ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
Р а в о т а
на
автопогрузчике
ГОССТРОЙ СССР
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ, МЕХАНИЗАЦИИ
И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ (НИИОМТП)
А. Т. Ш М А К О В
РАБОТА
НА
АВТОПОГРУЗЧИКЕ
-( Серия пособий
-* по повышению Мастерства
строителе'й)
И З Д А Т Е Л Ь С Т В О Л И Т Е Р А Т У Р Ы П О С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В У
М осква—1966
УДК 621.869 : 69
В настоящей книге изложен материал по устройству современных отечественных авто погрузчиков и электропогрузчиков, применяе мых в строительстве и стройиндустрии. Дается описание наиболее распространенных видов сменного рабочего оборудования для автопо грузчиков и электропогрузчиков. Подробно из лагаются способы и приемы работ на этих ма шинах, технического обслуживания автопогруз чиков и электропогрузчиков, характерные неис
правности и способы их |
устранения, |
даются |
карты и таблицы смазки. |
требования |
техники |
Приводятся основные |
||
безопасности при работе |
на автопогрузчиках |
|
и электропогрузчиках. |
|
|
Книга предназначается в качестве пособия |
||
по повышению мастерства |
машинистов автопо- |
В В Е Д Е Н И Е
Непрерывный рост отечественного 'маши ностроения дает возможность механизировать трудоемкие работы и значительно сократить долю ручного труда в строительстве.
В настоящее время в строительстве рабо тает свыше пяти миллионов человек, из кото рых около 20% занято на погрузочно-разгру зочных операциях, представляющих собой ■наиболее тяжелые и трудоемкие работы.
Значительное .место в обеспечении механи зации погрузочно-разгрузочных работ при надлежит универсальным автопогрузчикам и электропогрузчикам.
Отечественные автопогрузчики и электро погрузчики общего назначения выпускаются грузоподъемностью от 0,5 до 5 г и обеспечи вают высоту подъема грузов до 4,5 м.
Государственным стандартом (ГОСТ 7910—62) автопогрузчики и электропогрузчи ки подразделяются на две основные группы: АП иЭП.
К группе АП относятся автопогрузчики с двигателем внутреннего сгорания, номиналь ная грузоподъемность их равна 1; 2; 3,2 и 5 г.
За последнее время изготовлены опытные
образцы |
автопогрузчиков грузоподъемностью |
8 и 10 т. |
|
Автопогрузчики группы АП предназнача ются для работы на открытых площадках и
3
открытых окладах строительных и промыш ленных организаций.
Кгруппе ЭП относятся электропогрузчики
сдвигателями, получающих ток от акку муляторных батарей. Номинальная грузо подъемность электропогрузчиков: 0,5; 1; 2 и 3,2 т.
Электропогрузчики ЭП предназначаются
для работы в крытых складах и цехах пред приятий, а также в железнодорожных вагонах и пароходных трюмах. Электропогрузчики мо гут применяться также и на открытых пло щадках и складах.
Обе труппы погрузчиков укомплектовы ваются различного рода сменным рабочим оборудованием (захватные вилы, ¡ковш, грей фер, ¡крюк с безблочной стрелой, ¡кантователь и др.).
Отечественной промышленностью освоен также выпуск большой группы самоходных одноковшовых и многоковшовых погрузчиков на гусеничном и иневмоколесном ходу с при водом от двигателя внутреннего сгорания мощностью от 40 до 180 л. с.
В настоящей работе рассматриваются только автопогрузчики и электропогрузчики общего назначения.
Автопогрузчики и электропогрузчики при меняются для работы на ровных 'спланиро ванных ¡площадках с усовершенствованным покрытием.
Г л а в а I
УСТРОЙСТВО АВТОПОГРУЗЧИКОВ
и э л е к т р о п о г р у з ч и к о в
1. Автопогрузчики с двигателем внутреннего сгорания на пневмоколесном ходу
Универсальные автопогрузчики на пневмо колесном ходу обладают рядом преимуществ, основными из которых являются:
а) высокая маневренность и значительные транспортные скорости;
б) легкая управляемость за счет гидроуси лительных устройств;
в) возможность перемещения по дорогам
ивыполнение различных работ на площадках
сусовершенствованными покрытиями, не по
вреждая их.
Следует, однако, отметить, что автопогруз чики на пневмоколесном ходу в сравнении с погрузчиками на гусеничном ходу обладают меньшей проходимостью.
Из универсальных автопогрузчиков на пневмоколесном ходу отечественного произ водства наиболее широкое распространение в строительстве и строительной индустрии полу чили автопогрузчики моделей: 4000М, 4003, 4006, 4043, 4045 и 4046.
Общий вид и основные размеры некоторых моделей автопогрузчиков приведены на рис. 1.
5
О
згой |
22Ь0 |
Рис. !. Общий вид и основные параметры универсальных погрузчиков
а — 4000М; б — 4003; в — 4043; г — 4045
Имея в виду что автопогрузчики 4000М, 4003 и 4006 по компоновке и конструктивным особенностям мало отличаются друг от друга, в настоящей работе указанные модели будут рассматриваться в общем плане.
Автопогрузчики моделей 4000М, 4003 и 4006 изготовляются на базе ряда узлов и аг регатов автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-63, но, кроме того, имеют также самостоятельные уз лы и детали.
Отличительной особенностью автопогруз чика модели 4006 от моделей 4000М и 4003 является большая его устойчивость, обеспечи ваемая за счет удлинения базы и увеличения веса. В автопогрузчике 4006 усилена также задняя подвеска колес за счет изменения кон струкции ее кронштейнов, улучшена тормоз ная система, применены тормозы с гидравли ческим устройством и тормозные колодки но вой конструкции. Кроме этого, изменена кон струкция грузоподъемника, применена безблочная стрела с гидроприводом перемеще ния грузового крюка, усилена карданная пере дача. Автопогрузчики состоят из следующих основных частей: силового оборудования (дви гателя), ходовой части, приводов и подъемной части (грузоподъемники).
