Файл: Казаков Б.И. Металлы рассказывают о себе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В -сентябре 1838 года в форту Ванкувер появился бе­ жавший из Швейцарии капитан гвардии Иоганн Август Зутер. Северо-западные берега Северной Америки в то время были освоены отважными русскими мореходами. Столицей Америки был город Ново-Архангельск на Аля­ ске. В Северной Калифорнии стояла русская крепость — форт Росс, которая местным испанцам и индейцам каза­ лась несокрушимой.

Предприимчивый капитан решил заняться торговлей хлебом. При впадении в океан реки Сакраменто он полу­ чил концессию сроком на 10 лет. Планы его, видимо, про­ стирались далеко, так как он основал крепость, которую назвал Новой Гельвецией, и завел собственную гвардию, носившую зеленые кафтаны. Уже в 1839 году Зутер до­ бился у недальновидного царского правительства Рос­ сии продажи ему форта Росс с уплатой долга в рассрочку. Зеленые солдаты, канаки и 'мормоны. Зутер а, заняли рус­ скую крепость. Все имущество: здания Русско-Американ­ ской компании, мельница, кирпичный и кожевенный заво­ ды, рогатый скот —■стало по контракту принадлежать Зутеру. Предпринимателя заинтересовала выгодность торговли лесом с Соединенными Штатами. Дюжего плот­ ника— мормона Джемса Маршалла он отправил на постройку лесопилки в селении Колома.

В январскую ночь 1848 года, под проливным дождем, задыхаясь не столько от бешеной скачки, сколько от охватившего его волнения, плотник примчался из Коло­ мы к своему хозяину. Зайдя с ним в отдельную комнату, он запер за собой дверь и вытащил из кармана полную пригоршню песка, в котором блестели желтые зерна зо­ лота. Он рассказал Зутеру, что нашел золото в канаве, которую готовили для спуска пруда. Он сообщил, что ко­ гда, найдя желтые зерна, он высказал предположение,

30

что это золото, рабочие подняли его на смех. Это было неожиданно, почти неправдоподобно.

Зутер тут же промыл песок и убедился: это золото. На следующий день Зутер прискакал на место находки. Сомнений нет: это золото, какого еще не бывало: оно лежит чуть ли не на самой поверхности земли. Плотник был первым человеком, которого охватила золотая лихо­ радка. Он той же ночью примчался обратно в Колому. Зутер раздумывал — что делать? Прежде всего он созвал рабочих — свидетелей открытия и упросил их хранить молчание до тех лор, пока будет построена лесопилка.

Но долго ли могла сохраниться тайна при таком коли­ честве ее хранителей? Одна женщина не утерпела — пове­ дала тайну прохожему и дала даже несколько крупинок золота. В поселок пришел какой-то белый с мальчикоминдейцем. Увидев, как дети одного рабочего играют ку­ сочками золота, он взял у них эти кусочки, а затем, прие­ хав в Новую Гельвецию, у кабатчика потребовал на это золото водки. Пьяный язык выболтал все подробности.

Той же ночью кабатчик украл коней Зутера и при­ мчался в Колому, где трясущимися руками стал промы­ вать золото. За ним ринулись все зутеровские рабочие. Все побросали работу, и в одну ночь край обезлюдел.

Началось что-то невообразимое. Рабочие кожевенного завода, индейцы, канаки, мормоны со всеми своими же­ нами— вся зеленая гвардия — бросили Новую Гельве­ цию и помчались в Колому. Ревели некормленые быки и коровы Зутера, осыпались хлеба, а старатели не счита­ лись ни с какими законами, хватали лошадей Зутера, кололи его скот на мясо, разбивали строения, выламы­ вали мельничные жернова. Уже через три недели многие из них поскакали к тихоокеанскому берегу с доверху на­ битыми золотом седельными сумками.

31


Телеграф и газеты разнесли по всему миру весть о калифорнийском золоте. Со всех концов земного шара в Калифорнию устремились люди. Чиновники бросали службу, матросы корабли: всех тянуло к себе золото Ко­ ломы. Из одного только Нью-Йорка в бухту Сан-Фран­ циско прибыло сто кораблей. Несметные полчища жажду­ щих калифорнийского золота поплыли из Германии, Франции, Англии, Испании.

Если бы кто-нибудь мог тогда посмотреть на подходы к Коломе с высоты птичьего полета, то он увидел бы целый ряд движущихся черных лент: к обетованному берегу шли толпы переселенцев. Тысячи их гибли в пути не от ■золотой, а от обычной лихорадки. Одна предприимчивая компания срочно начала строить железную дорогу через Панамский перешеек. Вокруг Коломы вырастали дере­ вянные бараки старателей. На реке Сакраменто, там, где была Новая Гельвеция, вырос город—столица старателей. Кабатчик, укравший коней Зутера, совладал с приступом золотой лихорадки и решил добывать золото более на­ дежным и давно уже испытанным способом. За щепотку золотого песка в его кабаке старатели брали стаканчик водки, а за стакан кофе платили четыре щепотки. Распла­ та за все шла только на золото. День и ночь в кабаке шла игра в рулетку и карты. В пьяном угаре и табачном дыму перед старателями танцевала возлюбленная Люд­ вига Баварского. От старателей она получала больше зо­ лота, чем от короля...

