Файл: Казаков Б.И. Металлы рассказывают о себе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Авторитет Авиценны у ученых того времени был очень велик, но, охваченные стремлением получать золото, европейские алхимики не хотели прислушаться к его голосу.

— Разве непогрешим, не может ошибиться Авиценна? Разве великие Гебер и Разес не считали возможным пре­ вращение металлов?

И алхимики продолжали свою кропотливую, безре­ зультатную, но самоотверженную работу.

В более поздние времена у широкой публики сложи­ лось мнение, что алхимики ничего, кроме вреда, истин­ ной науке не принесли. Это, конечно, ошибочный взгляд. Хотя алхимики и искали то, что не существовало, но ис­ следования, которые ими проводились, дали богатый фактический материал, на который впоследствии смогла опереться классическая химия.

Золоты х дел проходимцы

Все царствующие особы жаждали иметь как можно больше золота. Убеждение, что золото можно получить искусственным путем, заставляло многих государей и князей бросаться в авантюрные поиски. На почве этого расцвел целый букет беспардонных шарлатанов, стремя­ щихся обогатиться за счет легковерных феодалов.

«Герметическое искусство», как стали называть искус­ ство превращения металлов (от имени бога Гермеса), пользовалось симпатиями при дворе английских королей. Когда оно себя скомпрометировало, король Генрих IV из­ дал указ, запрещающий подобные занятия. Как ни стран­ но, но уже Генрих VI дал приют мошенникам, и они для него под видом искусственно полученного приготовили огромное количество поддельного золота. Вычеканенные

20

по приказу короля монеты из этого золота наводнили все соседние государства.

Вэто время Франция вступила в войну с Англией, и французский король Карл VII решил не отстать от свое­ го противника. Он приблизил к себе алхимика Лекора и

сего помощью также стал выпускать фальшивую монету. Это королевское 'Мошенничество привело только к увели­ чению бремени государственных долгов.

Вцарствование Людовика XIII авантюрист Дюбуа стал удивлять алхимическими превращениями париж­ скую публику. При этом он уверял, что употребляет для превращений «философский камень», доставшийся ему в наследство от дяди. Ему, Дюбуа, известен и секрет изго­ товления этого чудодейственного вещества. Все это безу­

держное хвастовство дошло до кардинала Ришелье — фактического правителя Франции. По приказу кардинала алхимика привезли во дворец и предложили продемон­ стрировать свое искусство перед его величеством. В при­ сутствии короля и кардинала ловкий мошенник «превра­ тил» в золото мушкетную пулю, взятую из ранца часово­ го. Недалекий король был в восторге и тут же назначил Дюбуа главным казначеем. Однако кардинал не разде­ лял восторга короля. Он приказал Дюбуа раскрыть свой секрет. Когда новоявленный казначей отказался выпол­ нить .приказ, всесильный кардинал тут же препроводил его в тюрьму. Дюбуа по-прежнему упорствовал, но с кар­ диналом шутить не приходилось: от него и король не мог защитить. Пытка заставила Дюбуа продиктовать не­ сколько способов приготовления «философского камня». Способы немедленно были испытаны и, конечно, оказа лись лживыми. Взбешенный кардинал предал алхимика суду, который признал его чародеем и незамедлительно повесил.

21


Пожалуй, больше всех пострадали от проделок шар­ латанов немецкие владетельные князья. Многие из них, как говорится, имели «дефицит в финансах» и надеялись при помощи искусственного золота поправить свои дела. Были и такие, которые самолично пытались превращать металлы в золото. Например, нюрнбергский бургграф Иоанн, заслуживший прозвище алхимика.

Император Рудольф II, курфюрст Август Саксон­ ский, курфюрст Бранденбуртокий и мдогие другие стали жертвами проделок алхимиков. При дворах этих феода­ лов мошенники состязались друг с другом, все время подогревая в своих хозяевах надежду на получение золо­ та. Финал, если алхимик не успевал скрыться, был всегда очень незавидный.

Были, конечно, случаи когда шарлатану удавалось улизнуть от виселицы. Особенно ловко одурачил вели­ кого герцога Тосканского Козьму I некий Даниил из Трансильвании. К своему титулу алхимика этот Даниил само­ чинно присоединил звание доктора.

