Файл: Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

прямого отношения к нашей теме). Какой же из этих моментов был выделен перво­ бытным человеком прежде всего?

С нашей точки зрения, наиболее вероят­ ным было первоначальное выделение объ­ екта действия, а не самого действия. Предмет, над которым совершалось действие, пред­ ставлял собою наиболее зримый, наиболее осязаемый элемент ситуации. Этот предмет во время совершения действия брался в руки и тем самым физически отделялся от других предметов, попадавших в поле зрения работ­ ника. Постоянная физическая изоляция пред­ метов закрепилась в умении умственно разде­ лять их. Когда первобытный человек видел, например, поваленное дерево, то, еще не подняв его, он уже умственно выделял это дерево, поскольку в его сознании пробужда­ лись прежние ассоциации, связанные с от­ делением дерева от земли. По мере накопле­ ния практического опыта расширялся круг предметов, выделяемых первобытным чело­ веком. Его умение видеть, воспринимать ок­ ружающий мир все больше приближалось к умению, характеризующему современного че­ ловека.

Мысль о том, что первобытный человек начинает с выделения предметов действия, а не самих действий, опять-таки находит опору в области детской психологии. Вообще нужно сказать, что К. Бюлер был прав, когда он писал: никто не даст исследователю до­ исторического периода «больше данных, заменяющих утраченные первоначальные све­ дения о ходе культурного развития челове­

231

чества, чем правильно понятый собствен­ ный ребенок»1.

Оказывается, что вначале запас слов у детей сводится целиком к существительным (если не считать междометий). Несколько месяцев спустя появляются в значительном числе глаголы, затем присоединяются прила­ гательные, наречия и т. д. Так, у девочки в возрасте 1 года 3 месяцев словарь содержит 100% существительных, около 1 года 8 ме­ сяцев — 78% существительных и 22% гла­ голов, около 1 года И месяцев — 63% суще­ ствительных, 23% глаголов и 14% других частей речи2. По данным того же автора, самые ранние воспоминания его дочери Тиль­ ды относились к предметам, главным обра­ зом к лицам (1 год 6 месяцев). Около 1 года 9 месяцев она стала вспоминать о процессах, главным образом о собственных действиях3. Интересны также опыты с картинками, на которые ссылается В. Стерн. Детям разного возраста показывали картинку, изобража­ ющую крестьянскую комнату, и путем воп­ росов старались выяснить, что они видят. Ответы 7-легних детей почти целиком нахо­ дились на предметной стадии («Что ты ви­ дишь?» — «Гюнтера, Тони, маму, дверь»), 10-летних — на стадии действия, 14-летних— на стадии отношения и т. д. 4

1

К. Бюлер.

Очерк духовного

развития ре­

бенка.

М., 1930, стр. 64—65.

 

2

См.: В. Стерн. Психология раннего детства

до шестилетнего

возраста. Пг., 1915,

стр. 94—95.

3

См.: там же, стр. 211.

 

4

См.: там же, стр. 151 и 211.

 

232



Овладение способностью выделять объек­ ты действия было настоящей революцией в умственном развитии первобытного чело­ века. Как это обстоятельство отразилось на его языке? Оно привело к не менее револю­ ционным сдвигам в области языка. Чтобы сделать наглядными эти сдвиги, окинем мыс­ ленным взором «языковое хозяйство» перво­ бытного человека.

В его языке имеются отдельные звуки — ба, да, ма и т. д. и сочетания этих звуков — баба, бада, бама и т. п. И звуки и их сочета­ ния используются для обозначения практи­ ческих ситуаций, взятых в целом. Видимо, реальный словарный запас первобытного че­ ловека не был равен числу всех возможных сочетаний указанных звуков, потому что нетренированное ухо (о чем говорят факты детской психологии) не различает близкие фонемы. Вероятно, для первобытного чело­ века баба звучало так же, как бада, дада — как даба и т. п. Поэтому в действительно­ сти первобытный человек располагал лишь двумя или тремя десятками языковых единиц, означавших ситуации в целом.

Представим себе, что в результате расши­ рения практической деятельности первобыт­ ный человек сталкивается с новой ситуацией; например, научившись использовать шкуру убитых животных и нуждаясь в ней, он го­ ворит своему собрату: «Неси шкуру» (в пещеру) *.1

1 Приводимые здесь и в других местах конк­ ретные примеры условны. Мы не можем в точности

15 а . А. Ветров

233

Высказывая свое желание, он употребит одну из языковых единиц, образующих его язык. Так как данная ситуация сходна во многом с ситуацией, когда человек, находя­ щийся в пещере, просил принести сучья или тушу, то вполне возможно, что он издаст звук, который он произносил в этих обстоя­ тельствах. Допустим, первобытный человек сказал бада — то же, что он говорил, когда хотел, чтобы принесли тушу животного (под­ черкнем, что бада не реально существовав­ ший корень, а лишь его модель). Очевидно, слушатель может неверно истолковать ска­ занное говорящим и принести тушу, а не шкуру. В таких условиях, особенно при не­ однократном нарушении коммуникации, пер­ вобытный человек поступит так, как он поступал прежде, переходя от звуков типа

ба, да, ма и т. п. к звукам типа бада, бама

и т. д., а именно: он прибавит к бада новый звук, скажем ма, и его просьба будет зву­ чать так: бада ма. Казалось бы, ничего но­ вого по сравнению с предшествующим этапом не произошло: раньше высказывание со­ стояло из двух звуков, а теперь оно будет состоять из трех. Однако на самом деле на­ ступил перелом, суть которого заключается в следующем.

