Файл: Денисов А.П. Н. Г. Курганов - выдающийся русский ученый и просветитель XVIII века.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
низовал в находившейся около Спасского моста и принадлежавшей ему книжной лавке широкую торговлю. В этой известной всей Москве лавке можно было найти как уникальные, старинные книги на русском и иностранных языках, так и последние отечественные издания, в том числе научные журналы Петербургской Академии наук. Юный Курганов был частым посетителем киприяновской лавки.
Годы напряженной учебы в Москве пролетели быстро. Пришел Курганов к Сухаревой башне в зимнюю стужу, а уезжать довелось в солнечный майский день 1741 года.1 Противоречивые чув ства волновали юношу. Впереди была интересная поездка в столицу, учеба в Морской академии, служба на Балтийском флоте. В Москве остава лось учебное заведение, открывшее ему путъ к знаниям, бедный, но милый сердцу отчий дом и могила первого учителя и воспитателя Л. Ф. Маг ницкого, ставшего для Николая вторым отцом.
* * Я*
Столица встретила Курганова моросящим дож дем, туманами и кипучей, напряженной жизнью. Здесь воздвигались величественные каменные здания, памятники и гранитные набережные. В Петербурге находился центр научной жизни страны — Акадвхмия наук, учреждение, ведавшее флотом, — Адмиралтейств-коллегия2 и верфи, где
1 ЦГАВМФ, ф. 432, оп. 1, д. 886, л. 101; Общий мор
ской список, ч. II. СПб., 1885, |
стр. 221. |
и |
2 Адмиралтейств-коллегия |
(1718—1827)— как |
остальные коллегии была подчинена Сенату. В 1722 го ду был издан «Регламент Петра Великого о управле нии Адмиралтейства и верфи и должностях Адмирал
24
строились корабли. В Неве становились на якорь суда разных государств. Знаменит*>Іе писатели и поэты, выдающиеся мыслители и ученые, вели кие зодчие, скульпторы и художники жили и ра ботали в столице. В то Hte время все пороки и непримиримые противоречия крепостничества именно здесь были обнажены до предела. С одной стороны существовал царский двор, вельможи с их дворцами и неимоверной роскошью, с дру гой — многочисленные слободы, где в холоде, тесноте и бедности жил трудовой народ, создав ший все ценности Петербурга.
Прибыв в столицу, Николай твердо решил не ограничиваться курсом Морской академии, а при ложить все силы для овладения вершинами зна ний в области математики, астрономии и военноморского дела. Возможности для осуществления этого намерения были здесь гораздо большими, чем в Москве. Академия наук, учрежденная в 1725 году, уже в первые годы своего существования развернула широкую научную деятельность. Она
тейств-коллегии и прочих всех чинов при Адмиралтей стве обретающихся». Согласно регламенту Адмирал- тейств-коллегия ведала строительством, вооружением и снабжением кораблей флота, строительством и обо рудованием портов, адмиралтейств, учетом и комплек тованием флота и его учреждений личным составом, подготовкой личного состава. В 1765 году был издан новый «Регламент о управлении Адмиралтейств и Фло том», согласно которому Адмиралтейств-коллегия имела «верховную власть над флотами, их командирами, людьми, строениями и прочими всеми делами к флоту и адмиралтейству принадлежащими». Таким образом, функции Адмиралтейств-коллегии аналогичны функ циям Морского министерства, учрежденного вместо нее в 1827 г.
25
Здание Морской академии. Начало XVIII в.
имела прекрасно оборудованную астрономиче скую обсерваторию, богатейшее собрание книг на русском, латинском, французском, английском и немецком языках и первый русский естествен но-научный и исторический музей — Кунстка меру.
Почти в одно время с Кургановым в Петербург из-за границы прибыл (8 июня 1741 года) М. В. Ломоносов, полный решимости отдать все силы и способности развитию наук и распростра нению просвещения в России. Вскоре пути Ломо носова и Курганова скрестились; с тех пор и до самой смерти великого русского ученого Курга нов был одним из его соратников.
