Файл: Дружинин Г.В. Надежность электрических схем авиационных систем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И о*

в формулу (1.43), проведя

ряд

несложных, но громоздких

преобразований с учетом формул

(1.39)

и (1.41) и условия

 

 

Да

Дат,.

 

 

(1.44)

 

 

 

_ *

 

 

 

 

получим

 

 

 

 

 

Да#.

 

(1 -М )

 

 

 

«/ —1/

 

 

2*/ f 1Vi -

•»!/ -

i

■ 1 + -Г -

 

<72

 

а, .

 

 

 

Да#.

 

 

(1.45)

 

 

 

 

 

 

 

Найдя по формулам (1.42) и (1.45)

значения d и q2, вычисляем по

формулам (1.37) объем

выборки

для

профилактического осмотра

в момент времени г1,•м

.

В дальнейшем,

по статистическим данным

для

момента времени

tt и г1; . i

вычисляется

объем

выборки для

момента времени ti +2

и т. д. Таким образом,

объем

выборки все

время уточняется одновременно с ростом точности экстраполирова­ ния характеристик t\{t) и on (t).

§ 1.9. РАСЧЕТ СОХРАННОСТИ СИСТЕМ

При решении вопроса об оценке сохранности систем необходимо выбрать определяющий параметр системы, подобно тому, как это делалось при оценке сохранности элементов. Определяющий пара­ метр системы является функцией определяющих параметров элемен­ тов этой системы и, следовательно, изменяется в процессе хранения. При изменении определяющего параметра системы он может выйти за границы допустимых значений, т,- е. система может выйти из строя.

Если имеется возможность измерять определяющий параметр хранящихся систем, то расчет сохранности систем аналогичен рас­ чету сохранности элементов. Например, если на хранении находятся электронные усилители, то, замерив у части из них коэффициенты усиления в два фиксированных момента времени, можно рассчитать сохранность описанным выше способом. Однако произвести непо­ средственные измерения определяющего параметра системы удается далеко не всегда. Иногда это невозможно из-за отсутствия контроль­ но-измерительной аппаратуры, иногда имеется опасность поврежде­ ния системы при проверке; могут отсутствовать источники питания и т. д. Во всех этих, случаях приходится опираться на знание измене­ ния характеристик элементов, составляющих находящуюся на хра­ нении систему. Кроме того, по характеристикам элементов прихо­ дится рассчитывать сохранность систем в случае, когда число систем ограничено, а каждую из них можно разбить на небольшое число групп одинаковых элементов.

Так как определяющие параметры элементов являются случай­ ными функциями времени, то определяющий параметр системы будет также_ случайной функцией времени с математическим ожида­

нием w(t) и среднеквадратическим отклонением ew(t).

44


Будем

по-прежнему

обозначать номер элемента в схеме системы

индексом

/

— 1, 2, . .

т. Для фиксированного момента вре­

мени

t-j

определяющий

параметр системы будет случайной величи­

ной

W (,

которая является функцией

т случайных аргументов Ну,-

и имеет числовые характеристики

и за, .

Обычно постепенные изменения определяющих параметров эле­ ментов сравнительно невелики. Поэтому функцию случайных аргу­ ментов

H2 i , . . . н л , . . . н т г )

можно разложить в ряд Тейлора, сохранив только члены первого порядка и отбросив члены высших порядков:

42/. ■• •

rlmi)+

2 / '

hi/»

т12,- ••• 4mt)[Hji ~ ЧуЛ

 

 

j=1 Ty

 

(1-46)

Введем для краткости обозначения

 

 

 

. h n . Ч2 1. •

• • i , /) =

. ;

11' <- Ту 1 = Ну,:

и перепишем формулу в виде

 

m

 

 

 

 

 

w i * / h к»

4»i. • •

• ч*,-) -+

( 1 .4 7 ;

 

 

 

/ —1

 

Так как математические ожидания центрированных случайных аргу-

О

ментов Нjj равны нулю, то математическое ожидание функции слу­ чайных аргументов W t является той же функцией от математических ожиданий аргументов:

=

42/. • ■-4*/)-

(L4s)

С практикой хорошо согласуется допущение о том, что для каж­ дого момента времени значения определяющих параметров отдель­ ных элементов являются независимыми, а следовательно, и некорре­ лированными между собой случайными величинами. Поэтому, при­ меняя к формуле (1.47) теорему о дисперсии линейной функции некоррелированных случайных величин, имеем

т

или, переходя к средним квадратическим отклонениям,

2

(1.49)

О*..

 

 

45


Таким образом, имея значения т),: и -зт всех элементов системы для двух моментов времени tt и /,-+ 1, мы можем рассчитать по фор­ мулам (1.48) и (1.49) значения ®'г-и оа,. , да,+ 1 и 3W._,V а затем при­

ближенно предсказать сохранность системы изложенным в § 1.7 способом.

При значительных отклонениях определяющих параметров эле­ ментов от номинальных значений возникает сомнение в применимо­

сти

изложенного

способа

нахождения числовых характеристик да,-

и

aw. путем

линеаризации функции

случайных аргументов

Wf (Hu . Н„т, . . . flmJ.).

В этом случае для проверки и уточнения

результатов расчета может быть Применен

метод, основанный па

сохранении в разложении функции

W t (}\u , Н2г, .

