Файл: Залыгин Е.Н. Методика артиллерийско-стрелковой подготовки наземной артиллерии пособие для офицеров частей наземной артиллерии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
объяснения необходимыми чертежами, если их исполне ние несложно и не требует много времени.
Часто бывает полезным при решении задач по теоре тическим вопросам стрельбы требовать от обучаемых объяснения, что означает полученный в результате ре шения задачи ответ.
Например, решив на занятии по теории вероятностей задачу на определение надежности стрельбы, обучаемые правильно определили с помощью формулы вероятность попасть хотя бы один раз [Pi = l—(1—р) s], что надежность стрельбы по условиям данной
задачи равна, скажем, 70%. Для проверки, понимают ли обучаемые сущность надежности стрельбы вообще, надо, чтобы они объяснили, что конкретно означает надежность, равная 70%.
Ясно, что ответы обучаемых и, если эго необходимо, дополни тельные объяснения руководителя углубляют понимание изучаемого вопроса.
При проведении группового занятия следует широко использовать наглядные пособия (схемы, таблицы, маке ты, плакаты).
Изучение материала по каждому учебному вопросу необходимо заканчивать частными выводами.
Руководитель должен предоставить обучаемым воз можность задать вопросы после рассмотрения каждого учебного вопроса занятия.
Если у некоторых обучаемых возникнут вопросы, не имеющие прямого отношения к данному занятию, руко водитель, чтобы не нарушать ход занятия, на них не отвечает, указывая обучаемым, что ответы на эти вопро сы будут даны либо на консультации (в частной беседе), либо на одном из следующих занятий.
Заключение и подведение итогов занятия, задание для самостоятельной работы. Групповое занятие руководи тель заканчивает общим заключением по материалу все го занятия и подведением итогов. В заключение следует кратко изложить сущность рассмотренных вопросов, свя зать их в единое целое.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа офицеров (сержантов, кур сантов) является основным методом повышения (углуб ления) политических и военных знаний.
Практика показывает, что глубокое изучение офице рами вопросов теории стрельбы, а также Правил стрель
18
бы невозможно без систематической самостоятельной работы.
Самостоятельная работа по овладению знаниями, умением и навыками является весьма сложным процес сом, воспитывающим и укрепляющим волю офицеров. Она способствует развитию таких важных качеств, как дисциплинированность, организованность, настойчивость и инициатива, которые играют огромную роль в военной деятельности, сопряженной с преодолением трудностей и требующей от советских офицеров умения быстро ори ентироваться в сложной боевой обстановке, самостоя тельно принимать решения и добиваться их осуществле ния.
Самостоятельная работа офицеров (сержантов, кур сантов) организуется с учетом плана командирской под готовки под руководством и контролем непосредствен ных начальников.
Организация и руководство самостоятельной работой
по артиллерийско-стрелковой подготовке включает:
—планирование самостоятельной работы старшими начальниками;
—постановку задач обучаемым на самостоятель ную работу;
—оказание помощи обучаемым в их самостоятель ной работе;
—контроль за самостоятельной работой.
План самостоятельной работы офицеров по артилле рийско-стрелковой подготовке составляется с таким рас четом, чтобы в сочетании с планом командирских заня тий в учебных группах он предусматривал изучение офицерами всех вопросов по артиллерийско-стрелковой подготовке в соответствии с программой обучения. Кро ме того, в этот план может быть включена самостоя тельная работа наиболее подготовленных офицеров дан ной учебной группы в целях совершенствования их зна ний по внепрограммным вопросам.
В плане самостоятельной работы офицеров (он мо жет быть назван также планом индивидуальных заня тий) должны быть отражены:
— содержание индивидуальных заданий офицерам по самостоятельному изучению различных вопросов;
—сроки выполнения заданий;
—рекомендованные литература и пособия;
2* |
19 |
—мероприятия по оказанию помощи обучаемым в их. самостоятельной работе по наиболее сложным вопросам;
—кто, когда и как проверяет выполнение индивиду
альных заданий.
План индивидуальных заданий целесообразно дово дить до офицеров на период обучения, чтобы каждый из них мог более рационально распределить свое время для самостоятельной работы с учетом плана всей слу жебной работы.
Конкретные задачи по самостоятельному изучению материала темы должны ставиться каждому офицеру отдельно.
При постановке задачи старший начальник указыва ет и разъясняет офицеру содержание задания, формы и методы его выполнения, на какие главные вопросы необ ходимо обратить внимание при изучении данного мате риала.
