Файл: Зенков Л.Ф. Техническое нормирование на железорудных карьерах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
ния ковша в зависимости от категории пород, который колеблет ся от 0,80 до 1,00 (табл. 27).
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 27 |
||
Коэффициент |
наполнения |
ковша |
экскаватора емкостью |
3 м3 |
|
||||
и коэффициент экскавации по |
данным |
фотохронометражных наблюдений |
|||||||
|
|
|
|
|
|
Категория экскавируемости |
|||
Наименование показателей |
|
|
I |
II |
III |
IV |
V |
||
|
|
|
|
|
|||||
Количество погруженных думпкаров . . |
. |
80 |
128 |
179 |
65 |
161 |
|||
Объем плотной горной массы в думпкаре, |
|
9,0 |
15,0 |
10,0 |
15,0 |
||||
м3 ................................................................. |
|
|
|
|
|
||||
Объем погруженной горной массы в плот- |
1200 |
1152 |
2686 |
650 |
2415 |
||||
ном состоянии, м3 ................................... |
|
|
|
||||||
Коэффициент разрыхления горных пород . |
1,20 |
1,30 |
1,45 |
1,60 |
1,75 |
||||
Объем погруженной горной массы в раз- |
1440 |
1498 |
3893 |
1040 |
3985 |
||||
рыхленном состоянии, |
m z . . . |
. . . |
• |
||||||
Количество разгруженных ковшей . . . . |
|
480 |
520 |
1485 |
418 |
1661 |
|||
Объем разрыхленной горной массы водном |
3,00 |
2,88 |
2,64 |
2,49 |
2,40 |
||||
ковше, м3 . . |
. |
• ........................... |
экскава- |
||||||
Коэффициент наполнения |
ковша |
1,00 |
0,96 |
0,88 |
0,83 |
0,80 |
|||
т о р а ............................................................. |
|
|
|
|
|||||
Коэффициент экскавации |
............................... |
|
|
0,83 |
0,74 |
0,61 |
0,52 |
0,46 |
|
П р и м е ч а н и е . |
Объем погруженной горной массы принят по текущему учету с |
применением поправок маркшейдерской службы.
Коэффициент разрыхления определяется отношением объема разрыхленной горной массы в ковше к тому объему ее, который она имела в плотном состоянии.
Изучение этого вопроса в условиях железорудных карьеров Среднего Урала позволило установить, что значения коэффициен та разрыхления для различных пород колеблется от 1,2 до 1,75. увеличиваясь при экскавации скальных пород.
Отношение коэффициента наполнения ковша экскаватора к ко эффициенту разрыхления горных пород называется коэффициен том экскавации. Коэффициент экскавации для пород различной степени экскавируемости, рассчитанный по вышеуказанной фор муле, приведен в табл. 27.
Имея краткое описание физико-механических свойств горных
пород (см. |
табл. 24), зная продолжительность черпания |
(см. |
табл. 26) в |
зависимости от ряда условий и коэффициент экскава |
|
ции горных |
пород различной степени экскавируемости |
(см. |
табл. 27), можно составить шкалу экскавируемости горных пород
сболее конкретными признаками экскавируемости (табл. 28). Шкалы экскавируемости горных пород, разработанные други
ми авторами, приведены в Приложении 4.
