Файл: Зенков Л.Ф. Техническое нормирование на железорудных карьерах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

X I. Прочие замечания исследователя

XII. Объем выполненных работ

1. Погружено за смену:

думпкаров---------------------------------

вних плотной горной массы____:-----м3

2.Действующая норма выработки---------------- мг

3.Выполнение нормы выработки___________%

--------» -------------------------------1S5— г.

Исследователь'.

После проведения наблюдений и первичной обработки иссле­ довательского материала по определенной методике производится расчет нормативов на отдельные операции экскаваторной по­ грузки.

Нормы выработки на экскаваторной погрузке устанавлива­ ются в кубических метрах плотной горной массы в единицу вре­ мени.

При нормировании необходимо определить для конкретных организационно-технических условий производства работ следую­ щие показатели:

а) продолжительность цикла экскавации в зависимости от фи­ зико-механических свойств горных пород;

б) коэффициент экскавации пород; в) количество циклов, необходимое для полной загрузки тран­

спортного сосуда; г) время на обмен составов.

Ниже приводится методика определения этих величин на основе конкретного изучения экскаваторной погрузки на железо­ рудных предприятиях Урала.

П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь ц и к л а э к с к а в а ц и и

Как указывалось выше, передовые машинисты экскаваторов совмещают некоторые элементы цикла во времени, в результате чего продолжительность полного цикла экскавации слагается из продолжительности следующих операций: черпания, поворота стрелы экскаватора на разгрузку, разгрузки ковша и поворота стрелы экскаватора к забою.

Продолжительность поворота стрелы экскаватора на разгруз­ ку и продолжительность поворота стрелы экскаватора к забою зависит от кинематической характеристики машины и угла пово­ рота. Чем меньше угол поворота, тем меньше продолжительность поворота на разгрузку и к забою.

7 л. Ф. Зенков

97

Продолжительность разгрузки ковша зависит от физико-меха­ нических свойств и влажности пород, а также от приемов работы машиниста.

Одним из главных факторов, характеризующих экскавируемость горных пород, является продолжительность черпания, ко­ торая в свою очередь зависит от физико-механических свойств экскавируемой горной массы, габаритности кусков, влажности пород и приемов работы машиниста.

Таким образом, прежде чем приступить к исследованию па определению продолжительности черпания, необходимо решить вопрос о классификации горных пород по трудности экскавируемости. Для этого горные породы в зависимости от их физико-ме­ ханических свойств разбивают на пять условных категорий экскавируемости, расположенных в порядке возрастающей степени трудности экскавации (см. табл. 24).

 

 

Т а б л и ц а 24

Предварительная классификация

горных пород по степени их

 

экскавируемости

Категория

Степень

 

экскавируе-

Характеристика горных пород

мости горних

экскавируемости

пород

I

и

ш

IV

V

Очень легкоэкскавируе-

Песчанистые

порошковатые сыпучие

мые

горные

породы

 

 

 

Легкоэкскавируемые

Глинистые вязкие норные породы

Среднеэкскавируемые

Горные породы,

переходные от

I и

 

II категорий

экскавируемости

к

 

IV категории; сильно выветрелые

 

породы, которые после взрывания

 

превращаются

в

мелкокускова-

 

тую массу без негабаритных кус­

Трудноэкскавнруемые

ков

взорванные

горные

по­

Скальные

 

роды

с

выходом

негабаритных

Очень труднозкскавируе-

.кусков до

5%,

 

 

 

Скальные взорванные горные поро-

мые

ды с выходом негабаритных кус­

 

ков 5—10%

 

 

 

П р и м е ч а н и е .

Под негабаритными кусками поннмадот куски горной массы раз-

з _

в наибольшем их измерении, где ^ — геометрическая

емкость

мером свыше 0,55 j/ V

 

ковша экскаватора, м3.

 

Такое количество категорий экскавируемости нужно

считать

нормальным, так как большее количество категорий приводит к дробности норм и крайне незначительной разнице между ними, а меньшее количество категорий создает большие интервалы между ними.

