Файл: Володарский Л.М. Наша Родина. Цифры, факты, сравнения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
что за годы Советской власти введено в действие жилых домов общей площадью 1 млрд. 438 млн. кв. м общей (полезной) площади. Между тем весь городской жилищ ный фонд дореволюционной России составлял
180 млн. кв. м.
310 млрд. руб. Как и куда направляются эти колос сальные средства? Экономически обоснованное их рас пределение имеет принципиальное значение. Ведь имен но на стадии планирования капитальных вложений оп ределяются темпы развития отдельных отраслей и производств.
В новой пятилетке, чтобы преодолеть отставание сельского хозяйства, сблизить темпы его развития с темпами роста промышленного производства, намечает ся увеличить государственные капитальные вложения в эту отрасль примерно вдвое по сравнению с прошлым пятилетием. Программа подъема сельского хозяйства потребует от государства крупных средств на развитие, например, машиностроительной, химической промыш ленности, энергетики и других отраслей.
Опыт последних лет показал, что эффективная фор ма организации строительства на селе — передвижные механизированные колонны. Принято решение о созда нии и техническом оснащении дополнительно 440 пере движных механизированных колонн для выполнения общестроительных и специальных работ на сельских объектах. Кроме того, в ближайшее время будут сформи рованы 38 постоянно действующих поездов по сооруже нию элеваторов и хлебоприемных пунктов.
В 1970 г. сельским строителям предстоит ежемесяч но выполнять строительно-монтажных работ на 1 млрд. руб. Любопытно сравнить: примерно на такую же сумму было выполнено работ за весь 1951 г.
Директивами XXIII съезда КПСС предусматривает ся сближение темпов производства средств производ
1 16
ства и предметов потребления. Это отвечает интересам советских людей, содействует гармоничному развитию экономики. В связи с этим будет выделено почти вдвое больше средств на строительство предприятий легкой, пищевой, химической и других отраслей промышленно сти, вырабатывающих товары для населения. На эти це ли отпускается около 15 млрд. руб.
Подъем народного благосостояния, резкое увеличе ние затрат на производство предметов потребления стали возможными благодаря успехам, достигнутым в тя желой индустрии, благодаря ее опережающему разви тию. Средства, направляемые в тяжелую промышлен ность, предусматривают улучшение внутриотраслевых пропорций, повышение доли экономически наиболее выгодных видов производства и отраслей, от которых в решающей мере зависит технический прогресс и рост благосостояния трудящихся. По сравнению с предыду щим пятилетием намечается выделить почти вдвое
больше средств в химическую промышленность, |
при |
мерно на 70% больше — в черную металлургию, |
на |
50% больше — в энергетику, машиностроение и топлив ную промышленность. А это — новые и новые стройки.
Масштабы капитального строительства непрерывно растут. В результате капитального строительства уве личиваются и обновляются основные фонды народного хозяйства страны. Только за 1966 г. — первый год пя тилетки — и за первую половину 1967 г. — второго года пятилетки — страна получила новых основных фондов более чем на 55 млрд. руб.
Нет ни одной отрасли советской экономики, ни од ного района страны, в которых не вступали бы в строй новые промышленные предприятия, пути сообщения, жилые дома, клубы, больницы. Только за первый год пятилетки вступило в строй около 400 крупных про мышленных предприятий. Это Кременчугский нефтепе
1 1 7
рерабатывающий завод, Братский алюминиевый и Лениногорский цинковый заводы, Волжский завод хими ческого волокна, Кутаисская обувная фабрика. Это но вые мощности на электростанциях и металлургических заводах. Это новые сельскохозяйственные предприятия. Это более 2 млн. 350 тыс. новых благоустроенных квар тир.
Еще в больших масштабах будет вестись капиталь ное строительство в последующие годы новой пятилет ки. Состоявшаяся в октябре 1967 г. третья сессия Вер ховного Совета СССР седьмого созыва утвердила госу дарственный план развития народного хозяйства на 1968 г. и планы развития народного хозяйства на по следующие годы пятилетки — 1969—1970 гг.
Новые производственные мощности получат все от расли народного хозяйства страны. В одном 1968 г. на капитальное строительство государство направит почти 60 млрд. руб.
МАГИСТРАЛИ СТРАНЫ
Огромны просторы на шей страны. СССР зани мает половину Европы и треть Азии. Площадь
СССР составляет 22,4 млн. кв. км. На террито рии Советского Союза могли бы поместиться почти три такие страны, как США, или 90 таких стран, как Англия, или почти 700 таких стран, как Голландия.
Известно, что в жизни любого государства тран спорт играет важнейшую роль. Поэтому понятно, что для Советского Союза с его необъятными про сторами роль самых раз личных видов транспорта огромна. Обеспечить оживленные хозяйствен-
119
ные связи между районами страны, подчас далеко уда ленными друг от друга, можно лишь имея широко раз ветвленный и четко работающий железнодорожный, водный, автомобильный и воздушный транспорт.
