Файл: Денисов А.П. Н. Г. Курганов - выдающийся русский ученый и просветитель XVIII века.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Окончательное оформление Курганова в каче­ стве штатного профессора высшей математики и навигации произошло более чем через год. Эт<> объясняется колебаниями Адмиралтейств-колле- гии, неохотно утвердившей назначение на столь высокую должность выходца из народа.

24 мая 1775 года директор Морского корпуса приказал бригадиру корпуса подполковнику Шу­ бину оформитъ Курганова как штатного профес­ сора и при ртом отозвался о нем с большой по­ хвалой: «...и как в Морском шляхетном кадетском корпусе не достает профессора, он один Курганов долговременно правит с хорошими успехами сию должность, того ради написать его по вышеопи­ санному господ академиков аттестату в положен­ ное число по штату профессором».1

Таким образом, с 24 мая 1775 года Курганов стал штатным профессором высшей математики и навигации Морского корпуса. «Только выдаю­ щийся ученый педагог, снабжавший корпус свои­ ми учебниками по всем главным предметам пре­ подавания, мог достигнутъ звания профессора и должности инспектора. Что касается до его педа­ гогических способностей, в них убедиться легко, имея перед собой составленные им книги». 2

Некоторые документы свидетельствуют о том, что присуждению Курганову профессорского зва­ ния предшествовал экзамен в Академии наук. В штате Морского корпуса за 1792 год есть сле-

1

ЦГАВМФ, ф. 432, оп. 1, д. 167, л. 3.

2

А. И. К и р п и ч н и к о в . Былые знаменитости

русской литературы. «Исторический вестник», 1887,

сентябрь, т. 29; А. И. К и р п и ч н и

к о в .

Очерки

по

истории новой русской литературы.

СПб.,

1896, стр.

50,

136

Выдающийся мореплаватель Ю. Ф. Лисянский, ученик Н. Г. Курганова.

дующая запись о нем: «По экзамену в император­ ской Академии наук удостоен профессором». 1 О том же говорится и в рапорте самого Курга­ нова от 8 марта 1774 года директору Морского корпуса Голенищеву-Кутузову: «А ныне я в пред­ реченных знаниях находящимися при император­ ской Академии Наук высшей Математики Госпо­ дами Профессорами экзаменован и удостоен Про­ фессором тех наук».2

1 ЦГАВМФ,

ф. 432, оп.

1, д. 886, л. 101.

2 ЦГАВМФ,

ф. 432, оп.

1, д. 167, л. 1.

137


Совершенно ясно, что экзамен, о котором гово­ рится в документах, был лишь проформой, необ­ ходимой для того, чтобы аттестат о присуждении Звания профессора был обоснован и формально.

Так бедный солдатский сын огромным, длитель­ ным напряжением всех своих сил и способностей в тяжелых условиях крепостнической России сумел достигнуть вершин науки.

-Mé,

ТЕОРЕТИК ПРИМОРСКОЙ ФОРТИФИКАЦИИ

Оборона громадного по протяженности побе­ режья России и связанное с этим строительство

ивооружение приморских крепостей на Севере

иБалтике издавна были проблемами государ­ ственного значения. После первой русско-турец­ кой войны 1769—1774 годов, в результате кото­ рой Россия вышла к берегам Черного и Азов­ ского морей, встала задача об организации обо­ роны побережья на юге. А в последней четверти XVIII столетия назрела необходимость в по­ стройке приморских укреплений и на Тихоокеан­ ском театре. В связи с этим особенно увеличи­

лась потребность в научной разработке вопросов приморской фортификации и береговой обороны

в целом.

Пожалуй, ни одна страна не имела такого боль­ шого количества приморских крепостей и такого богатого опыта их боевых действий, как Россия. Но этот обширный опыт не обобщался, и до 1777 года никаких исследований русских авторов по данному вопросу не обнаружено.

В шестидесятых годах XVIII столетия Курга­

139

нов, не ограничиваясь преподаванием математики и кораблевождения, приступил к обучению буду­ щих офицеров русского флота важнейшему пред­ мету — морской тактике. Готовясь к занятиям, Курганов еще глубже изучал историю русских и иностранных вооруженных сил и особенно фло­ тов. Кроме того, он был современником участни­ ков Северной, Семилетней и русско-турецкой войн; в беседах с ними Курганов также черпал ценный военно-исторический материал. Наконец, перед его глазами постоянно были такие образцы русского фортификационного строительства, как Петропавловская крепость в Петербурге, Крон­ штадт, крепости Прибалтики.

Анализируя опыт войн и развитие способов военных действий, Курганов решил написать труд, в котором хотел рассказать об обороне по­ бережья в прошлом и наметить пути строитель­ ства фортификационных сооружений и использо­ вания береговой артиллерии в будущем.

В 1777 году рта работа под названием «Книга о науке военной» 1 вышла в свет. Многие мысли и идеи, выдвинутые Кургановым, получили при­ знание и были претворены в жизнь. Некоторые же положения «Книги о науке военной», несмотря на коренные изменения в боевой технике и спо­ собах ведения военных действий, сохранили свое значение вплоть до второй мировой войны.

1 Полное название: «Книга о науке военной, содер­ жащая в себе Умозрение и деяние о укреплении вся­ ких полезных и приморских мест; о нападении и обо­ роне крепостей и гаваней; с описанием бывших знат­ нейших Атак; и с присовокуплением Науки о Перспек­ тиве и Словаря Инженерного, издана Профессором Николаем Кургановым в Санкт-Петербурге, 1777 года».

