Файл: Шебшаевич В.С. Радиотехнические методы и средства контроля траекторий искусственных спутников Земли и космических ракет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
- 80 -
Помимо приведенного графического спо соба существует ряд аналитических: способов. в „
Траверзный метод контроля траек тории спутников Земли был разработан под руководством акад.В.А.Котельнжо» ва. Аналогичные методы / 1 3 . / были применены за рубежом для-наблюдений за ИСЗ, в том числе и за советскими спутниками. Причем в системе "Микролок" [ I I J применяется траверзный метод в сочетании Ь фазометрической пеленгацией.
3, Дальномерные системы
Допплеровский сдвиг^ частоты про порционален радиальной составляющей скорости. Путем интегрирования доппле ровской частоты можно получить рассто яние, проходимое за время интегрирова ния. Введение начальных условий (ис ходной привязки) позволяет находить расстояние между объектом и пунктом контроля.
Работа допплеровских даяьномерных средств контроля основана на измере нии скорости движения объектов с после
-81 -
дующим нахождением расстояний путем интегрирования допплеровского сдвига частоты f 9,12 У . Рассмотрим некоторые варианты таких систем.
Пусть на Земле находится пере датчик, излучающий незатухающие коле бания (рис.1 6 ). Эти колебания прини маются на борту объекта и переизлучаютея. В нескольких наземных пунктах расположены приемные контрольные стан ции, принимающие как запросный, так к ответный сигналы. В целях селекции сигналов ответный сигнал излучается на другой частоте, например, на удвоен ной частоте запроса. В каждом прием ном пункте в результате сопоставления запросных и ответных колебаний выде ляется допплеровская частота, пропор
циональная скорости перемещения объек та относительно передающего и приемно го пунктов. При выделении допплеров ской частоты частота запросных сигна лов путем ее удвоения преобразуется в частоту ответных сигналов. Результа ты измерений с каждого контрольного
пункта передаются на главный контроль но-вычислительный пункт.
- 82 -
■ » s ' / i\
|
|
/ |
i f \\ |
i |
\ |
|
станция- у |
|
/ / |
т |
\ |
||
|
//Станция |
^ ^ |
||||
М i f - / 1 |
/ вашейивычислен. \ |
1L |
||||
V |
' - |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
лередетин |
Т ............* |
|
|
|
|
|
ьИям ш/ |
|
|
|
|
J Станция
Х*3
Р н си б . К принципу работа допплеровско*ек й дальномерной; системы.
Размера трех баз, образуемых за просным передатчиком с каждым т при емных пунктов, заранее известны, Поэ тому после начальной привязки оказы ваются известннми все три радиотрассы типа запросчик-ответчик-приемник* Не прерывное интегрирование допплеровских частот, возникающих при прохождении сигналов по каждой из трасс, позволяет
- 8 3 -
постоянно знать их суммарную длину. Суммарной длине каждой трассы
соответствует определенная поверх ность положения. Это' - эллипсоид с фокусами в точках расположения за просчика и приемника. Поскольку име
ется |
три базы, |
можно |
определить |
три |
|||
эллипсоидальные |
поверхности |
положения |
|||||
Пересечение |
этих |
трех поверхностей |
|||||
дает местоположение |
объекта. |
|
|||||
|
Для обработки результатов изме |
||||||
рений и расчетов координат наиболее |
|||||||
эффективным |
является применение |
циф |
|||||
ровых вычислительных машин. |
|
|
|||||
|
Описанный выше принцип принадле |
||||||
жит системе |
Д о у а р |
( Д о р р ё е г |
|
||||
VeВоcity a n d |
Р о и tCon. |
- допплеровская |
|||||
система скорости и положения), |
|
||||||
|
В принципе |
возможно обойтись |
|||||
без |
ретрансляций |
сигналов. |
Вели |
на |
борту объекта установить внеокоетабильный генератор, а на трех назем ных приемных пунктах - приемники со столь же стабильными гетеродинами, то представится возможность измерять
- 84 -
допплеровские смещения частоты на каж дой из трех трасс, образуемых бортовым передатчиком с каждым наземным прием ником, Путем интегрирования допплеров ской частоты при условии начальной привязки объекта можно будет опреде лять расстояния от объекта до трех на земных пунктов.
Каждому расстоянию будет соответ ствовать поверхность положения сфери ческого вида с центром в приемном пунк те. Пересечение трех сфер даст место
положение |
объекта. По такому принципу |
построена |
система S p k e t e d o p |
( S p k e v i c a i D o p p i e l - сферическая допплеровская система).
Очевидно, что описанные выше мето ды могут применяться для решения част ной задачи - определения только скорос ти движения ИСЗ или космической ракеты.
