ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
- 74 -
лопастями вращающегося насосного колоса к периферии и нагне тается о турбинное колесо, которое реализует энергию, получек ную через жидкость от насосного колеса, и вращается в ту же сторону. С лопастей турбинного колеса рабочая жидкость воз - вращается в насосное колесо, образуя замкнутый круг циркуля ция (в мервдиальной плоскости гидромуфты). Система охлаж
Рис. бЗ. колесо гидромуфты (без тора)
дается путэм естественной теплопередачи или принудительным спо собом.
Гидромуфта обеспечивает гибкое соединение валов и переда чу момента без изменекия его величины, а следовательно, про - исходит изменение скорости ведомого вала при постоянной ско -
росги ведущего вала, |
. |
Как и в обычном центробежном |
насосе, жидкость, вращаясь . |
вместе с колесом, приобретает от рабочих органов насоса доба вочную энергию, дополнительно к гой, которой она обладазт, подтекая к наеоеу. Небольшую чаоть этой добавочной энергии (Й-3ft) жидкость затрачивает на преодоление гидравлических сопротивлений, а большую часть приобретенной в насосе энергии (97-98$) отдает на ведомый вал при протекании по каналам тур бины.
Как и во всяком механизме, мощность на ведомом валу будет меньше, чем на ведущем, на величину, затрачиваемую на преодо ление различных сопротивлений. Поэтому происходит повышение температуры рабочей жидкости и деталей муфты.
Турбина вращается внутри корпуса насоса, но с оборотами меньшими, чем обороты насоса. Таким образом, вое элементы гидромуфты вранц стоя, что является ее основной особенностью. Кожух и лопаточные колеса гидромуфты перед пуском должны быть заполнены рабочей жидкостью. Чаще всего в качестве рабочей жидкости применяются масла с плотностью 880-930 к г /и 3 и вяз - костью от. I до 8°(градуоов Энглера).
Гидромуфта по сравнению с механическими муфтами имеет ряд
- 75 -
преимуществ, одним из которых является отсутствие жесткой свя
зи между ведущим и ведомым валами, что защищает двигатель от ударных нагрузок и уменьшает износ деталей.
Из закона моментов количества движения системы при устано вившемся движении следует
|
м н - - м т . |
( 81) |
|
Э т о |
п е р в о е |
о с н о в н о е |
у р а в н е н и е |
г и д р о м у ф т ы , |
откуда видно, что. при |
любых установив |
шихся условиях момент двигателя, измеренный непосредственно на ведущем валу (у насоса), равен моменту на ведомом валу ( у
турбины). В условиях неустаиовившегося движения, когда проис
ходит изменение оборотов системы (при трогании о места, при |
|
остановке и регулировке), равенства моментов Мн и /1Т |
не |
бывает, так как разность моментов вызывается'появлением уско - рения системы.
Отношение |
полезного момента турбины И т |
к подводимому |
моменту насоса |
называется коэффициентом |
трансформации |
при изменении оборотов КФ J .
При работе гидромуфта на ее рабочее колесо действуют кру - тящие моменты (согласно, уравнению Эйлера для центробежных ма -
шин): |
|
|
|
|
|
- |
для |
насоса |
Мн =f Q ( Ъ со* |
° ( г н 00^ , ^ - и ->) |
( 82) |
- |
ДЛЯ |
ТурбИНЫ |
-fO-faz-тC° S ° (z ^ r ~ iC^ T COSo(!^ T -/)- |
(35) |
|
Рассмотрим процесс преобразования энергии в гидромуфте. |
|||||
Вдоль |
линии тока |
( р и с .Ы ) в точке |
1 на выходе из трубины |
и |
на входа в насос значение энергии будет минимальным. При вра
щении |
насосного колеса жидкость за счет подводимой мехзниче - |
|||||
ской |
энергии будет |
перемещаться от |
точки а |
к |
точке б . |
По |
кинув |
колесо насоса, жидкость попадает на турбинное колесо |
я , |
||||
по мере протекания |
в ном от точки б |
к точке |
а |
, энергия |
ее |
|
будет |
уменьшаться, |
превращаясь в механическую энергию ведомого |
||||
вала |
и частично в |
потери. |
|
|
|
|
76 -
Коэффициент полезного действия гидромуфты определяется по формуле
где |
N T |
- мощность, отдаваемая валу турбины; |
||
|
|
|
N T= Мт t o r |
‘ |
|
Мт - |
момент на валу турбины; |
||
|
сог |
- |
угловая скорость колеса турбины; |
|
|
А/н |
- |
мощность, подводимая к валу наоооа; |
|
|
|
|
МН=МН сон |
• |
|
Мн |
- |
момент на валу насоса; |
|
|
оон |
- |
угловая скорость колеоа насоса. |