. Л в ряд Тейлора

первых трех членов. Как

показано

в [7], при этом

методе формула

для определения математического ожидания да,- при некоррелиро­ ванных значениях Iiin Н?;, . . . ITmj будет иметь вид:

w i — f h i «. Yl2o

(1.50)

Второй член формулы (1.50) является поправкой на нелинейность функции и может служить для оценки точности метода линеариза­

ции при вычислении математического ожидания w i по формуле (1.48). Если учесть, что для фиксированного момента времени зна­ чения определяющих параметров элементов независимы и распре­ делены по законам, близким к нормальным, то среднеквадратиче­ ское отклонение ow определится выражением

и +

1

(1.51)

2

 

Последние два члена формулы

(1.51) являются поправкой на нели­

нейность функции.

входящих

в формулу (1.48) —(1.51) частных

Для нахождения

производных можно пользоваться приемами, разработанными в тео­ рии точности механизмов, где линеаризация функций разложением в ряд Тейлора с сохранением членов первого порядка малости при­ меняется для вычисления ошибки механизма по ошибкам отдельных звеньев (метод Н. Г. Бруевича) [4, 5, 6].

Расчет сохранности систем можно вести как для постепенных отказов элементов, так и для общего случая наличия обоих видов отказов. В последнем случае пользуются обобщенными определяю­ щими параметрами элементов или системы.

Рассмотренный способ расчета сохранности можно применять и при расчетах надежности. Изложенным выше способом можно рас­ считать надежность постоянно включенных систем, находящихся в стационарных условиях. Кроме того, сохранность нужно учитывать

46


при расчетах полной надежности систем, йоторые работают эпизо­ дически и кратковременно, а в основном находятся в выключенном состоянии и перед применением не проверяются. В этом случае веро­ ятность исправной работы системы в течение времени t

 

P0{t) = S{t1) P 2(t2),

 

 

 

(1.52)

где S(/i)

— вероятность нахождения в

исправном

состоянии

 

в течение определенного времени

хранения в задан­

Рг^г)

ных условиях;

исправной

работы

в

течение

— условная вероятность

 

определенного времени t2 — t t{ в заданных условиях,

 

найденная в предположении, что

к началу

работы

 

система была исправной. Это

условие раньше,

при

 

выводе формулы (1.6),

было записано в виде /?(0)

= 1.

Если перерывы в работе системы невелики, то принимается

S(f,) ~

1.

 

 

 

 

 

 

Глава 2

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ НАДЕЖНОСТИ АППАРАТУРЫ

§ 2.1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НАДЕЖНОСТЬ АВИАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ ПРИ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Авиационная аппаратура в процессе эксплуатации испытывает вредные внешние воздействия, которые делают условия ее работы довольно тяжелыми. Эти снижающие надежность авиационной аппаратуры вредные воздействия могут быть субъективными или объективными.

Субъективные воздействия происходят из-за неправильных дей­ ствий людей, эксплуатирующих аппаратуру. Любая, даже полностью автоматизированная аппаратура, требует периодического осмотра и ремонта, т. е. подвергается воздействию людей. При этом возможны приводящие к отказам неправильные действия людей, обусловлен­ ные недостатком знаний, опыта, небрежностью, а также плохой организацией. Например, к отказу аппаратуры могут привести сле­ дующие действия: неправильная регулировка аппаратуры, наруше­ ние правил включения и выключения, нарушение порядка, методики и объема профилактических работ и т. д. Наряду с отрицательными субъективными факторами могут действовать и положительные, например деятельность изобретателей и рационализаторов.

Объективные воздействия можно разделить на две группы

(рис. 2.1):

а) Общие воздействия, которым всегда подвергается в тон или иной мере вся авиационная аппаратура во время полета.

б) Частные воздействия, которым могут подвергаться отдельные конкретные образцы, но некоторые образцы могут не испытывать этих вредных воздействий. Обычно аппаратура подвергается част­ ным воздействиям на земле.

Кобщим воздействиям относятся:

1)тяжелый ударно-вибрационный режим авиационной аппа­

ратуры;

2)тяжелый температурный режим;

3)резкие изменения атмосферного давления.

Первые два типа общих воздействий являются основными фак­ торами, определяющими более низкую, чем в других областях тех­ ники, надежность авиационной аппаратуры. Борьба с последствиями совместного влияния этих двух факторов составляет значительную

48


часть всех мероприятий по повышению надежности авиационных систем. Поэтому ударно-вибрационный и тепловой режимы работы авиационной аппаратуры будут более подробно рассмотрены в § 2.2

и 2.3.

Падение атмосферного давления при высотных полетах также вредно сказывается на надежности аппаратуры. При пониженном давлении ухудшается охлаждение аппаратуры, понижается электри­ ческая прочность воздуха, увеличивается нагрузка на кожухи герме­ тизированных элементов. Все эти обстоятельства должны учитывать­ ся при проектировании и эксплуатации аппаратуры.

Р и с . 2.1. Факторы, снижающие надежность авиационной аппаратуры.

К частным воздействиям относятся условия применения конкрет­ ного образца аппаратуры. При этом наибольшее значение имеют три вида вредных воздействий:

1)климат;

2)биологические воздействия;

3)ядерная радиация.

Вредное влияние климата может проявляться в основном за счет высокой или низкой температуры воздуха, повышенной влажности воздуха и различных примесей в нем. Повышенная температура воз­

4 Г. В. Дружинин

49