Петербургская Морская академия являлась вто рым центром подготовки командных кадров для
26
русского флота. Обучение здесь велось на значи тельно более высоком уровне, чем в Навигацкой школе, и было тесно связано с практикой. Учеб ный год подразделялся на две части: теоретиче ское обучение зимой и весной, практика летом
иосенью.
ВМорской академии изучались следующие дис циплины: астрономия, сферика, навигация плос кая, навигация круглая, география, геодезия, на вигация меркагорская, диюрналы, артиллерия, фортификация и иностранный язык.
Вастрономии содержались основные сведе ния из полевой астрономии и подробно рассмат ривались вопросы мореходной астрономии: сфе рика представляла собой обстоятельный курс сферической тригонометрии; в навигации плос кой преподавались графическое и письменное
счисление пути корабля и определение места ко рабля по земным ориентирам; навигация круг лая давала сведения о том, как выбирать курсы корабля при плавании в океанах на большие рас стояния, по дуге большого круга, когда прихо дится учитывать сферическую поверхность З ем_ ли; в географии учащиеся знакомились с основ ными положениями математической географии; в геодезии сообщались сведения о том, как производить съемки земной поверхности и со ставлять карты и планы; содержанием навига ции меркаторской являлись элементарная тео рия карт меркаторской проекции и основные при емы работы с ними, в дисциплине, носившей не обычное для нас название диюрналы (т. е. жур налы), приводились правила ведения навигацион ного и вахтенного журналов и многочисленные приемы практического применения этих правил:
27
в артиллерии изучались материальная часть, стрельба и боеприпасы; наконец, в фортифика ции давались важнейшие положения полевой фортификации и более подробно рассматрива лась приморская фортификация.
Учащиеся Морской академии проходили прак тику на боевых кораблях Балтийского флота и береговых батареях. 1 На кораблях они несли вахты, вели путесчисление, определяли место корабля по небесным и земным ориентирам, вели навигационный и вахтенный журналы, занима лись стрельбой, изучали устройство корабля и управление им. На береговых батареях учащиеся Знакомились с фортификационными сооруже ниями и орудиями, принимали участие в практи ческих стрельбах; там же они обычно проходили практику по геодезии и производили съемки мест ности.
Таким образом, оканчивающие Морскую акаде мию могли исполнять многочисленные обязанно сти флотского офицера и получали элементарные навыки по составлению морских и географиче ских карт. Из-за острой необходимости в сроч ных работах по картографированию страны и недостатка соответствующих специалистов мно гие из питомцев Морской академии, в том числе и Курганов, были впоследствии привлечены к со зданию и исправлению карт.2
Академия вела подготовку и преподавательских кадров. Для этой цели был выделен специальный класс «Большой Астрономии», где обучались по
1Ф. Ф. В е с е л а г о . Очерк русской морской исто рии, ч. I, стр. 606.
2Архив АН СССР, ф. 3, оп. 10, д. 18, лл. 72—73.
28
расширенным программам наиболее одаренные слушатели.1
Условия жизни учеников и даже преподавате лей Морской академии были тяжелыми. Часто за держивалась выдача денежного содержания, не хватало средств на питание, одежду, обувь. 2 Так же как и в Навигацкой школе, ученики за те или иные проступки подвергались телесным наказа ниям. Жилища учащихся были тесными и холод ными. Некоторые слушатели проживали на част ных квартирах, так как помещений при Морской академии не хватало.3
Учебные успехи Курганова были настолько не
обычайны, что уже в 1743 году |
он, |
будучи еще |
слушателем Морской академии, |
был |
привлечен |
к преподаванию астрономии. Один |
из авторов |
работ о Курганове писал о нем: «В науках он шел с быстротой и легкостью изумительной. Так, проходя высшие математические науки у подма стерья (т. е. младшего преподавателя. — Ред.) А. Д. Бухарина, он был в числе первых учеников и даже помогал своему учителю обучать дру гих. 4
В1744 году Курганов был зачислен в класс «Большой Астрономии». 5
Вте редкие часы, когда Николай позволял себе
1Материалы для истории русского флота, ч. V. СПб., 1875, стр. 417.
2 Ф. Ф. В е с е л а г о . Очерк истории Морского ка детского корпуса, стр. 92.