Если бы говорящий по-прежнему не выде­ лял элементов ситуации, действительно ни­ чего не изменилось бы. Его новое высказы­

установить, каковы были условия жизни первобыт­ ного человека. Конкретные примеры имеют своей задачей лишь разъяснение общего положения.

234


вание, состоящее из трех звуков, по-преж­ нему обозначало бы ситуацию в целом и ни один из элементов высказывания (ни ба, ни да, ни ма) не относился бы к элементам ситуа­ ции. Ситуация, взятая в целом, не расчле­ ненная умственно на части, обозначалась бы высказыванием, взятым в целом, не расчленимым на отдельные значащие элементы. Но теперь положение в корне меняется. Го­ ворящий научился выделять предметы дей­ ствия, в частности шкуру животного. По­ этому прибавляемый новый звук ма связы­ вается с выделенным предметом действия — со шкурой животного, закрепляется за этим предметом. А поскольку новый звук связал­ ся с одним из элементов ситуации, приобрел самостоятельное значение, он уже не слива­ ется с другими звуками, занимает по отно­ шению к ним обособленное положение (по­ этому выше мы записали его отдельно от бада). В рамках отдельного высказывания появляется значащий элемент, не сливаю­ щийся с другими элементами, т. е. появляется монема. Вместе с тем оформляется первая категория речи — имя существительное.

Процесс расчленения единого высказы­ вания на отдельные монемы получает завер­ шение лишь тогда, когда первобытный чело­ век овладел способностью выделять другой основной момент практической ситуации —г само действие. Это выделение также осущест­ влялось в процессе практической деятель­ ности, умножавшей и усложнявшей ассоциа­ ции первобытного человека. Как изменилась структура высказывания после того, как

1 5 *

235

 

первобытный человек научился выделять и действия?

Умея выделять предметы, первобытный человек отныне называет их. Предмет пред­ ставлен в высказывании звуковым элемен­ том, обозначающим его. Теперь первобытный человек говорит бада ма, когда он хочет, чтобы принесли шкуру, бада па, когда он хочет, чтобы принесли тушу животного, бана та, когда он хочет, чтобы принесли сучья и т. д. (Еще раз обратим внимание чи­ тателя на то, что это не реальные высказы­ вания первобытного человека, а только мо­ дель таких высказываний.) Ма, па, та обоз­ начают предметы действия. Но покамест человек не выделил самих действий, осталь­ ная часть высказывания {бада, бана) еще не имеет самостоятельного значения, не явля­ ется монемой. Вместе с ма, па и та она обоз­ начает ситуацию в целом, но, в отличие от ма, па и та, не связывается с каким-либо элементом ситуации. Как только происходит выделение действия, бада и бана закрепля­ ются в качестве названий действий. Это со­ вершается вполне естественно. В практиче­ ской ситуации выделены два момента: пред­ мет действия и само действие. Ситуация в целом обозначается некоторым комплексом звуков. Но часть этого комплекса уже свя­ залась с одним элементом ситуации — с предметом действия. Когда же выделяется и второй элемент — само действие, нет не­ обходимости искать для него название гдето на стороне: оно уже дано в рамках выска­ зывания, и естественно воспользоваться

236


именно им. Бада и бана начинают обозначать действия.

С закреплением за двумя частями выска­ зывания особого значения язык вступает в монемную стадию своего развития: появля­ ются высказывания, состоящие из монем. Разумеется, вначале монемы просто присое­ диняются друг к другу: ни о каком согласо­ вании их друг с другом, ни о какой грамма­ тике не может быть и речи (ср. первые монемные высказывания детей: «Анна, дай ребенок сахар» и т. п.). Однако по своей внутренней структуре такое высказывание, по существу, не отличается от высказываний современного человека. Главные шаги в раз­ витии языка уже сделаны. Налицо язык с монемно-фонемной структурой — язык того же типа, что и современный язык. Все осталь­ ное (появление прилагательных, наречий и других частей речи, возникновение повест­ вовательных и вопросительных предложе­ ний, формирование грамматики и т. д.) не так уже сложно.

§ 4 . Что вытекает

из принятой гипотезы?

Согласно изложенной выше гипотезе, имя существительное оформляется раньше гла­ гола. Но самому имени существительному предшествовало высказывание, которое сос­ тояло из звуков, обозначающих ситуацию в целом. Имя существительное и возникает как раз в рамках такого высказывания —

237

путем его расширения. Звуковой комплекс, обозначавший прежде ситуацию в целом, закрепляется в дальнейшем за глаголом. Следовательно, хотя глагол появился позже существительного, его звуковая материя стар­ ше звуковой материи существительного.

В лингвистической и семиотической ли­ тературе нередко можно встретить указания на то, что существительные образуются из глаголов («рубило» от «рубить», «шило» от «шить» и т. п.). Это верно, если иметь в виду относительно развитой язык, который распо­ лагает словообразовательными элементами (в частности, суффиксами). Однако на первых порах таких элементов в языке, разумеется, не было. Мало вероятно также, чтобы они появились вслед за первыми глаголами до оформления категории имени существи­ тельного или сразу же вслед за первыми су­ ществительными до возникновения глагола. Создание словообразовательных монем пред­ полагает способность тонкого различения объективных отношений, обозначаемых этими монемами, способность, которая не могла по­ явиться, как свидетельствует умственное раз­ витие ребенка, раньше способности различать предметы и действия* Первые монемы были словами — именами существительными и гла­ голами, звуковая материя которых характери­ зовалась взаимной независимостью: глаголы не образовывались из имен существительных, а имена существительные — из глаголов.

Из гипотезы, принятой нами, вытекает одно интересное следствие. Сначала опишем его, а затем посмотрим, согласуется ли оно <5

238