Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
Рис. 54. Кофейник.
Художник-конструктор М. Г. Бабаева.
ремонт и обслуживание, протяженность коммуникаций, ме таллоем кость и вес металлоконструкций, габариты, занимае мые производственные площади, стоимость модельных и ли тейных работ; количество помех, затрудняю щ их управление; количество несчастных случаев, количество простоев, утом ляемость рабочего в процессе эксплуатации.
Рассмотрим ряд примеров из практики Ленинградского специального худож ественно-конструкторского бюро, пока зывающ их, как удается получить экономический эф ф е кт в ре зультате художественного конструирования.
В процессе художественного конструирования алюминие вого кофейника емкостью 1 л (рис. 54) был поставлен ряд задач:
1/2
сделать |
изделие |
совре |
|
||||
менным |
|
и |
красивым |
по |
|
||
ф орм е; |
|
|
|
|
|
|
|
технологичным в |
изго |
|
|||||
товлении; |
|
|
|
|
|
|
|
сократить |
трудоем кость |
|
|||||
работ |
путем |
уменьшения |
|
||||
количества операций. |
|
|
|
||||
За счет исключения та |
|
||||||
ких операций, как давление, |
|
||||||
проколка отверстия, изго |
|
||||||
товление и припайка носика, |
|
||||||
имевших место в изделии, |
|
||||||
послуживш ем |
прототипом |
|
|||||
(рис. 55), |
трудоем кость |
из- |
Рис: 55- Схема конструкции ко- |
||||
готовления |
сокращ ается |
на |
фейника старого типа. |
||||
15%. Условно-годовая эко |
|
||||||
номия |
от |
внедрения |
нового |
|
|||
изделия составит 14,1 |
тысячи |
рублей. Простая, суж иваю щ аяся |
книзу ф орм а корпуса позволяет изготавливать его методом
штамповки без применения давильных операций. |
|
|
Новый вид кастрюли приобрел |
ф ор м у усеченного |
кону |
са с отбортовкой, выполняющей |
функцию ручек. За |
счет |
исключения операций изготовления и крепления ручек трудоем кость изготовления сокращ ается на 23 % . Услов но-годовая экономия от внедрения составит 34,9 тысячи рублей.
В результате художественного конструирования удалось
улучш ить компоновку |
станка Ш С-500 для шлифовки оптиче |
ских деталей (см. рис. |
13). Более рациональное размещ ение |
органов управления по сравнению со станком -прототипом значительно повышает удобство управления. За счет ум ень-
1 7 3
Рис. 56. Гидрогенератор для Асуанской плотины.
Художники-конструкторы : Е. Н. Лазарев, Н. Л. Акопова, Б. И. Рабинович.
шения габаритов получено снижение объема металлоконст рукций. Условно-годовая экономия составит 58,3 тысячи рублей.
В процессе художественного конструирования картоноделательной плоскосеточной машины К-10 {см. рис. 26) уда лось достичь значительного снижения веса м еталлоконструк
ций. |
Годовая экономия от установки машины составит |
517,3 |
тысячи рублей. |
Худож ественное конструирование кожуха возбудителя гидрогенератора для Асуанской плотины (рис. 56) помогло добиться экономии металла на сум м у 424 рубля.
174
Рис. 57. Мельница для размола целлюлозы МКБ-04.
Худож ник-конструктор В. И. Заколупин.
Худож ественное конструирование конической мельницы с базальтовой гарнитурой МКБ-04, предназначаемой для раз мола целлюлозы (рис. 57), дало экономию металла в сум м е
254 |
рубля на одно изделие. |
|
|
|
Годовая экономия за счет повышения |
производительно |
|
сти, сокращ ения капитальных затрат и т. п. |
на сум му 560 руб |
||
лей |
получена в результате |
художественного конструирования |
|
станка алмазной заточки и |
доводки резцов (рис. 58). Условно- |
175
годовая экономия от внедрения нового станка составит 699,6 тысячи рублей.
Г ) - Л |
к Д г ' ~ і м |
Станок для |
заточ- |
ки и доводки |
|
Художник-конструктор |
А. Е. Бело |
копытов. |
|
Почти каждая худож ественно-конструкторская разработка экономически эффективна, хотя иногда м ож ет казаться, что несколько повышенная себестоим ость некоторых новых из делий экономически невыгодна.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Развитие промышленного искусства и его творческого метода — художественного конструирования создает пред посылки для дальнейшей гуманизации и эстетизации труда и быта советских людей. Эстетизация рабочей среды и бы то вой обстановки является одной из составных частей эконо мической задачи социалистического государства, реализацией заботы о благе человека, о максимальном удовлетворении его постоянно растущ их материальных и культурны х потреб ностей.
