Файл: Залыгин Е.Н. Методика артиллерийско-стрелковой подготовки наземной артиллерии пособие для офицеров частей наземной артиллерии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

объяснения необходимыми чертежами, если их исполне­ ние несложно и не требует много времени.

Часто бывает полезным при решении задач по теоре­ тическим вопросам стрельбы требовать от обучаемых объяснения, что означает полученный в результате ре­ шения задачи ответ.

Например, решив на занятии по теории вероятностей задачу на определение надежности стрельбы, обучаемые правильно определили с помощью формулы вероятность попасть хотя бы один раз [Pi = l—(1—р) s], что надежность стрельбы по условиям данной

задачи равна, скажем, 70%. Для проверки, понимают ли обучаемые сущность надежности стрельбы вообще, надо, чтобы они объяснили, что конкретно означает надежность, равная 70%.

Ясно, что ответы обучаемых и, если эго необходимо, дополни­ тельные объяснения руководителя углубляют понимание изучаемого вопроса.

При проведении группового занятия следует широко использовать наглядные пособия (схемы, таблицы, маке­ ты, плакаты).

Изучение материала по каждому учебному вопросу необходимо заканчивать частными выводами.

Руководитель должен предоставить обучаемым воз­ можность задать вопросы после рассмотрения каждого учебного вопроса занятия.

Если у некоторых обучаемых возникнут вопросы, не имеющие прямого отношения к данному занятию, руко­ водитель, чтобы не нарушать ход занятия, на них не отвечает, указывая обучаемым, что ответы на эти вопро­ сы будут даны либо на консультации (в частной беседе), либо на одном из следующих занятий.

Заключение и подведение итогов занятия, задание для самостоятельной работы. Групповое занятие руководи­ тель заканчивает общим заключением по материалу все­ го занятия и подведением итогов. В заключение следует кратко изложить сущность рассмотренных вопросов, свя­ зать их в единое целое.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа офицеров (сержантов, кур­ сантов) является основным методом повышения (углуб­ ления) политических и военных знаний.

Практика показывает, что глубокое изучение офице­ рами вопросов теории стрельбы, а также Правил стрель­

18

бы невозможно без систематической самостоятельной работы.

Самостоятельная работа по овладению знаниями, умением и навыками является весьма сложным процес­ сом, воспитывающим и укрепляющим волю офицеров. Она способствует развитию таких важных качеств, как дисциплинированность, организованность, настойчивость и инициатива, которые играют огромную роль в военной деятельности, сопряженной с преодолением трудностей и требующей от советских офицеров умения быстро ори­ ентироваться в сложной боевой обстановке, самостоя­ тельно принимать решения и добиваться их осуществле­ ния.

Самостоятельная работа офицеров (сержантов, кур­ сантов) организуется с учетом плана командирской под­ готовки под руководством и контролем непосредствен­ ных начальников.

Организация и руководство самостоятельной работой

по артиллерийско-стрелковой подготовке включает:

планирование самостоятельной работы старшими начальниками;

постановку задач обучаемым на самостоятель­ ную работу;

оказание помощи обучаемым в их самостоятель­ ной работе;

контроль за самостоятельной работой.

План самостоятельной работы офицеров по артилле­ рийско-стрелковой подготовке составляется с таким рас­ четом, чтобы в сочетании с планом командирских заня­ тий в учебных группах он предусматривал изучение офицерами всех вопросов по артиллерийско-стрелковой подготовке в соответствии с программой обучения. Кро­ ме того, в этот план может быть включена самостоя­ тельная работа наиболее подготовленных офицеров дан­ ной учебной группы в целях совершенствования их зна­ ний по внепрограммным вопросам.

В плане самостоятельной работы офицеров (он мо­ жет быть назван также планом индивидуальных заня­ тий) должны быть отражены:

— содержание индивидуальных заданий офицерам по самостоятельному изучению различных вопросов;

сроки выполнения заданий;

рекомендованные литература и пособия;

2*

19



мероприятия по оказанию помощи обучаемым в их. самостоятельной работе по наиболее сложным вопросам;

кто, когда и как проверяет выполнение индивиду­

альных заданий.

План индивидуальных заданий целесообразно дово­ дить до офицеров на период обучения, чтобы каждый из них мог более рационально распределить свое время для самостоятельной работы с учетом плана всей слу­ жебной работы.

Конкретные задачи по самостоятельному изучению материала темы должны ставиться каждому офицеру отдельно.

При постановке задачи старший начальник указыва­ ет и разъясняет офицеру содержание задания, формы и методы его выполнения, на какие главные вопросы необ­ ходимо обратить внимание при изучении данного мате­ риала.

