Файл: Володарский Л.М. Наша Родина. Цифры, факты, сравнения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

суда морского флота. В 1913 г. было перевезено всего лишь 3,7 млн. пассажиров.

Намечающееся в пятилетии увеличение промыш­ ленного производства СССР примерно в 1,5 раза и даль­ нейшее развитие внешнеэкономических связей страны потребуют значительного расширения морских перево­ зок. Грузооборот увеличится за пять лет с 209,9 млрд, тонно-миль до 380 млрд.

Тоннаж транспортного советского флота намечено увеличить примерно в 1,5 раза. Ежегодно в течение пя­ тилетия наш флот будет получать новые суда с отече­ ственных судостроительных верфей, заводов и вер­ фей зарубежных стран общим тоннажем примерно в 1 млн. г.

Значительно улучшится качественный состав флота. В 1965 г. мы имели 59% судов со скоростями выше 14 узлов, в 1970 г. их будет 71%^

Большие изменения произойдут в советских мор­ ских портах, их пропускная способность повысится примерно на 40%. Уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ достигнет 90%. Теперь мы может сказать, что по уровню насыщенности меха­ низмами, облегчающими труд человека и ускоряющими перегрузочный процесс, советские порты занимают пер­ вое место в мире.

Если говорить о росте тоннажа, то интересно следу­ ющее сравнение: за последние пятнадцать лет тоннаж мирового флота увеличился на 89 %, а советского — в 4,2 раза. Анализ размещенных заказов на суда позво­ ляет предположить, что мировой транспортный флот увеличит свой тоннаж за пятилетие на 20—25%, а со­ ветский — примерно в 1,5 раза.

Расчеты показывают, что общий объем мировых морских перевозок, составлявший в 1965 г. около 2 млрд, г, может достигнуть к 1970 г. 2,5 млрд, т и бо­

126

лее. Основываясь на этом расчете, а также на перспек­ тивах пятилетнего плана развития народного хозяйст­ ва СССР, мы увеличиваем тоннаж своего флота.

До революции Россия по существу не имела авто­ мобильного транспорта и протяженность автомобиль­ ных дорог с твердым покрытием составляла всего лишь 37 тыс. км. Страна сделала многое для того, чтобы по­ строить хорошие дороги и создать автомобильный транспорт. Но во время второй мировой войны фашист­ ские захватчики, отступая под натиском Советской Ар­ мии, подорвали и разрушили 91 тыс. км шоссейных до­ рог и 90 тыс. дорожных мостов общей протяженностью

930 км.

За послевоенные годы были построены такие важ­ ные автомобильные магистрали, как: Москва — Ленинград, Киев — Харьков — Ростов, Ростов — Мине­ ральные Воды — Орджоникидзе, Минск — Брест, Моск­ ва — Минск, Москва — Харьков — Симферополь и мно­ гие другие. Это очень оживленные автомобильные магистрали.

В1966 г. протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляла уже 406 тыс. км. Авто­ мобильным транспортом в 1966 г. было перевезено око­ ло 11,4 млрд, тгрузов.

Вновой пятилетке грузооборот автомобильного транспорта общего пользования увеличится примерно

в1,7 раза, намного возрастут перевозки пассажиров.

Увеличатся перевозки автопоездами, а для этого парк грузовых машин пополнится автомобилями большой грузоподъемности.

Много легковых автомобилей появится на дорогах нашей Родины в новой пятилетке. Если в 1966 г. про­ мышленность выпускала легковых автомобилей около 230 тыс., то в 1970 г. их будет произведено 700— 800 тыс.

1 2 7


Для того чтобы эффективно использовать автомоби­ ли, нужны хорошие дороги. Намечено построить за пя­ тилетку около 63 тыс. км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием. При этом дороги областного и местного значения будут строиться в пер­ вую очередь в сельскохозяйственных районах.

И еще надо сказать об одном виде транспорта — ма­ гистральных трубопроводах. Магистральный трубопро­ водный транспорт используется для транспортировки нефти и газа. По сравнению с дореволюционным перио­ дом протяженность нефтепроводов увеличилась почти в 27 раз. В магистральные нефтепроводы поступает более 4/5 всей добываемой нефти. Газопроводы начали строиться только за последнее двадцатилетие. В 1965 г. протяженность газопроводов составляла около 42 тыс. км, в них было подано более 100 млрд. куб. м газа. Уже введен в действие нефтепровод «Дружба», крупнейший в мире и по протяженности и по мощности.