98


Исследование работы экскаваторов СЭ-3 производилось при следующих организационно-технических условиях:

1)изучался процесс экскавации пород всех пяти классов по предварительной классификации горных пород;

2)погрузка горной массы в думпкары была только фронталь­

ная;

3)угол поворота стрелы экскаватора при погрузке составлял

60—135°;

4)подтягивание состава в процессе погрузки, как правило, производилось без остановки экскаватора;

5)высота забоя во всех случаях была 10—15 м;

6)экскавация горной массы производилась при оптимальных

радиусах черпания и разгрузки ковша;

7)повторное черпание, не оправдываемое степенью загрузки ковша, во внимание не принималось;

8)экскавация сплошная (без сортировки) или с незначитель­ ной сортировкой, выполняемой экскаватором в период ожидания составов под погрузку;

9)встречающиеся негабаритные куски укладывались в сто­

роне от забоя, как правило, также в период ожидания составов;

10)техническое состояние экскаваторов, за работой которых проводились наблюдения, удовлетворительно, хотя наблюдались простои их из-за ремонта (3,3%' к общему рабочему времени);

11)все экскаваторы обслуживались только электрифициро­ ванным железнодорожным транспортом, работающим преимуще­ ственно по открытому циклу и реже — по замкнутому;

12)фотохронометражные наблюдения проводились в летние

месяцы.

Необходимо заметить, что для наблюдений выбирались наибо­ лее передовые машинисты экскаваторов и наиболее благоприят­ ные условия работы экскаваторов при погрузке горной массы в железнодорожные думпкары.

При анализе хронометражных рядов, полученных в результате наблюдения за работой передовых машинистов экскаваторов, вы­ яснилось, что в полученных рядах имеет место длительность, не­ характерная для анализируемой операции. Как уже было указа­ но, она явилась следствием случайных отклонений в изучаемом процессе, результатом неправильных приемов работы, следствием допущенных исследователем ошибок при записях и т. п. Поэто­ му все нехарактерные замеры времени должны быть исключены.

Нормальные ряды выявлены путем установления границ с рез­ ким изменением частоты членов рядов при переходе их от мень­ шего значения к большему.

Средняя продолжительность элементов цикла экскавации при­ ведена в табл. 25.

На основании этих данных определяется нормальная продол­ жительность отдельных элементов и цикла экскавации в целом

(табл. 26).

7*

99


о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

25

о

 

 

 

 

 

 

Продолжительность

элементов цикла экскавации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория экскавируемости горных пород

 

 

Угол поворота стрелы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

экскаватора,

град.

 

Основные показатели

 

I

 

II

 

III

IV

V

 

60—180

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чер­

раз­

чер­

раз­ чер­ раз­

чер­

раз­

чер­

раз­

поворот

поворот

 

 

 

 

 

 

 

пание

грузка

пание

грузка

пание

грузка

пание

грузка

пание

грузка

на раз­

к забою

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

грузку

 

 

Количество

всех замеров

....................

 

39

39

45

46

36

42

50

35

48

35

123

 

99

Количество

исключенных замеров. .

2

9

4

4

3

4

7

1

10

1

12

 

13

Исключенные замеры,

%

к общему

5,1

23

8,9

8,7

8,3

9,5

14

2,8

20,8

2,8

9,8

13,1

к о л и ч е с т в у .......................

 

 

 

. . . .

Наибольшая

продолжительность эле­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мента

цикла

экскавации

после

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

очистки

вариационного

ряда,

7

4

7

6

8

5

10

4

12

4

9

 

10

сек...........................................................

 

 

 

 

 

 

 

Наименьшая продолжительность эле­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мента

цикла

экскавации

после

5

3

5

3

6

3

7

2

10

2

5

 

7

очистки вариационного ряда, сек.

 

Коэффициент устойчивости................

 

1,4

1,3

1.4

2,0

1,3

1,7

1.4

2

1,2

2

1,8

 

1.4

Количество

замеров,

оставшихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

после

очистки

вариационного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ряда.......................................................

