Файл: Володарский Л.М. Наша Родина. Цифры, факты, сравнения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
ших районов в ходе войны является опыт восстановле ния Подмосковного и Донецкого угольных бассейнов.
11 января 1942 г. в Подмосковном бассейне впервые после его освобождения и начала восстановительных работ было добыто 22 г угля. В июне 1942 г. задание правительства было выполнено и Подмосковный уголь ный бассейн достиг более 2/з довоенного уровня добычи угля.
26 июня 1942 г. Советское правительство поставило перед Мосбассом новую ответственную задачу — в ко роткий срок достигнуть довоенного уровня добычи угля.
Всентябре 1942 г. через 8 месяцев после начала вос становительных работ Подмосковный угольный бассейн был полностью восстановлен и шахты Мосбасса не только достигли довоенного уровня, но и превысили его.
Врезультате больших капитальных работ, осуществ
лявшихся в течение всего периода войны, шахты Под московного угольного бассейна в конце 1945 г. добыва ли подмосковного угля в 2 раза больше, чем до Великой Отечественной войны.
Исключительно важное значение для всего народно го хозяйства СССР имело и имеет быстрое восстановле ние угольной промышленности Донбасса, который иг рает решающую роль в обеспечении топливом народно го хозяйства Европейской части Советского Союза. 8 сентября 1943 г. Донецкий бассейн был освобожден от немецко-фашистских захватчиков героической Крас ной Армией. Сразу же после этого началось восстанов ление угольной промышленности Донбасса. На восста новление угольного Донбасса государство затратило огромные ресурсы.
В сентябре 1943 г. сразу после освобождения шахты Донецкой области давали всего 0,6% довоенной добычи угля. Через три месяца добыча достигла 10%, через
108
полгода — 16—17%, а через год шахты давали более 1и довоенной добычи угля.
К первой годовщине восстановления Донбасса в до нецкой угольной промышленности уже действовали 442 врубовые машины, 567 конвейерных приводов, 1247 электросверл, 548 отбойных молотков, 90 элект ровозов и 42 откаточных лебедки.
В результате огромных восстановительных работ, проведенных в Донецком угольном бассейне в период Великой Отечественной войны, 130 восстановленных шахт Донбасса достигли уговня угледобычи, близкого к довоенному, а на 41 шахте довоенный уровень угледо бычи был уже превзойден. Шахты Донбасса дали стра не с момента начала восстановительных работ и до ок тября 1945 г. более 40 млн. тугля. Донбасс уже во вто рой половине 1945 г. давал ежесуточно угля больше, чем любой другой угольный бассейн нашей страны.
За время войны на территории освобожденных рай онов были восстановлены около 50 тыс. км железных дорог, 16 тыс. мостов, тысячи километров водных путей, линий связи, станционных путей; велись большие рабо ты по восстановлению крупнейших морских портов — Ленинградского, Севастопольского, Одесского и др.; ус пешно осуществлялось восстановление речного транс порта. На всех реках была проведена большая работа по восстановлению затонувшего флота. Восстановлен Днепро-Бугский канал и Северо-Донская шлюзованная система. Расчищены от затопленных судов, боевой тех ники и обрушенных мостов судоходные пути на Днепре, Дону, Кубани и других реках. В 1945 г. речные пароход ства освобожденных бассейнов перевыполнили навига ционный план. Это принесло огромную пользу народно му хозяйству страны. Успешное восстановление мор ских портов позволило сразу же после окончания войны организовать отправку и прием судов с грузами.
109
Особенно большой размах приняло капитальное строительство в четвертой (первой послевоенной) пя тилетке. В этой пятилетке было построено и восстанов лено 6200 крупных государственных промышленных предприятий. Это такие предприятия, как Днепровская ГЭС им. Ленина, Нижне-Туринская, Щекинская, Несветайская тепловые районные электростанции, гидро электростанции Нива ГЭС III, Запорожский и Криво рожский металлургические заводы, анилинокрасочный завод в Тамбове, турбинный завод в Калуге, Коломен ский завод тяжелого станкостроения, Рязанский станко строительный завод, Брянский машиностроительный завод, Красноярский гидролизный завод, Краснокам ский мясокомбинат. Построены и введены в действие крупнейшие газопроводы: Саратов — Москва, Кохтла — Ярве — Ленинград и Дашава — Киев. В Москве была введена в эксплуатацию четвертая очередь метро политена. В Грузинской ССР вошли в строй первые агре гаты на Закавказском металлургическом заводе, Храмская гидроэлектростанция, Тбилисский завод пласт масс, Кутаисский автомобильный завод; в Казахской ССР — Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комби нат, Джамбулский суперфосфатный завод; в Узбекской ССР — Фархадская гидроэлектростанция, Кокандский суперфосфатный завод, Ташкентский лакокрасочный завод, Ферганский гидролизный завод, Андижанский завод строительных машин и Ангренский мясокомби нат; в Армянской ССР вступил в строй Канакерский алюминиевый завод; в Азербайджанской ССР — Ба кинский комбинат асбестоцементных и керамических изделий.
