Файл: Денисов А.П. Н. Г. Курганов - выдающийся русский ученый и просветитель XVIII века.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Петербург в XVIII в.

плащ, он легко поднимался по лестнице, шел по длинному коридору, на стенах которого находи­ лись рельефные изображения диких зверей, не­ когда украшавшие старинные корабли, и входил в класс. Учащиеся понимали, что этот скромный и внешне суровый человек, преподававший им ма­ тематику, астрономию, навигацию, фортифика­ цию, морскую тактику и экспериментальную фи­ зику, знал в совершенстве не только эти предме­ ты, но был сведущ и в других областях человече­ ских знаний; владея латинским, французским, немецким и английским языками, он следил за развитием мировой научной мысли. Перед уча­ щимися лежали написанные или переведенные им на русский язык учебники и научные книги. Автор их, профессор высшей математики и нави-

14

гации, был соратником и единомышленником Михаила Васильевича Ломоносова.

Если бы мы могли перенестись во вторую поло­ вину XVIII столетия и посетить классы, где пре­ подавал этот выдающийся педагог, то среди его учеников мы узнали бы Федора Ушакова, Дмит­ рия Сенявина, Юрия Лиеянского, Ивана Крузен­ штерна, Фаддея Беллинсгаузена, Платона Гама­ лею и многих других боевых адмиралов, пытли­ вых исследователей и ученых.

После занятий преподаватель выходил на ши­ рокую /набережную. Свинцовые воды Невы мер­ но катились к Финскому заливу. Человек в синем плаще неторопливо шел к массивному зданию Кунсткамеры. Здесь помещалось богатейшее кни­ гохранилище России — библиотека Академии наук. Работал он долгие часы: делал выписки, изучал труды ученых разных стран и времен, углублялся в трактаты Леонарда Эйлера...

Было уже темно, когда читатель библиотеки возвращался в свой скромный деревянный домик на 16-й линии Васильевского острова. Тогда го­ родские здания еще не имели номеров, но соседи знали, что в пятом по счету доме от набережной Большой Невы живет ученый и преподаватель Морского кадетского корпуса Николай Гаврило­ вич Курганов.

Богатая событиями жизнь Курганова была не­ разрывно связана с Петербургом и Кронштадтом, с Балтийским морем и с Петербургской Морской академией, учрежденной в 1715 году1 и преоб­ разованной затем в Морской корпус.

1 А. К р о т к о е . Морской кадетский корпус. СПб., 1901, стр. 31.

13

* * *

7 января 1738 года ясным морозным утром вы­ сокий подтянутый унтер-офицер Семеновского полка Гаврила Курганов подошел с тринадцати­ летним сыном Николаем к большому каменному зданию Сухаревой башни в Москве. Там помеща­ лась Навигацкая школа 1— колыбель кадров рус­ ского флота, — первое отечественное военно-мор­ ское учебное заведение, основанное Петром I в 1701 году.2 Мальчик был невысокого роста, ху­ дощавый, с бледным лицом, на котором лежала печать безрадостного детства. Отца с сыном при­ нял преподаватель школы Леонтий Филиппович Магницкий — человек глубоких знаний и боль­ шого сердца, автор знаменитой «Арифметики» — первого русского печатного курса математики и кораблевождения. Эта энциклопедическая книга в течение полувека служила руководством во всех основных учебных заведениях России. Ею широ­ ко пользовались также для самообразования, ее конспектировали и переписывали. Труд Магниц­ кого явился «вратами учености» для Ломоносова,

1 Вначале для школы было предоставлено помеще­ ние Большого Полотняного двора в Кадашеве (Замос­ кворечье), но оно оказалось тесным, и вскоре Нави­ гацкая школа была переведена в Сретенскую или Су­ хареву башню. На вершине башни оборудовали астро­ номическую обсерваторию. Ф. Ф. В е с е л а г о . Очерк русской морской истории, ч. I. СПб., 1875, стр. 591.

2 А. К р о т к о в. Морской кадетский корпус, стр. Ц; М. С. Л а л а е в. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их Управле­ нию (1700—1880). СПб., 1880, стр. 6; А. В о р о н о в .

Историко-статистическое обозрение учебных заведепий С.-Петербургского учебного округа с 1715 но 1828 г. включительно. СПб., 1849, стр. 3.

16


Сухарева башня в Москве.