Эстетизация в |
наших |
условиях — это одно из проявлений |
|||
постепенного изменения |
характера труда, превращения его |
||||
из средств сущ ествования в творческую |
деятельность; в |
то |
|||
же время она является |
показателем развития общ ества |
на |
|||
пути к коммунизму. Эстетизация, проводимая с |
пом ощ ью |
||||
худож ественного |
конструирования, — это |
мощ ное |
средство |
||
воспитания трудящ ихся масс, она является |
выражением того, |
||||
что развитие физических |
и умственных способностей отдель- |
23 С. А. Соломонов, В. Э. Вннтман |
1 7 7 |
■ ной личности перестало быть личным делом каждого чело века и превратилось в непосредственный интерес социалисти ческого государства, знаю щ его, что максимальное развитие всех членов общ ества является источником его силы.
Но ведь определенные мероприятия по эстетической орга низации труда проводят и частные предприниматели в боль шинстве экономически развитых капиталистических стран.
Есть ли разница в целях и результатах эстетизации на З а паде и у нас? Разница, безусловно, есть, и она заложена в раз- •< линиях производственных отношений. Трудящ ем уся человеку далеко не безразлично, кому принадлежат машины — част ному собственнику, капиталисту или всему общ еству. Капи тализм обращ ает все достижения человеческого разума и человеческого труда против сам ого человечества. Развитие техники, технический прогресс, даже эстетизацию техники капитализм использует для достижения самых безобразных человеконенавистнических целей, для интенсификации труда рабочих и увеличения в результате этого своей прибыли. Капитализм превращ ает эстетизацию в утонченную ф орм у эксплуатации, в средство еще больш его закабаления трудя щихся.
В нашей стране уничтожена частная собственность на сред ства производства и вместе с ней антагонистические отноше ния между трудом и капиталом. Советский человек является одновременно и труж еником и хозяином, что заставляет его относиться к орудиям и продуктам труда с точки зрения их творца и хозяина.
178
Эстетизация предметной |
среды, окруж аю щ ей |
человека |
в условиях социалистического |
общ ества, выступает |
как м ощ |
ное средство эстетического воспитания, способствует всесто
роннему гармоническому развитию личности, |
способствует |
ф орм ированию нового человека — человека |
коммунистиче |
ского общ ества. |
|
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. «Автоматика переработки информации«. М., Физматгиз, 1961. |
|
|||||||||||
2. |
А ш к е н а з и |
Г. |
И. Цвет в |
природе и |
технике. |
М., Госэнергоиздат, |
||||||
|
1959. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Б е л и к |
А . П. |
Эстетика и современность. М., Политиздат, 1963. |
|||||||||
4. |
Б у р д е |
Л. |
В. |
Влияние света и |
цвета на |
производительность |
труда. |
|||||
|
«Машиностроитель», 1962, № 6. |
|
|
|
|
|
|
|||||
5. |
В а в и л о в |
С. И. Глаз и солнце. М., Изд-во |
АН С С С Р , 1961. |
|
||||||||
6. |
В и н е р |
Н. |
Кибернетика. М., |
Изд-во «Советское |
радио», 1958. |
|
||||||
7. |
Г у р е в и ч |
М. М. Цвет и его |
измерение. Изд-во |
АН |
С С С Р , 1950. |
|||||||
8. |
К а г а н |
М. С. О |
прикладном искусстве (Некоторые вопросы теории). |
|||||||||
|
Л., «Художник |
РСФ СР», 1961. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
9. |
К о н д р а т о в |
А. Семиотика |
и |
теория |
искусства. |
«Искусство», 1963, |
||||||
|
№ 11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
К о н д р а ц к и й |
П. И. Основы |
колоростатики. |
Калининское |
изд-во, |
|||||||
|
1932. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
М а л ь д о н а д о |
Т. Подготовка художника-конструктора (Доклад на |
||||||||||
|
II Генеральной |
ассамблее М еждународного совета |
по художествен |
|||||||||
|
ному конструированию в Венеции). 1961. Перевод ВНИИТЭ, № 84. |
|||||||||||
12. |
М а р к с |
К. Капитал. М., Госполитиздат, 1963. |
|
|
|
|||||||
13. |
М а с е е в |
И. |
Эстетическая сущность художественного конструирова |
|||||||||
|
ния и его |
роль |
в формировании нового |
человека. М ВХПУ. М., 1964. |
180