102
Т а б л и ц а 28
Шкала экскавируемости горных пород
Категория |
Степень экскави |
экскави- |
|
. руемости |
руемости |
горных |
|
пород |
|
I |
Очень легко- |
|
зкскавируе- |
II |
мые |
Легкоэкскави- |
|
111 |
руемые |
Среднеэкска- |
|
|
вируемые |
IV Трудноэкскавируемые
V Очень трудноэкскавируемые
Характеристика горных пород
Песчанистые, порошкозатые сыпучие торные по роды
Глинистые вязкие горные породы
Горные породы, переходные от I и II категорий эк- 'скавируемости к IV ка тегории; сильно выветрелые породы, которые после взрывания превра щаются в мелкокусковатую массу без негаба ритных кусков
Скальные взорванные гор ные породы с выходом не габаритных кусков до 5% Скальные взорванные гор ные породы с выходом негабаритных кусков бо
лее 5%
Продол |
Коэффи |
житель |
циент |
ность |
экскава |
черпания |
ции |
сек. |
|
6,0 |
0,83 |
6,5 |
0,74 |
7,0 |
0,61 |
9,0 0,52
11,5 0,45
П р и м е ч а н и е . Под негабаритными кусками понимают куски горной массы раз
мером свыше 0,55 VK в наибольшем их измерении, где VK —геометрическая емкость ковша экскаватора, м*
О п р е д е л е н и е ч и с л а ц и к л о в э к с к а в а ц и и и у с т а н о в л е н и е н о р м а т и в о в в р е м е н и
н а п о г р у з к у г о р н о й м а с с ы в т р а н с п о р т н ы е с о с у д ы
Каждый думпкар или другой откаточный сосуд необходимо загружать горной массой полностью, согласно его емкости и гру зоподъемности. Недогруз и особенно перегруз думпкаров не до пускаются.
При отсутствии специальных приборов машинист экскаватора должен уметь «на глаз» определять полноту загрузки думпкара. При этом основным показателем является количество ковшей, разгружаемых в один думпкар. Для определения количества ков шей, разгружаемых в один думпкар, необходимо знать возмож ную вместимость думпкара и объем горной массы, необходимой для полной загрузки думпкара по грузоподъемности.
Возможную вместимость думпкара по объему рассчитывают но формуле
У = ^ ('?2~С) ^ а + ° - 25асА1’
103
где V — возможная вместимость думпкара, ж3; |
|
|
||||||
с — ширина днища кузова думпкара, ж; |
|
|
||||||
а — длина днища кузова думпкара, ж; |
|
|
|
|||||
hi — высота бортов думпкара, ж; |
горной массы |
в думпкаре, |
||||||
а — угол |
естественного |
откоса |
||||||
град. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Эта формула выведена на основании данных, приведенных в |
||||||||
«Технологической инструкции |
для |
машинистов |
экскаваторов |
|||||
СЭ-3», разработанной институтом «Уралгипроруда». |
|
|||||||
Возможная |
вместимость |
думпкаров, |
рассчитанная по этой |
|||||
формуле, приведена в табл. |
29. |
|
|
|
Т а б л и ц а 29 |
|||
Возможная |
вместимость думпкара |
|
||||||
по объему |
|
|||||||
|
|
|
|
Геометрические |
Угол |
Возможная |
||
|
|
Геометри |
размеры думпкара, естествен |
|||||
|
|
вмести |
||||||
Завод-изготовитель |
ческая |
|
мм |
ного отко- |
мость |
|||
емкость |
|
шири |
са горных |
думпкара |
||||
|
|
думпкара |
длина |
|
пород |
по объему |
||
|
|
М3 |
|
на |
высота в думпкаре |
ж 3 |
||
|
|
|
|
|
|
|
град. |
|
Сормовский (40 т) . . . . |
15,3 |
7900 |
2700 |
720 |
35 |
20,0 |
||
Калининградский им. Уриц |
22,6 |
10250 |
2750 |
800 |
35 |
30,0 |
||
кого (50 т )....................... |
||||||||
Днепропетровский |
им. |
32,3 |
12450 |
2920 |
980 |
35 |
44,0 |
|
«Правды» (60 т) . . . . |
||||||||
Калининградский им. Уриц |
45,0 |
— |
— |
— |
35 |
60,0 |
||
кого (90 т )....................... |
При погрузке горной массы с большим объемным весом необ ходимо учитывать загрузку думпкара и по грузоподъемности, так как, загрузив думпкар до возможной вместимости по объему, можно получить большой перегруз его по грузоподъемности. По этому, зная возможную вместимость думпкара, необходимо опре делить объем, действительно необходимый для размещения гор ной массы с весом, равным грузоподъемности думпкара, и для расчета принимать то значение, которое меньше.
Объем, необходимый для размещения горной массы весом, равным грузоподъемности думпкара, определяется по формуле
где Vi — объем, необходимый для размещения горной массы ве сом, равным грузоподъемности думпкара, ж3;
Q — грузоподъемность думпкара, т;
7 — объемный вес горной массы в разрыхленном состоя нии, т/м3.
