Файл: Казаков Б.И. Металлы рассказывают о себе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

белой жести, но первый завод, построенный в 1874 году, вскоре прогорел, не будучи в силах конкурировать с ан­ гличанами. Но Америка нашла выход в хитроумной та­ моженной политике.

В 1890 году была введена охранительная пошлина Мак-Кинлея, по которой с каждого килограмма ввози­ мой в Америку жести взималось по 10 копеек (на наши деньги). Ввозить жесть в США стало невыгодным, и Англия ограничилась ввозом чистого олова. Производ­ ство белой жести быстро стало развиваться, и вскоре Америка обогнала Англию, заняв первое место по пос­ тавке этого материала на мировой рынок.

Америка — лишь наиболее яркий пример получения вторичного олова из отходов жести. Производство это стало развиваться и в других государствах, но во многих из. них развитие это шло медленно. Такие технически передовые и к тому же весьма агрессивно настроенные капиталистические страны, как Германия и Япония, не имеющие в своем распоряжении запасов оловянных руд, вслед ра Америкой стали усиленно насаждать и совер­ шенствовать производство вторичного олова.

Олово в России

ВРоссии месторождения олова были открыты давно.

Впериод Отечественной войны 1812 года начали разра­

батывать олово в бассейне реки Онон в Забайкалье. В наше время всякий, кто следует по транссибирской магистрали, проезжает мимо станции Оловянная, назва­ ние которой говорит о богатстве местных недр.

Полтораста лет тому назад в этом районе начались разработки двух месторождений: «Первоначальный при­ иск» и «Яков.тсвские работы» (селение Оловянный Руд­

140

ник). Последнее открыто в 1813 году. Работы там были начаты, но уже в 1818 году прекращены: слишком бед­ ной б“ыла руда для того, чтобы ее могла использовать техника того времени. Несколько иначе сложилась судь­ ба «Первоначального прииска». Добыча олова там про­ изводилась еще ранее местными жителями, но в неболь­ шом количестве. Казна, занявшаяся разработками этого месторождения, не могла извлечь из них прибыли. В сво­ ем стремлении поднять добычу олова в этом районе пра­ вительство в 1857 году дало санкцию на такой порядок работ, когда каждому рабочему предоставлялось, вернее, вменялось в обязанность доставлять четверть фунта (100 граммов) чистой руды, вне зависимости от того, где и как он ее достанет. Само собой разумеется, что при такой постановке дела систематической разработки месторождения, выяснения контуров залегания руды вестись не могло; добыча олова, хотя временно и подня­ лась, но рудник не развивался, и в 1852 году работы на нем пришлось прекратить.

Прошло шестьдесят с лишним лет. Началась первая мировая война. В 1916 году месторождение вошло в кон­ цессию великих князей Бориса и Андрея Владимирови­ чей. Намеревались приступить к подготовительным ра­ ботам для правильной эксплуатации недр.

Долгая заброшенность Ононского месторождения объясняется еще и тем, что с 1842 года началась регу­ лярная добыча олова совсем рядом со столицей Рос­ сии— у северных берегов Ладожского озера в месторож­ дении Питкяранта.

Разработка велась до 1904 года, и за все время на двух существовавших тогда заводах было получено око­ ло тридцати тысяч пудов (500 тонн) олова. Когда рабо­ ты прекратились, а наступившие военные годы пока­

141


зали, как нуждается промышленность в олове и как не­ легко его получать от союзников, то и обратились^вновь

кместорождениям Забайкалья.

Вцарской России оловянная промышленность разви­

тия так и не получила. А потребность в олове все росла и росла. Из-за границы, прежде всего из Англии, ввози­ лось олово, ввозилась белая жесть, ввозились пустые консервные банки, бачки, бидоны. В 1893 году России были доставлены 4 000 тонн олова, а в 1915 году, когда началась война, уже 8104 тонны.

Молодая Советская республика в наследство от ста­ рого режима получила отсталую во всех отраслях про­ мышленность. Находясь в капиталистическом окружении, не прекращая борьбы с наемниками империалистов, страна стала восстанавливать промышленность и сель­ ское хозяйство. Увеличилась товарная продукция живот­ новодства, рыболовства, плодоводства и огородничества; стала развиваться консервная промышленность — нужно было олово. И его опять стали ввозить из-за границы.

