Файл: Володарский Л.М. Наша Родина. Цифры, факты, сравнения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
суда морского флота. В 1913 г. было перевезено всего лишь 3,7 млн. пассажиров.
Намечающееся в пятилетии увеличение промыш ленного производства СССР примерно в 1,5 раза и даль нейшее развитие внешнеэкономических связей страны потребуют значительного расширения морских перево зок. Грузооборот увеличится за пять лет с 209,9 млрд, тонно-миль до 380 млрд.
Тоннаж транспортного советского флота намечено увеличить примерно в 1,5 раза. Ежегодно в течение пя тилетия наш флот будет получать новые суда с отече ственных судостроительных верфей, заводов и вер фей зарубежных стран общим тоннажем примерно в 1 млн. г.
Значительно улучшится качественный состав флота. В 1965 г. мы имели 59% судов со скоростями выше 14 узлов, в 1970 г. их будет 71%^
Большие изменения произойдут в советских мор ских портах, их пропускная способность повысится примерно на 40%. Уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ достигнет 90%. Теперь мы может сказать, что по уровню насыщенности меха низмами, облегчающими труд человека и ускоряющими перегрузочный процесс, советские порты занимают пер вое место в мире.
Если говорить о росте тоннажа, то интересно следу ющее сравнение: за последние пятнадцать лет тоннаж мирового флота увеличился на 89 %, а советского — в 4,2 раза. Анализ размещенных заказов на суда позво ляет предположить, что мировой транспортный флот увеличит свой тоннаж за пятилетие на 20—25%, а со ветский — примерно в 1,5 раза.
Расчеты показывают, что общий объем мировых морских перевозок, составлявший в 1965 г. около 2 млрд, г, может достигнуть к 1970 г. 2,5 млрд, т и бо
126
лее. Основываясь на этом расчете, а также на перспек тивах пятилетнего плана развития народного хозяйст ва СССР, мы увеличиваем тоннаж своего флота.
До революции Россия по существу не имела авто мобильного транспорта и протяженность автомобиль ных дорог с твердым покрытием составляла всего лишь 37 тыс. км. Страна сделала многое для того, чтобы по строить хорошие дороги и создать автомобильный транспорт. Но во время второй мировой войны фашист ские захватчики, отступая под натиском Советской Ар мии, подорвали и разрушили 91 тыс. км шоссейных до рог и 90 тыс. дорожных мостов общей протяженностью
930 км.
За послевоенные годы были построены такие важ ные автомобильные магистрали, как: Москва — Ленинград, Киев — Харьков — Ростов, Ростов — Мине ральные Воды — Орджоникидзе, Минск — Брест, Моск ва — Минск, Москва — Харьков — Симферополь и мно гие другие. Это очень оживленные автомобильные магистрали.
В1966 г. протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляла уже 406 тыс. км. Авто мобильным транспортом в 1966 г. было перевезено око ло 11,4 млрд, тгрузов.
Вновой пятилетке грузооборот автомобильного транспорта общего пользования увеличится примерно
в1,7 раза, намного возрастут перевозки пассажиров.
Увеличатся перевозки автопоездами, а для этого парк грузовых машин пополнится автомобилями большой грузоподъемности.
Много легковых автомобилей появится на дорогах нашей Родины в новой пятилетке. Если в 1966 г. про мышленность выпускала легковых автомобилей около 230 тыс., то в 1970 г. их будет произведено 700— 800 тыс.
1 2 7
Для того чтобы эффективно использовать автомоби ли, нужны хорошие дороги. Намечено построить за пя тилетку около 63 тыс. км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием. При этом дороги областного и местного значения будут строиться в пер вую очередь в сельскохозяйственных районах.
И еще надо сказать об одном виде транспорта — ма гистральных трубопроводах. Магистральный трубопро водный транспорт используется для транспортировки нефти и газа. По сравнению с дореволюционным перио дом протяженность нефтепроводов увеличилась почти в 27 раз. В магистральные нефтепроводы поступает более 4/5 всей добываемой нефти. Газопроводы начали строиться только за последнее двадцатилетие. В 1965 г. протяженность газопроводов составляла около 42 тыс. км, в них было подано более 100 млрд. куб. м газа. Уже введен в действие нефтепровод «Дружба», крупнейший в мире и по протяженности и по мощности.