Город Сан-Франциско опустел за одну ночь, а потом на его набережных началась беспрестанная высадка пас­ сажиров, стремящихся в Колому: американцы, негры, индейцы, камчадалы, сибиряки. Зутеровские мормоны, намыв золото, поехали к Соленому озеру, где возвели огромные храмы, построили новый город и даже улицы

32

его вымостили мрамором. Все росли и росли прииско­ вые становища. Золотая лихорадка охватила весь мир. В Нью-Йорке было учреждено 65 золотых компаний. Не­ прерывным потоком вливалось золото в американские банки. Соединенные Штаты богатели не по дням, а по часам.

Тяж ба Зутера

Владелец золотой земли Зутер был разорен собствен­ ным золотом. Еще недавно богатый и могущественный, купивший русскую крепость и залив Румянцева, имевший собственную гвардию, мечтавший, видимо, о создании но­ вого государства, Зутер в одну ночь стал нищим. Все его владения были разорены, имущество разграблено. Раз­ нузданная орда золотоискателей, не признававшая ника­ кой власти, кроме власти револьвера, захлестнула цвету­ щий край и распоряжалась на земле Зутера, как на своей собственной.

Ошеломленный Зутер пытался возместить свои убыт­ ки, пробуя также мыть золото, но все покинули его. Тог­ да он уехал на свою ферму «Эрмитаж», куда приехала к нему жена с тремя взрослыми сыновьями.

Калифорния, до этого принадлежавшая Мексике, на­ ходилась в слабых руках, но Соединенные Штаты Амери­ ки уже заинтересовались ею. Золотой край вошел в со­ став США.

И тогда обездоленный богач затеял беспримерную тяжбу. Возникло удивительное судебное дело, в котором Зутер требовал признания его права на землю, занятую городами Сакраменто, Сан-Франциско, Ферфильд, Риовиста и другими. Он оценил эту землю в двести миллио­ нов долларов. Зутер предъявил иск 14221 фермеру, ко­ торые поселились на его землях, и настаивал на осво-

2 Б. Казаков

33


бождении захваченных участков. За мосты, каналы, мельницы, дороги, плотины предъявлялась уплата в 25 миллионов долларов. Кроме всего этого, Зутер требо­ вал свою долю из добытого на его земле золота.

Для того чтобы затеянное им неслыханное дело ве­ лось умело, Зутер старшего своего сына отправил в Ва­ шингтон: пусть он изучает право и ведет дело сам. Денег он не жалел: все доходы от новых ферм пошли на ведение процесса. Наконец 15 марта 1855 года состоялся суд. Высшее должностное лицо Калифорнии •— судья Томп­ сон вынес приговор, в котором признал все права Зутера и основательность его притязаний. Неимоверные усилия Зутера увенчались успехом, но это было лишь мгновение, вслед за которым на него обрушилась настоящая буря.

Как только известие о состоявшемся суде и о его при­ говоре дошло до Сан-Франциско, толпы разъяренных лю­ дей хлынули в последнее прибежище Зутера. По дороге они взяли приступом и сожгли здание суда и разыскивали судью Томпсона с тем, чтобы немедленно повесить его. К ферме Зутера примчалось двенадцать тысяч человек. Они растоптали все его виноградники, разломали и даже взорвали строения, повесили на деревьях остатки его «зе­ леной гвардии». Один из сыновей Зутера, окруженный оз­ верелой толпой, застрелился, другого убили, лишь треть­ ему удалось бежать, но и тот погиб на корабле. Чудом спасшийся Зутер сошел, с ума. Он стал маньяком, ходил по судам и правительственным учреждениям с требовани­ ем восстановить его в правах и наказать преступников. Его не слушали, над ним смеялись. Однако по существо­ вавшим тогда законам требования его были вполне обо­ снованны. Зутера знали уже во всех канцеляриях, и на­ ходились пройдохи, которые вытягивали у него послед­ ние гроши, подстрекая продолжать тяжбу.

