ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
системы, программы и количества информации. Исполь зование этих понятий раскрывает для человека возмож ность сознательно обеспечивать процесс организации или же эффективно вмешиваться в естественные процессы такого рода. Очевидно, что религия истолковала бы про цесс организации в принципе по-иному, отождествив его с законом, установленным или предписанным природе богом. Она запретила бы человеку вмешиваться в такие процессы под угрозой божьей кары, точно так же, как запрещали когда-то церковники попытки человека под няться в небо.
Таким образом, при внешней кажущейся общности представлений о законах в религии и науке принципи ально различается их существо. Отождествляя понятия процессов и явлений действительности с предписанными богом законами, религия требует от человека необходи мости слепого подчинения природе, запрещает ему со знательное вмешательство в природные процессы, обре кает его на вечную зависимость от природы, надевает цепи рабства на его руки, ноги и мысли. Суть законов религии состоит в ограничении тех целей и задач, кото
рые человек |
ставит или может ставить |
в своей |
жизни. |
|
отлично. |
Научное представление о законах в корне |
||
В нем ничем, |
по существу, не ограничиваются цели и за |
дачи человека. Раскрывая законы природы, наука ука зывает человеку только те средства, которые необходимо ему использовать для достижения своих целей. Цель или задача, поставленная человеком, может быть в принципе любой. Пусть даже это будет цель — перевернуть Зем лю. И на такую цель наука может ответить словами Ар химеда, указав на необходимость для ее достижения соответствующего рычага и точки опоры. Нет таких об ластей или сфер в действительности, которые не были
196
бы подчинены соответствующим законам. Каждый закон в своей области действует абсолютно, то есть независи мо от чего бы то ни было. Абсолютность действии закона определяет для человека необходимость определенных средств для достижения своих целей. В научном познании такой необходимости достигается человеком его сво бода.
В действительности не имеется таких процессов или явлений, которые бы подчинялись одному какому-либо закону. Это в полной мере проявляется даже по отно шению к закону тяготения.
Закон тяготения в ньютоновском определении дейст вует в пределах солнечной системы планет. На его ос нове можно с весьма высокой точностью предсказывать место каждой планеты с учетом ее взаимодействия с Солнцем и другими планетами. Но для того, чтобы сол нечная система в точности соответствовала ньютоновско му закону тяготения и только этому закону, необходимо вообразить себе соответствующие астрономические тела в виде точек, совершенно лишенных всяких размеров, но обладающих тем не менее массой, равной, например, мас се Солнца или Земли соответственно. Если допустить что в мире ничего больше не существует, кроме такой системы, то можно было бы сказать, что она подчиняется ньютоновскому закону тяготения и только этому закону.
Фактически это, конечно, далеко не так. Конкретные отличия планет солнечной системы от описанной сверх упрощенной модели обусловливают участие других за конов в их взаимодействии. Особенно это сказывается на движении Луны вокруг Земли, которое зависит, в част ности, от вызываемого Луной приливно-отливного дви жения в земных океанах, что не учитывается, конечно, в формулах Ньютона.
Совокупность действующих законов становится осо
197
бенно сложной в таких явлениях и процессах, как есте ственная жизнь или общественное развитие. Это обус ловливает огромные трудности в подразделении сфер действия различных законов, в выявлении тех средств, которые необходимы для успешной сознательной прак тики. Одним из главных путей преодоления таких труд ностей всегда была и есть научная абстракция, применение которой уже в полной мере проявилось в ньютонов ской модели солнечной системы. Такой же точно моде лью является и сложная динамическая система в кибер нетике по отношению к процессам организации. Проде монстрировать сложную динамическую систему саму по себе невозможно. Ее оправданием является то, что на основе представления о такой системе могут быть опре делены специальные понятия и методы, небходимые для изучения процессов организации, и в итоге этого полу чены заключения, могущие служить руководством для практики. При этом следует, однако, учитывать, что дей ствительные процессы не исчерпываются такой системой и понятиями о ней. Для того чтобы практика стала дей ствительно эффективной, требуется учесть понятия дру гих наук, например физики или химии, наряду с кибер нетикой. И если даже в этом случае успеха достичь не удается, то следует подумать о возможности действия в объекте нашей практики каких-либо новых, еще совер шенно неизвестных закономерностей, требующих для своего изучения новых методов познания. Совершенно исключается одно только предположение — что нам пре пятствует некая сверхъестественная сила, познать и пре одолеть которую мы не в состоянии.
Процесс познания в своей научной форме не является произвольным, как и все другие процессы действитель ности. Он закономерен и познаваем. Основами научного познания процесса развития науки являются философ;
198
ские понятия. К ним относятся философское понятие ма
терии как объективной реальности, выступающей в своей целостности, как общий предмет познания в специаль ных науках, а также понятия форм и способов ее отра жения в субъективном мире сознания человека. Специ альные науки опираются на общие философские понятия закона действительности и его проявления в соответст вующих областях. Важное значение имеют раскрывае мые философией закономерности образования теорети ческих абстракций и способов их конкретизации. Все фи
лософские понятия |
о процессе |
познания |
невозможно |
||
здесь раскрыть, |
да и не все они, |
конечно, |
еще |
извест |
|
ны. Неясности |
в |
этом отношении имеют |
весьма |
существенное значение. Они не позволяют своевременно
осознавать |
новые |
явления в развитии науки, |
как это |
во многом |
имело |
место в связи с развитием |
кибер |
нетики. |
|
|
|
В Программе нашей партии записано: «Коммунисти ческое общество, в отличие от всех предшествующих со циально-экономических формаций, складывается не сти хийно, а в результате сознательной и целенаправленной
деятельности народных масс, руководимых марксистсколенинской партией».