Английские капиталисты вовсе не были заинтересо­ ваны в . развитии промышленности Советского Союза; наоборот, они прилагали все усилия к тому, чтобы ее подорвать. Однако полновесный советский рубль им явно пришелся по вкусу: они стали поставлять белую жесть и банки для крепнущей промышленности Совет­ ской России. В 1929 ігоду было ввезено 5 026 тонн белой жести и 1 142 тонны 'консервных банок, а в 1933 году уже 11 459 тонн жести и 5 398 тонн банок.

Ввозилось и металлическое олово: Советская Армия оснащалась техникой, и техника эта требова'ла олова. Доставлялось олово и из голландских колониальных вла­ дений— 5 процентов общего ввоза. И все-таки так даль­ ше продолжаться не могло.

142

В о з р а ж е н и е э н ц и к л о п е д и и

Могучая новая Россия не могла быть иждивенцем капиталистических государств: в 1925 году широким фронтом развернулись работы на Ононском месторож­ дении. То, что оказалось не под силу великим князьям, сделали люди нового государства.

Одновременно началось изучение Завитинского ме­ сторождения и месторождения Шерловой горы в Забай­ калье. К концу первой пятилетки в том же Забайкалье была начата добыча олова в Хапчерангинском месторож­ дении. Однако всего этого было мало.

Начальник Главникельолова В. А. Языков с него­ дованием писал тогда: «Нет более отсталого участка советского хозяйства, чем оловопромышленность. Нет у нас и литературы об олове, за исключением двух-трех книжек, освещающих отдельные частные вопросы, выпу­ щенных в последние годы «одиночками-кустарями» оло­ вянного дела. Ярким примером нашего невежества в этой области может служить Малая Советская Энциклопедия, которая дает об олове следующую справку: «В СССР

олово не добывается, незначительные залежи руды из­ вестны в Восточном Забайкалье». Так дальше продол­ жаться не может и не должно. Справка Малой Совет­ ской Энциклопедии должна быть опровергнута и может быть опровергнута! Наша промышленность, наши гео­ логи, наши научно-исследовательские институты должны овладеть оловом. Страна наша имеет значительные ме­ сторождения олова, и социалистическое хозяйство доста­ точно мощно вооружено, чтобы решить задачу извлече­ ния из них металла!»

Страстный призыв энтузиаста оловянной промышлен­ ности не затерялся и не остался неуслышанным. Целым

143


рядом поисковых и разведочных партий в различных районах Союза были найдены месторождения олова. По­ мимо Забайкалья, олово нашли в Казахстане, Средней Азии, в горах Верхоянского хребта. Мужественные совет­ ские люди шли в горы через болота и тайгу, в изнуряю­ щий зной пустынь и в полярную стужу Крайнего Севера. Самоотверженный труд увенчался успехом: олово было найдено в Карелии, на Кавказе, в предгорьях СихотеАлиньского хребта.

Русский ученый Евграф Степанович Федоров, творец научной кристаллографии, доказал, что каждому мине­ ралу присуща своя кристаллическая форма. Созданный им кристаллохимический анализ давал возможность по строению кристалла определить, что представляет собой вещество по своему химическому составу. Однажды в Ленинградском горном институте шли занятия по кри­ сталлографии. Студенты горного института получили для практических занятий горсточку черных кристаллов. Кристаллики были взяты из музея, куда их в свое время доставили с Урала. Значились они как рутил, то есть окись титана. С помощью созданного тем же Федоровым прибора — двухкружкового гониометра — студенты из­ мерили кристаллы и, воспользовавшись определением, нашли, что перед ними вовсе не рутил, а оловянный ка­ мень—ікаоситерит. Химики, получившие кристаллики на проверку, полностью подтвердили определение сту­ дентов. Так в стенах института, за тысячи километров от месторождения, было открыто олово на Урале, в то вре­ мя, когда его наличие там могли только подозревать.

Поиски продолжались, и вот в бассейнах рек Колымы и Индигирки, а затем' и на Чукотском полуострове в су­ ровых условиях Крайнего Севера были найдены залежи касситерита. На склонах гор и сопок выросли обога-

144

тительные фабрики. Оловянный концентрат — продукция этих фабрик — стал поступать на созданные за это вре­ мя заводы для выплавки олова.

Советский Союз не только освободился от зависи­ мости, но и обогнал многие капиталистическе страны по добыче ценного металла.

