ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
ных добавок в колокольный металл мастера придавали колоколу такое звучание, какое желательно было заказ чику. Знаменитый «малиновый звон» — достижение рус ских мастеров. Особенно певучи колокола в Звенигороде, отчего и город получил свое название. От тех далеких дней осталась поговорка: «Приезжайте в Москву — кала чей покушать и красного звону послушать».
Колокол, известный как непременная принадлеж ность церкви, оказывается, служил не только религии — он нередко призывал к мятежу. Новгородское вече соби ралось по призыву вечевого колокола. Колокол этот, как и псковский, был символом независимости этих городов.
Когда объявлялась тревога —сигнал о бедствии (о по жаре, наводнении, приступе врага), то частый колоколь ный звон сзывал население. Он назывался набатом.
Когда в тумане корабли опасаются столкнуться друг с другом, то позванивают в корабельный колокол, на ко тором обычно «отбивают склянки», то есть оповещают о смене вахты.
До революции колокольно-литейное дело занимало весьма почетное место в промышленности. Достаточно сказать, что в конце XIX века в России существовало
25колокольно-литейных заводов.
Но не только призывом к отпору врагу служил коло
кол, не только звоном приходилось ему служить людям. Когда в 1700 году завязаЛась война со шведами, Петр I распорядился снять колокола с московских церквей и перелить их на пушки. 12 мортир, 13 гаубиц, 100 больших и 143 малых пушки дал металл из колоколов.
Литье пушек из колокольного металла вовсе не про стое дело: пушечная бронза имеет совсем иной состав, чем колокольной металл. Во Франции в конце XVIII ве ка, когда на молодую республику с разных сторон шли
114
иноземные войска, революционное правительство при звало все население к защите завоеваний народа. Много сделали тогда для защиты отечества и французские уче ные. В этот период известный академик Фуркруа про славился способом извлечения бронзы из колоколов для отливки пушек.
Русские мастера при Петре I почти за столетие до этого делали то же самое, используя только свой опыт. Бронза для литья пушек стала называться «пушечным металлом», в ней олова было 10—14 процентов. Состав пушечного металла несколько изменился. Лучшим счи тался «адмиралтейский пушечный металл», в котором заключалось 10 процентов олова и 2 процента цинка. Добавка цинка делала сплав более жидким в расплав ленном состоянии, чем облегчался процесс литья.
В Советском Союзе бронза, можно сказать, и отзве нела и отгремела, колокола уже не льют, а пушки де лаются не из бронзы, а из легированной стали. Бронза тем не менее имеет большое применение в промышлен ности: всевозможные .втулки, вкладыши, различная ар матура изготавливаются из бронзы. Бронза обладает прекрасными литейными свойствами, сравнительно лег ка в механической обработке; она обладает значительной твердостью и прочностью и гораздо устойчивее черных металлов к воздействию воздуха и влаги. Часть бронзы идет на выделку монеты. Там опять свой сплав: олова всегда 4 процента и 1 процент цинка.
Искусство древних гончаров
Вдревности у египтян и других народностей посуду, кувшины, чашки делали не только из бронзы или меди.
Материалом служила прежде всего (как служит еще и в
115
наше время) глина. Из нее лепили изделия и потом их обжигали в печи для придания крепости. Гончарное про изводство— одно из самых древних. Тогда же люди познакомились и со стеклом.
При варке стекла кто-то неизвестный решил добавить чудодейственный камень касситерит в шихту для стекла: если он так изменяет к лучшему металл (медь), то мо жет быть, он изменит и свойства стекла? И действитель но, полученное стекло было белого цвета, но непрозрач но; оно пропускало свет, но видеть то, что за ним нахо дится, было невозможно. Через много веков такие непрозрачные стекла стали называть «глухими». Для получения глухих стекол стали использовать различные добавки в шихту, но окись олова (касситерит) и сейчас в их производстве играет ведущую роль. Стекла эти в наше время получили большое распространение для различных технических целей.
В те же незапамятные времена стали использовать окись олова и в гончарном производстве. Глиняный гор шок, обожженный в печи, обладает определенной пористо стью; поверхность его в какой-то степени впитывает в себя воду. Чтобы этого избежать, гончары древности ста ли покрывать внутреннюю поверхность горшков и кув шинов глазурью, или поливой,— стеклообразной плен кой, закрывающей поры. Для приготовления глазури опять использовали чудодёйстваниый камень — кассите рит. Это искусство древних было утеряно и снова найде но уже в XVI столетии, когда оловянное производство получило большое развитие в Саксонии и Богемии.