Появившись во Флоренции, новоявленный доктор стал продавать аптекам порошок, который он выдавал за универсальное лекарство — усуфур. Составлял он этот порошок только сам, в строжайшей тайне, и каждый раз примешивал к нему небольшое количество золота.

Вся мошенническая проделка была очень продуманна. Автор ее не торопил события. В своей медицинской прак­ тике он прописывал больным рецепты, в которых, кроме других лекарств, значился и усуфур, состав коего, хотя получали его в аптеке, был известен только Даниилу. Когда за мошенником упрочилась репутация лечащего врача (отнюдь не алхимика), он явился к великому гер­ цогу и предложил ему обучиться искусству получения золота.

22

Печальная слава таких предприятий была хорошо известна, и герцог отнесся к предложению по меньшей мере недоверчиво. «Врач» же сообщил его светлости, что он вовсе не просит верить ему на слово. Он проделал «все необходимые» операции, воспользовавшись для это­ го принесенным с собой порошком усуфура. Недоверчи­ вый герцог решил тут же поймать мошенника и немед­ ленно отправил слуг в разные аптеки города с тем, чтобы они купили ему порошок усуфура.

Предвкушая удовольствие разоблачить и наказать проходимца, герцог сам стал проделывать все указанные операции по «производству» золота из усуфура. Каково же было изумление его светлости, когда при всех его опытах в тигле оставалось настоящее золото. Проделав все своими руками в присутствии и в отсутствие «врача», герцог вполне уверовал в его правоту и не пожалел 20 тысяч дукатов ему в вознаграждение.

Герцог продолжал опыты, и все они удавались: ведь в усуфуре всегда было золото. Вскоре «доктору», вошед­ шему в полное доверие к своему великому покровителю, очень захотелось попутешествовать, и он попросил раз­ решения съездить во Францию. Ничего не подозревав­ ший герцог отпустил его и через некоторое время получил от своего «врача» письмо, в котором тот, не стесняясь в выражениях, уведомил его светлость о том, как его окол­

пачил.

Все эти смехотворные и драматические проделки шар­ латанов окончательно подорвали престиж алхимии как науки, и алхимиков всех бёз разбора стали считать или сумасбродами или мошенниками, совершенно забывая о том, что алхимики — ученые, не щадя своего труда и здо­ ровья, накопили в течение столетий много строго научно­ го материала.

23


Трагедия Колумба

Наступил XV век — эпоха великих географических открытий. Слухи о сказочно богатой стране — Индии, расположенной где-то на востоке, не давали спать многим владетельным князьям и царствующим особам. Из дале­ ких стран в Европу попадали всевозможные пряности. Золото же там, по слухам, можно было черпать лопатами. Требовалось найти морской путь в Индию, но об этом пока шли только разговоры.

Но вот испанскому королю предложил свои услуги генуэзский мореход Христофор Колумб. Снарядив кара­ веллы, Колумб отправился в свое дальнее плавание. Тяготы пути, полная неизвестность, недовольство экипа­ жа не сломили Колумба. Он доплыл до нового материка (точнее до островов, расположенных вблизи него), наз­ ванного впоследствии Америкой. До конца своих дней великий мореплаватель не знал, что открытая им новая земля вовсе не является Индией.

Триумфально было возвращение Колумба из плава­ ния. Толпы жителей Севильи и Барселоны с восхищением глазели на удивительные растения и фрукты, пестрых

красивых попугаев, невиданных зверей, зерно, табак,

кокосовые

орехи — диковинки Нового Света. Король и

королева

вместе с придворными были довольны триум­

фом Колумба, но привезенные им любопытнейшие вещи не остановили их внимания. Взоры их были устремлены на несколько ларчиков и корзинок с золотом, которые Колумб выменял или отнял у жителей «Новой Индии».

