Файл: Володарский Л.М. Наша Родина. Цифры, факты, сравнения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ших районов в ходе войны является опыт восстановле­ ния Подмосковного и Донецкого угольных бассейнов.

11 января 1942 г. в Подмосковном бассейне впервые после его освобождения и начала восстановительных работ было добыто 22 г угля. В июне 1942 г. задание правительства было выполнено и Подмосковный уголь­ ный бассейн достиг более 2/з довоенного уровня добычи угля.

26 июня 1942 г. Советское правительство поставило перед Мосбассом новую ответственную задачу — в ко­ роткий срок достигнуть довоенного уровня добычи угля.

Всентябре 1942 г. через 8 месяцев после начала вос­ становительных работ Подмосковный угольный бассейн был полностью восстановлен и шахты Мосбасса не только достигли довоенного уровня, но и превысили его.

Врезультате больших капитальных работ, осуществ­

лявшихся в течение всего периода войны, шахты Под­ московного угольного бассейна в конце 1945 г. добыва­ ли подмосковного угля в 2 раза больше, чем до Великой Отечественной войны.

Исключительно важное значение для всего народно­ го хозяйства СССР имело и имеет быстрое восстановле­ ние угольной промышленности Донбасса, который иг­ рает решающую роль в обеспечении топливом народно­ го хозяйства Европейской части Советского Союза. 8 сентября 1943 г. Донецкий бассейн был освобожден от немецко-фашистских захватчиков героической Крас­ ной Армией. Сразу же после этого началось восстанов­ ление угольной промышленности Донбасса. На восста­ новление угольного Донбасса государство затратило огромные ресурсы.

В сентябре 1943 г. сразу после освобождения шахты Донецкой области давали всего 0,6% довоенной добычи угля. Через три месяца добыча достигла 10%, через

108

полгода — 16—17%, а через год шахты давали более довоенной добычи угля.

К первой годовщине восстановления Донбасса в до­ нецкой угольной промышленности уже действовали 442 врубовые машины, 567 конвейерных приводов, 1247 электросверл, 548 отбойных молотков, 90 элект­ ровозов и 42 откаточных лебедки.

В результате огромных восстановительных работ, проведенных в Донецком угольном бассейне в период Великой Отечественной войны, 130 восстановленных шахт Донбасса достигли уговня угледобычи, близкого к довоенному, а на 41 шахте довоенный уровень угледо­ бычи был уже превзойден. Шахты Донбасса дали стра­ не с момента начала восстановительных работ и до ок­ тября 1945 г. более 40 млн. тугля. Донбасс уже во вто­ рой половине 1945 г. давал ежесуточно угля больше, чем любой другой угольный бассейн нашей страны.

За время войны на территории освобожденных рай­ онов были восстановлены около 50 тыс. км железных дорог, 16 тыс. мостов, тысячи километров водных путей, линий связи, станционных путей; велись большие рабо­ ты по восстановлению крупнейших морских портов — Ленинградского, Севастопольского, Одесского и др.; ус­ пешно осуществлялось восстановление речного транс­ порта. На всех реках была проведена большая работа по восстановлению затонувшего флота. Восстановлен Днепро-Бугский канал и Северо-Донская шлюзованная система. Расчищены от затопленных судов, боевой тех­ ники и обрушенных мостов судоходные пути на Днепре, Дону, Кубани и других реках. В 1945 г. речные пароход­ ства освобожденных бассейнов перевыполнили навига­ ционный план. Это принесло огромную пользу народно­ му хозяйству страны. Успешное восстановление мор­ ских портов позволило сразу же после окончания войны организовать отправку и прием судов с грузами.

109



Особенно большой размах приняло капитальное строительство в четвертой (первой послевоенной) пя­ тилетке. В этой пятилетке было построено и восстанов­ лено 6200 крупных государственных промышленных предприятий. Это такие предприятия, как Днепровская ГЭС им. Ленина, Нижне-Туринская, Щекинская, Несветайская тепловые районные электростанции, гидро­ электростанции Нива ГЭС III, Запорожский и Криво­ рожский металлургические заводы, анилинокрасочный завод в Тамбове, турбинный завод в Калуге, Коломен­ ский завод тяжелого станкостроения, Рязанский станко­ строительный завод, Брянский машиностроительный завод, Красноярский гидролизный завод, Краснокам­ ский мясокомбинат. Построены и введены в действие крупнейшие газопроводы: Саратов — Москва, Кохтла — Ярве — Ленинград и Дашава — Киев. В Москве была введена в эксплуатацию четвертая очередь метро­ политена. В Грузинской ССР вошли в строй первые агре­ гаты на Закавказском металлургическом заводе, Храмская гидроэлектростанция, Тбилисский завод пласт­ масс, Кутаисский автомобильный завод; в Казахской ССР — Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комби­ нат, Джамбулский суперфосфатный завод; в Узбекской ССР — Фархадская гидроэлектростанция, Кокандский суперфосфатный завод, Ташкентский лакокрасочный завод, Ферганский гидролизный завод, Андижанский завод строительных машин и Ангренский мясокомби­ нат; в Армянской ССР вступил в строй Канакерский алюминиевый завод; в Азербайджанской ССР — Ба­ кинский комбинат асбестоцементных и керамических изделий.