140



К К И Г А

МОРСКОЙ ИНЖЕНЕРЪ,

н ы х ъ и

п р и м о р с кmoи х ъестьЪ ,

Ь: о з ш у и щ е в ія

Ѳ еор'ш

и п р а к т и к а о у к р ѣ п л е н іи н а п о л ь ­

 

м сіті

tmmnxb , и о ■

Ф л а я » ® ! во у к р ѣ п л е н н ы й

б ы в ш и й з н а т н ѣ й ш и х !) а т а к а хЪ м н о ги х !)

п о р т о к Ъ сЬ п р и с о в о к у п л е н іе м ъ н а у к и о п ер ­

с п е к т и в ѣ , о

н а п а с т и н о б о р о н ѣ р а з н ы й

к р ѣ п о с т е й и с д .о м р я и н ж е н е р н а г о - .

Д**

учжіпргхе* с#*»у я?д*Л

Викоха» Ку fir*

«o»b

Malojsb

>і»в««**тичтс»вхЬ к

кавиглц-

 

«шЛ шукЬ ІІрофвееорк

 

 

âfe пжміод«ю^

!

 

»S С<іншяит№рс*'у,ріа

 

 

.

» u m

«:.

: ...

Один из листов труда

И. Г. Курганова «Книга

о науке

военной».

Таким образом, деятельность Курганова как теоретика приморской фортификации оказалась неразрывно связанной с разработкой им вопросов тактики флота.

В «Книге о науке военной» Курганов обобщил богатый и поучительный опыт русских и ино­ странных вооруженных сил в области приморской фортификации и высказал ряд ценных мыслей о развитии фортификации и способов ведения военных действий при обороне побережья. Мате­ риал, изложенный в книге, показывает, что Кур­ ганов был представителем того передового тече­ ния русской военной мысли, которое рассматри­ вало армию и флот как единое целое в системе вооруженных сил государства.

В своем труде Курганов уделил большое вни­ мание береговой артиллерии. Он сформулировал основные положения, которые должны соблю­ даться при постройке береговой батареи, и дал ряд указаний о повышении ее живучести и за­ щиты личного состава от огня корабельной артил­ лерии.

Характеризуя условия, которые должны быть соблюдены при выборе места для военно-морской базы и для строительства ее оборонительных сооружений, Курганов говорил о том, что берего­ вые батареи следует располагать с таким расче­

том, чтобы

они защищали

флот, находящийся

в базе, от

артиллерийского

обстрела с моря.

Впервые в России Курганов выдвинул и следую­ щее важное положение: районы базирования флота должны быть надежно обороняемы и со стороны сухопутного фронта, а сооружения воен­ но-морской базы следует располагать на такой высоте, которая позволит успешно защищать от

142


артиллерийского огня противника базу и корабли на рейде.1

В своей книге Курганов развил также пробле­ мы противодесантной обороны и высказал ценную мысль (впоследствии получившую широкое при­ менение в практике строительства береговых ба­ тарей) о том, что фланги военно-морской базы должны быть защищены фортификационными сооружениями с установленными на них бата­ реями». 2

Курганов развил положение о необходимости глубокого расположения береговых батарей, ко­ торое дает возможность последовательно пора­ жать корабли противника в случае их прорыва мимо батарей первой линии.3 Эта идея получи­ ла впоследствии всеобщее признание. Классиче­ ским примером ее осуществления на практике являлась береговая артиллерия Финского залива в XVIII—XIX веках.

Неоднократно и настойчиво подчеркивал Кур­ ганов одно из основных положений своей книги, а именно: военно-морская база должна иметь артиллерию и фортификационные сооружения не только с морского направления (в районе берего­ вой черты или на островах перед входом в базу), но и со стороны суши.

Работы Курганова в области приморской фор­ тификации способствовали обобщению многове­ кового опыта русских и иностранных вооружен­ ных сил по строительству приморских крепостей

и более

эффективному использованию главного

1 Н. Г.

К у р г а н о в . Книга о науке военной, ч. И.

СПб., 1777, стр. 103.

2

Т а м

ж е,

ч. I, стр. 114.

3

Т а м

ж е ,

стр. 126.

143

оружия обороны побережья — береговой артил­ лерии.

Одновременно Курганов уделял много време­ ни и сил написанию капитального курса кораб­ левождения, в который должны были войти во­ просы мореходной астрономии, навигации и ло­ ции. Труд Бугера «Новое сочинение о навига­ ции» уже значительно устарел. Много энергии отдавал Курганов созданию совершенно нового для Морского корпуса курса экспериментальной физики. Эту дисциплину намечено было ввести в учебный план с целью повышения общеобразо­ вательного уровня будущих офицеров. Разра­ ботка курса была поручена Курганову — наибо­ лее опытному преподавателю и прекрасному ме­ тодисту.

По предложению Курганова и благодаря его на­ стойчивости на здании Морского корпуса была построена астрономическая обсерватория, где

слушатели могли приобрести

некоторые навыки

в наблюдении

небесных светил. Создание

этой

обсерватории

способствовало

повышению

инте­

реса обучавшихся к мореходной астрономии и лучшему ее усвоению.

Но несмотря на все заслуги Курганова перед отечеством, правящие круги крепостнической России продолжали смотреть на него и других преподавателей Морского корпуса 1 как на группу людей, обязанную готовить кадры и создавать учебные руководства, но не имеющую права на признание своих заслуг и обреченную на прини­ женное положение. Именно по этой причине

1 Преподавательский состав Морского корпуса, как правило, состоял из представителей трудового народа.

144