Большую роль в обеспечении сознательного построе ния нового общества играет самое широкое использова ние достижений различных наук как в производстве, так и в качестве основы руководства развитием общества. В своем движении по пути познания действительности науки открывают ее законы. Но знание законов действи тельности не представляет собою достаточного условия использования их в сознательной практике. Для этого необходима соответствующая «точка опоры».
Нашей «точкой опоры» в сознательном построении нового общества будущего является общественная собст
19 9
венность на средства производства. Это позволяет обес печивать планомерное и согласованное развитие науки и производства в их органическом единстве. Именно на этой основе мы противопоставляем стихийному, эволю ционному пути образования природы и общества новый путь их сознательного, революционного преобразования.
От авторов
Каковы же итоги нашей с вами совместной работы? Нас такой вопрос не может не интересовать. Он возника ет в связи с тем, что автор никогда не может быть до конца уверенным, удалось ли ему вполне точно по со держанию и доступно по форме выразить свою точку зрения.
Уйдя в свет, текст книги по.кинет нас и начнет свою самостоятельную жизнь. Его уже нельзя будет попра вить или дать к нему дополнительные пояснения. В та ком виде, как она написана, книга отдается на суд чита теля и его приговор — это и есть итог работы автора.
Мы представляли себе определенным образом свои цели. У читателя по поводу их реализации составится собственное мнение. Изменить его сейчас, конечно, уже невозможно.
201
Мы коснулись здесь многих вопросов, решение кото рых связано с развитием кибернетики. Некоторые из них решаются методами и средствами самой кибернетики. Другие, напротив, таковы, что от их решения зависит, насколько успешно будет развиваться и применяться эта наука.
Определения кибернетики как специальной науки по ка еще не устоялись. По этому поводу имеются различ ные мнения и заключения. Большинство из них, однако, отличаются одно от другого более деталями научной терминологии, чемсвоим существом. Мы придержива лись точки зрения, согласно которой кибернетика пред ставляет собою теоретическую основу научного анализа и синтеза организмов природы, техники и общества. В данном случае речь идет именно о научном, а не прак тическом анализе и синтезе. Наука, разрабатывая свои проблемы, призвана опережать практику. А успешное практическое применение результатов науки является иногда задачей не менее сложной, чем решение теорети ческих проблем самой науки. Но все они подлежат ре шению и должны быть решены.
Кибернетика в своем развитии тяготеет к тесной вза имосвязи с целым рядом других специальных направле ний в науке. От эффективности такой взаимосвязи во многом зависят успешность решений проблем киберне тики и их практические приложения, поскольку многие результаты кибернетики, прежде чем они станут достоя нием практики, должны быть «переработаны» другими науками.
Независимо от тех или иных специальных определе ний кибернетики у нее есть одно совершенно бесспорное определение. Суть такого определения заключается в том, что кибернетика представляет собою новое и при том крупнейшее для современного этапа явление в раз
202
витии всей системы специальных наук. На основе изу чения процесса развития кибернетики, протекающего с исключительно высокими темпами, представляется воз можным по-новому взглянуть на всю науку в целом, точ нее определить особенности научного познания, глубже понять современное значение науки.
Это можно сделать только при условии, если рас сматривать процесс развития науки и ее значение с пози ций философской теории познания материализма. Чита тель заметил, конечно, как часто мы обращались на про тяжении всей книги к соответствующим положениям.
Пути движения в научном познании действительности по мере продвижения вперед прокладываются совмест ными усилиями ученых разных специальностей. Пра вильное направление таких путей и методы движения по ним пока еще удается определить далеко не сразу. Об суждения и дискуссии остаются одной из основных форм поиска истины. Чем быстрее развивается та или иная наука, тем больше в ней возникает вопросов, которые представляются спорными. Это особенно характерно для кибернетики, и мы не обошли такие вопросы. Более то го, в ряде случаев мы сознательно обращались к ним, полагая, что соответствующий материал поможет нам полнее и точнее показать науку такой, как мы ее себе представляем.
Обращаясь к такой задаче, мы стремились противо поставить науку и религию; противопоставить религиоз ным представлениям знания, которые дает людям науч ное познание. Однако специальное содержание тех или иных дисциплин науки, например кибернетики, вряд ли пригодно само по себе для заполнения того «вакуума», который может образоваться в сознании религиозного человека при эволюции его мировоззрения. Важным эле ментом религиозного мировоззрения является слепая ве
2 03
ра в бога. Мы стремились противопоставить этой слепой вере сознательную веру в диалектико-материалистиче ские философские принципы отношения к миру. Это и есть главная цель нашей книги.
Знания, основным источником которых является се годня наука, в значительной мере определяют техничес кий и общественный прогресс человечества на современ ном этапе. Знания науки открывают пути к новому, и они особенно необходимы нам, строителям коммунисти ческого общества.
В сложной системе специальных дисциплин современ ной науки нельзя, конечно, отдавать какое-то особое предпочтение отдельным ее направлениям. Расплатой за это была бы односторонность развития науки и следую щая из этого неполнота знаний, необходимых практике. Но некоторые направления науки требуют к себе особо го внимания ввиду своей новизны, сложности и своеоб разия проблем. Такой наукой является сегодня киберне тика, проблемы которой разрабатываются нашими, со ветскими учеными под лозунгом: «Кибернетику — на службу коммунизму!»