В течение столетий искусство глазирования гончар ных изделий очень усовершенствовалось: глазурь дела лась многоцветной, сложной, с различными художествен ными орнаментами.
116
И гр а н р а о о к
Многие годы трудились алхимики, стремясь найти способ превращения неблагородных металлов в золото. Способа такого они не нашли, но их старания вовсе не пропали даром: они собрали богатейший фактический материал, на основе которого наука получила свое дальнейшее развитие. В конце XV столетия алхимик Василий Валентин стал прокаливать -смесь из -обыкновен ной поваренной соли, квасцов и купороса. Получившаяся
врезультате его опыта жидкость дымила на воздухе и обладала резким неприятным запахом. Этим опытом уже
вXVI столетии заинтересовался другой алхимик Андрей Либавиуе и повторил его у себя ів лаборатории. У него также получилась едкая жидкость, которую он назвал «кислым спиртом». В наше время эта жидкость широко известна. Это соляная кислота.
Либавиуе стал пробовать действие полученного им «кислого спирта» на металлы — все они растворялись без остатка. Ученый растворил олово и полученный ра створ стал упаривать. Жидкости становилось :все меньше и меньше, и в конце концов в колбе образовались кри сталлы. Это было то, что -мы называем хлористым оло вом; тогда оно так не называлось, потому что о хлоре, с которым олово связано в этой соли, еще никто не знал. «Кислый спирт» разъедал ткани. Естественно, что Либа виуе стал интересоваться: а как на ткани будет действо вать рожденная «кислым спиртом» новая оловянная соль? Оказалось, что она не разрушает ткани, но прояв ляет чудесное действие при последующей окраске.
К тому времени была открыта Америка, и одним из ее чудес было искусство окрашивания тканей в алый цвет с помощью кошенили, которую получали из насекомых,
117
собранных чіа кактусах. Когда попробовали окрашивать ткань, обработанную хлористым оловом, то увидели, что окраска не только хорошо воспринимается тканью, но и прочно на ней удерживается. Либавиусу это удалось только показать, а голландский химик Дреббель в сле дующем столетии ввел хлористое олово в широкую, практику красильного дела. Протравное крашение, как стали его называть, завоевало всеобщее признание.
В эпоху великих географических открытий Васко да Гама нашел морской путь в Индию. Из далекого индий ского города Калькутты стали привозить в Европу самые диковинные товары. Среди них была и тонкая хлопчато бумажная ткань «калико» («калькутская»). В дальней шем ее стали звать коленкором. На коленкоре при помо щи оловянных протрав научились печатать цветы и узо ры. Оловянные протравы дали возможность окрашивать не' только хлопчатобумажные ткани, но и шелка и шерсть. Хлористое олово оказалось реактивом-восстано вителем. Благодаря этому его стали применять в самых различных производствах.
Время оловянных зеркал миновало. В наши дни для получения отражающего слоя на стекло наносят серебря ные соли. Сами соли не отражают, отражает металличе ское серебро, которое выделяется из этих солей (восста навливается) и осаждаетбя на стекле. Восстановление беребра проводится при помощи хлористого олова.
Стекла :в течение многих веков получали как глухие, так и прозрачные. Но эти прозрачные стекла могли быть окрашены в разные цвета. В синий цвет стекло окраши валось солями кобальта или меди, в зеленый — солями железа *и т. д. В красный рубиновый цвет научились окра шивать стекло так называемым кассмевым пурпуром. Для этого использовали соли золота.
118
Золото — благородный металл, в крепких кислотах не растворяется, но его все же можно растворить в «цар ской водке»—смеси соляной и азотной кислот. При этом получается хлорное золото. Если на раствор хлорного золота подействовать хлористым оловом, то и получится кассиев пурпур, придающий стеклу красивый руби новый цвет. Его употребляют и для раскраски стекла и фарфора.