Грузооборот магистральных нефтепроводов увели­ чился за семь лет больше, чем в 4 раза. Причем преиму­ щественное развитие трубопроводного транспорта эко­ номически оправдано, и связанные с этим капиталовло­ жения окупятся в короткие сроки. Достаточно сказать, что если бы в 1965 г. железнодорожникам пришлось выполнить дополнительную работу, равную только при­ росту грузооборота нефти и нефтепродуктам по трубо­ проводам, то годовые эксплуатационные расходы уве­ личились бы примерно на 100 млн. руб. Вот почему предусматривается в нынешней пятилетке построить примерно 37 тыс. км нефте- и газопроводов.

К концу восьмой пятилетки более половины нефтя­ ных продуктов с дальних промыслов будет подаваться по трубопроводам. Будут газифицированы новые горо­ да и рабочие поселки. Десятки тысяч квартир получат голубое топливо.

128

Самолеты Аэрофлота перевезли в 1966 г. более 47 млн. пассажиров — в 1940 г. было перевезено лишь 400 тыс. пассажиров. Грузов и почты в 1966 г. пере­ везено более 1,3 млн. т, или в 23 раза больше, чем в

1940 г.

Резко изменились трассы полетов, и если в 1940 г. весь грузооборот воздушного транспорта СССР состав­ лял лишь немногим более 23 млн. ткм, то в 1966 г. он составил более 1 млрд. 400 млн. ткм.

Люди многих стран мира хорошо знают советские реактивные и турбовинтовые самолеты гражданской авиации Советского Союза. Мощные «ИЛы» и «ТУ» пе­ ревозят огромное количество пассажиров за короткий срок XI на очень большие расстояния, предоставляя им все удобства. Хорошо знакомы и «АНы». И уж, конеч­ но, все знают о гиганте-самолете «АН-22», который был показан на парижской выставке в 1966 г. и может под­ нять в воздух сразу 80 г груза. Большое впечатление производят и советские вертолеты.

Гражданская авиация в СССР — не только удобное и дешевое средство передвижения. Это и большой по­ мощник сельского хозяйства. Самолеты и вертолеты гражданской авиации используются для проведения многих работ, от которых зависит урожайность сельско хозяйственных культур, — рассева минеральных удоб­ рений, борьбы с вредителями, удаления листьев хлоп­ чатника перед уборкой и т. д. Достаточно сказать, что около половины всех площадей, обрабатываются ядо­ химикатами самолетами и вертолетами гражданской авиации. А какую большую пользу они оказывают ры­ бакам, производя разведку косяков рыбы и морского зверя; лесникам — в охране лесов и тушении пожаров. Широко используется авиация, когда нужно оказать срочную медицинскую помощь в труднодоступных районах.

1/а 6 Л. М. Володарский

<29



В СССР самые низкие транспортные тарифы на пе­ ревозки грузов и пассажиров. Авиационный тариф в

СССР в 2—2,5 раза меньше, чем в капиталистических странах. И понятно, что в СССР с большой охотой поль­ зуются услугами гражданской авиации. Если к этому добавить безопасность и хорошее обслуживание, то ста­ нет ясным, почему так быстро развивается воздушный транспорт в СССР.

Появятся на воздушных трассах в ближайшее время самолет «ТУ-154» на 160, а в дальнейшем — на 200 пас­ сажиров и сверхзвуковой пассажирский лайнер «ТУ144» с крейсерской скоростью 2500 км/час. Этот само­ лет сможет перевозить 120 пассажиров на расстояние в 6500 км. Появятся новые комфортабельные самолеты на местных линиях, такие, как, например, «Як-40». Этому самолету по существу не нужны специальные посадочные полосы.

Современная авиация резко сокращает расстояния. Из Москвы в Лондон или Париж теперь нужно затра­

тить всего лишь 3—3,5 часа.

Советский

лайнер «ТУ-

114» доставляет

пассажиров

в Дели

всего лишь за

7 час. Пассажир,

вылетающий

из Хабаровска в 6 час.

утра (по местному времени), на всем пути полета может наблюдать за восходом солнца и утром того же дня он прибывает в Москву.

Связь является отраслью, которая прежде всего об­ служивает материальное производство. В настоящее время она представляет собой сложнейший комплекс автоматически и полуавтоматически действующей элек­ тронной техники. Контрольными цифрами семилетнего плана предусматривалось увеличить мощность город­ ских телефонных станций в 1,5 раза. Фактически она возросла в 1,9 раза, а в сельской местности — в 2,1 раза.

