Файл: Зенков Л.Ф. Техническое нормирование на железорудных карьерах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
X I. Прочие замечания исследователя
XII. Объем выполненных работ
1. Погружено за смену:
думпкаров---------------------------------
вних плотной горной массы____:-----м3
2.Действующая норма выработки---------------- мг
3.Выполнение нормы выработки___________%
--------» -------------------------------1S5— г.
Исследователь'.
После проведения наблюдений и первичной обработки иссле довательского материала по определенной методике производится расчет нормативов на отдельные операции экскаваторной по грузки.
Нормы выработки на экскаваторной погрузке устанавлива ются в кубических метрах плотной горной массы в единицу вре мени.
При нормировании необходимо определить для конкретных организационно-технических условий производства работ следую щие показатели:
а) продолжительность цикла экскавации в зависимости от фи зико-механических свойств горных пород;
б) коэффициент экскавации пород; в) количество циклов, необходимое для полной загрузки тран
спортного сосуда; г) время на обмен составов.
Ниже приводится методика определения этих величин на основе конкретного изучения экскаваторной погрузки на железо рудных предприятиях Урала.
П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь ц и к л а э к с к а в а ц и и
Как указывалось выше, передовые машинисты экскаваторов совмещают некоторые элементы цикла во времени, в результате чего продолжительность полного цикла экскавации слагается из продолжительности следующих операций: черпания, поворота стрелы экскаватора на разгрузку, разгрузки ковша и поворота стрелы экскаватора к забою.
Продолжительность поворота стрелы экскаватора на разгруз ку и продолжительность поворота стрелы экскаватора к забою зависит от кинематической характеристики машины и угла пово рота. Чем меньше угол поворота, тем меньше продолжительность поворота на разгрузку и к забою.
7 л. Ф. Зенков |
97 |
Продолжительность разгрузки ковша зависит от физико-меха нических свойств и влажности пород, а также от приемов работы машиниста.
Одним из главных факторов, характеризующих экскавируемость горных пород, является продолжительность черпания, ко торая в свою очередь зависит от физико-механических свойств экскавируемой горной массы, габаритности кусков, влажности пород и приемов работы машиниста.
Таким образом, прежде чем приступить к исследованию па определению продолжительности черпания, необходимо решить вопрос о классификации горных пород по трудности экскавируемости. Для этого горные породы в зависимости от их физико-ме ханических свойств разбивают на пять условных категорий экскавируемости, расположенных в порядке возрастающей степени трудности экскавации (см. табл. 24).
|
|
Т а б л и ц а 24 |
Предварительная классификация |
горных пород по степени их |
|
|
экскавируемости |
|
Категория |
Степень |
|
экскавируе- |
Характеристика горных пород |
|
мости горних |
экскавируемости |
пород
I
и
ш
IV
V
Очень легкоэкскавируе- |
Песчанистые |
порошковатые сыпучие |
||||
мые |
горные |
породы |
|
|
|
|
Легкоэкскавируемые |
Глинистые вязкие норные породы |
|||||
Среднеэкскавируемые |
Горные породы, |
переходные от |
I и |
|||
|
II категорий |
экскавируемости |
к |
|||
|
IV категории; сильно выветрелые |
|||||
|
породы, которые после взрывания |
|||||
|
превращаются |
в |
мелкокускова- |
|||
|
тую массу без негабаритных кус |
|||||
Трудноэкскавнруемые |
ков |
взорванные |
горные |
по |
||
Скальные |
||||||
|
роды |
с |
выходом |
негабаритных |
||
Очень труднозкскавируе- |
.кусков до |
5%, |
|
|
|
|
Скальные взорванные горные поро- |
||||||
мые |
ды с выходом негабаритных кус |
|||||
|
ков 5—10% |
|
|
|
П р и м е ч а н и е . |
Под негабаритными кусками поннмадот куски горной массы раз- |
|
з _ |
в наибольшем их измерении, где ^ — геометрическая |
емкость |
мером свыше 0,55 j/ V |
||
|
ковша экскаватора, м3. |
|
Такое количество категорий экскавируемости нужно |
считать |
нормальным, так как большее количество категорий приводит к дробности норм и крайне незначительной разнице между ними, а меньшее количество категорий создает большие интервалы между ними.
