Файл: Володарский Л.М. Наша Родина. Цифры, факты, сравнения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

что за годы Советской власти введено в действие жилых домов общей площадью 1 млрд. 438 млн. кв. м общей (полезной) площади. Между тем весь городской жилищ­ ный фонд дореволюционной России составлял

180 млн. кв. м.

310 млрд. руб. Как и куда направляются эти колос­ сальные средства? Экономически обоснованное их рас­ пределение имеет принципиальное значение. Ведь имен­ но на стадии планирования капитальных вложений оп­ ределяются темпы развития отдельных отраслей и производств.

В новой пятилетке, чтобы преодолеть отставание сельского хозяйства, сблизить темпы его развития с темпами роста промышленного производства, намечает­ ся увеличить государственные капитальные вложения в эту отрасль примерно вдвое по сравнению с прошлым пятилетием. Программа подъема сельского хозяйства потребует от государства крупных средств на развитие, например, машиностроительной, химической промыш­ ленности, энергетики и других отраслей.

Опыт последних лет показал, что эффективная фор­ ма организации строительства на селе — передвижные механизированные колонны. Принято решение о созда­ нии и техническом оснащении дополнительно 440 пере­ движных механизированных колонн для выполнения общестроительных и специальных работ на сельских объектах. Кроме того, в ближайшее время будут сформи­ рованы 38 постоянно действующих поездов по сооруже­ нию элеваторов и хлебоприемных пунктов.

В 1970 г. сельским строителям предстоит ежемесяч­ но выполнять строительно-монтажных работ на 1 млрд. руб. Любопытно сравнить: примерно на такую же сумму было выполнено работ за весь 1951 г.

Директивами XXIII съезда КПСС предусматривает­ ся сближение темпов производства средств производ­

1 16

ства и предметов потребления. Это отвечает интересам советских людей, содействует гармоничному развитию экономики. В связи с этим будет выделено почти вдвое больше средств на строительство предприятий легкой, пищевой, химической и других отраслей промышленно­ сти, вырабатывающих товары для населения. На эти це­ ли отпускается около 15 млрд. руб.

Подъем народного благосостояния, резкое увеличе­ ние затрат на производство предметов потребления стали возможными благодаря успехам, достигнутым в тя­ желой индустрии, благодаря ее опережающему разви­ тию. Средства, направляемые в тяжелую промышлен­ ность, предусматривают улучшение внутриотраслевых пропорций, повышение доли экономически наиболее выгодных видов производства и отраслей, от которых в решающей мере зависит технический прогресс и рост благосостояния трудящихся. По сравнению с предыду­ щим пятилетием намечается выделить почти вдвое

больше средств в химическую промышленность,

при­

мерно на 70% больше — в черную металлургию,

на

50% больше — в энергетику, машиностроение и топлив­ ную промышленность. А это — новые и новые стройки.

Масштабы капитального строительства непрерывно растут. В результате капитального строительства уве­ личиваются и обновляются основные фонды народного хозяйства страны. Только за 1966 г. — первый год пя­ тилетки — и за первую половину 1967 г. — второго года пятилетки — страна получила новых основных фондов более чем на 55 млрд. руб.

Нет ни одной отрасли советской экономики, ни од­ ного района страны, в которых не вступали бы в строй новые промышленные предприятия, пути сообщения, жилые дома, клубы, больницы. Только за первый год пятилетки вступило в строй около 400 крупных про­ мышленных предприятий. Это Кременчугский нефтепе­

1 1 7


рерабатывающий завод, Братский алюминиевый и Лениногорский цинковый заводы, Волжский завод хими­ ческого волокна, Кутаисская обувная фабрика. Это но­ вые мощности на электростанциях и металлургических заводах. Это новые сельскохозяйственные предприятия. Это более 2 млн. 350 тыс. новых благоустроенных квар­ тир.

Еще в больших масштабах будет вестись капиталь­ ное строительство в последующие годы новой пятилет­ ки. Состоявшаяся в октябре 1967 г. третья сессия Вер­ ховного Совета СССР седьмого созыва утвердила госу­ дарственный план развития народного хозяйства на 1968 г. и планы развития народного хозяйства на по­ следующие годы пятилетки — 1969—1970 гг.

Новые производственные мощности получат все от­ расли народного хозяйства страны. В одном 1968 г. на капитальное строительство государство направит почти 60 млрд. руб.

МАГИСТРАЛИ СТРАНЫ

Огромны просторы на­ шей страны. СССР зани­ мает половину Европы и треть Азии. Площадь

СССР составляет 22,4 млн. кв. км. На террито­ рии Советского Союза могли бы поместиться почти три такие страны, как США, или 90 таких стран, как Англия, или почти 700 таких стран, как Голландия.

Известно, что в жизни любого государства тран­ спорт играет важнейшую роль. Поэтому понятно, что для Советского Союза с его необъятными про­ сторами роль самых раз­ личных видов транспорта огромна. Обеспечить оживленные хозяйствен-

119


ные связи между районами страны, подчас далеко уда­ ленными друг от друга, можно лишь имея широко раз­ ветвленный и четко работающий железнодорожный, водный, автомобильный и воздушный транспорт.