Золота было немного — его хватило только на чекан­ ку нескольких сот дукатов. Однако Колумб уверял, что все это лишь первый ничтожный образец. В «Новой Индии» имеются неисчислимые золотые россыпи; в не­ которых местах, сняв лишь только тонкий слой земли,

24

можно лопатой выгребать благородный металл. К югу же от островов, по словам Колумба, расположены стра­ ны, где короли пьют вино из золотых кубков и золото ценится не дороже свинца в Испании. У короля дух за­ хватило: наконец-то открылась возможность не думать о деньгах! Колумба обласкали и тут же стали снаряжать большой флот для второго плавания. Если для первого плавания приходилось искать охотников, то на этот раз от людей отбоя не было: все хотели ехать с Колумбом в сказочную страну, чтобы вернуться оттуда богачами. «Золото — удивительная вещь! — писал впоследствии сам Колумб.— Кто обладает им, тот господин всего, чего он захочет. Золото может даже душам открыть дорогу в рай».

Но обещанного золота Колумб, несмотря на несколько снаряженных им экспедиций, доставить королю не смог. Из Нового Света славного морехода доставили в Испа­ нию в цепях.

А золото там было, и было в колоссальных количест­ вах. Позднейшие завоевания испанских конквистадоров доказали это всему миру.

Золоты е галлоны

Американское золото текло в Испанию. Доставляли его корабли, на пути которых встречалось много опасно­ стей. В Атлантическом океане суда пиратов также «иска­ ли» золото, предпочитая грабить грабителей. Некоторые из пиратов действовали на свой страх и риск, другие же пользовались поддержкой государей, которым предостав­ ляли большую часть своей добычи. Целая серия увлека­ тельных «пиратских» романов повествует о кладах, кото­ рые пираты хранили на том или ином острове. Многие из них — чистый вымысел, но многие основываются, если не

25


на достоверных сведениях, то, во всяком случае, на сло­ жившихся сказаниях и легендах.

Таким образом много золота исчезало из сферы обращения: оно пропадало во время боя с пиратами или кораблекрушения или же припрятывалось пиратами.

В начале ХѴІІІ'столетия Испания по-прежнему полу­ чала золото из Америки, так же оставаясь грозной стра­ ной, но военное могущество ею уже было утрачено. В 1702 году французский король Людовик XIV, извест­ ный своей фразой «государство — это я», посадил на ис­ панский престол своего внука герцога Анжуйского, кото­ рого нарекли Филиппом V. Это не понравилось Англии и Голландии, и они заключили между собой союз, целью которого было вырвать Испанию из цепких лап Людови­ ка путем смены в ней короля. Сама Испания, руководи­ мая слабым Филиппом V, не имела нужного числа сол­ дат и матросов, чтобы противостоять такому союзу. Од­ нако золотом Испания располагала в достаточном коли­ честве. В конце 1702 года в Испании ожидалось прибытие большого транспорта с золотом из Америки. Конвоирова­ ла транспорт французская эскадра.

Объединенный флот Англии и Голландии рыскал по океану в надежде захватить золотые корабли.. Узнав, что у Кадикса, куда направился транспорт, в нетерпеливом ожидании крейсируют английские корабли, адмирал французской конвойной эскадры Шато-Рено решил войти в какой-нибудь французский порт.

Такое решение вызвало энергичный протест испанских кораблей: они везут золото не для Франции, а для Испа­ нии. Адмирал уступил им, и решено было идти в испан­ скую бухту Виго, не блокированную англичанами. Все было бы хорошо, если бы не кадикские купцы. Они обра­ тились в Мадрид с жалобой за нарушение их привилегий,

26

в силу которых все, что поступает из Америки, подлежит разгрузке в Кадиксе, а не в каком-нибудь другом порту. Филипп V, не сумев им возразить, распорядился нало­ жить на золотой груз запрет, до тех пор пока с Кадикса не будет снята блокада.

Англичане тем временем не дремали и устремились в бухту Виго, которая со стороны моря была широко от­ крыта. Превосходство английского флота сомнений не вызывало. Французский адмирал все же принял бой и сражался мужественно до тех пор, пока не стало ясно, что золотые корабли неминуемо должны попасть в руки англичан. Тогда Шато-Рено дал приказ поджечь корабли,

ивесь драгоценный груз их пошел ко дну.

