Файл: Денисов А.П. Н. Г. Курганов - выдающийся русский ученый и просветитель XVIII века.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

низовал в находившейся около Спасского моста и принадлежавшей ему книжной лавке широкую торговлю. В этой известной всей Москве лавке можно было найти как уникальные, старинные книги на русском и иностранных языках, так и последние отечественные издания, в том числе научные журналы Петербургской Академии наук. Юный Курганов был частым посетителем киприяновской лавки.

Годы напряженной учебы в Москве пролетели быстро. Пришел Курганов к Сухаревой башне в зимнюю стужу, а уезжать довелось в солнечный майский день 1741 года.1 Противоречивые чув­ ства волновали юношу. Впереди была интересная поездка в столицу, учеба в Морской академии, служба на Балтийском флоте. В Москве остава­ лось учебное заведение, открывшее ему путъ к знаниям, бедный, но милый сердцу отчий дом и могила первого учителя и воспитателя Л. Ф. Маг­ ницкого, ставшего для Николая вторым отцом.

* * Я*

Столица встретила Курганова моросящим дож­ дем, туманами и кипучей, напряженной жизнью. Здесь воздвигались величественные каменные здания, памятники и гранитные набережные. В Петербурге находился центр научной жизни страны — Акадвхмия наук, учреждение, ведавшее флотом, — Адмиралтейств-коллегия2 и верфи, где

1 ЦГАВМФ, ф. 432, оп. 1, д. 886, л. 101; Общий мор­

ской список, ч. II. СПб., 1885,

стр. 221.

и

2 Адмиралтейств-коллегия

(1718—1827)— как

остальные коллегии была подчинена Сенату. В 1722 го­ ду был издан «Регламент Петра Великого о управле­ нии Адмиралтейства и верфи и должностях Адмирал­

24

строились корабли. В Неве становились на якорь суда разных государств. Знаменит*>Іе писатели и поэты, выдающиеся мыслители и ученые, вели­ кие зодчие, скульпторы и художники жили и ра­ ботали в столице. В то Hte время все пороки и непримиримые противоречия крепостничества именно здесь были обнажены до предела. С одной стороны существовал царский двор, вельможи с их дворцами и неимоверной роскошью, с дру­ гой — многочисленные слободы, где в холоде, тесноте и бедности жил трудовой народ, создав­ ший все ценности Петербурга.

Прибыв в столицу, Николай твердо решил не ограничиваться курсом Морской академии, а при­ ложить все силы для овладения вершинами зна­ ний в области математики, астрономии и военноморского дела. Возможности для осуществления этого намерения были здесь гораздо большими, чем в Москве. Академия наук, учрежденная в 1725 году, уже в первые годы своего существования развернула широкую научную деятельность. Она

тейств-коллегии и прочих всех чинов при Адмиралтей­ стве обретающихся». Согласно регламенту Адмирал- тейств-коллегия ведала строительством, вооружением и снабжением кораблей флота, строительством и обо­ рудованием портов, адмиралтейств, учетом и комплек­ тованием флота и его учреждений личным составом, подготовкой личного состава. В 1765 году был издан новый «Регламент о управлении Адмиралтейств и Фло­ том», согласно которому Адмиралтейств-коллегия имела «верховную власть над флотами, их командирами, людьми, строениями и прочими всеми делами к флоту и адмиралтейству принадлежащими». Таким образом, функции Адмиралтейств-коллегии аналогичны функ­ циям Морского министерства, учрежденного вместо нее в 1827 г.

25


Здание Морской академии. Начало XVIII в.

имела прекрасно оборудованную астрономиче­ скую обсерваторию, богатейшее собрание книг на русском, латинском, французском, английском и немецком языках и первый русский естествен­ но-научный и исторический музей — Кунстка­ меру.

Почти в одно время с Кургановым в Петербург из-за границы прибыл (8 июня 1741 года) М. В. Ломоносов, полный решимости отдать все силы и способности развитию наук и распростра­ нению просвещения в России. Вскоре пути Ломо­ носова и Курганова скрестились; с тех пор и до самой смерти великого русского ученого Курга­ нов был одним из его соратников.