За годы пятой пятилетки построено и введено в дей­ ствие 3200 новых крупных государственных промыш­ ленных предприятий. Среди них такие крупнейшие предприятия, как Орско-Халиловский металлургиче­

110

ский комбинат и Череповецкий металлургический за­ вод, Надвоицкий и Сумгаитский алюминиевые заводы, Южно-Кузбасская, Серовская, Южно-Уральская и При­ днепровская тепловые электростанции, Камская, Горь­ ковская, Верхне-Свирская, Цимлянская, Княжегубская, Каховская, Мингечаурская гидроэлектростанции; Стерлитамакский содовый завод, Березниковский калийный комбинат, Красноярский завод искусственного волокна, Ново-Куйбышевский, Ново-Уфимский и Омский нефте­ перерабатывающие заводы, Бирюсинский и Онежский гидролизные заводы, второй Барнаульский, Камышин­ ский и Херсонский хлопчатобумажные комбинаты, Краснодарский камвольный комбинат, Калининская шелкоткацкая фабрика, Московский молочный ком­ бинат.

В1954 г. вступила в строй первая в мире атомная электростанция. В 1955 г. дала первый промышленный ток Волжская гидроэлектростанция им. В. И. Ленина.

Впятой пятилетке было закончено строительство и

вошел в строй Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина. Вступил в строй Ленинградский мет­ рополитен.

За 1956—1960 гг. вступили в строй 4870 крупных государственных промышленных предприятий. Мы горды тем, что за эти годы было завершено строитель­ ство Волжской гидроэлектростанции им. Ленина и вве­ дена в действие высоковольтная линия электропередачи Волжская ГЭС — Москва, введена в действие на полную мощность (2,5 млн. кет) крупнейшая Волжская гидро­ электростанция им. XXII съезда КПСС; Иркутская и Новосибирская гидроэлектростанции в Сибири, Кремен­ чугская на Украине, Бухтарминская в Казахстане, Кай- рак-Кумская в Таджикистане и Каунасская в Литве. Вступила в строй действующих Томь-Усинская ГРЭС в Западной Сибири, Верхне-Тагильская и Троицкая рай­

1 1 1


онные тепловые электростанции на Урале, Старо-Бешев- ская и Змиевская на Украине, Ангренская в Узбекис­ тане и Прибалтийская в Эстонии.

Страна получила Карагандинский металлургиче­ ский завод и Соколовско-Сарбайский горно-обогати­ тельный комбинат, Семипалатинский и Чимкентский цементные заводы; Ново-Горьковский, Рязанский, Вол­ гоградский, Пермский и Ангарский нефтеперерабатыва­ ющие заводы; Саратовский химический комбинат; Но­ во-Куйбышевский' и Уфимский заводы синтетического спирта; Рязанский, Курский, Энгельсский заводы химических волокон; Красноярский шинный завод и Ново-Кемеровский химический комбинат и др.

За 1956—1960 гг. было построено и вступило в экс­ плуатацию большое количество магистральных газо­ проводов общей протяженностью более 15 тыс. км. Сре­ ди них газопровод Ставрополь — Москва.

В строительной индустрии произошли глубокие ка­ чественные сдвиги. В течение 1959—1965 гг. производи­ тельность труда возросла в этой отрасли на 53%, годо­ вая прибыль подрядных организаций — на 96%. Креп­ нет индустриальная база строительства и его основа — промышленность сборного железобетона. В нынешнем году будет изготовлено 69 млн. куб. м сборных железо­ бетонных конструкций и деталей. Все большее развитие получает эффективная форма организации производст­ ва — домостроительные комбинаты. На сооружении жилых домов силами ДСК, например, в Главленинградстрое за годы семилетки было сэкономлено более 7 млн. человеко-дней и 44 млн. руб.

За 1961—1965 гг. вошло в строй еще около 3300 крупных государственных промышленных предприя­ тий. За эти годы введены в действие мощности в 48 млн. кет, что равно мощности всех электростанций, которой располагал Советский Союз в 1957 г.

1 1 2

Вступили в строй крупные тепловые электростан­ ции : Беловская и Назаровская в Сибири, Яйвинская на Урале, Заинская в Татарии, Каноковская в Калинин­ ской области, Новочеркасская в Ростовской области, Криворожская № 2 и Бурштынская на Украине, Березов­ ская в Белоруссии, Ташкентская и Навоинская в Уз­ бекистане, Тбилисская в Грузии, Али-Байрамлинская в Азербайджане, новые тепловые районные станции в Литве и Молдавии.

