Файл: Антомонов Г.А. Кибернетика - антирелигия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лишь то, как эта действительность представлена в созна­ нии человека. И не в сложности картины мира надо ви­ деть величие людей науки прошлых времен, а в том, что они нашли в себе силы и смелость увидеть этот мир про­ стым и ясным в дебрях объяснений, порожденных рели­ гиозным суеверием.

Сегодня религия все больше и больше уходит на зад­ ний план в жизни человека. Но это не значит, что полно­ стью исключаются и те причины, которые ее породили.

В социальном отношении корни религии исчезнут со­ вершенно тогда, когда в обществе людей будут полно­ стью ликвидированы классовые различия, обусловливаю­ щие эксплуатацию человека человеком. Тогда оконча­ тельно исчезнут и те причины, которые обусловливали когда-то возведение религии, как формы эксплуатации веры людей, в ранг основы основ государственной поли­ тики. При этом область действия религии ограничивает­ ся сегодня успехами в научном познании действительно­ сти. Благодаря успехам науки действительный мир во все большей и большей степени предстает перед нами таким, какой он есть на самом деле, и в нем не остается места для размещения различного рода религиозной бута­ фории.

Причины, породившие в свое время религиозные фор­ мы мировоззрения, проявляют себя сегодня особенно от­ четливо в виде препятствий на путях научного познания мира. Вспомним заявление Рентгена, который отказы­ вался признать существование электрона по той причине, что картина мира представлялась ему достаточно ясной и без этого. Нам не известно, верил или не верил Рентген в бога, посещал или не посещал он церковь. Очень мо­ жет быть, что, отдавая дань условностям своего времени, он считал сам или его считали верующим. Не в этом суть дела. И конечно уж, отрицание им электрона никак

188

нельзя объяснять его религиозностью. Но в этом по сути дела как раз и выразилась та причина, которая секрет­ ным образом обусловила религию, помогала и по сей день помогает религии существовать. Та же самая при­

чина мешает развитию науки.

мир есть

или должен

Это — уверенность в том, что

быть обязательно таким, какой

он есть в

нашем пред­

ставлении. Именно на такой уверенности, на такой вере всегда спекулировала религия. Именно такая уверен­ ность еще по сегодня превращает иногда путь научного познания мира в путешествие по джунглям.

Вспомним еще совсем недавний этап развития кибер­ нетики, когда эта наука отрицалась очень многими, сре­ ди которых были ученые с заслугами, имеющими мировое значение. В чем причина? Да в том же самом, что и в случае отрицания электрона Рентгеном. Дело в том, что докибернетическая картина мира не включала в себя по­ нятий этой науки так же точно, как и соответствующих методов познания. Они не казались тогда необходимыми. Поэтому их отрицали. В этом как раз и заключается од­ на из подспудных причин, обусловливающая возмож­ ность проявления религиозных форм мировоззрения. В этом же заключается одна из главных причин трудно­ стей развития науки, которые когда-то были действи­ тельно огромны и с течением времени все более и более ограничиваются.

Решающая роль в полном преодолении трудностей развития науки принадлежит материалистической фило­ софии. И здесь на первом месте стоит материалистиче­ ское решение проблемы бытия мира как основ­ ного вопроса теории научного познания. Признание аб­ солютной первичности материи мира по отношению к идеям сознания с необходимостью разрешения противо­ речий познания в процессе сознательной практики от-

189



крывает людям верный путь к тому, чтобы не оказаться ■ в джунглях мифов, правильно оценивать новые явления в своей жизни.

Религиозному по своей сути объяснению мира наука противопоставляет его познание. Между простым объ­ яснением мира и его познанием есть принципиальная разница.

Объяснить можно, вообще говоря, все, что угодно. В крайнем случае, если предмет объяснения окажется слишком сложным, можно применить, например, поня­ тие того или иного бога и, таким образом, добиться все же исчерпывающего объяснения. Именно таким способом складываются различного рода искаженные представле­ ния о действительности.

В процессе познания на первый план выдвигается не само знание, а проблема его достижения. В подлин­ ной науке мир предстает не в виде совокупности истин, находящих применение в общественной практике чело­ вечества; вместе с тем в подлинной науке мир пред­ стает перед нами также в виде проблем, к которым необ­ ходимо применить специальные средства их разрешения. Именно значительностью своих проблем и совершенством тех средств, которые могут быть использованы для их решения, определяется в полной мере значение той или иной науки.