Петербургская Морская академия являлась вто­ рым центром подготовки командных кадров для

26

русского флота. Обучение здесь велось на значи­ тельно более высоком уровне, чем в Навигацкой школе, и было тесно связано с практикой. Учеб­ ный год подразделялся на две части: теоретиче­ ское обучение зимой и весной, практика летом

иосенью.

ВМорской академии изучались следующие дис­ циплины: астрономия, сферика, навигация плос­ кая, навигация круглая, география, геодезия, на­ вигация меркагорская, диюрналы, артиллерия, фортификация и иностранный язык.

Вастрономии содержались основные сведе­ ния из полевой астрономии и подробно рассмат­ ривались вопросы мореходной астрономии: сфе­ рика представляла собой обстоятельный курс сферической тригонометрии; в навигации плос­ кой преподавались графическое и письменное

счисление пути корабля и определение места ко­ рабля по земным ориентирам; навигация круг­ лая давала сведения о том, как выбирать курсы корабля при плавании в океанах на большие рас­ стояния, по дуге большого круга, когда прихо­ дится учитывать сферическую поверхность З ем_ ли; в географии учащиеся знакомились с основ­ ными положениями математической географии; в геодезии сообщались сведения о том, как производить съемки земной поверхности и со­ ставлять карты и планы; содержанием навига­ ции меркаторской являлись элементарная тео­ рия карт меркаторской проекции и основные при­ емы работы с ними, в дисциплине, носившей не­ обычное для нас название диюрналы (т. е. жур­ налы), приводились правила ведения навигацион­ ного и вахтенного журналов и многочисленные приемы практического применения этих правил:

27


в артиллерии изучались материальная часть, стрельба и боеприпасы; наконец, в фортифика­ ции давались важнейшие положения полевой фортификации и более подробно рассматрива­ лась приморская фортификация.

Учащиеся Морской академии проходили прак­ тику на боевых кораблях Балтийского флота и береговых батареях. 1 На кораблях они несли вахты, вели путесчисление, определяли место корабля по небесным и земным ориентирам, вели навигационный и вахтенный журналы, занима­ лись стрельбой, изучали устройство корабля и управление им. На береговых батареях учащиеся Знакомились с фортификационными сооруже­ ниями и орудиями, принимали участие в практи­ ческих стрельбах; там же они обычно проходили практику по геодезии и производили съемки мест­ ности.

Таким образом, оканчивающие Морскую акаде­ мию могли исполнять многочисленные обязанно­ сти флотского офицера и получали элементарные навыки по составлению морских и географиче­ ских карт. Из-за острой необходимости в сроч­ ных работах по картографированию страны и недостатка соответствующих специалистов мно­ гие из питомцев Морской академии, в том числе и Курганов, были впоследствии привлечены к со­ зданию и исправлению карт.2

Академия вела подготовку и преподавательских кадров. Для этой цели был выделен специальный класс «Большой Астрономии», где обучались по

1Ф. Ф. В е с е л а г о . Очерк русской морской исто­ рии, ч. I, стр. 606.

2Архив АН СССР, ф. 3, оп. 10, д. 18, лл. 72—73.

28

расширенным программам наиболее одаренные слушатели.1

Условия жизни учеников и даже преподавате­ лей Морской академии были тяжелыми. Часто за­ держивалась выдача денежного содержания, не хватало средств на питание, одежду, обувь. 2 Так же как и в Навигацкой школе, ученики за те или иные проступки подвергались телесным наказа­ ниям. Жилища учащихся были тесными и холод­ ными. Некоторые слушатели проживали на част­ ных квартирах, так как помещений при Морской академии не хватало.3

Учебные успехи Курганова были настолько не­

обычайны, что уже в 1743 году

он,

будучи еще

слушателем Морской академии,

был

привлечен

к преподаванию астрономии. Один

из авторов

работ о Курганове писал о нем: «В науках он шел с быстротой и легкостью изумительной. Так, проходя высшие математические науки у подма­ стерья (т. е. младшего преподавателя. — Ред.) А. Д. Бухарина, он был в числе первых учеников и даже помогал своему учителю обучать дру­ гих. 4

В1744 году Курганов был зачислен в класс «Большой Астрономии». 5

Вте редкие часы, когда Николай позволял себе

1Материалы для истории русского флота, ч. V. СПб., 1875, стр. 417.

2 Ф. Ф. В е с е л а г о . Очерк истории Морского ка­ детского корпуса, стр. 92.