Оловянный грабеж

Олово — ценнейший металл. Как в древности оно играло большую роль в жизни человечества, так и в наше время оно для современной промышленности не потеряло своего значения. Олово — стратегический металл; все государства стремятся иметь у себя его запасы.

Как только открывается новое месторождение олова, к нему протягиваются жадные руки империалистических хищников. Они стремятся захватить его или заключить с государством, на территории которого месторождение расположено, кабальный договор с тем, чтобы превра­ титься в фактических хозяев ценного металла.

Империалистическая Япония стремилась поработить Китай и захватить Индонезию; помимо прочего, это дало бы ей в руки богатейшие залежи касситерита. В наше время, когда народ Индонезии вытряхнул голландских колонизаторов со своей земли, они отчаянно сопротив­ ляются: как можно выпустить из своих рук острова Бан­ ка и Биллингтон (восточнее Суматры) — ведь там бога­ тейшие залежи олова!

Америка на наших глазах разжигала гражданскую войну в Лаосе. Не говоря о прочих целях, следует ука­ зать, что среди них не последнюю роль играет и то, что Лаос располагает оловянным месторождением ВангНенг, которое давно интересует американских дельцов. Правда, на Аляске, смежной с нашим Чукотским полу-

145


островом, тоже найден касситерит, но там ледовые усло­ вия. На Аляске была в свое время золотая лихорадка, но олово — не золото, люди за ним не так охотятся.

Трагические события развернулись в Конго. Когда карта бельгийских колонизаторов оказалась битой, то они зубами вцепились в Катангу, стремясь оторвать от него богатую оловом и кобальтом провинцию. На край­ нем востоке Конго территория Руанда-Урунди — оловян­ ный район, который никак не хотят упускать из рук империалистические хищники. В Кении, граничащей с Конго, бесчинствуют англичане, они хозяйничают на оло­ вянном месторождении Уганда. То же происходит и в Нигерии, из которой с плоскогорья Баучи те же англи­ чане выкачивают оловянную руду.

Борьба за олово в капиталистическом мире — это военная агрессия, ограбление слаборазвитых стран, бес­ пощадная эксплуатация туземного населения, хитро­ сплетения таможенной политики, благодаря которой оло­ во, прежде чем дойти до потребителя, дважды пересе­ кает океан. Олово — предмет биржевых спекуляций, средство обогащения монополистов, и потому добыча его подчас задерживается с тем, чтобы не сбить цены.

Народное хозяйство Советского Союза построено на других основах, ему нецего бояться «перепроизводства» олова. Нам не нужны чужие оловоносные районы: в

СССР за короткий срок открыто столько месторождений, что металл их, добываемый нашей советской техникой, с избытком покрывает нужды промышленности.

Создание оловянной промышленности нашей Роди­ ны— героическая эпопея труда советского народа.

и Т я ж е л ы й к а м е н ь “

Говоря в своих трудах о выплавке олова, ученый XVI века Георгий Агрикола писал, что она во многом зависит от наличия в руде «тяжелого камня», который, по утверждению металлургов, «пожирает олово, как волк овцу». Отсюда и получил этот камень название «воль­ фрам», что означает «волчья пена». Надо полагать, что, передаваясь из поколения в поколение, это название до­ катилось из Западной Европы и до далекого по тому времени русского Урала. Тот же самый минерал по-рус­

ски стал называться «волчец».

Что представлял собой этот минерал, этот «тяжелый камень», который доставлял металлургам столько непри­ ятностей, из каких химических элементов он состоял, никому не было известно. Одни считали его нечистой оловянной рудой, другие — соединениями марганца или ■мышьяка, но все это в основном были лишь попытки от­ гадать.

Вдальнейшем химики обнаружили, что олова в этом минерале совсем нет, и стали склоняться к мнению, что это известковая железная руда (уж больно тяжела она была). Однако и это не было подтверждено каким-ни­ будь химическим исследованием.

Вконце XVIII века шведские металлурги обратились

сэтим вопросом к известнейшему химику того времени Карлу Вильгельму Шееле. Шееле заинтересовал этот вопрос. Он внимательно исследовал «тяжелый камень»

иподверг его действию сильных кислот. Камень раство­ рился. Шееле стал искать в полученном растворе мышь­ як, олово, железо и другие элементы, которые предпо­ лагались в составе минерала. Окончив работу «о иссле­ дованию «тяжелого камня», Шееле сообщил, что мине-

148