-85 -
§5 . Временные методы и средства
контроля
Временные методы контроля основа ны на измерении временного интервала между двумя радиосигналами, имеющими огибающие импульсной формы. Применение нашли временные дальномерные средства,
основанные |
на |
ретрансляции |
сигналов |
||
Л , |
1 2 / |
. Такие системы |
относятся к |
||
числу наиболее точных средств контро |
|||||
ля. |
|
|
|
|
|
рассмотрим принципиальные возмояе*- |
|||||
ности |
контроля |
траектории |
временными |
||
дальномерными |
средствами, |
пользуясь |
|||
принципом действия системы |
M i l a n |
||||
( MiSSН е |
RanQinq |
- |
контроль |
||
траектории |
р ак ет ). |
|
|
||
|
Наземное |
оборудование |
системы |
состоит из запросной стаацин. и несколь ких приемных пунктов (рис,^7^. На бор ту объекта установлен импульсный от ветчик. Запросная станция посылает высокочастотные импульсные сигналы.
-86 -
Рис И 7* К принципу работы временной дальномерной системы.
Эти сигналы переизлучаются ответчиком на смещенной частоте. Ответные еигиалн принимаются всеми приемными пункта ми, откуда ретранслируются на запрос ную станцию. При этом с каждого прием ного пункта ретрансляция идет на сво ей частоте. Таким образом обеспечива ется разделение дальиомерных каналов.
- 87 -
Так как расстояния от приемных пунктов до запросной станции заране» известны, они могут быть учтены,и пу тем временного сопоставления запрос ного и ответных импульсов можно изме рять суммарное расстояние на каждой из радиотрасс, включающих отрезки г запросчик -ответчик и ответчик-прием ник.
Каждому из измеренных суммарных расстояний соответствует поверхность положения в виде эллипсоида с фокуса ми в точках запроса и приёма. Совмест ное решение уравнений нескольких эллип соидов даёт местоположение объекта.
Запросные и приемные пункты моя* но, разумеется, объединить. И тогда будут измеряться расстояния от объек та до соответствующих наземных приемо передающих пунктов. Поверхностями*по ложения в этом случае будут сферы,
Принципиально возможно обойтись и без ретрансляции сигналов бортовым передатчиком. Если на борту и на Зем ле установить высокостабильные хрони-
-8 8 -
заторы, то измерение расстояний от объекта до наземных контрольных пунк тов можно выполнять без посылки запрос ных сигналов, ограничиваясь излучением
сборта объекта.
§6 . О способе передачи с борта искусственного спутника Земли информации о его координатах
Рассмотренные выше способы непос редственного измерения координат кос мических объектов используются не толь ко для контроля положения спутников и ракет относительно заданной им траек тории, но также и для прогнозирования
их координат на будущее. Так, в резуль тате определения нескольких точек траектории спутника Земли можно вычис лить элементы его орбиты. Зная элемен ты орбиты, нетрудно рассчитать и коор
динаты спутника |
на весь срок |
действия |
.этих элементов |
/ 20J* |
|
Приходится |
считаться, с |
тем, что |
в силу возмущающих воздействий, |
влияю |
щих на полет спутников (к таким |
воз |
мущениям прежде всего относятся |
сопро |
99 -
тивление атмосферы и нецентральность п оля ’Тяготения} , орбита с течением времени будет меняться и, следователь но, некоторые элементы орбиты будут справедливы лишь в течение ограничен ного отрезка времени. Это приводит к необходимости при расчете координат на длительный срок пользоваться меняю
щимися значениями элементов. А для это го в пункт, где ведутся расчеты, тре буется периодически сообщать поправки к элементам, которые вычисляются по данным наземных контрольных станций.
При использовании спутников для научных исследований или для приклад ных целей полезная информация, добы ваемая бортовой аппаратурой, должна привязываться по месту наблюдения. По требитель этой информации должен полу чать также и данные для ее географичес кой привязки. Возможны различные спосо бы снабжения потребителей координатами шутника , относящимися к моментам вы->
работки |
полезной информации. Один из |
|
этих |
способов |
состоит в следующем |
[ х'» У . |
. |
- 90 -
На спутнике устанавливаете! сне» циальное счетно-рещающее.устройства, моделирующее движение по эллиптичес кой орбите* Параметры моделируемой ор биты закладываются в память этого уст ройства заранее, причем имеется воз можность корректировать их подачей кодированных сигналов с Земли. Эти корректирующие сигналы подаются вся кий раз, когда выявится изменение элементов орбиты*. В результате этого оказывается, что на борту спутника постоянно поддерживается модель его орбиты.
Используя э.ту модель, нетрудно с помощью радиосигналов передавать ин формацию о текущем положении спутника на орбите. А по этой информации могут определяться и географические коорди наты спутника. При этом способ нахож дения координат особенно прост в слу
чае использования |
круговой |
полярной |
|
орбиты. |
|
|
|
Представим себе [ 14 / , |
что из |
района |
|
Северного полюса |
последовательно |
через |
|
8 часов запущены на полюсные 'орбиты |
|||
три подобных искусственных |
спутника |