3 Ф. Ф. В е с е л а г о . Очерк русской морской исто­ рии, ч. I, стр. 608.

4 Е. Я. К о л б а с и и. Литературные деятели преж­ него времени, стр. 178.

5 А. А. П о л о в ц е в . Русский биографический сло­ варь. СПб., 1903, стр. 604.

29


отвлечься от занятий и не был занят службой, он любил бродить по Петербургу, так не похожему на город, где прошло его детство. Красавица Нева покорила сердце юноши. Смотря на плавное тече­ ние реки, в которой отражались облака и лучшие архитектурные сооружения Петербурга, он меч­ тал о дне, когда с борта корабля с высокими, стройными мачтами и белоснежными парусами откроются перед ним просторы океанов, далеких южных морей, неизвестные острова и земли.

Однажды, гуляя по набережной Большой Невы, Курганов, преодолев робость, вошел в вестибюль здания Академии наук и спросил, как пройти в библиотеку. С этого дня началась новая, свет­ лая страница в его жизни. Обширные книжные фонды богатейшей библиотеки открыли юному слушателю Морской академии доступ к тво­ рениям ранее не известных ему ученых. Для того чтобы пользоваться в подлинниках произве­ дениями иностранных авторов, Николай, уже сво­ бодно читавший по-французски и по-латыни, на­ чал изучать английский и немецкий языки. Это увеличило познания Курганова, расширило его кругозор.

Наступила весна 1746 года. На смену долгой холодной зиме пришло новое пробуждение при­ роды, а с ней и радость людей, их надеясды на что-то светлое, хорошее. Эти чувства переполняли и сердце Курганова. Он только что окончил Мор­ скую академию и был назначен младшим препо­ давателем «математических и навигацких наук» здесь же в Академии.1 Радость Курганова не

1 ЦГАВМФ, ф. 432, оп. 1, д. 886, л. 101; ф. 432, оп. 1, д. 839, л. 18.

30


могло омрачить даже то обстоятельство, что ему как выходцу из недворянской семьи не было при­ своено офицерское звание, хотя его однокурс­ ники, далеко уступавшие ему в знаниях и спо­ собностях, но имевшие поместья и крепостных, были выпущены офицерами на флот.

Однако молодой преподаватель Морской акаде­ мии думал не о чинах и почестях. В Кронштадт­ ской гавани уже стоял готовый к отплытию трех­ мачтовый корабль, на котором Курганову пред­ стояло уйти в плавание вместе со слушателями Морской академии.

Прошли месяцы летних походов. З а кормой остались тысячи пройденных миль, — теснины Финского залива, низкие зеленые острова Моонзундского архипелага, лабиринты шхер северного берега залива с их бесчисленными островками, скалами и узкими фарватерами, возвышенный лесистый остров Гогланд, похожий на спину рас­ серженного медведя. Остались позади и порты Прибалтики: Рига, Аренсбург (на острове Эзель), древний Ревель с его неповторимым силуэтом крепостных башен, остроконечных шпилей цер­ ковных сооружений и чудесным ансамблем сред­ невековья — Вышгородом, седая Нарва, старин­ ный Иван-город с крепостью — памятником же­ стокой борьбы России с Ливонским орденом.

Корабль миновал остров Котлин — цитадель Балтийского флота, затем Кроншлот — искус­ ственный островок-крепость, закованный в гра­ нит и грозно ощетинившийся жерлами орудий и, войдя в Неву, стал на якорь против знакомого здания Морской академии.

И снова классы, внимательные лица слушате­ лей, а после занятий углубленное изучение в

31

Вид на здание Морской академии. Середина XVIII в.

академической библиотеке трудов Леонарда Эй­ лера, Даниила Бернулли, Иоганна Кеплера, Исаака Ньютона и многих других.

Уже в этот ранний период деятельность Курга­ нова как педагога выходит далеко за пределы обычных преподавательских обязанностей. Стре­ мясь к углублению своих познаний, он перевел с французского языка книги: «Элементы геомет­ рические», «Физическая астрономия» и часть работы «Светильник морской».

С 1747 года научная и педагогическая деятель­ ность Курганова оказалась связанной с талантли­ вым русским ученым, педагогом и астрономом Андреем Дмитриевичем Красильниковым. Не­ смотря на разницу в возрасте (Красильников ро-

32