Индивидуальные задания для самостоятельного изу­ чения должны даваться с учетом индивидуальных осо­ бенностей и уровня подготовки каждого офицера.

Основными формами индивидуальных заданий для самостоятельной работы по артиллерийско-стрелковой подготовке являются:

задания по изучению отдельных теоретических во­ просов;

задания по решению задач и примеров с целью закрепления теоретических знаний и Правил стрельбы;

задания на самостоятельное составление и реше­ ние задач и примеров;

задания по теоретическому обоснованию зачетных

боевых стрельб или отдельных учебных стрельб;

— изучение специальной литературы по вопросам стрельбы;

—■подготовка к проведению группового занятия.

Помощь обучаемым в их самостоятельной работе по артиллерийско-стрелковой подготовке состоит в проведе­ нии консультаций, личных бесед старшего начальника с отдельнйми офицерами и создании необходимых ус­ ловий для самостоятельной работы.

На консультациях и беседах разъясняются неясные вопросы, возникшие у офицеров в ходе самостоятельной работы, а также даются, если необходимо, советы и ука­

20

зания по организации и методике самостоятельного изу­ чения материала.

Самостоятельная работа офицеров должна система­ тически контролироваться старшими начальниками. Контроль за самостоятельной работой осуществляется как в ходе, так и по окончании выполнения офицерами индивидуальных заданий.

Контроль во время самостоятельной работы над ин­ дивидуальным заданием проводится путем проверки зна­ ний в личной беседе, на командирских занятиях, зачет­ ных стрельбах, проверкой конспектов и т. д.

Для окончания проверки и оценки качества выполне­ ния задания (изучения материала) проводится либо ин­ дивидуальная контрольная беседа, либо контрольная ра­ бота для офицеров, которые выполняли одно и то же задание. Конечная задача проверки — оценка конкрет­ ных знаний каждого офицера, приобретенных им при са­ мостоятельном изучении материала данной темы, и вы­ явление недостатков в знаниях.

Каждое задание должно быть проверено и оценено.

Методика самостоятельного изучения теоретических вопросов по артиллерийско-стрелковой подготовке. Са­ мостоятельная работа по теории стрельбы артиллерии требует от офицера умения работать с книгой: понимать текст, производить анализ прочитанного, выделять и вы­ писывать нужные выдержки, составлять план и конспект прочитанного, добиваться четкого, основательного и прочного усвоения изучаемого материала.

Весь процесс работы по усвоению теоретического ма­ териала делится на четыре этапа: первый — изучение текста прорабатываемого материала; второй — воспро­ изведение прочитанного в сочетании с повторным чтени­ ем; третий — запись изученного материала; четвертый — закрепление материала путем повторений.

Во всех случаях первым этапом работы над книгой является изучение учебного материала путем вниматель­ ного чтения с целью понять его и найти в нем главные, основные вопросы и мысли.

Один из наиболее важных приемов, способствующих глубокому пониманию изучаемого материала на первом этапе работы, — мысленная разбивка материала на смысловые части, узловые вопросы.

21


Разбивку всего прочитанного текста на отдельные. смысловые части полезно оформлять в виде развернутого плана, где узловые вопросы разбиваются на ряд слагае­ мых вопросов. Смысловая разбивка и развернутый план являются весьма активным процессом осмысливания (понимания) материала.

Развернутый план, составленный при первоначаль­ ном чтении материала, может быть записан в рабочей тетради или на отдельном листе бумаги.

При первоначальном изучении текста отдельные ча­ сти могут оказаться трудными или малопонятными. Та­ кие места необходимо отметить и после прочтения всего текста вновь вернуться к ним и уяснить смысл прочи­ танного.

Изучение материала многократным чтением до тех пор, пока материал будет выучен, является непроизво­ дительным способом заучивания, не обеспечивающим со­ знательного и прочного усвоения.

Поэтому, когда закончено первоначальное изучение текста, следует перейти ко второму этапу работы — по­ пытаться воспроизвести (объяснить своими словами) прочитанный материал отдельно по каждому вопросу.

Большое значение имеют сопоставление и увязка изу­ чаемого материала с ранее изученным.

Например, изучая обоснование числа выстрелов в группе при пристрелке с сопряженным наблюдением, офицер сталкивается с формулой для определения срединной ошибки среднего результата, которая изучалась раньше. При этом следует уяснить сущность срединной ошибки среднего результата и осмыслить, почему в дан­ ном случае мы применяем формулу срединной ошибки среднего ре­

зультата

, что мы достигаем увеличением числа выстре­

лов в группе.