98
Исследование работы экскаваторов СЭ-3 производилось при следующих организационно-технических условиях:
1)изучался процесс экскавации пород всех пяти классов по предварительной классификации горных пород;
2)погрузка горной массы в думпкары была только фронталь
ная;
3)угол поворота стрелы экскаватора при погрузке составлял
60—135°;
4)подтягивание состава в процессе погрузки, как правило, производилось без остановки экскаватора;
5)высота забоя во всех случаях была 10—15 м;
6)экскавация горной массы производилась при оптимальных
радиусах черпания и разгрузки ковша;
7)повторное черпание, не оправдываемое степенью загрузки ковша, во внимание не принималось;
8)экскавация сплошная (без сортировки) или с незначитель ной сортировкой, выполняемой экскаватором в период ожидания составов под погрузку;
9)встречающиеся негабаритные куски укладывались в сто
роне от забоя, как правило, также в период ожидания составов;
10)техническое состояние экскаваторов, за работой которых проводились наблюдения, удовлетворительно, хотя наблюдались простои их из-за ремонта (3,3%' к общему рабочему времени);
11)все экскаваторы обслуживались только электрифициро ванным железнодорожным транспортом, работающим преимуще ственно по открытому циклу и реже — по замкнутому;
12)фотохронометражные наблюдения проводились в летние
месяцы.
Необходимо заметить, что для наблюдений выбирались наибо лее передовые машинисты экскаваторов и наиболее благоприят ные условия работы экскаваторов при погрузке горной массы в железнодорожные думпкары.
При анализе хронометражных рядов, полученных в результате наблюдения за работой передовых машинистов экскаваторов, вы яснилось, что в полученных рядах имеет место длительность, не характерная для анализируемой операции. Как уже было указа но, она явилась следствием случайных отклонений в изучаемом процессе, результатом неправильных приемов работы, следствием допущенных исследователем ошибок при записях и т. п. Поэто му все нехарактерные замеры времени должны быть исключены.
Нормальные ряды выявлены путем установления границ с рез ким изменением частоты членов рядов при переходе их от мень шего значения к большему.
Средняя продолжительность элементов цикла экскавации при ведена в табл. 25.
На основании этих данных определяется нормальная продол жительность отдельных элементов и цикла экскавации в целом
(табл. 26).
7* |
99 |
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
25 |
|
о |
|
|
|
|
|
|
Продолжительность |
элементов цикла экскавации |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Категория экскавируемости горных пород |
|
|
Угол поворота стрелы |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
экскаватора, |
град. |
|
|
Основные показатели |
|
I |
|
II |
|
III |
IV |
V |
|
60—180 |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
чер |
раз |
чер |
раз чер раз |
чер |
раз |
чер |
раз |
поворот |
поворот |
|||
|
|
|
|
|
|
|
пание |
грузка |
пание |
грузка |
пание |
грузка |
пание |
грузка |
пание |
грузка |
на раз |
к забою |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
грузку |
|
|
Количество |
всех замеров |
.................... |
|
39 |
39 |
45 |
46 |
36 |
42 |
50 |
35 |
48 |
35 |
123 |
|
99 |
|||
Количество |
исключенных замеров. . |
2 |
9 |
4 |
4 |
3 |
4 |
7 |
1 |
10 |
1 |
12 |
|
13 |
|||||
Исключенные замеры, |
% |
к общему |
5,1 |
23 |
8,9 |
8,7 |
8,3 |
9,5 |
14 |
2,8 |
20,8 |
2,8 |
9,8 |
13,1 |
|||||
к о л и ч е с т в у ....................... |
|
|
|
. . . . |
|||||||||||||||
Наибольшая |
продолжительность эле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
мента |
цикла |
экскавации |
после |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
очистки |
вариационного |
ряда, |
7 |
4 |
7 |
6 |
8 |
5 |
10 |
4 |
12 |
4 |
9 |
|
10 |
||||
сек........................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Наименьшая продолжительность эле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
мента |
цикла |
экскавации |