Определив объем, необходимый для полной загрузки думпка ра по емкости (см. табл. 29) и грузоподъемности (см. табл. 30), определяют количество ковшей, необходимое для загрузки одно го думпкара, по формуле
104
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
30 |
|
Объем |
горной массы, необходимый для полной загрузки думпкаров |
|
|||||
|
|
по грузоподъемности |
|
|
|
|
|
|
Объемный вес горной массы |
Объем (м *), необходимый для полной |
т - |
||||
Категория |
т /м * |
загрузки думпкаров по грузоподъемности, |
|||||
экскавируе |
|
в разрыхлен |
|
|
|
|
|
мости пород |
В ПЛОТНОМ |
40 |
50 |
60 |
90 |
|
|
|
СОСТОЯНИИ |
ном состоянии |
|
||||
I |
1,5 |
1,25 |
32,0 |
40,0 |
48,0 |
72,0 |
|
|
2,0 |
1,65 |
24,2 |
30,3 |
36,3 |
54,6 |
|
|
2,5 |
2,10 |
19,1 |
23,8 |
28,6 |
42,8 |
|
II |
1,5 |
1,15 |
34,8 |
43,5 |
52,2 |
78,2 |
|
|
2,0 |
1,55 |
25,8 |
32,3 |
38,6 |
58,0 |
|
|
2,5 |
1,90 |
21,1 |
26,4 |
31,5 |
47,4 |
|
III |
1,5 |
1,05 |
38,0 |
47,6 |
57,0 |
85,8 |
|
|
2,0 |
1,40 |
28,6 |
35,7 |
42,8 |
64,2 |
|
|
2,5 |
1,70 |
23,5 |
29,4 |
35,3 |
53,0 |
|
|
3,0 ' |
2,10 |
19,1 |
23,8 |
28,6 |
42,8 |
|
IV |
2,5 |
1,55 |
25,8 |
32,3 |
38,6 |
58,0 |
|
|
3,0 |
1,90 |
21,1 |
26,4 |
31,5 |
47,4 |
|
|
3,5 |
2,20 |
18,2 |
22,8 |
27,3 |
40,8 |
|
|
4,0 |
2,50 |
16,0 |
20,0 |
24,0 |
36,0 |
|
V |
2,5 |
1,45 |
27,6 |
34,5 |
41,4 |
62,0 |
|
|
3,0 |
1,70 |
23,5 |
29,4 |
35,3 |
53,0 |
|
|
3,5 |
2,00 |
20,0 |
25,0 |
30,0. |
45,0 |
|
|
4,0 |
2,30 |
16,7 |
21,8 |
26,1 |
39,2 |
|
где п — количество ковшей, необходимое |
для |
загрузки одного |
думпкара; |
|
необходимый для |
V — объем разрыхленной горной массы, |
||
полной загрузки думпкара, м3; |
|
|
Е — геометрическая емкость ковша экскаватора, м3; |
||
К и— коэффициент наполнений ковша |
экскаватора. |
|
Чтобы определить продолжительность загрузки одного думп |
кара, нужно продолжительность цикла экскавации умножить на количество ковшей, необходимое для полной загрузки думпкара.
Следует отметить, что при погрузке горной массы IV и V ка тегорий экскавируемости часть времени затрачивается на разбор ку забоя и уборку негабаритных кусков. Это время принимается в размере 5% от продолжительности загрузки думпкара для по род IV категории и в размере 10%, для пород V категории.
Рассчитанная таким образом продолжительность загрузки думпкара в зависимости от его грузоподъемности (емкости) и ка тегории экскавируемости горных пород приведена в табл. 31, 32, 33 и- 34.
105.
