие полученного им «кислого спирта» на металлы — все они растворялись без остатка. Ученый растворил олово и полученный ра­ створ стал упаривать. Жидкости становилось :все меньше и меньше, и в конце концов в колбе образовались кри­ сталлы. Это было то, что -мы называем хлористым оло­ вом; тогда оно так не называлось, потому что о хлоре, с которым олово связано в этой соли, еще никто не знал. «Кислый спирт» разъедал ткани. Естественно, что Либа­ виуе стал интересоваться: а как на ткани будет действо­ вать рожденная «кислым спиртом» новая оловянная соль? Оказалось, что она не разрушает ткани, но прояв­ ляет чудесное действие при последующей окраске.

К тому времени была открыта Америка, и одним из ее чудес было искусство окрашивания тканей в алый цвет с помощью кошенили, которую получали из насекомых,

117


собранных чіа кактусах. Когда попробовали окрашивать ткань, обработанную хлористым оловом, то увидели, что окраска не только хорошо воспринимается тканью, но и прочно на ней удерживается. Либавиусу это удалось только показать, а голландский химик Дреббель в сле­ дующем столетии ввел хлористое олово в широкую, практику красильного дела. Протравное крашение, как стали его называть, завоевало всеобщее признание.

В эпоху великих географических открытий Васко да Гама нашел морской путь в Индию. Из далекого индий­ ского города Калькутты стали привозить в Европу самые диковинные товары. Среди них была и тонкая хлопчато­ бумажная ткань «калико» («калькутская»). В дальней­ шем ее стали звать коленкором. На коленкоре при помо­ щи оловянных протрав научились печатать цветы и узо­ ры. Оловянные протравы дали возможность окрашивать не' только хлопчатобумажные ткани, но и шелка и шерсть. Хлористое олово оказалось реактивом-восстано­ вителем. Благодаря этому его стали применять в самых различных производствах.

Время оловянных зеркал миновало. В наши дни для получения отражающего слоя на стекло наносят серебря­ ные соли. Сами соли не отражают, отражает металличе­ ское серебро, которое выделяется из этих солей (восста­ навливается) и осаждаетбя на стекле. Восстановление беребра проводится при помощи хлористого олова.

Стекла :в течение многих веков получали как глухие, так и прозрачные. Но эти прозрачные стекла могли быть окрашены в разные цвета. В синий цвет стекло окраши­ валось солями кобальта или меди, в зеленый — солями железа *и т. д. В красный рубиновый цвет научились окра­ шивать стекло так называемым кассмевым пурпуром. Для этого использовали соли золота.

118

Золото — благородный металл, в крепких кислотах не растворяется, но его все же можно растворить в «цар­ ской водке»—смеси соляной и азотной кислот. При этом получается хлорное золото. Если на раствор хлорного золота подействовать хлористым оловом, то и получится кассиев пурпур, придающий стеклу красивый руби­ новый цвет. Его употребляют и для раскраски стекла и фарфора.

Фарфор много веков был одним из тщательно обере­ гаемых «китайских секретов». Фарфоровые изделия вво­ зились в Европу и продавались по умопомрачительным ценам. Однако нет ничего тайного, что не стало бы яв­ ным: в первой половине XVIII века Иоганну Бетгеру удалось найти рецепт изготовления фарфора. Это опять стало секретом, хотя уже и не китайским. И он был вновь раскрыт в России химиком Виноградовым — современ­ ником и другом М. В. Ломоносова. Для раскрашивания по фарфору и фаянсу использовались смесь солей олова и хрома. Роспись этой смесью на поверхности ваз, кув­ шинов. тарелок, чашек после обжига приобретала яркокрасный цвет. Гуммилак прекрасного сиреневого цвета получают обжигом смеси из оловянного камня и окиси хрома.

В течение многих столетий олово не теряло своего значения как в красильном производстве, так и в худо­ жественной керамике.

Худож ественная отделна

Появление в бронзовый век нового белого металла олова, конечно, привлекло к нему внимание, как к мате­ риалу, который можно использовать для украшений. Первоначально им отделывали оружие: щиты, рукоятки мечей, шлемы, а затем уже и вполне мирные предметы.

119



По древнееврейским преданиям, царь йодом он украсил свой дворец изделиями из олова. В Египте и Нубии из олова стали делать кольца, браслеты, ожерелья. В хра­ мах священные чаши, изготовленные из бронзы, стали покрывать слоем олова. Это использовала и христиан­ ская церковь: церковную утварь во Франции XIII века тоже стали покрывать слоем олова.

Такое покрытие было прежде всего указанием на богатство. Олово было дорогим металлом. В XVI веке в Англии олово было и одной цене с серебром; а ведь Анг­ лия была наиболее богата оловом. Предметы роскоши у владетельных феодалов стали также изготавливаться из олова; именно поэтому и вошла в их обиход оловянная столовая посуда. Египтяне тоже употребляли оловянные тарелки, но это были тарелки с начертанными на них магическими заклинаниями — предмет культа, на что не жалели драгоценного металла. Древние греки из олова чеканили монету. Такие деньги, конечно, не могли быть долговечными, так как олово — металл мягкий и доволь­ но легко подвергается воздействию воздуха и влаги.

Золотые украшения известны с самой глубокой древ­ ности и у самых различных народностей. Многие из них спаивались оловом еще за две тысячи лет до нашего летоисчисления.

Когда алхимики в своих лабораториях стали исследо­ вать свойства олова, то наряду с хлористым оловом, которое в дальнейшем стало играть такую роль в кра­ сильном деле, было получено и олово сернистое. Получа­ ли его путем нагревания смеси оловянных опилок с серой и нашатырем. Сернистое олово — мелкие золотис­ то-желтые чешуйки. В конце XVIII столетия эти чешуй­ ки стали использовать, покрывая ими резные украшения из дерева, скульптурные изображения из гипса и так да-

120

лее. Внешний вид этих изделий становился таким, как будто они изготовлены были из бронзы или золота. Поэ­ тому и чешуйки сернистого олова стали называть «су­ сальным золотом». В наше время его чаще всего исполь­ зуют на Новый год для раскраски елочных игрушек.

Когда широкое распространение получили различные

оловянные

сплавы,

один

из

них — сплав олова с цин­

ком— стал

известен как

поддельное серебро

и также

использовался для

изготовления украшений.

 

В производстве товаров широкого потребления все­

общее признание

завоевала

художественная

отделка

«кристаллитом». Металлическая поверхность изделия, покрытая тонким слоем, подвергается термической об­ работке. Пленка олова подплавляется и покрывается красивыми узорами кристаллов, напоминающих мороз­ ные цветы.

Антарктическая трагедия

В наши дни идет организованный штурм последнего неисследованного материка — Антарктиды. В деле его освоения принимают участие лучшие научные силы не­ скольких государств, вооруженные самыми новейшими достижениями современной техники.

Пятьдесят лет тому назад, когда человек еще не до­ стиг полюсов земного шара, на ледяных просторах Ан­ тарктиды разыгралась большая трагедия.

Английская экспедиция капитана Роберта Скотта одиноко пробивалась через бескрайние поля Антаркти-. ды к Южному полюсу. Скотт и три его спутника, испы­ тав жесточайшие лишения и тяготы, пришли к полюсу пешком. Горьким было для них это достижение: на полюсе уже развевался норвежский флаг. Их опередила экспедиция Амундсена.

121