Подобно тому как в организме человека движение крови доставляет каждой клетке питательные вещест ва и кислород, так в общественном производстве тран спорт обеспечивает доставку на каждое предприятие сырья, материалов, топлива, машин.
В наследство от дореволюционной России молодая Советская республика получила разрушенный транс порт, который и в лучшие свби времена развивался чрезвычайно медленно, не удовлетворял нужд хозяйст ва и населения. Более 4/б всей сети железных дорог на ходилось в Европейской части России и менее '/б — в Азиатской части. Это означало, что огромные простран ства страны, в которых были сосредоточены богатей шие природные ресурсы, почти совсем не имели желез ных дорог. Основную часть железных дорог составляли однопутные линии. Не хватало подвижного состава, а технический уровень его был исключительно низким. Хотя Россия располагала уже тогда большой сетью же лезных дорог (по протяженности), она занимала только пятое место в мире по количеству перевезенных грузов.
Большое место в транспортировке грузов и пассажи ров занимал водный транспорт и особенно речной тран спорт. По речным путям страны перевозилась */6 всех грузов. Но и этот транспорт был технически слабо ос нащен. Своего производства автомобилей дореволюци онная Россия не имела. В стране было очень мало бла гоустроенных шоссейных дорог. Перед самой Октябрь ской революцией все виды транспорта пришли еще в больший упадок, и, говоря о железнодорожном тран спорте в этот период, В. И. Ленин указывал, что тран
120
спорт «...расстроен неимоверно и расстраивается все
больше» *.
Теперь Советский Союз имеет мощный, широко раз витый и четко функционирующий транспорт. Просторы страны покрыты густой сетью железных дорог, водных путей, автомобильных трасс и воздушных линий. Для
этого |
проделана колоссальная созидательная работа. |
В |
1913 г. в современных границах СССР вся эксплу |
атационная длина железных дорог составляла немно гим более 70 тыс. км. За годы Советской власти она увеличилась почти в 2 раза и составляет сейчас более 130 тыс. км. Но главное даже не в этом. Изменилась ге ография железных дорог: они строились там, где реша лись важнейшие проблемы развития советской эконо мики.
Если взять карту железных дорог Советского Союза, бросается в глаза то, что теперь железнодорожные ма гистрали пересекают просторы Востока, Севера и Юга, а не только Запада и Центра страны, как это было рань ше. Так, в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане протяженность железных дорог увеличилась в несколь ко раз. В Киргизии в дореволюционное время не было железных дорог, а теперь она располагает разветвлен ной сетью таких дорог.
Мы назовем лишь отдельные железнодорожные ма гистрали, построенные за годы Советской власти. Свы ше 2000 км железных путей связали Магнитогорск, Целиноград, Барнаул и Новокузнецк, т. е. очень важ ные промышленные центры Сибири. На Севере страны была построена железнодорожная магистраль Коно ша—Котлас—Воркута протяженностью более 1500 км. Такой же протяженностью построены новые железные дороги Джамбул — Алма-Ата — Семипалатинск и
1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 34, стр. 155.
121
Петропавловск — Караганда — Чу. А сколько однопут ных линий реконструированы и превращены в двух путные магистрали!
Изменился технический уровень железнодорожного транспорта. Ныне у железнодорожников «на колесах» находится одновременно больше 22 млн. т грузов сто имостью около 4 млрд, руб.! Многие важнейшие железные дороги электрифицированы — всего за годы Советской власти электрифицировано 27 тыс. км желез ных дорог. Если в 1940 г. почти весь грузооборот же лезных дорог СССР осуществлялся при помощи паро возной тяги, то в 1966 г. почти 9/10 всего грузооборота железных дорог осуществлено на основе электровозной и тепловозной тяги. Транспорт все больше оснащается современными электровозами и тепловозами, больше грузными вагонами отечественного производства.
Что же все это дало народному хозяйству и населе нию страны? В 1966 г. железнодорожный транспорт
СССР перевез в 16 раз больше грузов и почти в 10 раз больше пассажиров, чем железные дороги дореволю ционной России. По размерам грузооборота железнодо рожный транспорт Советского Союза занимает первое место в мире и полностью удовлетворяет растущие потребности народного хозяйства и населения нашей страны.
В последние годы идет бурный процесс технического перевооружения железных дорог. На многих дорогах страны буквально в несколько лет тепловозы вытеснили паровозную тягу, а затем сами потеснились перед элект ровозами. В стране строятся первоклассные электрово зы, работающие на переменном токе с очень экономич ными выпрямителями.
Советским инженерам впервые в мире удалось соз дать «автомашиниста», который управляет поездом без помощи человека.