|
|
|
|
Хвяерь можно написать |
|
_ Mr СОт _ СО-р_tc г |
|
|
|
~ГЬМ *н = 00н ~ л „ * |
(84) |
|
Э т о |
в т о р о е |
о с н о в н о е |
у р а в н е н и е |
г и д р о м у ф т ы , |
которое показывает, |
что /? муфты |
равен отношению оборотов вала турбины к оборотам |
вала насоса. |
|
движение потока кидкооти в гидромуфте весьма |
сложное |
и |
мало изучено. Поэтому чаще воего прибегают к опытам, оценку качества муфт производят на основании характеристик. Внешняя характеристика гидромуфта (рис. 54) строится на основании ис-
|
|
Рис. ЬЬ. |
Внешняя характеристика «гидромуфты, |
нытания или расчета, при |
постоянном числе оборотов насосного |
||
колеса |
п н |
и постоянной вязкости V ^ c o n s t . Она определи- |
|
|
|
?? |
|
|
|
ет зависимости |
(внешних факторов) момента |
М |
, |
мощности |
||
/ / , |
к .п .д . |
а |
от числа оборотов турбинного |
колеоа п т |
||
или |
i r . |
|
|
|
|
|
|
На рис, |
55 |
показан характер изменения расхода |
жидкости й. |
||
в круге циркуляции гидромуфты. Из рио. 54 |
и 55 видно, что при |
|||||
л /у= п т |
не |
будет циркуляции жидкости, |
/ Q - 0 ) , . |
расход |
||
прекратится, |
следовательно, момента не будет |
|
При |
|
Рио. 55, |
Характеристика изменения расхода |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
жидкости в |
круге циркуляции гид |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
ромуфты. |
|
|
|
|
|
п г = 0 |
и |
n Ht D |
|
наблюдается наибольший расход |
& |
, |
||||||
при зтом крутящий момент |
М |
будет наибольшим. |
|
|
|
|||||||
для насоса при постоянной угловой скорости |
(X>H~ c o n s t t |
|
||||||||||
п „ = c o n s t |
изменение |
мощности |
|
имеет такой |
же |
|||||||
вид, как и для момента. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Для турбины |
сог Фc o n s t угловая скорость меняется |
от |
О |
м |
||||||||
cor = соН}и т от п Т=0 дапг~пн ; мощность будет4-=Ма>т. |
||||||||||||
|
Она меняется |
от О при |
/гг * О |
до максимума |
и |
|||||||
промежутка между |
п т= 0 |
и л т=пн |
и опять до 0 нри |
|
|
|
||||||
п т= п н |
|
так |
как при |
этом циркуляции |
жидкости |
не |
бу |
|||||
дет. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Значение |
|
р |
= |
п н |
|
представляет прямую линию$ |
при |
|||||
|
г г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пГ~ о рг = о ; |
п*и пг=пн ?rs f - |
- 78 |
- |
|
Как правило, гидромуфты рассчитываются на к .п .д , |
у * |
|
* 0 ,95 -0,98 . . |
|
|
Кроме внешних характеристик, |
строят канонические, |
универ- |
вальные, тяговые и внутренние характеристики. На них мы оста навливаться не будем.-
В. Расчетные уравнения гидромуфты
величина расхода О. в круге циркуляции может быть оп ределена по'уравнению, если известна конфигурация рабочего ко леса,
|
|
|
|
а=27СЯёг |
= 2 Ш г и? |
|
. ( 85) |
||||
Здесь |
Я |
|
- |
активный радиус |
гидромуфты; |
|
|
||||
|
8г |
~ ширина выхода |
из |
насосного |
колеса; |
||||||
|
|
|
|
Ц |
= |
|
|
|
|
(8б) |
|
|
е |
- |
безразмерная величина, |
одинаковая для всех |
|||||||
|
|
|
|
гидравлически |
подобных муфт; |
|
|||||
= 0,35-0,37 |
для |
передаточных чисел |
L ~^?-> 0,75< 1{ъ дру- |
||||||||
гих случаях определяют экспериментально); |
п н |
' |
|||||||||
|
|
||||||||||
при е |
- 451 |
|
|
a U g / f - р * |
, |
где |
а = 1,465-1,507. |
||||
При передаточном |
отношении |
i=pr |
= |
0 ,97 -0,98 (нормаль |
|||||||
ный режим работы) |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Щ |
е |
(0,286+0,334)и 2 . |
|
|
|
||
Напор, |
сообщаемый насосным колесом рабочей жидкости, |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
н = < - ± 1 % |
|
|
(87) |
||
Мощность, |
|
|
|
|
Я |
|
рабочей жидкости, |
||||
отдаваемая насосным колесом |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
J / М(л) =М Тп - |
в-И р , |
(88) |
|||
Момент на насосном колесе иногда выражают в следующем ви |
|||||||||||
де: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
M - A f n t T ) 5 , |
|
|
(89) |
|||
где |
А |
- |
коэффициент мощности момента |
насосного колеса |
|||||||
|
|
|
( муфты) |
(он определяется |
экспериментально); |