ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
рал представляет собой кальций, связанный с какой-то до того времени неизвестной кислотой, которую он на
звал тунгстеновой |
(тунгстен — «уяжелый камень»). |
В лаборатории |
Шееле работал испанский химик |
д’Эльгуайр. Сделав свое открытие, Шееле больше не останавливал на нем своего внимания и перешел к дру гим работам. Д ’Эльгуайра же очень заинтересовала но вая кислота, и он стал ее исследовать и искать в других минералах. Вместе со своим братом д’Эльгуайр проде лал очень большую работу. В этом минерале братьями была найдена та же самая тунгстеновая кислота, каль ция же в ней не обнаружили.
Через два года после открытия Шееле, подробно изу чив кислоту, д’Эльгуайры выделили из нее совершенно новый элемент, который с тех пор и стал называться воль фрамом; минерал же, из которого он был получен, стали называть вольфрамитом. Вольфрамит, хотя и очень тя жел, но он не то же самое, что тот «тяжелый камень», который исследовал Шееле, хотя оба представляют со бой соль вольфрамовой (она же тунгстеновая) кислоты. Если, как показал Шееле, «тяжелый камень» есть каль циевая соль вольфрамовой кислоты, то вольфрамит — марганцевая и железная соль той же кислоты. В честь первооткрывателя вольфрамовой кислоты — Карла Ше еле— минерал, известный как «тяжелый камень», стали называть шеелитом.
Столетний молчальник заговорил
Замечательное открытие Шееле и испанских химиков представляло собой большой научный интерес, однако практического применения новый элемент долго не на ходил. Прошло почти сто лет, прежде чем вольфрам стал играть какую-то роль в промышленности.
149
Новый элемент оказался самым тугоплавким метал лом: для того чтобы расплавить, его надо нагреть до температуры 3 370°. Вольфрам уступает только углероду, температура плавления (вернее возгонки) которо
го 3 500°.
Для того чтобы расплавленный вольфрам закипел, надо поднять его температуру почти до 6000°, то есть до температуры поверхности солнца!
С давних времен твердостью и прочностью своей славились клинки из дамасской стали, мечи японских самураев и шведская сталь. Секрет их изготовления мучил металлургов целые века. Начало разгадки этого секрета положено известным русским металлургом П. П. Аносовым. Сейчас выяснилось, что этими замеча тельными свойствами сталь в значительной мере обязана тому, что в ней имеются незначительные добавки (при садки) редких элементов. В шведской стали нашли вана дий, в японских мечах — молибден, а в дамасских клин ках — вольфрам.
Твердость металлического вольфрама навела на мысль, что если его добавить к стали, то и ее твердость повысится. Такую попытку Гозенфратц сделал еще в 1815 году. Опыты его повторил через 40 лет Келлер и получил сталь исключительной прочности.
В то время бурно бтроились железные дороги. Все больше требовалось рельсов для новых путей, все больше поездов по ним проходило, но рельсы из обыкновенной стали быстро снашивались и требовали замены. Начиная с 1868 года на шпалы стали ложиться рельсы, срок служ бы которых резко увеличился, несмотря на все возраста ющую нагрузку.
Сталь, из которой они были изготовлены, содержала до 5 процентов вольфрама.
150
С о с т я з а н и е р е з ц о в
Для того чтобы изготовить тот или иной инструмент, ту или иную деталь, металл подвергают обработке, преж де всего токарной. Еще Петр I придавал большое значе ние этому искусству. В своем дворце он установил токар ный станок, на котором сам вытачивал различные вещи.
Нетрудно точить дерево: оно мягкое, резец из любой стали легко будет снимать с него стружку. Другое дело, когда приходится обтачивать металлическую деталь. Опять-таки деталь из меди или какого-нибудь другого сравнительно мягкого металла не столь уж трудно обра ботать стальным резцом, но как быть, когда на обработке сама сталь? В таких случаях резцы изготовляются из стали с повышенным содержанием углерода и закалива ются. Такие резцы могли обрабатывать мягкие стали.
Но и здесь не все было благополучно: при снятии стружки резец разогревался, и, чем больше была ско рость обработки, чем толще снималась стружка, тем бы стрее резец «отпускался» — твердость его, полученная при закалке, пропадала. Работа металлистов была огра ничена резцом. При резце из самой твердой углеродистой сталіи нельзя было обрабатывать металл со скоростью большей, чем 5 метров в минуту.
Барьер этот удалось преодолеть английскому инжене ру Роберту Мюшету. В 1858 году он выпустил на рынок сталь, содержащую 1,85 процента углерода, 9 процентов вольфрама и 2,5 процента марганца. Она так и называ лась: «Специальная сталь Мюшета». Спустя 10 лет, в 1868 году, тот же Мюшет изготовил сталь, которая по лучила название «самокал Мюшета». Она содержала 2,15 процента углерода, 0,38 процента марганца, 5,44 про цента вольфрама и 0,4 процента хрома.