Подобно тому как в организме человека движение крови доставляет каждой клетке питательные вещест­ ва и кислород, так в общественном производстве тран­ спорт обеспечивает доставку на каждое предприятие сырья, материалов, топлива, машин.

В наследство от дореволюционной России молодая Советская республика получила разрушенный транс­ порт, который и в лучшие свби времена развивался чрезвычайно медленно, не удовлетворял нужд хозяйст­ ва и населения. Более 4/б всей сети железных дорог на­ ходилось в Европейской части России и менее '/б — в Азиатской части. Это означало, что огромные простран­ ства страны, в которых были сосредоточены богатей­ шие природные ресурсы, почти совсем не имели желез­ ных дорог. Основную часть железных дорог составляли однопутные линии. Не хватало подвижного состава, а технический уровень его был исключительно низким. Хотя Россия располагала уже тогда большой сетью же­ лезных дорог (по протяженности), она занимала только пятое место в мире по количеству перевезенных грузов.

Большое место в транспортировке грузов и пассажи­ ров занимал водный транспорт и особенно речной тран­ спорт. По речным путям страны перевозилась */6 всех грузов. Но и этот транспорт был технически слабо ос­ нащен. Своего производства автомобилей дореволюци­ онная Россия не имела. В стране было очень мало бла­ гоустроенных шоссейных дорог. Перед самой Октябрь­ ской революцией все виды транспорта пришли еще в больший упадок, и, говоря о железнодорожном тран­ спорте в этот период, В. И. Ленин указывал, что тран­

120

спорт «...расстроен неимоверно и расстраивается все

больше» *.

Теперь Советский Союз имеет мощный, широко раз­ витый и четко функционирующий транспорт. Просторы страны покрыты густой сетью железных дорог, водных путей, автомобильных трасс и воздушных линий. Для

этого

проделана колоссальная созидательная работа.

В

1913 г. в современных границах СССР вся эксплу­

атационная длина железных дорог составляла немно­ гим более 70 тыс. км. За годы Советской власти она увеличилась почти в 2 раза и составляет сейчас более 130 тыс. км. Но главное даже не в этом. Изменилась ге­ ография железных дорог: они строились там, где реша­ лись важнейшие проблемы развития советской эконо­ мики.

Если взять карту железных дорог Советского Союза, бросается в глаза то, что теперь железнодорожные ма­ гистрали пересекают просторы Востока, Севера и Юга, а не только Запада и Центра страны, как это было рань­ ше. Так, в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане протяженность железных дорог увеличилась в несколь­ ко раз. В Киргизии в дореволюционное время не было железных дорог, а теперь она располагает разветвлен­ ной сетью таких дорог.

Мы назовем лишь отдельные железнодорожные ма­ гистрали, построенные за годы Советской власти. Свы­ ше 2000 км железных путей связали Магнитогорск, Целиноград, Барнаул и Новокузнецк, т. е. очень важ­ ные промышленные центры Сибири. На Севере страны была построена железнодорожная магистраль Коно­ ша—Котлас—Воркута протяженностью более 1500 км. Такой же протяженностью построены новые железные дороги Джамбул — Алма-Ата — Семипалатинск и

1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 34, стр. 155.

121


Петропавловск — Караганда — Чу. А сколько однопут­ ных линий реконструированы и превращены в двух­ путные магистрали!

Изменился технический уровень железнодорожного транспорта. Ныне у железнодорожников «на колесах» находится одновременно больше 22 млн. т грузов сто­ имостью около 4 млрд, руб.! Многие важнейшие железные дороги электрифицированы — всего за годы Советской власти электрифицировано 27 тыс. км желез­ ных дорог. Если в 1940 г. почти весь грузооборот же­ лезных дорог СССР осуществлялся при помощи паро­ возной тяги, то в 1966 г. почти 9/10 всего грузооборота железных дорог осуществлено на основе электровозной и тепловозной тяги. Транспорт все больше оснащается современными электровозами и тепловозами, больше­ грузными вагонами отечественного производства.

Что же все это дало народному хозяйству и населе­ нию страны? В 1966 г. железнодорожный транспорт

СССР перевез в 16 раз больше грузов и почти в 10 раз больше пассажиров, чем железные дороги дореволю­ ционной России. По размерам грузооборота железнодо­ рожный транспорт Советского Союза занимает первое место в мире и полностью удовлетворяет растущие потребности народного хозяйства и населения нашей страны.

В последние годы идет бурный процесс технического перевооружения железных дорог. На многих дорогах страны буквально в несколько лет тепловозы вытеснили паровозную тягу, а затем сами потеснились перед элект­ ровозами. В стране строятся первоклассные электрово­ зы, работающие на переменном токе с очень экономич­ ными выпрямителями.

Советским инженерам впервые в мире удалось соз­ дать «автомашиниста», который управляет поездом без помощи человека.