продолжительность замерен­

37

30

41

42

33

38

43

34

39

34

111

 

86

Общая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ных элементов цикла экскавации,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с е к ........................................................

 

 

 

 

 

 

222

105

255

190

231

169

383

117

454

117

796

 

757

Средняя продолжительность элемента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цикла экскавации,

сек. .

• • • .

6,0

3,5

6 Г2

4,5

7,0

4,4

8,9

3,5

11,6

3,5

7,2

 

8,8

Проектируемая

продолжительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

элемента цикла экскавации ., сек .

6,0

3,5

6,5

4,5

7.0

4,5

9,0

3,5

11,5

3,5

7,0

 

9,0


Т а б

л и ц а 2 6

Расчетная продолжительность цикла экскавации экскаватора СЭ-3

при фронтальной погрузке горной массы в железнодорожные

думпкары

К а т е г о р и я

Е м к о с т ь

П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь э л е м е н т о в ц и к л а

э к с к а в а ц и и , с е к .

 

э к с к а в и ­

к о в ш а

 

 

 

 

р у е м о с т и

э к с к а в а ­

 

 

 

г о р н ы х

т о р а

п о в о р о т н а р а з г р у з к а

п о в о р о т

 

л3

п о р о д

ч е р п а н и е р а з г р у з к у

к о в ш а

к за б о ю

Общая п р о д о л ж и ­ т е л ь н о с т ь ц и к л а э к с к а в а ц и и , с е к .

с р е д н я я р а с ч е т н а я

I

3 , 0

6 , 0

7 , 0

3 , 5

9 , 0

2 5 , 5

2 6 , 0

п

3 , 0

6 , 5

7 , 0

4 , 5

9 , 0

2 7 , 0

2 7 , 0

ш

3 , 0

7 , 0

7 , 0

4 , 5

9 , 0

2 7 , 5

2 8 , 0

IV

3 , 0

9 , 0

7 , 0

3 , 5

9 , 0

2 8 , 5

2 9 , 0

V

3 , 0

1 1 , 5

7 , 0

3 , 5

9 , 0

3 1 , 0

3 1 , 0

П р и м е ч а н и е . Угол поворота стрелы экскаватора на разгрузку принят от 68 до 180*, в среднем 120°. При увеличении угла поворота более 180® к продолжительности

цикла экскавации применять коэффициент, равный 1,17.

К о э ф ф и ц и е н т э к с к а в а ц и и и ш к а л а э к с к а в и р у е м о с т и г о р н ы х п о р о д

Предварительно составленная классификация горных пород по экскавируемости, в которой приведено описание только физи­ ко-механических свойств пород, не дает полного представления об экскавируемой горной породе. При определении трудности экска­ вируемости горных пород необходимы более конкретные призна­ ки. Для экскаваторных работ таковыми являются продолжитель­ ность черпания и коэффициент экскавации горных пород.

На основании материала фотохронометражных наблюдений за работой экскаваторов СЭ-3 при вышеуказанных горнотехниче­ ских условиях были определены коэффициенты экскавации пород различной степени экскавируемости, рассчитанные по формуле

Аз —

пд

 

Ар

nKV

где Кэ — коэффициент экскавации;

ковша экскаватора;

К л— коэффициент наполнения

Яр— коэффициент разрыхления горных пород; п — количество погруженных думпкаров;

<7 — объем плотной горной массы в одном думпкаре, м3; V — геометрическая емкость ковша экскаватора, ж3.

Коэффициент наполнения ковша экскаватора изменяется в ши­

роких пределах — от 0,45 до 1,2,

увеличиваясь при экскавации

сыпучих и рыхлых пород и руд.

Он определяется отношением

объема находящейся в ковше разрыхленной горной массы к гео­ метрической емкости ковша.

Наблюдения в условиях железорудных месторождений Сред­ него Урала дали возможность установить коэффициент наполнен

101