151
Резцы, изготовленные из такой стали, преодолели «резцовый» барьер на 2,5 метра — можно было обраба тывать детали на станках со скоростью не 5, а 7,5 метра в минуту.
Замечательный успех вольфрама обратил внимание всех машиностроителей. Он сразу всем понадобился, так как выводил из тупика всю токарную обработку, позво ляя резко повысить производительность труда в машино строении. Благодаря присутствию вольфрама сталь не только приобрела твердость, но, больше того, при боль ших скоростях резания, когда происходило разогревание, достигалась и температура, при которой сталь закалива лась и, стало быть, становилась еще тверже; резец зака ливался во время работы. При введении вольфрама сталь еще и улучшается, так как, вступая в соединение с вред ными примесями (сера, фосфор, мышьяк), вольфрам нейтрализует их влияния; в соединении же с углеродом он образует карбиды, которые и придают стали твердость.
Предвидя роль, которую сыграет вольфрам в промыш ленности после успеха мюшетовской стали, фирма Бир ман в Ганновере стала приготовлять ферровольфрам — сплав железа с вольфрамом. С этого момента (1866) и началось развитие крупной вольфрамовой перерабаты вающей промышленности Германии.
Тем временем в лабораториях велись опыты, нельзя ли еще улучшить сталь при помощи вольфрама? Мюшет уве личил скорость токарной обработки в 1,5 раза, но предел ли это? После выхода мюшетовской стали прошло еще почти 40 лет, и лишь тогда был сделан следующий шаг. Тейлор и Уатт выплавили первую в мире быстрорежу щую сталь. Изготовленные из нее резцы позволяли уве личить скорость резания до 18 метров в минуту. Нача лось великое состязание в скоростной резке металла.
152
Через 5—6 лет появилась сверхбыстрорежущая сталь, допускающая скорость резания до 30—35 метров в ми нуту. Все это было достигнуто благодаря вольфраму.
Звездны е сплавы
Окрыленные успехом, ученые и инженеры надеялись, что можно будет идти еще дальше, надо только увеличи вать содержание вольфрама в стали резца. Однако пре дел увеличения скорости резания все же наступил. Полу чилось это не потому, что с увеличением содержания вольфрама в стали перестали повышаться твердость и самозакаливаемость, а потому что не стала выдерживать сама стальная основа резца. Предел наступил не для вольфрама, а для железа.
В 1907 году в качестве материала для резцов был предложен твердый сплав, в котором железа совсем не было,— он состоял из вольфрама, хрома и кобальта. Ярко блестящая поверхность его на воздухе не тускнела, он сверкал, как звезда, и от слова этого (стелла — звез да) получил свое название. С тех пор все такие твердые сплавы, не содержащие железа, называют стеллитами. Первый стеллит позволил увеличить скорость резания до 45 метров в минуту. Как в наше время в воздушных по летах был преодолен «звуковой барьер», так и в скорост ной резке металла преодолели «железный барьер».
Из всех івещеспв, какие нам известны, самым твердым считается алмаз. Алмаз — это. чистый углерод с опреде ленной кристаллической решеткой. Алмаз можно разбить, ибо он хрупкий, но сделать на нем царапину весьма за труднительно, так как для этого надо располагать веще ством тверже алмаза. Когда сопоставляют твердость раз личных веществ, то сравнивают ее с твердостью алмаза,
153
которую выражают условной цифрой 10. По этой «ал мазной шкале твердости» изготовленные для нужд про мышленности твердые сплавы имеют твердость 9,5—9,8.
Алмаз — драгоценный камень не только потому, что идет на украшения и трудно добывается, но и потому, что он нужен промышленности из-за своей твердости. Инженер Ломан изобрел твердый сплав ломанит. Но удачи это ему не принесло. Голландская компания по до быче алмазов увидела в ломаните очень опасного конку рента алмаза. Не считаясь с затратами, компания прило жила все усилия к тому, чтобы опорочить изобретателя и его детище, подорвать доверие к новому твердому
сплаву.
Перед началом первой мировой войны известная гер манская фирма Круппа выпустила твердый сплав воло мит— литой карбид вольфрама, затем появились и дру гие: бориум, диамант, торан, мирамант. В 1926 году в Германии был изготовлен сплав видна, а в США — карболой.
Советские инженеры также много и плодотворно ра ботали над созданием твердых сплавов, ибо наша про мышленность не должна была быть в зависимости от иностранных фирм. Были созданы: вокар (вольфрамокарбид), рэлит (редкий элемент литой) и наконец — по бедит, с твердостью по алмазной шкале 9,8, не уступаю щий любому твердому сплаву иностранной марки. Изно соустойчивость штампов, изготовленных из победита, возросла в 1000 раз!