За годы пятой пятилетки построено и введено в дей ствие 3200 новых крупных государственных промыш ленных предприятий. Среди них такие крупнейшие предприятия, как Орско-Халиловский металлургиче
110
ский комбинат и Череповецкий металлургический за вод, Надвоицкий и Сумгаитский алюминиевые заводы, Южно-Кузбасская, Серовская, Южно-Уральская и При днепровская тепловые электростанции, Камская, Горь ковская, Верхне-Свирская, Цимлянская, Княжегубская, Каховская, Мингечаурская гидроэлектростанции; Стерлитамакский содовый завод, Березниковский калийный комбинат, Красноярский завод искусственного волокна, Ново-Куйбышевский, Ново-Уфимский и Омский нефте перерабатывающие заводы, Бирюсинский и Онежский гидролизные заводы, второй Барнаульский, Камышин ский и Херсонский хлопчатобумажные комбинаты, Краснодарский камвольный комбинат, Калининская шелкоткацкая фабрика, Московский молочный ком бинат.
В1954 г. вступила в строй первая в мире атомная электростанция. В 1955 г. дала первый промышленный ток Волжская гидроэлектростанция им. В. И. Ленина.
Впятой пятилетке было закончено строительство и
вошел в строй Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина. Вступил в строй Ленинградский мет рополитен.
За 1956—1960 гг. вступили в строй 4870 крупных государственных промышленных предприятий. Мы горды тем, что за эти годы было завершено строитель ство Волжской гидроэлектростанции им. Ленина и вве дена в действие высоковольтная линия электропередачи Волжская ГЭС — Москва, введена в действие на полную мощность (2,5 млн. кет) крупнейшая Волжская гидро электростанция им. XXII съезда КПСС; Иркутская и Новосибирская гидроэлектростанции в Сибири, Кремен чугская на Украине, Бухтарминская в Казахстане, Кай- рак-Кумская в Таджикистане и Каунасская в Литве. Вступила в строй действующих Томь-Усинская ГРЭС в Западной Сибири, Верхне-Тагильская и Троицкая рай
1 1 1
онные тепловые электростанции на Урале, Старо-Бешев- ская и Змиевская на Украине, Ангренская в Узбекис тане и Прибалтийская в Эстонии.
Страна получила Карагандинский металлургиче ский завод и Соколовско-Сарбайский горно-обогати тельный комбинат, Семипалатинский и Чимкентский цементные заводы; Ново-Горьковский, Рязанский, Вол гоградский, Пермский и Ангарский нефтеперерабатыва ющие заводы; Саратовский химический комбинат; Но во-Куйбышевский' и Уфимский заводы синтетического спирта; Рязанский, Курский, Энгельсский заводы химических волокон; Красноярский шинный завод и Ново-Кемеровский химический комбинат и др.
За 1956—1960 гг. было построено и вступило в экс плуатацию большое количество магистральных газо проводов общей протяженностью более 15 тыс. км. Сре ди них газопровод Ставрополь — Москва.
В строительной индустрии произошли глубокие ка чественные сдвиги. В течение 1959—1965 гг. производи тельность труда возросла в этой отрасли на 53%, годо вая прибыль подрядных организаций — на 96%. Креп нет индустриальная база строительства и его основа — промышленность сборного железобетона. В нынешнем году будет изготовлено 69 млн. куб. м сборных железо бетонных конструкций и деталей. Все большее развитие получает эффективная форма организации производст ва — домостроительные комбинаты. На сооружении жилых домов силами ДСК, например, в Главленинградстрое за годы семилетки было сэкономлено более 7 млн. человеко-дней и 44 млн. руб.
За 1961—1965 гг. вошло в строй еще около 3300 крупных государственных промышленных предприя тий. За эти годы введены в действие мощности в 48 млн. кет, что равно мощности всех электростанций, которой располагал Советский Союз в 1957 г.
1 1 2
Вступили в строй крупные тепловые электростан ции : Беловская и Назаровская в Сибири, Яйвинская на Урале, Заинская в Татарии, Каноковская в Калинин ской области, Новочеркасская в Ростовской области, Криворожская № 2 и Бурштынская на Украине, Березов ская в Белоруссии, Ташкентская и Навоинская в Уз бекистане, Тбилисская в Грузии, Али-Байрамлинская в Азербайджане, новые тепловые районные станции в Литве и Молдавии.