Построена и введена в действие на полную проект­ ную мощность самая крупная в мире Братская гидро­ электростанция, в результате чего промышленность Си­ бири получила мощный источник электроэнергии.

Построены крупные линии электропередачи, обеспе­ чивающие дальнейшее объединение энергосистем. Сре­ ди них уникальная промышленная линия электропере­ дачи постоянного тока напряжением 800 тыс. в Волго­ град с—Донбасс.

Страна получила новые предприятия черной и цвет­ ной металлургии, химической промышленности, маши­ ностроения, промышленности строительных материа­ лов, легкой и пищевой промышленности и многих дру­ гих отраслей.

За последнее пятилетие построено большое количе­ ство новых магистральных газопроводов общей протя­ женностью около 22 тыс. км. Среди них крупнейший газопровод Бухара — Урал, по которому газ из Сред­ ней Азии пришел на Урал.

Осуществление огромной строительной программы позволило коренным образом изменить географию раз­ мещения производительных сил.

В чем же состоит принцип размещения производи­ тельных сил? В том, чтобы максимально приблизить промышленные предприятия к источникам сырья и рай­ онам потребления готовой продукции, наилучшим

1 13


образом использовать огромные природные богатства, чтобы обеспечить развитие народного хозяйства во всех районах, во всех республиках многонационального Со­ ветского государства, чтобы, наконец, наиболее разумно использовать транспорт, не допускать всякого рода из­ лишних и встречных перевозок.

Еще 160 лет назад великий русский писатель-рево­ люционер Радищев писал: «Как богата Сибирь своими природными дарами! Какой это мощный край!... как только она будет заселена, ей предстоит сыграть вели­ кую роль в летописях мира!» Он не ошибся. Сибирь из традиционного места ссылки и каторги, какой она была в дореволюционной России, уже теперь превратилась в мощную индустриальную базу нашего государства. Здесь живут, работают, строят миллионы советских лю­ дей. Здесь выросли новые города, крупнейшие заводы и фабрики, построены десятки шахт и рудников, про­ ложены тысячи километров железных дорог.

Сейчас почти половина промышленной продукции

СССР выпускается на предприятиях, сооруженных и реконструированных в течение последних семи лет. За этот же период треть населения страны — почти

80 млн. человек — улучшила свои жилищные условия.

Вгородах и селах построено почти 17 млн. квартир и индивидуальных домов.

За годы Советской власти у нас выросла мощная строительная индустрия. Что же она собой представля­ ет, если прибегнуть к языку цифр? 1400 подрядных строительных и монтажных трестов; 11 600 первичных подрядных строительных и монтажных организаций;

более 7 млн. строителей.

Примерно четвертая часть бюджетных средств стра­ ны идет на строительство.

В СССР создается сеть специализированных подряд­ ных организаций для выполнения больших строитель-

1 14

дых работ на селе. Ныне их ведут 150 трестов и 76 самостоятельных управлений, 800 передвижных механи­ зированных колонн и более 2 тыс. межколхозных орга­ низаций. Масштабы и размах работ таковы, что потре­ буется още более энергично развивать специализацию, укреплять индустриальную базу сельского строитель­ ства.

Стройиндустрия СССР преобразовалась не только количественно, но и качественно. Она оснащена могучей и разнообразной отечественной техникой. В начале се­ милетки на площадках действовало около 42 тыс. пере­ движных кранов, 28,5 тыс. экскаваторов, 29,2 тыс. буль­ дозеров. К 1966 г. их количество примерно удвоилось. Только в течение шести последних лет на 440 тыс. че­ ловек увеличилось число рабочих строителей, чей труд оснащен машинами и механизмами.

Сборный железобетон начал применяться у нас еще в годы первых пятилеток, когда возводились первенцы советской промышленности, такие заводы, как «Шари­ коподшипник», «Фрезер», «Калибр». Но в то время сборных железобетонных и бетонных конструкций вы­ пускалось очень мало: в довоенный период — всего лишь около 0,5 млн. куб. м. Ныне же — 69 млн.

Ни одна страна в мире не располагает такой мощ­ ной промышленностью сборного железобетона!

На период 1966—1970 гг. общий размер капиталь­ ных вложений определен примерно в 310 млрд. руб. В эту сумму включены не только государственные капи­ тальные вложения, но и средства колхозов, а также предполагаемые затраты населения на сооружение соб­ ственных жилых домов и квартир.

В Советском Союзе ведется огромное жилищное строительство. Можно сказать, что нет ни одного горо­ да, ни одного населенного пункта, в котором не строили бы новые дома. О размахе строительства видно из того,

115