В изучаемом материале часто могут встретиться раз­ личного рода схемы или чертежи, которые следует вни­ мательно изучить, а иногда (до конспектирования ма­ териала) воспроизвести на отдельном листе бумаги.

Например, при изучении теории ошибок в разделе «Эллиптиче­ ская ошибка» офицер встретился с вопросом «Отклонение от неко­ торого направления, вызываемое эллиптической ошибкой». Разбирая текст, следует по чертежу, помещенному в учебнике, проследить за ходом рассуждений и затем воспроизвести его на листе бумаги, проконтролировать этим свое понимание изученного вопроса.

22

Встречая в книге вывод той или иной формулы, офи­ цер должен вникнуть в него, повторить, выписывая на отдельном листе бумаги. В большинстве случаев знание вывода формулы обеспечивает прочное запоминание по­ следней.

Например, формула для подсчета расхода снарядов по задан­

ной надежности и

вероятности

попадания

при одном

выстреле

i g ( i - P i ) „

понятна и

прочно запомнится, если

известен

N — ----------будет

lg(i —р)

 

 

 

 

вывод ее из формулы Рi = l—(1—P)s .

 

 

В теоретических обоснованиях

правил

ударной

стрельбы особое место занимают различного рода таб­ лицы, куда сведены результаты расчетов, на основе ана­ лиза которых делаются обобщения и выводы.

Если при изучении материала встретится подобная таблица, следует выяснить, какие входные данные ис­ пользовались для расчетов, по каким формулам эти рас­ четы выполнялись. Полезно, используя принятые при со­ ставлении таблицы входные данные, самому расчетом убедиться в правильности полученных значений.

Самостоятельную работу над текстом (второй этап) можно считать выполненной, лишь когда его содержание становится для обучаемого настолько ясным, что он сво­ бодно и доходчиво может изложить его своими словами.

Самостоятельная работа должна сопровождаться кон­ спектированием изучаемого материала, что обеспечива­ ет лучшее понимание и закрепление его.

К конспектированию следует приступать после того, как материал изучен, т. е. когда он полно и правильно воспроизведен.

Конспектировать лучше после изучения всего раздела темы, так как, только ознакомившись со всем материа­ лом, можно отобрать для своих записей самое важное, существенное.

Конспект должен представлять собой сжатое изло­ жение своими словами всего изученного материала с чертежами и формулами. Определения, формулы, пра­ вила и теоремы выписываются из учебника в конспект дословно.

Вся работа по усвоению данного раздела (темы) за­ канчивается закреплением изученного материала путем повторений (четвертый этап).

Многократным повторением заучивают прежде все­

23


го тот материал, который надо знать дословно: форму: лы, правила, формулировки и т. д.

В дальнейшем весь изученный материал для проч­ ного его закрепления необходимо систематически по­ вторять в течение всего учебного года. Начинать по­ вторение целесообразно с чтения записей и конспектов по всему повторяемому разделу, продумывая смысл ма­ териала, усваивая выводы, правила, определения. Осо­ бое внимание следует уделить наиболее трудным и

недостаточно твердо усвоенным частям программы. После повторения по конспекту следует, если надо,

повторить материал по учебнику и другим пособиям. Одной из наиболее эффективных форм самостоятель­ ной работы офицеров по теории стрельбы является выполнение ими индивидуальных заданий по теорети­ ческим обоснованиям проводимых с офицерами стрельб,

особенно боевых зачетных стрельб.

Например, офицеру можно дать задание теоретиче­ ски обосновать свою боевую зачетную стрельбу по вы­ полнению конкретной огневой задачи. Выполняя такое задание, он вынужден будет заново повторять основные положения из теории вероятностей и теории ошибок, досконально изучить все вопросы теоретических обос­ нований стрельбы, которую он сам вел.

Опыт показывает, что творческое выполнение такого задания значительно способствует повышению теорети­ ческой подготовки офицера.

Теоретическое обоснование стрельбы производится примерно по следующему плану:

1. Условия выполнения огневой задачи.

2.

Результаты подготовки исходных данных.

3.

Обоснование

действий

стреляющего:

а)

обоснование

выбора

способа

подготовки дан­

ных;

обоснование

выбора

средств

для выполнения

б)

огневой задачи (снаряда, заряда, взрывателя);

в)

обоснование ширины веера разрывов;

г)

обоснование назначения исходных установок;

д) обоснование последовательно каждой команды в ходе пристрелки и стрельбы на поражение.

Изложение обоснования должно сопровождаться не­ обходимыми расчетами, рисунками или чертежами.

При обосновании следует объяснить причину ошибоч­

24