Категория экскавируемости гор ных пород |
Объемный вес /п/ж® |
Коэффициент разрыхления |
I |
1,5 |
1,20 |
|
2,0 |
1,20 |
|
2,5 |
1,20 |
п1,5 1,30
2,0 1,30
2,5 1,30
ш |
1,5 |
1,45 |
|
2,0 |
1,45 |
|
2,5 |
1,45 |
|
3,0 |
1,45 |
IV |
2,5 |
1,60 |
|
3,0 |
1,60 |
|
3,5 |
1,60 |
|
4,0 |
1,60 |
V2,5 1,75
3,0 1,75
3,5 1,75
4,0 1,75
Продолжительность
Возможная вмес тимость думп кара по емкости Л® |
Объем, необходи мый для полной загрузки думп кара по грузо подъемности, мг |
Расчетный объем, необходимый для полной загрузки думпкара, ж® |
20,0 |
32,0 |
20,0 |
20,0 |
24,2 |
20,0 |
20,0 |
19,1 |
19,1 |
20,0 |
34,8 |
20,0 |
20,0 |
25,8 |
20,0 |
20,0 |
21,1 |
20,0 |
20,0 |
38,0 |
20,0 |
20,0 |
28,6 |
20,0 |
20,0 |
23,5 |
20,0 |
20,0 |
19,1 |
19,1 |
20,0 |
25,8 |
20,0 |
20,0 |
21,1 |
20,0 |
20,0 |
18,2 |
18,2 |
20,0 |
16,0 |
16,0 |
' 20,0 |
27,6 |
20.0 |
20,0 |
23,5 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
16,7 |
16,7 |
загрузки
Количество ков шей, необходи мое для полной загрузки думп кара
7
7
6
7
7
7
7
7
7
7
8
8
7
6
8
8
8
7
Т а б л и ц а 31
одного думпкара грузоподъемностью 40 т
Объем горной |
|
Коэффициент |
||
массы в думп |
горнойВес мас думпкаревсы m |
использования |
||
разрыхв ленном состоянии |
плотномв состоянии |
грузопо подъем ности |
геомепо трической емкости |
|
каре, ж® |
|
думпкара |
||
|
|
|
|
1 |
21,0 |
17,5 |
26,3 |
0,66 |
1,37 |
21,0 |
17,5 |
34,7 |
0,87 |
1,37 |
18,0 |
15,0 |
37,8 |
0,95 |
1,18 |
20,0 |
15,5 |
23,0 |
0,57 |
1.31 |
20.0 |
15,5 |
31,0 |
0,78 |
1,31 |
20,0 |
15,5 |
38,0 |
0,95 |
1,31 |
18,5 |
13,0 |
19,5 |
0,49 |
1,21 |
18,5 |
13,0 |
26,0 |
0,65 |
1,21 |
18,5 |
13,0 |
31,5 |
0,79 |
1,21 |
18,5 |
13,0 |
38,8 |
0,97 |
1,21 |
20,0 |
12,5 |
31,0 |
0,78 |
1,31 |
20,0 |
12,5 |
38,0 |
0,95 |
1,31 |
17,4 |
11,0 |
38,3 |
0,96 |
1,14 |
15,0 |
9,5 |
37,5 |
0,94 |
0,98 |
19,2 |
11,0 |
27,8 |
0,70 |
1,25 |
19,2 |
11,0 |
32,6 |
0,82 |
1,25 |
19,2 |
11,0 |
38,4 |
0,96 |
1,25 |
16,8 |
9,5 |
38,7 |
0,97 |
1,10 |
Продолжительность загрузки
|
думпкара |
|
||
количест цикловво экскава ции длитель ность экцикла скавации .сек |
время на загрузку |
|||
одного думпкара |
||||
|
|
|||
|
|
сек. |
МИН. |
|
7 |
26 |
182 |
3,0 |
|
7 |
26 |
182 |
3,0 |
|
6 |
26 |
156 |
2 ,6 |
|
7 |
27 |
189 |
3,2 |
|
п |
27 |
189 |
3,2 |
|
7 |
27 |
189 |
3,2 |
|
7 |
28 |
196 |
3,3 |
|
7 |
28 |
196 |
3,3 |
|
7 |
28 |
196 |
3,3 |
|
7 |
28 |
196 |
3,3 |
|
8 |
29 |
244 |
4,1- |
|
8 |
23 |
244 |
4,1 |
|
7 |
29 |
213 |
3,6 |
|
6 |
29 |
183 |
3,1 |
|
8 |
31 |
273 |
4,6 |
|
8 |
31 |
273 |
4,6 |
|
8 |
31 |
273 |
4,6 |
|
7 |
31 |
239 |
4,0 |