122
«Автомашинист» довольно плавно, не причиняя бес покойства пассажирам, изменяет скорость поезда, ос танавливает состав на станциях с точностью до пяти метров (в метро, где платформы имеют более ограни ченную длину, автомат еще более точен — допуск со кращен до метра).
Роль человека на таких поездах сводится к вклю чению автоматической системы и лишь в случаях ее неисправности машинист берет управление на себя. Первые «автомашинисты» уже работают в метро и в электропоезде клинского направления.
В последние годы железнодорожники намного улучшили обслуживание пассажиров. Появились фир менные поезда, намного повысилась скорость следова ния пассажирских поездов. На вокзалах широко приме няются автоматические устройства, ускоряющие про цесс обслуживания пассажиров.
Все больше и больше железных дорог появляется на карте нашей Родины. В нынешней пятилетке будут по строены железнодорожные линии протяженностью при мерно 7 тыс. км. Это больше, чем расстояние от Сверд ловска до Хабаровска.
Советский Союз располагает крупными водными пу тями сообщения — мощным речным и морским транс портом.
Советский Союз имеет самую большую в мире сеть речных путей. Их общее протяжение — 2400 тыс. км. Для судоходства и сплава может быть использовано около 500 тыс. км. По таким известным рекам, как Вол га, Днепр, Енисей, Обь, Двина и многим, многим дру гим, непрерывно идут потоки судов, которые перевозят сотни миллионов тонн грузов и более 100 млн. пассажи ров ежегодно. Морской транспорт Советского Союза связывает нашу страну практически со всеми странами мира.
123
Для того чтобы достигнуть этого, пришлось осуще ствить большую работу, затратив много сил и средств. В дореволюционной России большинство естественных водных путей использовалось плохо, флот речного и морского транспорта по техническому состоянию и мощности находился на низком уровне, портовое хозяй ство и сооружения были мало благоустроены.
Развитию водных путей сообщения с первых дней существования Советского государства было придано большое значение. Много рек было освоено для судоход ства, проведена работа по увеличению глубин и в целом по улучшению судоходных условий на водных путях. Но особенно большие работы осуществлены по созда нию искусственных водных путей. Возведены такие крупные сооружения, как Беломорско-Балтийский канал, канал им. Москвы, Волго-Донской' канал им. В. И. Ленина, Рыбинское, Цимлянское, Каховское, Куйбышевское, Горьковское и ряд других водохрани лищ. В результате этого наша столица стала портом пяти морей: Балтийского, Белого, Каспийского, Чер ного и Азовского.
По рекам перевозятся самые различные грузы. Но особенно много перевозится речным транспортом леса (в плотах и в судах), нефти, строительных материалов, хлеба, соли, каменного угля. В 1966 г. грузооборот реч ного транспорта составил почти 138 млрд, тонно-кило метров — это почти в 5 раз больше грузооборота речно го транспорта дореволюционной России в 1913 г. По размерам грузооборота и перевозок грузов речной тран спорт Советского Союза занимает второе место в мире.
Полностью обновлен флот речного транспорта. На реках появились новые типы бункерных судов, ледоко лы, комфортабельные быстроходные дизель-электрохо ды, суда с подводными крыльями и много других со временных судов.
124
Известно, что по протяжению наши морские грани цы вдвое больше сухопутных. Развитие морского тран спорта имело существенное значение не только для укрепления внешнеэкономических связей Советского го сударства, но и в целом для подъема советской эконо мики.
Корабли Советского Союза бороздят волны морей и океанов в различных частях света. Они перевозят большое количество грузов и пассажиров. Морской транспорт широко используется и для перевозок грузов между различными бассейнами Советской страны.
Советский Союз располагает мощными портами на Юге, Востоке, Севере и Северо-Западе страны. Одесса, Новороссийск, Владивосток, Мурманск, Ленинград, Ри та, Таллин — во всем мире известны эти города—порты, через которые мы связаны с другими странами мор скими путями. Сейчас по существу круглый год исполь зуются морские транспортные связи. Мощные ледоко лы, в том числе атомный ледокол «В. И. Ленин», помо гают поддерживать судоходство в зимний период. А такой мощный северный порт СССР, как Мурманск, не замерзает благодаря теплому морскому течению (Гольфстрим).
Наша страна располагает мощным современным флотом — теплоходами, дизель-электроходами, судами с турбинными установками. СССР имеет мощный ледо кольный флот. А ведь в 1913 г. более трех четвертей всех самоходных судов составлял парусный флот.
Постоянно действующей морской магистралью стал Северный морской путь, полностью освоенный за годы Советской власти.
В 1966 г. грузооборот морского транспорта составил 239 млрд, тонно-миль. Это в 22 раза больше гру зооборота морского транспорта дореволюционной Рос сии в 1913 г. Более 30 млн. пассажиров перевозят в год
125