Фарфор много веков был одним из тщательно обере гаемых «китайских секретов». Фарфоровые изделия вво зились в Европу и продавались по умопомрачительным ценам. Однако нет ничего тайного, что не стало бы яв ным: в первой половине XVIII века Иоганну Бетгеру удалось найти рецепт изготовления фарфора. Это опять стало секретом, хотя уже и не китайским. И он был вновь раскрыт в России химиком Виноградовым — современ ником и другом М. В. Ломоносова. Для раскрашивания по фарфору и фаянсу использовались смесь солей олова и хрома. Роспись этой смесью на поверхности ваз, кув шинов. тарелок, чашек после обжига приобретала яркокрасный цвет. Гуммилак прекрасного сиреневого цвета получают обжигом смеси из оловянного камня и окиси хрома.
В течение многих столетий олово не теряло своего значения как в красильном производстве, так и в худо жественной керамике.
Худож ественная отделна
Появление в бронзовый век нового белого металла олова, конечно, привлекло к нему внимание, как к мате риалу, который можно использовать для украшений. Первоначально им отделывали оружие: щиты, рукоятки мечей, шлемы, а затем уже и вполне мирные предметы.
119
По древнееврейским преданиям, царь йодом он украсил свой дворец изделиями из олова. В Египте и Нубии из олова стали делать кольца, браслеты, ожерелья. В хра мах священные чаши, изготовленные из бронзы, стали покрывать слоем олова. Это использовала и христиан ская церковь: церковную утварь во Франции XIII века тоже стали покрывать слоем олова.
Такое покрытие было прежде всего указанием на богатство. Олово было дорогим металлом. В XVI веке в Англии олово было и одной цене с серебром; а ведь Анг лия была наиболее богата оловом. Предметы роскоши у владетельных феодалов стали также изготавливаться из олова; именно поэтому и вошла в их обиход оловянная столовая посуда. Египтяне тоже употребляли оловянные тарелки, но это были тарелки с начертанными на них магическими заклинаниями — предмет культа, на что не жалели драгоценного металла. Древние греки из олова чеканили монету. Такие деньги, конечно, не могли быть долговечными, так как олово — металл мягкий и доволь но легко подвергается воздействию воздуха и влаги.
Золотые украшения известны с самой глубокой древ ности и у самых различных народностей. Многие из них спаивались оловом еще за две тысячи лет до нашего летоисчисления.
Когда алхимики в своих лабораториях стали исследо вать свойства олова, то наряду с хлористым оловом, которое в дальнейшем стало играть такую роль в кра сильном деле, было получено и олово сернистое. Получа ли его путем нагревания смеси оловянных опилок с серой и нашатырем. Сернистое олово — мелкие золотис то-желтые чешуйки. В конце XVIII столетия эти чешуй ки стали использовать, покрывая ими резные украшения из дерева, скульптурные изображения из гипса и так да-
120
лее. Внешний вид этих изделий становился таким, как будто они изготовлены были из бронзы или золота. Поэ тому и чешуйки сернистого олова стали называть «су сальным золотом». В наше время его чаще всего исполь зуют на Новый год для раскраски елочных игрушек.
Когда широкое распространение получили различные
оловянные |
сплавы, |
один |
из |
них — сплав олова с цин |
|
ком— стал |
известен как |
поддельное серебро |
и также |
||
использовался для |
изготовления украшений. |
|
|||
В производстве товаров широкого потребления все |
|||||
общее признание |
завоевала |
художественная |
отделка |
«кристаллитом». Металлическая поверхность изделия, покрытая тонким слоем, подвергается термической об работке. Пленка олова подплавляется и покрывается красивыми узорами кристаллов, напоминающих мороз ные цветы.
Антарктическая трагедия
В наши дни идет организованный штурм последнего неисследованного материка — Антарктиды. В деле его освоения принимают участие лучшие научные силы не скольких государств, вооруженные самыми новейшими достижениями современной техники.
Пятьдесят лет тому назад, когда человек еще не до стиг полюсов земного шара, на ледяных просторах Ан тарктиды разыгралась большая трагедия.
Английская экспедиция капитана Роберта Скотта одиноко пробивалась через бескрайние поля Антаркти-. ды к Южному полюсу. Скотт и три его спутника, испы тав жесточайшие лишения и тяготы, пришли к полюсу пешком. Горьким было для них это достижение: на полюсе уже развевался норвежский флаг. Их опередила экспедиция Амундсена.
121