Грузооборот магистральных нефтепроводов увели чился за семь лет больше, чем в 4 раза. Причем преиму щественное развитие трубопроводного транспорта эко номически оправдано, и связанные с этим капиталовло жения окупятся в короткие сроки. Достаточно сказать, что если бы в 1965 г. железнодорожникам пришлось выполнить дополнительную работу, равную только при росту грузооборота нефти и нефтепродуктам по трубо проводам, то годовые эксплуатационные расходы уве личились бы примерно на 100 млн. руб. Вот почему предусматривается в нынешней пятилетке построить примерно 37 тыс. км нефте- и газопроводов.
К концу восьмой пятилетки более половины нефтя ных продуктов с дальних промыслов будет подаваться по трубопроводам. Будут газифицированы новые горо да и рабочие поселки. Десятки тысяч квартир получат голубое топливо.
128
Самолеты Аэрофлота перевезли в 1966 г. более 47 млн. пассажиров — в 1940 г. было перевезено лишь 400 тыс. пассажиров. Грузов и почты в 1966 г. пере везено более 1,3 млн. т, или в 23 раза больше, чем в
1940 г.
Резко изменились трассы полетов, и если в 1940 г. весь грузооборот воздушного транспорта СССР состав лял лишь немногим более 23 млн. ткм, то в 1966 г. он составил более 1 млрд. 400 млн. ткм.
Люди многих стран мира хорошо знают советские реактивные и турбовинтовые самолеты гражданской авиации Советского Союза. Мощные «ИЛы» и «ТУ» пе ревозят огромное количество пассажиров за короткий срок XI на очень большие расстояния, предоставляя им все удобства. Хорошо знакомы и «АНы». И уж, конеч но, все знают о гиганте-самолете «АН-22», который был показан на парижской выставке в 1966 г. и может под нять в воздух сразу 80 г груза. Большое впечатление производят и советские вертолеты.
Гражданская авиация в СССР — не только удобное и дешевое средство передвижения. Это и большой по мощник сельского хозяйства. Самолеты и вертолеты гражданской авиации используются для проведения многих работ, от которых зависит урожайность сельско хозяйственных культур, — рассева минеральных удоб рений, борьбы с вредителями, удаления листьев хлоп чатника перед уборкой и т. д. Достаточно сказать, что около половины всех площадей, обрабатываются ядо химикатами самолетами и вертолетами гражданской авиации. А какую большую пользу они оказывают ры бакам, производя разведку косяков рыбы и морского зверя; лесникам — в охране лесов и тушении пожаров. Широко используется авиация, когда нужно оказать срочную медицинскую помощь в труднодоступных районах.
1/а 6 Л. М. Володарский |
<29 |
В СССР самые низкие транспортные тарифы на пе ревозки грузов и пассажиров. Авиационный тариф в
СССР в 2—2,5 раза меньше, чем в капиталистических странах. И понятно, что в СССР с большой охотой поль зуются услугами гражданской авиации. Если к этому добавить безопасность и хорошее обслуживание, то ста нет ясным, почему так быстро развивается воздушный транспорт в СССР.
Появятся на воздушных трассах в ближайшее время самолет «ТУ-154» на 160, а в дальнейшем — на 200 пас сажиров и сверхзвуковой пассажирский лайнер «ТУ144» с крейсерской скоростью 2500 км/час. Этот само лет сможет перевозить 120 пассажиров на расстояние в 6500 км. Появятся новые комфортабельные самолеты на местных линиях, такие, как, например, «Як-40». Этому самолету по существу не нужны специальные посадочные полосы.
Современная авиация резко сокращает расстояния. Из Москвы в Лондон или Париж теперь нужно затра
тить всего лишь 3—3,5 часа. |
Советский |
лайнер «ТУ- |
|
114» доставляет |
пассажиров |
в Дели |
всего лишь за |
7 час. Пассажир, |
вылетающий |
из Хабаровска в 6 час. |
утра (по местному времени), на всем пути полета может наблюдать за восходом солнца и утром того же дня он прибывает в Москву.
Связь является отраслью, которая прежде всего об служивает материальное производство. В настоящее время она представляет собой сложнейший комплекс автоматически и полуавтоматически действующей элек тронной техники. Контрольными цифрами семилетнего плана предусматривалось увеличить мощность город ских телефонных станций в 1,5 раза. Фактически она возросла в 1,9 раза, а в сельской местности — в 2,1 раза.