В отличие от простого объяснения мира процесс по­ знания динамичен. Он состоит в непрерывных переходах от еще не познанного к познанному. Объяснения допусти­ мы и в науке, но только в плане познания как формы разрешения ее проблем. В своих результатах познания мира наука открывает людям его законы. Это дает осно­ ву не только для действительно правильного объяснения мира, но и для его преобразования.

Знаменитый древнегреческий механик и математик

190

Архимед, прославивший свое имя открытием основного закона гидростатики, по известному преданию, пообешал перевернуть мир земной, если только ему предоставят подходящую для этой цели точку опоры. Поводом для такого заявления или же для предания о нем послужила разработка Архимедом закона рычага. Закон этот прост. В нем находит свое выражение количественная зависи­ мость усилий, которые необходимо приложить к рычагу для подъема груза, от соотношения плеч рычага. Откры­ тие этого закона Архимедом не означало, конечно, что люди никогда ранее не пользовались свойствами рыча­ гов. Этот простейший механизм с самых древних времен был верным помощником человека при выполнении ра­ бот с тяжелыми предметами. Но одно дело — пользо­ ваться теми или иными свойствами явлений природы, а другое дело — знать скрывающиеся за этими свойствами законы. Заслуга Архимеда в том и состоит, что он не' ограничился наблюдением одного явления, а сумел за­ глянуть в его глубину и выразил в общей количественной мере те зависимости, которым подчиняются любые ры­ чаги. Возможность перевернуть Землю с помощью ры­ чага, конечно, не может считаться реальной даже в том случае, если бы имелись в действительности и точка опо­ ры и подходящий рычаг. И надо думать, что сам Архи­ мед хорошо понимал это. Тем не менее в его утвержде­ нии есть глубокий смысл, раскрывающий в образной форме те поистине неограниченные возможности, кото­ рые люди получают в результате познания законов природы, если только они располагают соответствую­ щими «точками опоры» для их сознательного использо­ вания.

Что такое закон природы? Этот вопрос тем более ин­ тересен, что и религия, например, тоже не чуждается не­ ких законов и не только не чуждается, но активно пы-

191


тается их применять в своей практике. Религиозное по­ нятие закона следует целиком из догмы о сотворении мира богом. Религия учит также, что бог не только со­ творил мир, но и предусмотрел все возможные в нем свершения, чего бы они ни касались. Это и есть закон божий. Человеку дано только узнавать о божественном предначертании и строго ему следовать. В этом заклю­ чается необходимость, предписанная человеку религией. Человек по неразумению или злому умыслу может пре­ небречь законами, установленными богом, пренебречь необходимостью их исполнения, предписываемой ему религией. За это человеку грозят наказанием. Оно может настигнуть его и при земной жизни — это одна из забот религии и ее слуг. И уж наверняка человеку не избе­ жать кары за пренебрежение волей и законом бога в его загробной жизни на «том свете», гореть ему за это веки вечные в огненной геенне ада.

Научное понимание роли и значения законов действи­ тельности для человека может показаться на первый взгляд сходным с тем, как понимаются законы в рели­ гии. Наука считает, что все, что только есть или может быть в действительности, подчинено соответствующим законам. Действие закона, согласно научным представ­ лениям, абсолютно. Оно не зависит от чего бы то ни бы­ ло, в том числе и от воли или желаний человека. В своей сознательной практике человек должен строго придер­ живаться определенной необходимости, следующей из законов природы. Более того, можно даже говорить о своеобразной форме «наказания» человека, пренебрега­ ющего в своей практике такой необходимостью. Но если это действительно так, как мы описали, скажет нам или подумает про себя верующий в бога человек или защит­ ник религии, то в чем же тогда различие законов бога и законов природы? И вряд ли мы удовлетворительно от­

192

ветим на такой вопрос, если укажем

на

то,

что

на­

учное представление

законов связано с их извечностью,

на то, что законы

естественно присущи

самой

дей­

ствительности, составляют неотъемлемую

часть

ее,

ни­

кем и никогда не навязанную природе,

в том числе,

на­

пример, и неким богом.

 

 

 

 

Коренное различие научного понятия законов дейст­ вительности и религиозного представления законов бога заключается в самой сути закона, особенностях его дей­ ствия и следующей из этого необходимости для челове­ ка. Все это можно пояснить на простых примерах.