2 А. П. Денисов fO C .

ПУБЛИЧНА,

17

НАУЧі;

'ЕХ

;; .1-

 

Б И Б Л ио ■

XJC;

 

L fb i A l

Курганова и большинства образованных русских людей, живших в первой половине XVIII века.

После короткого разговора с Гаврилой Курга­ новым Магницкий отвел мальчика в класс, где уже сидели два десятка ребят в возрасте от 12 до 17 лет. Для Николая началась новая жизнь.

Магницкий стал первым учителем 12Курганова, оказавшим на него большое положительное влия­ ние. Имеющиеся исторические материалы убеди­ тельно свидетельствуют о том, что Магницкий от­ личался жаждой знаний, стремлением развивать науки, распространять просвещение среди народа, твердостью и принципиальностью в отстаивании своих взглядов.3 Весь жизненный путь Курганова показывает, что он в полной мере воспринял эти положительные качества своего наставника.

Состав учащихся Навигацкой школы был пест­ рым. Здесь можно было увидеть детей ремеслен­ ников и посадских людей, бояр и дворян, а также солдат (в основном Семеновского и Преображен­ ского полков).3 Даже грозные указы Петра I не могли пресечь упорных попыток многих бояр и даже дворян оградить своих детей от пожизнен­ ной военно-морской службы.4 Потребность же в

1

Записки Гидрографического департамента Мор­

ского министерства, ч. VII. СПб.,

1849, стр. 411.

2

Д. Д. Г а л а н и н . Леонтий

Филиппович Магниц­

кий и его «Арифметика», вып. I. М., 1914, стр. 59.

3

М. С. Л а л а е в. Исторический очерк военно-учеб­

ных

заведений, подведомственных Главному их Управ­

лению (1700—1880), стр. 7; О. А. Е в т е е в. Первые русские геодезисты на Тихом океане. М., Географиздат, 1950, стр. 17; А. К р о т к о в. Морской кадетский корпус, стр. 30, 21.

4 Ф. Ф. В е с е л а г о . Очерк русской морской исто­ рии, ч. I, стр. 593.

18

W \ V


кадрах для флота была очень большой.1 В связи с этим Петр I разрешил принимать в Навигацкую школу детей недворянского происхождения. К их числу относился и Курганов.

Нет ничего удивительного в том, что сильнее других тянулись к знаниям дети бедных и незнат­ ных родителей, так как ученье, помимо приобре­ тения знаний, открывало для многих, может бытъ, единственный путь к сравнительно благоприят­ ному положению в жизни. Дети же богатых ро­ дителей, и особенно бояр, зачастую учились весьма посредственно, а иногда просто убегали из школы.

Против дезертиров предусматривались жесто­ кие меры. Да первый побег или даже отлучку без разрешения полагались батоги, второй раз винов­ ного били кнутом, а на третий — беглец после наказания кнутом направлядся на галеры каторж­ ным гребцом.2

Дни шли за днями, уроки арифметики сменя­ лись занятиями по русскому языку. Жажда зна ний у Николая не имела пределов. Свободное от учебы время он обычно проводил в школь­ ной библиотеке, погрузившись в чтение какогонибудь труда по математике или кораблевож­ дению.

Надо сказать, что «Арифметика» Магницкого не являлась единственным руководством, приме­ нявшимся в Навигацкой школе. В качестве учеб­

ных пособий использовался

также специальный

1 А. К р о т к о е . Морской

кадетский корпус,

стр. 24.

 

2 ЦГАВМФ. Канц. гр. Апраксина, д. 246, л. 218.

2*

19

рукописный курс,1 математические таблицы и другое.

Рукописный курс состоял из геометрии, триго­ нометрии, мореходной астрономии и навигации. Некоторые вопросы кораблевождения были пре­ поданы здесь шире, чем в «Арифметике», а часть вопросов, освещенных в ртом курсе, вообще не рассматривалась в «Арифметике».

В период обучения Курганова в Навигацкой школе она уже была подготовительным училищем для Петербургской Морской академии 2 и ученики школы занимались только русским языком и ма­ тематикой. Однако некоторые учащиеся, к кото­ рым принадлежал и Курганов, пользуясь тем, что в «Арифметике» и рукописном курсе были главы, посвященные кораблевождению, знакомились с основами навигации и мореходной астрономии.