Применение твердых сплавов продолжило состязание
резцов, и теперь скорость резания металла |
достигает |
2 000 метров в минуту. |
марок, как |
Названия твердых сплавов иностранных |
и наших, в большинстве случаев представляют собой ка-
154
кое-то сокращение, как например, «видна» означает ви диамант, «как алмаз» — подобный алмазу.
Объем этого очерка не позволяет нам даже вкратце остановиться на способах приготовления этих твердых сплавов. Надо сказать только, что ни один из них не об ходится без участия вольфрама, и поэтому вольфрам назвали преобразователем качественной металлургии.
Интерес военных ведом ств
Когда вольфрам показал себя как упрочнитель рель сов железнодорожных путей, военные ведомства различ ных государств стали к нему внимательно приглядывать ся. В 1882 году вольфра'м впервые появился в ружейных и орудийных сталях и сразу придал выносливость огне стрельному оружию.
Милитаристская Германия, готовясь к войне крупного масштаба,' раньше других государств начала применять вольфрамовую сталь в производстве пушек, и это дало ей большое преимущество над ее противником. В войне 1914—1918 годов легкие пушки русского производства выдерживали до 6 000 выстрелов, французские — до 8 000, а германские, из вольфрамовой стали,— до 15000.
Обратили внимание и на большой удельный вес воль фрама. В том же 1882 году его предложили в качестве материала для пуль. Провели целый ряд опытов и вывели заключение, что в этом смысле вольфрам соперников не имеет. Русская пехотная пуля (7,6 миллиметра) состояла из сплава вольфрама со свинцом и имела удельный вес 15 (тяжелее ртути). Области применения вольфрама рас ширялись непомерно. Орудийная сталь, броня, бронебой ные снаряды, ответственные детали машин, резцы, рельсы. Все это требовало вольфрама.
Германия готовилась к войне. Германские инженеры раньше других оценили преимущество, которое даст воль фрам их военной технике. Германские фирмы стали при бирать к рукам вольфрамодобывающую промышленность мира. Производство металлического вольфрама было со средоточено в руках крупных германских фирм, таких, как Бирман в Ганновере с рыночным пунктом в Гамбурге.
Половина всего вольфрама в то время добывалась в английских колониях, но на вольфрамовом рынке влады чествовала Германия. В Англию вольфрам поступал от германских фирм.
Больше всего добывалось вольфрама в Бирме. В 1913 году Бирма давала 2 700 тонн этого крайне нуж ного металла. Соперничать с Бирмой не мог никто. До быча вольфрама в других государствах редко превыша ла 500 тонн. Только в Соединенных Штатах Америки до бывалось 1390 тонн, которые полностью поглощались американской промышленностью, да Португалия давала
1380 тонн.
Владычица вольфрамового рынка — Германия вместе с Австрией располагала всего лишь 150 тоннами своего непривозного вольфрама.
Вольфрамовая лихорадка
Грянула мировая война. Союзникам с горечью при шлось убедиться, насколько дальновиднее оказалась Гер мания, сосредоточившая в своих руках почти всю воль фрамовую промышленность. Начав войну, Германия пре кратила ввоз вольфрама в государства, воюющие с ней.
В Англии немедленно (хотя и запоздало) были при няты контрмеры. В округе Шеффильд было создано новое общество, целью которого было организовать ввоз воль фрамовых концентратов в Англию непосредственно из
156
Бирмы. Вывоз вольфрамовой руды или металла из Ан глии был запрещен; всю продукцию основных вольфра мовых месторождений Англия закупила на два года вперед.
Союзники отрезали Германию от вольфрамового сырья, но Германия успела запастись вольфрамом лучше, нежели они. Мало было получать вольфрам из своих ко лоний, надо было увеличить, ускорить его поступление: ведь бронебойные снаряды и машины, подбитые в сра жениях, не возвращались — с таким трудом добытый вольфрам оставался на полях войны и терялся безвоз вратно.
В Бирме вольфрам добывался с 1910 года, и способы добычи его там были самые примитивные. С начала вой ны британские власти в Бирме стали всячески содейство вать освоению новейших способов добычи вольфрамовой руды. Ввели гидравлическую разработку россыпей, пос тавили механические приспособления для отделения пус той породы (обогащение).
Начались лихорадочные поиски новых месторождений вольфрама, и такие месторождения были открыты. Осо бенно богатыми оказались месторождения Китая и Кореи.
Стиснутая союзнической блокадой, Германия не мог ла получать вольфрам откуда-нибудь и вынуждена была обходиться лишь теми запасами, что имелись на ее тер ритории. Залежи свинцово-вольфрамовых руд в Саксо нии и вольфрамовых руд в Зидаедорфе не были богаты ми и не могли дать достаточного 'количества вольфрама. Немецкие металлурги обратились к другому источнику.
Как уже говорилось, первоначально вольфрам счи тался вредной примесью при выплавке: он увлекал олово в шлаки, почему и был назван «волчьей пеной». Олово
157