В общем комплексе средств связи нашей страны са­ мой распространенной является почтовая. Ее предприя­

130

тия пересылают ежегодно более 25 млрд, различных отправлений, в том числе свыше 20 млрд, экземпляров газет и журналов.

В последние годы в стране началось строительство ряда крупных прижелезнодорожных почтамтов и отделений при аэропортах. Приняты в эксплуатацию от­ деления перевозки почты при аэропортах Новосибир­ ска, Свердловска, Киева, Харькова, Ташкента, АлмаАты, Тбилиси, Минеральных Вод, Москвы (в Домодедо­ ве и Шереметьеве) и в других городах.

Введена в строй первая очередь крупнейшего в стра­ не прижелезнодорожного почтамта в Москве на Казан­ ском вокзале. Здесь могут обрабатывать за сутки до 6 млн. экземпляров газет и журналов, 3,6 млн. писем, 500 тыс. посылок и 100 тыс. бандеролей.

В ближайшее время вводится в эксплуатацию еще один крупный механизированный железнодорожный почтамт.

Современная связь — это и телевидение, и видеоте­ лефон, и фототелеграф, и телеметрия, и передача сиг­ налов автоматического управления. В последний год семилетки вступила в строй самая длинная в мире

сухопутная кабельная

линия Москва — Владивосток.

Другая линия через

Саратов дотянулась до Таш­

кента.

Сегодня телевизионные программы в нашей стране могут смотреть 115 млн. человек. Эту возможность обес­ печивают 185 телевизионных центров и мощных ре­ трансляторов. Около трехсот крупнейших телевизион­ ных узлов будут у нас к концу пятилетки. Все дальше и дальше станут проникать «прямые» передачи из Москвы.

Загорятся голубые экраны в самых отдаленных уголках Советского Союза, где начнут работать прием­ ные центры для связи через космос.

V . 6 *

13 1


Перестали быть новостью передачи, осуществляе­ мые через искусственные спутники связи. Владиво­ сток — Молния — Москва, Париж — Молния — Моск­ ва — по этим маршрутам шла трансляция передач про­ грамм цветного телевидения, репортажей с Красной площади Москвы.

Современная связь — это не только мощное средст­ во, способствующее техническому прогрессу в народ* ном хозяйстве. Это также могучее оружие идеологиче­ ского воспитания масс. С помощью радиовещания и телевидения население страны информируется о важней­ ших политических, производственных и культурных со­ бытиях, знакомится с материалами газет и журналов, важнейшими постановлениями партии и правительства. Радио и телевидение стали в нашей стране массовым средством распространения научных, технических и экономических знаний, трибуной пропаганды всенарод­ ного опыта борьбы за построение коммунизма.

7

Г '

СМЕЛЫЕ

ДЕРЗАНИЯ

Наше время — это время стремительного развития науки, которая вторгает­ ся во все участки мате­ риальной и духовной жизни общества. Социа­ лизм активизирует этот процесс. Известно, что в колоссальном эконо­ мическом и социальном развитии, характерном для Советского Союза на протяжении всех 50 лет его существования, огром­ ная роль принадлежит со­ ветской науке. Смелыми дерзаниями советских ученых, их трудом и ус­ пехами гордится не толь­ ко советский народ, но и все прогрессивное челове­ чество, ибо советская нау­ ка творит в интересах

5 Л. М. Володарский

133

трудящихся, в интересах мира и прогресса. Еще на заре существования Советского государства В. И. Ленин говорил: «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать од­ ним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Те­ перь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации» !.

Наука развивается в тесной связи с общественной практикой. Смысл научного познания в конечном сче­ те заключается в том, чтобы найти пути практического преобразования природы и общества. И не случайно советские люди видят в науке источник своей власти над стихией природы, силу, способную делать нашу жизнь еще лучше и краше. Ученые, дающие нам эту власть и силу, окружены любовью, заботой и внимани­ ем. Им созданы все условия для плодотворной деятель­ ности, ничто не стоит на пути их творчества, и народное государство делает все для претворения в жизнь науч­ ных открытий. У нас наука имеет широкие возмож­ ности для плодотворного развития. Оно планируется в общегосударственном масштабе.

Мысль о том, что в ходе развития общества наука становится непосредственной производительной силой, была впервые высказана К. Марксом более ста лет то­ му назад. Он характеризовал социалистическое произ­ водство как экспериментальную науку, материально­ творческую и предметно-воплощающуюся, как поприще практического применения сил для сложившихся ра­ ботников, в головах которых закреплены накопленные обществом знания.

1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 35, стр. 289.

134