На рис. 2, а и б представлены общие виды и продольные разрезы двух наиболее распро страненных в настоящее время моделей авто погрузчиков 4043 и 4045 грузоподъемностью
3 и 5 г.
Двигатели автопогрузчиков. В качестве двигателей автопогрузчиков 4000М и 4003 приняты стандартные двигатели ГАЗ-51, а в последних моделях автопогрузчиков 4043 и 4045 — двигатели ГАЗ-51 А.
В системе питания автомобильных двига телей, установленных на автопогрузчиках, ис-
8
ключены бензонасосы для подачи топлива из бака к карбюратору, так как топливо из бака поступает самотеком.
Система смазки и охлаждения в двигате лях указанных моделей автопогрузчиков ос тавлена без изменений.
В автопогрузчиках моделей последних вы пусков— 4043 и 4045 — для питания двигате лей установлены бензонасосы.
Для установки гидронасоса привода грузо подъемника и коробки отбора мощности в двигателях автопогрузчиков 4000М и 4003 из менена крышка распределительных шестерен и опорная пластина двигателя.
Механизм включения сцепления. Общий вид механизма включения сцепления автопо грузчиков 4000М и 4003 представлен на рис. 3.
В связи с тем что работа автопогрузчиков требует частых включений и выключений, ме ханизм включения сцепления должен быть надежен и вроет в управлении.
При работе автопогрузчиков указанных моделей в ¡наиболее ¡неблагоприятных условиях находится механизм ¡сцепления, особенно ког да автопогрузчики оборудованы погрузочным ковшом или безблочной стрелой ¡с крюковой обоймой. Указанные обстоятельства вызывают повышенный износ механизма сцепления, осо бенно фрикционных накладок ведомых дисков сцепления.
Общим для всех механизмов сцепления в автопогрузчиках является включение привода -посредством ножной педали.
Нормальная -работа механизма сцепления обеспечивается регулировкой зазора между подшипником выключения сцепления ¡и сфери ческими головками регулировочных винтов. Зазор этот должен составлять 3—4 мм при не-
9
Ï a а й ? « |
||
S-2 f g * I |
||
, «Oc |
li-§ |
|
i la;. |
° |
~ |
§ |
& |
|I |l iL i'I°is §/§ч~ »■со Q.
St Qí . 5¿ I
.3 **0>3 3 1
S о
»3 5 g- «O 3<«si-v Oa 3\o
« ï ^ o '2 . ,
vo«o <u 5® ^sз S Q3 Оо 4ч g-oO*3 s Sàa‘о?®- S1«s g § ^ .a |'
CO “131Yï fc g
s 3 I л з з
з <u ®> ^ ® 3 eu 3 <Ü 2f 3
«{y. к. i о
®s ь 5 5 ®Ь Уï«5 «
|
C i I O |
3^ - 4 |
° |
& |
|
£*2 |
|
a . . I " 3 « |
ü |
||
° |
3 = 3-§ |
||
g *53l§8 |
|||
с |
¿ s t I ss |
“й^:Д I g. <Ng ^ a =4 1
. ^o S>^
-) g £ « 3 *°o
as I&S<u g. ;s а- -
0* §äS&S.
* I * I o-i
*!§=:§!
£S|§§;
^ 7 3 3 ' c 5 I 3 о
<Цо ^ ? 3»
Wагй ...(PCit3 o h
yo 2 з оeмз i. íïsoï i i «вX2 crj I « 2vcr§ §i ;
¡3 §. § ..I
3 , S Í 2 S 1
<0
’i f * j.
10
11
12
Рис. 3. Механизм выключения сцепления |
автопогрузчиков |
4000М и 4003 |
вклю |
||
/ _ педаль сцепления; 2 — пружина; 3 и И — рычаги; 4 |
и 5 — тяги; 6 — пружина; |
7 — валка |
|||
чения сцепления; 8 — регулировочная |
гайка; 9 — оттяжная пружина; |
10 и |
12 — валы |
рыча |
|
гов; |
13 — кронштейн |
|
|
|
|
работающем двигателе и выключенном сцеп лении, а величина свободного хода ведали (при указанном зазоре) должна быть в пре
делах 40—45 мм.
У автопогрузчиков, имеющих сцепление полуцентробежного типа, свободный ход педали сцепления при работающем двигателе умень шается с увеличением числа оборотов.
Так, величина свободного хода педали при 2500—2800 об/мин двигателя должна состав лять 20—25 мм (но не менее 20 мм).
Коробка передач. В целях улучшения ма невренности погрузчики, как правило, ком плектуются двумя видами коробок передач — коробкой передач и коробкой заднего хода, заимствованными от стандартных автомоби лей.
Автопогрузчики, выпускаемые Львовским заводом, комплектуются обоими видами ука занных выше коробок передач.
Для основных моделей универсальных ав топогрузчиков, включая модели автопогруз чиков последних выпусков, применяются ко робки передач стандартных автомобилей ГАЗ-51. Число передач переднего и заднего хода принято 4 с передаточным числом от 6,4 до 1 соответственно для первой и четвертой передач.
Карданные передачи. Для передачи вра щения от двигателя и коробки передач к глав ной передаче в универсальных автопогрузчи ках применяют карданные передачи стан дартных автомобилей.
Автопогрузчики моделей 4000М и 4003 ком плектуют карданными передачами автомобиля ГАЗ-51, а автопогрузчики моделей 4043 и 4045— карданными передачами автомобилей ГАЗ-51 и ЗИЛ-123,— соединение коробки пе
13