Индивидуальные задания для самостоятельного изу чения должны даваться с учетом индивидуальных осо бенностей и уровня подготовки каждого офицера.
Основными формами индивидуальных заданий для самостоятельной работы по артиллерийско-стрелковой подготовке являются:
—задания по изучению отдельных теоретических во просов;
—задания по решению задач и примеров с целью закрепления теоретических знаний и Правил стрельбы;
—задания на самостоятельное составление и реше ние задач и примеров;
—задания по теоретическому обоснованию зачетных
боевых стрельб или отдельных учебных стрельб;
— изучение специальной литературы по вопросам стрельбы;
—■подготовка к проведению группового занятия.
Помощь обучаемым в их самостоятельной работе по артиллерийско-стрелковой подготовке состоит в проведе нии консультаций, личных бесед старшего начальника с отдельнйми офицерами и создании необходимых ус ловий для самостоятельной работы.
На консультациях и беседах разъясняются неясные вопросы, возникшие у офицеров в ходе самостоятельной работы, а также даются, если необходимо, советы и ука
20
зания по организации и методике самостоятельного изу чения материала.
Самостоятельная работа офицеров должна система тически контролироваться старшими начальниками. Контроль за самостоятельной работой осуществляется как в ходе, так и по окончании выполнения офицерами индивидуальных заданий.
Контроль во время самостоятельной работы над ин дивидуальным заданием проводится путем проверки зна ний в личной беседе, на командирских занятиях, зачет ных стрельбах, проверкой конспектов и т. д.
Для окончания проверки и оценки качества выполне ния задания (изучения материала) проводится либо ин дивидуальная контрольная беседа, либо контрольная ра бота для офицеров, которые выполняли одно и то же задание. Конечная задача проверки — оценка конкрет ных знаний каждого офицера, приобретенных им при са мостоятельном изучении материала данной темы, и вы явление недостатков в знаниях.
Каждое задание должно быть проверено и оценено.
Методика самостоятельного изучения теоретических вопросов по артиллерийско-стрелковой подготовке. Са мостоятельная работа по теории стрельбы артиллерии требует от офицера умения работать с книгой: понимать текст, производить анализ прочитанного, выделять и вы писывать нужные выдержки, составлять план и конспект прочитанного, добиваться четкого, основательного и прочного усвоения изучаемого материала.
Весь процесс работы по усвоению теоретического ма териала делится на четыре этапа: первый — изучение текста прорабатываемого материала; второй — воспро изведение прочитанного в сочетании с повторным чтени ем; третий — запись изученного материала; четвертый — закрепление материала путем повторений.
Во всех случаях первым этапом работы над книгой является изучение учебного материала путем вниматель ного чтения с целью понять его и найти в нем главные, основные вопросы и мысли.
Один из наиболее важных приемов, способствующих глубокому пониманию изучаемого материала на первом этапе работы, — мысленная разбивка материала на смысловые части, узловые вопросы.
21
Разбивку всего прочитанного текста на отдельные. смысловые части полезно оформлять в виде развернутого плана, где узловые вопросы разбиваются на ряд слагае мых вопросов. Смысловая разбивка и развернутый план являются весьма активным процессом осмысливания (понимания) материала.
Развернутый план, составленный при первоначаль ном чтении материала, может быть записан в рабочей тетради или на отдельном листе бумаги.
При первоначальном изучении текста отдельные ча сти могут оказаться трудными или малопонятными. Та кие места необходимо отметить и после прочтения всего текста вновь вернуться к ним и уяснить смысл прочи танного.
Изучение материала многократным чтением до тех пор, пока материал будет выучен, является непроизво дительным способом заучивания, не обеспечивающим со знательного и прочного усвоения.
Поэтому, когда закончено первоначальное изучение текста, следует перейти ко второму этапу работы — по пытаться воспроизвести (объяснить своими словами) прочитанный материал отдельно по каждому вопросу.
Большое значение имеют сопоставление и увязка изу чаемого материала с ранее изученным.
Например, изучая обоснование числа выстрелов в группе при пристрелке с сопряженным наблюдением, офицер сталкивается с формулой для определения срединной ошибки среднего результата, которая изучалась раньше. При этом следует уяснить сущность срединной ошибки среднего результата и осмыслить, почему в дан ном случае мы применяем формулу срединной ошибки среднего ре
зультата |
, что мы достигаем увеличением числа выстре |
лов в группе.