В общем комплексе средств связи нашей страны са мой распространенной является почтовая. Ее предприя
130
тия пересылают ежегодно более 25 млрд, различных отправлений, в том числе свыше 20 млрд, экземпляров газет и журналов.
В последние годы в стране началось строительство ряда крупных прижелезнодорожных почтамтов и отделений при аэропортах. Приняты в эксплуатацию от деления перевозки почты при аэропортах Новосибир ска, Свердловска, Киева, Харькова, Ташкента, АлмаАты, Тбилиси, Минеральных Вод, Москвы (в Домодедо ве и Шереметьеве) и в других городах.
Введена в строй первая очередь крупнейшего в стра не прижелезнодорожного почтамта в Москве на Казан ском вокзале. Здесь могут обрабатывать за сутки до 6 млн. экземпляров газет и журналов, 3,6 млн. писем, 500 тыс. посылок и 100 тыс. бандеролей.
В ближайшее время вводится в эксплуатацию еще один крупный механизированный железнодорожный почтамт.
Современная связь — это и телевидение, и видеоте лефон, и фототелеграф, и телеметрия, и передача сиг налов автоматического управления. В последний год семилетки вступила в строй самая длинная в мире
сухопутная кабельная |
линия Москва — Владивосток. |
Другая линия через |
Саратов дотянулась до Таш |
кента.
Сегодня телевизионные программы в нашей стране могут смотреть 115 млн. человек. Эту возможность обес печивают 185 телевизионных центров и мощных ре трансляторов. Около трехсот крупнейших телевизион ных узлов будут у нас к концу пятилетки. Все дальше и дальше станут проникать «прямые» передачи из Москвы.
Загорятся голубые экраны в самых отдаленных уголках Советского Союза, где начнут работать прием ные центры для связи через космос.
V . 6 * |
13 1 |
Перестали быть новостью передачи, осуществляе мые через искусственные спутники связи. Владиво сток — Молния — Москва, Париж — Молния — Моск ва — по этим маршрутам шла трансляция передач про грамм цветного телевидения, репортажей с Красной площади Москвы.
Современная связь — это не только мощное средст во, способствующее техническому прогрессу в народ* ном хозяйстве. Это также могучее оружие идеологиче ского воспитания масс. С помощью радиовещания и телевидения население страны информируется о важней ших политических, производственных и культурных со бытиях, знакомится с материалами газет и журналов, важнейшими постановлениями партии и правительства. Радио и телевидение стали в нашей стране массовым средством распространения научных, технических и экономических знаний, трибуной пропаганды всенарод ного опыта борьбы за построение коммунизма.
7
Г '
СМЕЛЫЕ
ДЕРЗАНИЯ
Наше время — это время стремительного развития науки, которая вторгает ся во все участки мате риальной и духовной жизни общества. Социа лизм активизирует этот процесс. Известно, что в колоссальном эконо мическом и социальном развитии, характерном для Советского Союза на протяжении всех 50 лет его существования, огром ная роль принадлежит со ветской науке. Смелыми дерзаниями советских ученых, их трудом и ус пехами гордится не толь ко советский народ, но и все прогрессивное челове чество, ибо советская нау ка творит в интересах
5 Л. М. Володарский |
133 |
трудящихся, в интересах мира и прогресса. Еще на заре существования Советского государства В. И. Ленин говорил: «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать од ним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Те перь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации» !.
Наука развивается в тесной связи с общественной практикой. Смысл научного познания в конечном сче те заключается в том, чтобы найти пути практического преобразования природы и общества. И не случайно советские люди видят в науке источник своей власти над стихией природы, силу, способную делать нашу жизнь еще лучше и краше. Ученые, дающие нам эту власть и силу, окружены любовью, заботой и внимани ем. Им созданы все условия для плодотворной деятель ности, ничто не стоит на пути их творчества, и народное государство делает все для претворения в жизнь науч ных открытий. У нас наука имеет широкие возмож ности для плодотворного развития. Оно планируется в общегосударственном масштабе.
Мысль о том, что в ходе развития общества наука становится непосредственной производительной силой, была впервые высказана К. Марксом более ста лет то му назад. Он характеризовал социалистическое произ водство как экспериментальную науку, материально творческую и предметно-воплощающуюся, как поприще практического применения сил для сложившихся ра ботников, в головах которых закреплены накопленные обществом знания.
1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 35, стр. 289.
134