3 Ф. Ф. В е с е л а г о . Очерк русской морской исто рии, ч. I, стр. 608.
4 Е. Я. К о л б а с и и. Литературные деятели преж него времени, стр. 178.
5 А. А. П о л о в ц е в . Русский биографический сло варь. СПб., 1903, стр. 604.
29
отвлечься от занятий и не был занят службой, он любил бродить по Петербургу, так не похожему на город, где прошло его детство. Красавица Нева покорила сердце юноши. Смотря на плавное тече ние реки, в которой отражались облака и лучшие архитектурные сооружения Петербурга, он меч тал о дне, когда с борта корабля с высокими, стройными мачтами и белоснежными парусами откроются перед ним просторы океанов, далеких южных морей, неизвестные острова и земли.
Однажды, гуляя по набережной Большой Невы, Курганов, преодолев робость, вошел в вестибюль здания Академии наук и спросил, как пройти в библиотеку. С этого дня началась новая, свет лая страница в его жизни. Обширные книжные фонды богатейшей библиотеки открыли юному слушателю Морской академии доступ к тво рениям ранее не известных ему ученых. Для того чтобы пользоваться в подлинниках произве дениями иностранных авторов, Николай, уже сво бодно читавший по-французски и по-латыни, на чал изучать английский и немецкий языки. Это увеличило познания Курганова, расширило его кругозор.
Наступила весна 1746 года. На смену долгой холодной зиме пришло новое пробуждение при роды, а с ней и радость людей, их надеясды на что-то светлое, хорошее. Эти чувства переполняли и сердце Курганова. Он только что окончил Мор скую академию и был назначен младшим препо давателем «математических и навигацких наук» здесь же в Академии.1 Радость Курганова не
1 ЦГАВМФ, ф. 432, оп. 1, д. 886, л. 101; ф. 432, оп. 1, д. 839, л. 18.
30
могло омрачить даже то обстоятельство, что ему как выходцу из недворянской семьи не было при своено офицерское звание, хотя его однокурс ники, далеко уступавшие ему в знаниях и спо собностях, но имевшие поместья и крепостных, были выпущены офицерами на флот.
Однако молодой преподаватель Морской акаде мии думал не о чинах и почестях. В Кронштадт ской гавани уже стоял готовый к отплытию трех мачтовый корабль, на котором Курганову пред стояло уйти в плавание вместе со слушателями Морской академии.
Прошли месяцы летних походов. З а кормой остались тысячи пройденных миль, — теснины Финского залива, низкие зеленые острова Моонзундского архипелага, лабиринты шхер северного берега залива с их бесчисленными островками, скалами и узкими фарватерами, возвышенный лесистый остров Гогланд, похожий на спину рас серженного медведя. Остались позади и порты Прибалтики: Рига, Аренсбург (на острове Эзель), древний Ревель с его неповторимым силуэтом крепостных башен, остроконечных шпилей цер ковных сооружений и чудесным ансамблем сред невековья — Вышгородом, седая Нарва, старин ный Иван-город с крепостью — памятником же стокой борьбы России с Ливонским орденом.
Корабль миновал остров Котлин — цитадель Балтийского флота, затем Кроншлот — искус ственный островок-крепость, закованный в гра нит и грозно ощетинившийся жерлами орудий и, войдя в Неву, стал на якорь против знакомого здания Морской академии.
И снова классы, внимательные лица слушате лей, а после занятий углубленное изучение в
31
Вид на здание Морской академии. Середина XVIII в.
академической библиотеке трудов Леонарда Эй лера, Даниила Бернулли, Иоганна Кеплера, Исаака Ньютона и многих других.
Уже в этот ранний период деятельность Курга нова как педагога выходит далеко за пределы обычных преподавательских обязанностей. Стре мясь к углублению своих познаний, он перевел с французского языка книги: «Элементы геомет рические», «Физическая астрономия» и часть работы «Светильник морской».
С 1747 года научная и педагогическая деятель ность Курганова оказалась связанной с талантли вым русским ученым, педагогом и астрономом Андреем Дмитриевичем Красильниковым. Не смотря на разницу в возрасте (Красильников ро-
32