В изучаемом материале часто могут встретиться раз личного рода схемы или чертежи, которые следует вни мательно изучить, а иногда (до конспектирования ма териала) воспроизвести на отдельном листе бумаги.
Например, при изучении теории ошибок в разделе «Эллиптиче ская ошибка» офицер встретился с вопросом «Отклонение от неко торого направления, вызываемое эллиптической ошибкой». Разбирая текст, следует по чертежу, помещенному в учебнике, проследить за ходом рассуждений и затем воспроизвести его на листе бумаги, проконтролировать этим свое понимание изученного вопроса.
22
Встречая в книге вывод той или иной формулы, офи цер должен вникнуть в него, повторить, выписывая на отдельном листе бумаги. В большинстве случаев знание вывода формулы обеспечивает прочное запоминание по следней.
Например, формула для подсчета расхода снарядов по задан
ной надежности и |
вероятности |
попадания |
при одном |
выстреле |
i g ( i - P i ) „ |
понятна и |
прочно запомнится, если |
известен |
|
N — —----------будет |
||||
lg(i —р) |
|
|
|
|
вывод ее из формулы Рi = l—(1—P)s . |
|
|
||
В теоретических обоснованиях |
правил |
ударной |
стрельбы особое место занимают различного рода таб лицы, куда сведены результаты расчетов, на основе ана лиза которых делаются обобщения и выводы.
Если при изучении материала встретится подобная таблица, следует выяснить, какие входные данные ис пользовались для расчетов, по каким формулам эти рас четы выполнялись. Полезно, используя принятые при со ставлении таблицы входные данные, самому расчетом убедиться в правильности полученных значений.
Самостоятельную работу над текстом (второй этап) можно считать выполненной, лишь когда его содержание становится для обучаемого настолько ясным, что он сво бодно и доходчиво может изложить его своими словами.
Самостоятельная работа должна сопровождаться кон спектированием изучаемого материала, что обеспечива ет лучшее понимание и закрепление его.
К конспектированию следует приступать после того, как материал изучен, т. е. когда он полно и правильно воспроизведен.
Конспектировать лучше после изучения всего раздела темы, так как, только ознакомившись со всем материа лом, можно отобрать для своих записей самое важное, существенное.
Конспект должен представлять собой сжатое изло жение своими словами всего изученного материала с чертежами и формулами. Определения, формулы, пра вила и теоремы выписываются из учебника в конспект дословно.
Вся работа по усвоению данного раздела (темы) за канчивается закреплением изученного материала путем повторений (четвертый этап).
Многократным повторением заучивают прежде все
23
го тот материал, который надо знать дословно: форму: лы, правила, формулировки и т. д.
В дальнейшем весь изученный материал для проч ного его закрепления необходимо систематически по вторять в течение всего учебного года. Начинать по вторение целесообразно с чтения записей и конспектов по всему повторяемому разделу, продумывая смысл ма териала, усваивая выводы, правила, определения. Осо бое внимание следует уделить наиболее трудным и
недостаточно твердо усвоенным частям программы. После повторения по конспекту следует, если надо,
повторить материал по учебнику и другим пособиям. Одной из наиболее эффективных форм самостоятель ной работы офицеров по теории стрельбы является выполнение ими индивидуальных заданий по теорети ческим обоснованиям проводимых с офицерами стрельб,
особенно боевых зачетных стрельб.
Например, офицеру можно дать задание теоретиче ски обосновать свою боевую зачетную стрельбу по вы полнению конкретной огневой задачи. Выполняя такое задание, он вынужден будет заново повторять основные положения из теории вероятностей и теории ошибок, досконально изучить все вопросы теоретических обос нований стрельбы, которую он сам вел.
Опыт показывает, что творческое выполнение такого задания значительно способствует повышению теорети ческой подготовки офицера.
Теоретическое обоснование стрельбы производится примерно по следующему плану:
1. Условия выполнения огневой задачи.
2. |
Результаты подготовки исходных данных. |
|||
3. |
Обоснование |
действий |
стреляющего: |
|
а) |
обоснование |
выбора |
способа |
подготовки дан |
ных; |
обоснование |
выбора |
средств |
для выполнения |
б) |
огневой задачи (снаряда, заряда, взрывателя);
в) |
обоснование ширины веера разрывов; |
г) |
обоснование назначения исходных установок; |
д) обоснование последовательно каждой команды в ходе пристрелки и стрельбы на поражение.
Изложение обоснования должно сопровождаться не обходимыми расчетами, рисунками или чертежами.
При обосновании следует объяснить причину ошибоч
24