122

«Автомашинист» довольно плавно, не причиняя бес­ покойства пассажирам, изменяет скорость поезда, ос­ танавливает состав на станциях с точностью до пяти метров (в метро, где платформы имеют более ограни­ ченную длину, автомат еще более точен — допуск со­ кращен до метра).

Роль человека на таких поездах сводится к вклю­ чению автоматической системы и лишь в случаях ее неисправности машинист берет управление на себя. Первые «автомашинисты» уже работают в метро и в электропоезде клинского направления.

В последние годы железнодорожники намного улучшили обслуживание пассажиров. Появились фир­ менные поезда, намного повысилась скорость следова­ ния пассажирских поездов. На вокзалах широко приме­ няются автоматические устройства, ускоряющие про­ цесс обслуживания пассажиров.

Все больше и больше железных дорог появляется на карте нашей Родины. В нынешней пятилетке будут по­ строены железнодорожные линии протяженностью при­ мерно 7 тыс. км. Это больше, чем расстояние от Сверд­ ловска до Хабаровска.

Советский Союз располагает крупными водными пу­ тями сообщения — мощным речным и морским транс­ портом.

Советский Союз имеет самую большую в мире сеть речных путей. Их общее протяжение — 2400 тыс. км. Для судоходства и сплава может быть использовано около 500 тыс. км. По таким известным рекам, как Вол­ га, Днепр, Енисей, Обь, Двина и многим, многим дру­ гим, непрерывно идут потоки судов, которые перевозят сотни миллионов тонн грузов и более 100 млн. пассажи­ ров ежегодно. Морской транспорт Советского Союза связывает нашу страну практически со всеми странами мира.

123


Для того чтобы достигнуть этого, пришлось осуще­ ствить большую работу, затратив много сил и средств. В дореволюционной России большинство естественных водных путей использовалось плохо, флот речного и морского транспорта по техническому состоянию и мощности находился на низком уровне, портовое хозяй­ ство и сооружения были мало благоустроены.

Развитию водных путей сообщения с первых дней существования Советского государства было придано большое значение. Много рек было освоено для судоход­ ства, проведена работа по увеличению глубин и в целом по улучшению судоходных условий на водных путях. Но особенно большие работы осуществлены по созда­ нию искусственных водных путей. Возведены такие крупные сооружения, как Беломорско-Балтийский канал, канал им. Москвы, Волго-Донской' канал им. В. И. Ленина, Рыбинское, Цимлянское, Каховское, Куйбышевское, Горьковское и ряд других водохрани­ лищ. В результате этого наша столица стала портом пяти морей: Балтийского, Белого, Каспийского, Чер­ ного и Азовского.

По рекам перевозятся самые различные грузы. Но особенно много перевозится речным транспортом леса (в плотах и в судах), нефти, строительных материалов, хлеба, соли, каменного угля. В 1966 г. грузооборот реч­ ного транспорта составил почти 138 млрд, тонно-кило­ метров — это почти в 5 раз больше грузооборота речно­ го транспорта дореволюционной России в 1913 г. По размерам грузооборота и перевозок грузов речной тран­ спорт Советского Союза занимает второе место в мире.

Полностью обновлен флот речного транспорта. На реках появились новые типы бункерных судов, ледоко­ лы, комфортабельные быстроходные дизель-электрохо­ ды, суда с подводными крыльями и много других со­ временных судов.

124

Известно, что по протяжению наши морские грани­ цы вдвое больше сухопутных. Развитие морского тран­ спорта имело существенное значение не только для укрепления внешнеэкономических связей Советского го­ сударства, но и в целом для подъема советской эконо­ мики.

Корабли Советского Союза бороздят волны морей и океанов в различных частях света. Они перевозят большое количество грузов и пассажиров. Морской транспорт широко используется и для перевозок грузов между различными бассейнами Советской страны.

Советский Союз располагает мощными портами на Юге, Востоке, Севере и Северо-Западе страны. Одесса, Новороссийск, Владивосток, Мурманск, Ленинград, Ри­ та, Таллин — во всем мире известны эти города—порты, через которые мы связаны с другими странами мор­ скими путями. Сейчас по существу круглый год исполь­ зуются морские транспортные связи. Мощные ледоко­ лы, в том числе атомный ледокол «В. И. Ленин», помо­ гают поддерживать судоходство в зимний период. А такой мощный северный порт СССР, как Мурманск, не замерзает благодаря теплому морскому течению (Гольфстрим).

Наша страна располагает мощным современным флотом — теплоходами, дизель-электроходами, судами с турбинными установками. СССР имеет мощный ледо­ кольный флот. А ведь в 1913 г. более трех четвертей всех самоходных судов составлял парусный флот.

Постоянно действующей морской магистралью стал Северный морской путь, полностью освоенный за годы Советской власти.

В 1966 г. грузооборот морского транспорта составил 239 млрд, тонно-миль. Это в 22 раза больше гру­ зооборота морского транспорта дореволюционной Рос­ сии в 1913 г. Более 30 млн. пассажиров перевозят в год

125