после |
5 |
3 |
5 |
3 |
6 |
3 |
7 |
2 |
10 |
2 |
5 |
|
7 |
|||
очистки вариационного ряда, сек. |
|
||||||||||||||||||
Коэффициент устойчивости................ |
|
1,4 |
1,3 |
1.4 |
2,0 |
1,3 |
1,7 |
1.4 |
2 |
1,2 |
2 |
1,8 |
|
1.4 |
|||||
Количество |
замеров, |
оставшихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
после |
очистки |
вариационного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ряда....................................................... |
продолжительность замерен |
37 |
30 |
41 |
42 |
33 |
38 |
43 |
34 |
39 |
34 |
111 |
|
86 |
|||||
Общая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ных элементов цикла экскавации, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
с е к ........................................................ |
|
|
|
|
|
|
222 |
105 |
255 |
190 |
231 |
169 |
383 |
117 |
454 |
117 |
796 |
|
757 |
Средняя продолжительность элемента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
цикла экскавации, |
сек. . |
• • • . |
6,0 |
3,5 |
6 Г2 |
4,5 |
7,0 |
4,4 |
8,9 |
3,5 |
11,6 |
3,5 |
7,2 |
|
8,8 |
||||
Проектируемая |
продолжительность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
элемента цикла экскавации ., сек . |
6,0 |
3,5 |
6,5 |
4,5 |
7.0 |
4,5 |
9,0 |
3,5 |
11,5 |
3,5 |
7,0 |
|
9,0 |
Т а б |
л и ц а 2 6 |
Расчетная продолжительность цикла экскавации экскаватора СЭ-3 |
|
при фронтальной погрузке горной массы в железнодорожные |
думпкары |
К а т е г о р и я |
Е м к о с т ь |
П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь э л е м е н т о в ц и к л а |
||
э к с к а в а ц и и , с е к . |
|
|||
э к с к а в и |
к о в ш а |
|
||
|
|
|
||
р у е м о с т и |
э к с к а в а |
|
|
|
г о р н ы х |
т о р а |
п о в о р о т н а р а з г р у з к а |
п о в о р о т |
|
|
л3 |
|||
п о р о д |
ч е р п а н и е р а з г р у з к у |
к о в ш а |
к за б о ю |
Общая п р о д о л ж и т е л ь н о с т ь ц и к л а э к с к а в а ц и и , с е к .
с р е д н я я р а с ч е т н а я
I |
3 , 0 |
6 , 0 |
7 , 0 |
3 , 5 |
9 , 0 |
2 5 , 5 |
2 6 , 0 |
п |
3 , 0 |
6 , 5 |
7 , 0 |
4 , 5 |
9 , 0 |
2 7 , 0 |
2 7 , 0 |
ш |
3 , 0 |
7 , 0 |
7 , 0 |
4 , 5 |
9 , 0 |
2 7 , 5 |
2 8 , 0 |
IV |
3 , 0 |
9 , 0 |
7 , 0 |
3 , 5 |
9 , 0 |
2 8 , 5 |
2 9 , 0 |
V |
3 , 0 |
1 1 , 5 |
7 , 0 |
3 , 5 |
9 , 0 |
3 1 , 0 |
3 1 , 0 |
П р и м е ч а н и е . Угол поворота стрелы экскаватора на разгрузку принят от 68 до 180*, в среднем 120°. При увеличении угла поворота более 180® к продолжительности
цикла экскавации применять коэффициент, равный 1,17.
К о э ф ф и ц и е н т э к с к а в а ц и и и ш к а л а э к с к а в и р у е м о с т и г о р н ы х п о р о д
Предварительно составленная классификация горных пород по экскавируемости, в которой приведено описание только физи ко-механических свойств пород, не дает полного представления об экскавируемой горной породе. При определении трудности экска вируемости горных пород необходимы более конкретные призна ки. Для экскаваторных работ таковыми являются продолжитель ность черпания и коэффициент экскавации горных пород.
На основании материала фотохронометражных наблюдений за работой экскаваторов СЭ-3 при вышеуказанных горнотехниче ских условиях были определены коэффициенты экскавации пород различной степени экскавируемости, рассчитанные по формуле
Аз — |
— |
пд |
|
Ар |
nKV |
где Кэ — коэффициент экскавации; |
ковша экскаватора; |
|
К л— коэффициент наполнения |
Яр— коэффициент разрыхления горных пород; п — количество погруженных думпкаров;
<7 — объем плотной горной массы в одном думпкаре, м3; V — геометрическая емкость ковша экскаватора, ж3.
Коэффициент наполнения ковша экскаватора изменяется в ши
роких пределах — от 0,45 до 1,2, |
увеличиваясь при экскавации |
сыпучих и рыхлых пород и руд. |
Он определяется отношением |
объема находящейся в ковше разрыхленной горной массы к гео метрической емкости ковша.
Наблюдения в условиях железорудных месторождений Сред него Урала дали возможность установить коэффициент наполнен
101