34

Шли годы. Целых двадцать лет слабоумный, оборван­ ный старик, которого все почему-то стали называть «ге­ нералом», скитался вокруг здания суда в Вашингтоне. Он таскал с собой тексты прошений, список ответчиков, запись будущих речей на суде; он доверялся разным мо­ шенникам, которые водили его из одного учреждения в другое, от одного члена конгресса к другому. Однажды Зутеру пришлось видеть, как в убежище для умалишен­ ных санитары тащили высокого сильного старика. Это был его плотник Маршалл — человек, открывший золото Калифорнии. Там, где Маршалл поднял первые золотьк зерна, калифорнийцы поставили ему памятник, но при жизни золото добра ему не принесло.

Через два года после этой встречи возле лестницы Капитолия в Вашингтоне упал какой-то нищий старик. Разрыв сердца окончил страдания бедняги. Санитары поспешно убрали труп, в карманах одежды которого ле­ жали документы, подтверждающие его права на самое большое состояние в Штатах. На пальце нищего блестел золотой перстень с изображением птицы-феникса, отли­ тый из первых зерен золота — тех, которые когда-то в дождливую ночь принес Зутеру плотник Маршалл. За смертью истца было прекращено дело о золоте Калифор­ нии.

Трагедия русской Америни

Золотой вал катился к северу вдоль Тихоокеанского побережья Америки. Лихорадка с Калифорнии переки­ нулась на бурную, текущую в ущельях реку Фразер. Там тоже было обнаружено золото, и тридцать тысяч поселен­ цев немедленно приступили к его разработке. Вскоре на­ ткнулись на знаменитую жилу золотой и серебряной ру­ ды в Неваде.

2*

35


Задолго до этого отважными русскими людьми была освоена Аляска. Русские торговали лесом, пушниной, ве­ ли сельское хозяйство, отбивались от крейсирующих у по­ бережья пиратов или от индейцев, которых усиленно на­ травляли на них те, кому невыгодно было присутствие русских на американском континенте.

Мужество русских людей поражало всех. Еще в 1821 году американский конгресс стал обвинять свое пра­ вительство в полном отсутствии смелости и энергии в деле освоения Северо-Западной Америки, высказывал свою антипатию к находившимся там русским, но все же удив­ лялся их отваге: «Народ, который в состоянии предпри­ нять такие путешествия, часто по едва проходимым го­ рам и ледовитым морям, во время таких бурь и снежных вихрей, что зрение и на несколько шагов не достигает, ко­ нечно, знает всю важность и ценность торговли, для кото­ рой он пускается в столь отдаленные странствия... Такие предприятия могут совершить только русские и политика и настойчивость».

Основанная мужественным, рассудительным и энер­ гичным Барановым, Российско-Американская компания прилагала все усилия к тому, чтобы подробнейшим обра­ зом исследовать и освоить край, оградив его от посяга­ тельств любых захватчиков. Очень трудно было русским героям. Косное царское правительство не оказывало им нужной поддержки; оно'лишь присылало чиновников — хапуг и соглядатаев, которые доносили о всех прогрессив­ но настроенных людях в Петербург.

После восстания декабристов Николай I стал с осо­ бенным подозрением относиться к деятельности компа­ нии. Когда арестованный по его приказу столоначальник Орест Сомов на вопрос царя: «Где вы служили?» отве­ тил: «В Российско-Американской компании», то Николай,

36

сдерживаясь от охватившего его бешенства, заявил: «Тото хороша у вас там компания собралась!» Результатом такого отношения и была продажа форта Росс в Кали­ форнии. Когда стало известно о золоте Коломы, Нико­ лай I приказал объявить Российско-Американской ком­ пании, что «полезно было бы оной заняться по примеру других частных лиц добыванием золота в Калифорнии». Запоздалый совет: все дела компании в Калифорнии по милости того же царя уже были свернуты. Возможно, од­ нако, что в какой-то степени компания все же занялась этим, так как в 1851 году корабль «Атха» доставил в Россию два пуда золота. Один дотошный петербургский купец организовал контору по закупке у старателей зо­ лотых самородков.

На Аляске же горный инженер Дорошин на берегах Кенайского залива нашел каменный уголь и признаки золота. Он настойчиво советовал Русско-Американской компании проводить разведку золота, но... чиновники по­ ложили его сообщение под сукно. А вслед за Дорошиным присутствие на Аляске угля и золота подтвердил также и англичанин Кеннет.

В 1842 году на 'берега реки Юн-а-ка (приток Юкона) с востока проник английский авантюрист, который пытал­ ся поссорить местных индейцев с русскими. Англичанин выменял у индейцев «желтые камешки», которые оказа­ лись золотом. Русский исследователь Аляски Лаврентий Загоскин догнал пришельца и отобрал у него его добычу. Капитан-лейтенант Головнин в печатном отчете о своем посещении Аляски сообщал, что «на Кенайском берегу положительно доказано присутствие золота».

Как ни странно, царское правительство не обращало внимания на все это. Главный правитель русской Амери­ ки князь Максутов обратился с сообщением в Петербург.

37