' В. В. Б о б ы н и н . Очерки по истории физикоматематических знаний в России. В журнале «Физико-

математические науки в

их прошлом и настоящем»

т. IX, 1. М., 1890, стр.

26.

2 В 1715 г. Навигацкая школа была разделена: младшие классы остались в Москве, а старшие, полу­ чившие название «Морская академия», переведены в Петербург. Первоначально академия помещалась в так называемых «Кикиных палатах» — каменном двух­ этажном здании, находившемся поблизости от Адми­ ралтейства. Так как здание это было слишком тесным, то в 1727 г. Морской академии был передан дом Долго­ рукова, располагавшийся на Васильевском острове на месте Академии художеств. Однако и это здание ока­ залось неудобным. Тогда в 1743 г. Морской академии отвели бывший дом Миниха — огромное каменное зда­ ние на набережной Большой Невы между 11-й и 12-й линиями Васильевского острова. Теперь в ртом здании помещается Высшее, военно-морское орденов Ленина и Ушакова 1-й степени Краснознаменное училище им. М. Ф. Фрунзе.

20



Титульный лист

учебника

«Новая артиллерия»

Э.

Брауна,

1709 г.

Наиболее любознательных ученикон Магницкий иногда по вечерам брал с собой на вершину Су­ харевой башни, где была оборудована небольшая астрономическая обсерватория. Оттуда, с высоты птичьего полета, была видна Москва, раскинув­ шаяся почти до горизонта. Магницкий рассказы­ вал им о небесных светилах, значении астроно­ мии для мореплавания и земледелия, объяснял способ измерения высот светил над горизонтом при помощи квадранта.1 Вскоре Николай в совер­ шенстве изучил расположение созвездий и мог быстро и точно братъ высоты светил.

Ознакомившись детально с «Арифметикой» и рукописным курсом, Курганов обратился к лите­ ратуре, имевшейся в школе.

В библиотеке Навигацкой школы было немало поучительных и полезных книг, содержащих раз­ нообразные научные знания и сведения по кораб­ левождению и военно-морскому делу. К их числу относились: «География генеральная» Бернгарда Варения, включавшая физическую и математиче­ скую географию, некоторые вопросы астрономии и кораблевождения и излагавшая устройство сол­ нечной системы в духе Коперника; «Новая артил­ лерия» Э- Брауна, представлявшая собой до­ вольно обстоятельный курс артиллерии; «Книга мирозрения» Христиана Гюйгенса, пропаганди­ рующая гелиоцентрическое учение Коперника; книга Гибнера «Земноводного круга краткое опи­ сание», являвшаяся своеобразным аннотирован­ ным атласом, где отдельные главы представляли собой текст, сопутствующий изучению атласа.

1 К в а д р а н т — астрономический угломерный ин­ струмент с дугой круга 90°.

22

Курганов знакомился и с «Книгой учащей мор­ ского плавания» А. Деграфа, переведенной в 1701 году на русский язык И. Ф. Копиевским. В книге содержалось много сведений по матема­ тике, астрономии, физической географии и кораб­ левождению. При изучении астрономии Курганов пользовался и первой известной нам звездной картой на русском языке, отпечатанной в 1699 го­ ду в Амстердаме в типографии Тессинга, под ре­ дакцией того же Копиевского. Карта была снаб­ жена специальными накладными координатными сетками и наставлением для решения с ее по­ мощью задач практической астрономии. Эта карта служила не только для изучения звездного неба, -но и для расчетов по мореходной астрономии.

Курганову была известна отпечатанная в 1707 году в Москве для Навигацкой школы боль­ шая настенная картина с изображением звездной карты обоих полушарий, по углам которой были изображены чертежи четырех систем мира и их творцы — Птолемей, Тихо-Браге, Декарт и Копер­ ник. На этой картине система Коперника была представлена в русском печатном издании впер­ вые. Чертежи к картине составил библиотекарь Навигацкой школы В. А. Киприянов под редак­ цией Я. В. Брюса.

Для создания и пополнения библиотеки Нави­ гапкой школы много сделали Магницкий и Ки­ приянов. Последнему принадлежала основанная в 1705 году в Москве типография, в которой пе­ чатались необходимые для Навигацкой школы математические и астрономические таблицы, мор­ ские и географические карты и пр.

Дело Киприянова после его смерти в 1723 году было продолжено сыном Василием, который орга­

23