Всем известен факт, что предметы нашего земного мира имеют тяготение к тому, чтобы стремиться к по­ верхности Земли, падать на нее. В естественном мире природы исключение из такого общего правила состав­ ляют только птицы и насекомые. Да и они не могут веч­ но витать над Землей, вынужденные опускаться на ее поверхность время от времени. Известно, например, что воробья можно убить, если тем или иным спо­ собом не дать ему своевременно посидеть где-нибудь в спокойной обстановке. Такое свойство тяготения вполне можно посчитать законом, который сам бог устано­ вил для нсех предметов с некоторыми ограничениями. Это ограничение не распространяется на человека, и, со­ гласно такому представлению закона тяготения, человек летать не только не может, но и не имеет права на это. Оставаться на поверхности Земли — необходимость для человека, предписанная ему самим богом в акте творе­ ния. Нарушая эту необходимость, человек противоречит воле и закону бога. Так примерно можно было бы пред­ ставить себе закон тяготения в его религиозном толко­ вании.

Как же обстоит дело с тем же самым законом тяго­ тения в его научном понимании? В ньютоновском опре­

193


делении содержание закона тяготения выражается в си­ ле взаимного притяжения, действительной для любых предметов и допускающей точную количественную меру. По формуле Ньютона такая сила прямо пропорциональ­ на произведению масс предметов и обратно пропорцио­ нальна квадрату расстояния между ними. Для предме­ тов, находящихся на поверхности Земли, такая сила точ­ но совпадает с их весом.

Два охарактеризованных представления о законе тя­ готения имеют между собою принципиальное отличие. В первом случае закон отождествлен с явлением паде­ ния тел на земную поверхность, которое признается не­ обходимым для всех предметов с некоторыми исключе­ ниями. Во втором же случае понятие закона тяготения связано с представлением о силе взаимодействия между предметами. Здесь надо обратить внимание на то, что в научном представлении закона тяготения сам факт па­ дения предметов на поверхность Земли ни в коей мере не учитывается, он совершенно не входит в содержание закона, не являясь, таким образом, явлением необходи­ мым, обязательным. Предмет может падать, но может

'и не падать. Из научного понимания закона тяготения следует только со всей ясностью, что для того, чтобы предмет не упал на Землю, необходимо каким-либо об­ разом скомпенсировать, уравновесить ту силу, с какой он притягивается к Земле. На учете такой необходимости как раз и основаны все летательные аппараты, создан­ ные человеком. Самолет не падает на Землю, но это не означает, что он находится вне сферы действия закона тяготения. Он не падает на Землю по той причине, что сила его веса скомпенсирована другими силами, дейст­ вующими в противоположном направлении и основанны­ ми на законах аэродинамики. Не имеется также какоголибо ограничения в действии закона тяготения и для

194

птиц или насекомых. Их вес всегда и совершенно точно определен согласно закону тяготения массой и расстоя­ нием от Земли. При этом птицы или насекомые не па­ дают на Землю, то есть не подчиняются закону тяготе­

ния в его

религиозном представлении, лишь

потому,

что сила

их тяжести также компенсируется

другими

силами.

Законы природы действуют в своих сферах независи­ мо от чего бы то ни было, без каких-либо ограничений. Но это относится именно к сфере действия закона. Та­ кой сферой действия ньютоновского закона тяготения является взаимодействие любых масс, где бы оно ни про­ исходило. Абсолютной действительности того или иного закона в своей сфере соответствует абсолютная его не­ действительность для иных сфер. Для того чтобы кон­ трастнее пояснить такое замечание, можно указать, для примера, кибернетические законы организации, которыми мы немного занимались в предыдущих главах. Явления или процессы организации принципиально отличаются от явлений или процессов тяготения между массами. Было бы бессмысленным раскрывать существо таких раз­ личных процессов на основе одних и тех же законов. В данном случае мы как раз и встречаемся с примером различных сфер действия различных законов. Надо под­ черкнуть здесь только то принципиально общее, что имеется между этими законами. Эта общность заклю­ чается в том, что в обоих случаях закон не отождеств­ ляется с самим процессом или явлением.

Научный закон тяготения выражается через понятия массы взаимодействующих предметов, расстояния меж­ ду ними и величины силы взаимного притяжения, что как раз и позволяет избежать падения на поверхность Земли как некой роковой необходимости. Так же точно процес­ сы организации находят свое выражение через понятия

195