Втечение 250 лет организовывались экспедиции по подъему этих сокровищ; последняя из них была в 1955 го­ ду. Это историческое событие великий фантаст Жюль Верн использовал в своем романе «80 000 километров под водой»: капитан Немо свои золотые запасы пополняет за счет этого подводного клада. Это в романе, а в действи­ тельности известно только то, что тринадцать экспедиций

успеха не принесли.

Много золота вывезли из Америки испанские грабите­ ли, но и много его отняло у них море. Перечисление всех потерь Испании — большая и интересная история, но не она предмет и тема этого очерка.

Золото галионов бухты Виго разыскивалось два с по­ ловиной века, но золото других испанских кораблей ищут без малого четыре столетия. К .таким, например, относит­ ся золото корабля, известного как «Тоберморский галион».

В 1587 году могущественная тогда Испания, решив сохранить свое монопольное положение на море, стала готовиться к вторжению на Британские острова. Предло-

17


гом для этого была казнь шотландской королевы Марии Стюарт. Огромный по тем временам флот двинулся к ан­ глийским берегам. Трудно было надеяться, что англичане смогут противостоять натиску «Непобедимой армады». Однако они деятельно готовились к встрече. Надежды ис­ панского короля Филиппа II рухнули после того, как «Непобедимая армада» была застигнута жестоким штор­ мом. Потрепанная, она не смогла сломить силу англий­ ского флота. Повторный шторм довершил ее разгром.

Казначейский корабль, уходя от преследования англи­ чан, зашел в залив Тобермори у берегов Шотландии. В этот период роды Макдональдов и Маклинов взаимно истребляли друг друга. Капитан корабля Перейра обра­ тился к Макдональду за водой и провизией, но в столь грубой форме, что тот лишь обозвал его наглым ни­ щим. Противник Макдональда — Маклин — использовал сложившуюся ситуацию: он не отказал Перейре в снаб­ жении водой и бараниной и за услугу попросил помощь солдатами. Испанец откликнулся на просьбу, и Макдо­ нальд был разбит наголову.

Наступила зима, и испанцы, не привыкшие к суровому климату, стали замерзать. Маклин, пронюхав, что на ко­ рабле большие запасы золота, решил воспользоваться затруднениями своего недавнего союзника. Захватив в качестве заложников трех испанских офицеров, он стал требовать золото. Перейра же в ответ на это захватил посланного Маклином родственника и поднял паруса. Этот родственник, спущенный в трюм, ухитрился под­ жечь пороховой погреб, и корабль со всеми его сокрови­ щами затонул.

Подводным кладом заинтересовался английский ко­ роль Карл I и в 1641 году обязал через адмиралтейство потомков рода Маклинов заняться его поисками. С тех

>8

пор Маклины ищут подводные сокровища. У них пыта­ лись отнять ненайденный клад, но они смогли отстоять свое «право». Из десятилетия в десятилетие, из века в век искали они затонувшее золото. В 1954 году отпрыск одиннадцатаго колена Маклинов организовал экспеди­ цию, вооруженную новейшей водолазной техникой, но со­ кровища не найдены и до сих пор. Надо полагать, что если они и существуют, затраты на их поиски давно пре­ высили стоимость клада.

Золотая лихорадна

В XV и XVI веках в Европу полноводной рекой текло американское золото. Но эти источники не могли быть неиссякаемы. Невозможно было надеяться только на гра­ беж, стала понемногу расти и золотодобыча. В конце XVII столетия были обнаружены богатейшие золотые россыпи Бразилии. В связи с этим открытием в XVIII ве­ ке добыча золота резко повысилась. Этому способствова­ ло также и усовершенствование методов добычи: гидрав­ лические установки для промывки россыпей, толчейные ступы для измельчения руд, приводимые в движение во­ дяными колесами.

XIX век — век развития капитализма, век внедрения в промышленность, транспорт и другие отрасли хозяйст­ ва машин. Он показал невиданный до того времени рост золотодобычи. Прежде всего это было золото Сибири и Урала, благодаря которому всю первую половину XIX столетия Россия занимала первое место по добыче золота.

В середине века потрясающим было открытие кали­ форнийского золота. Оно было не результатом долгих и упорных поисков, а неожиданной, нечаянной находкой, громом среди ясного неба.

29