Построена и введена в действие на полную проект ную мощность самая крупная в мире Братская гидро электростанция, в результате чего промышленность Си бири получила мощный источник электроэнергии.
Построены крупные линии электропередачи, обеспе чивающие дальнейшее объединение энергосистем. Сре ди них уникальная промышленная линия электропере дачи постоянного тока напряжением 800 тыс. в Волго град с—Донбасс.
Страна получила новые предприятия черной и цвет ной металлургии, химической промышленности, маши ностроения, промышленности строительных материа лов, легкой и пищевой промышленности и многих дру гих отраслей.
За последнее пятилетие построено большое количе ство новых магистральных газопроводов общей протя женностью около 22 тыс. км. Среди них крупнейший газопровод Бухара — Урал, по которому газ из Сред ней Азии пришел на Урал.
Осуществление огромной строительной программы позволило коренным образом изменить географию раз мещения производительных сил.
В чем же состоит принцип размещения производи тельных сил? В том, чтобы максимально приблизить промышленные предприятия к источникам сырья и рай онам потребления готовой продукции, наилучшим
1 13
образом использовать огромные природные богатства, чтобы обеспечить развитие народного хозяйства во всех районах, во всех республиках многонационального Со ветского государства, чтобы, наконец, наиболее разумно использовать транспорт, не допускать всякого рода из лишних и встречных перевозок.
Еще 160 лет назад великий русский писатель-рево люционер Радищев писал: «Как богата Сибирь своими природными дарами! Какой это мощный край!... как только она будет заселена, ей предстоит сыграть вели кую роль в летописях мира!» Он не ошибся. Сибирь из традиционного места ссылки и каторги, какой она была в дореволюционной России, уже теперь превратилась в мощную индустриальную базу нашего государства. Здесь живут, работают, строят миллионы советских лю дей. Здесь выросли новые города, крупнейшие заводы и фабрики, построены десятки шахт и рудников, про ложены тысячи километров железных дорог.
Сейчас почти половина промышленной продукции
СССР выпускается на предприятиях, сооруженных и реконструированных в течение последних семи лет. За этот же период треть населения страны — почти
80 млн. человек — улучшила свои жилищные условия.
Вгородах и селах построено почти 17 млн. квартир и индивидуальных домов.
За годы Советской власти у нас выросла мощная строительная индустрия. Что же она собой представля ет, если прибегнуть к языку цифр? 1400 подрядных строительных и монтажных трестов; 11 600 первичных подрядных строительных и монтажных организаций;
более 7 млн. строителей.
Примерно четвертая часть бюджетных средств стра ны идет на строительство.
В СССР создается сеть специализированных подряд ных организаций для выполнения больших строитель-
1 14
дых работ на селе. Ныне их ведут 150 трестов и 76 самостоятельных управлений, 800 передвижных механи зированных колонн и более 2 тыс. межколхозных орга низаций. Масштабы и размах работ таковы, что потре буется още более энергично развивать специализацию, укреплять индустриальную базу сельского строитель ства.
Стройиндустрия СССР преобразовалась не только количественно, но и качественно. Она оснащена могучей и разнообразной отечественной техникой. В начале се милетки на площадках действовало около 42 тыс. пере движных кранов, 28,5 тыс. экскаваторов, 29,2 тыс. буль дозеров. К 1966 г. их количество примерно удвоилось. Только в течение шести последних лет на 440 тыс. че ловек увеличилось число рабочих строителей, чей труд оснащен машинами и механизмами.
Сборный железобетон начал применяться у нас еще в годы первых пятилеток, когда возводились первенцы советской промышленности, такие заводы, как «Шари коподшипник», «Фрезер», «Калибр». Но в то время сборных железобетонных и бетонных конструкций вы пускалось очень мало: в довоенный период — всего лишь около 0,5 млн. куб. м. Ныне же — 69 млн.
Ни одна страна в мире не располагает такой мощ ной промышленностью сборного железобетона!
На период 1966—1970 гг. общий размер капиталь ных вложений определен примерно в 310 млрд. руб. В эту сумму включены не только государственные капи тальные вложения, но и средства колхозов, а также предполагаемые затраты населения на сооружение соб ственных жилых домов и квартир.
В Советском Союзе ведется огромное жилищное строительство. Можно сказать, что нет ни одного горо да, ни одного населенного пункта, в котором не строили бы новые дома. О размахе строительства видно из того,
115