Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

машинного производства и зверской эксплуатации рабочего, подавляется и гибнет эстетическое начало в его труде. Кра­ сота не приносила выгоды капиталистическому производству и как излишество была изгнана из промышленности. При­ ходит в упадок и искусство народных м астеров-ремеслен- ников. Предметы быта и орудия труда, выполняемые в условиях машинного производства, утратили эстетическую функцию.

Разумеется, нельзя сказать, что с развитием капитализма умирают все форм ы прикладного искусства. Оно остается достоянием правящих классов и отраж ает их эстетические взгляды и вкусы.

Ж естокая конкуренция, постоянная борьба за овладение рынками сбыта заставляю т, однако, уже во второй половине XIX века многих представителей деловых кругов задум аться о качестве выпускаемых промышленных изделий. Понимая, что одним из важнейших качеств, обеспечивающих конку­ рентную и продажную способность изделий, является их эстетически отработанный внешний вид, наиболее предприим­ чивые капиталисты проявляю т интерес к украшению своих изделий. Э тот период можно считать периодом зарождения промышленного искусства, однако эстетика изделия отож ­ дествлялась в то время с красотой внешнего вида предмета, и только.

Такое примитивное понимание эстетики приводило к по­ верхностному оформлению промышленных изделий. Поверх­ ность изделия украшалась орнаментальными, архитектурными и даже изобразительными элементами, которые должны были декорировать предмет, как бы вуалировать и смягчать его «техническое происхождение». При этом в большинстве слу­ чаев полностью игнорировались функциональные и конструк­ тивные особенности изделия.

2 С. А. Соломонов, В. Э. Винтман

9


На заре развития промышленного искусства не заботились о логике выражения конструкции через ее внешнюю ф орм у. С появлением технических изделий это несоответствие формы с логикой конструкции становится наиболее наглядным. Ф о р ­ ма в целом ряде случаев отстает от содержания, не выражает замысла конструктора, становится нецелесообразной, в ней проявляется некоторый консерватизм. Лучш им примером, позволяю щ им проследить проявление такого своеобразного консерватизма, является эволюция автомобиля. Создатели

первых

автомобилей облекали их в привычно традиционную

ф о р м у

колесного экипажа — в ф орм у кареты. Ф орм ооб разо ­

вание конной повозки, в частности кареты, основано на логи­ ке, вытекающей из способа ее эксплуатации. Это изделие с так сказать «отстоявшейся» функцией может служить при­ мером соответствия конструкции ее внешнему выражению. Эволюция конной повозки привела этот вид изделия к логи­ чески оправданному внешнему виду.

С появлением двигателя внутреннего сгорания произошел качественный скачок, перед конструкторами экипажей рас­ крылись новые возможности компоновки функциональных элементов, составляю щ их экипаж. Основная функция изделия (перевозка пассажиров и груза) осталась неизменной, но на­ ряду с этим отпала необходимость таких функциональных элементов, как дышло или оглобли, открытое место кучераводителя и т. п. Несмотря на это, ф орм а первых автомобилей повторяла ф орм у открытой повозки или кареты, что находи­ лось в сильном противоречии с новым способом эксплуата­ ции экипажа. Несколько десятков лет прошло, прежде чем форм а автомобиля стала целесообразной для этого вида транспорта.

В настоящее время автомобиль принадлежит к такому ряду изделий с «отстоявшейся» функцией, как и предш ество­

10

вавший ему конный экипаж. По всей вероятности, дальней­ шее развитие форм ы автомобиля может идти лишь по пути совершенствования отдельных составляю щ их ее элементов: двигателя, кузова, подвески, сидений, деталей управления

и т. п.

При создании качественно новых способов эксплуатации возникают новые принципы компоновки. Например, машине на воздушной подуш ке свойственны иные принципы ф ор м о ­ образования, нежели колесной; ф орм а ракеты принципиаль­

но отличается

от форм ы самолета с

винтовым движителем

и т. д.

 

 

Сущ ествую т

вещи с «отстоявшейся»

функцией, ф орм а ко­

торых как бы «застыла» и не поддается видимому улучш ению на протяжении многих столетий. К таким вещам относятся некоторые ручные инструменты (серп, топор, нож), ф орм а которых настолько отработана поколениями мастеров, что целиком соответствует содержанию .

К. М аркс указывал, что когда «соответственная ф орм а инструмента эмпирически найдена, она перестает изменяться, как это и показывает переход его в течение иногда ты сяче­ летия из рук одного поколения в руки другого» '.

Промышленное искусство зарож дается в результате осо­ знания необходимости украшать техническое изделие, сде­ лать его более привлекательным, более «человечным». Появ­ ляется потребность рассматривать его как техническое и в то же время эстетическое решение. Но промышленное искус­ ство не находит еще, — говоря языком , применительным к другим видам искусства,— правильного средства изображения.

М етод украшения внешней поверхности изделий декора­

тивными элементами,

не

имеющими

утилитарной ценности,

1 М а р к с К. Капитал,

т.

1. Госполитиздат,

1963, стр. 497.

11


приводил к повышению себестоимости, затруднял массовый выпуск. В поисках преодоления этих трудностей рождаются новые взгляды на принципы формообразования и средства изображения в промышленном искусстве.

В начале X X века средством изображения промышленного искусства становится гармоничная композиция самой формы изделия. Д олгое время развитие промышленного искусства шло по пути сочетания техники с искусством, сводилось к по­ искам возможности приложения изобразительных средств искусства к конструкции технического изделия. Постепенно в ходе развития на первый план выдвигается принцип един­ ства форм ы и ф ун кц и и '.

Появляется тенденция к

выражению

конструктивных и

функциональных особенностей изделия

через

его форм у.

Ф орм а как бы оттачивается,

отбрасывается все

лишнее, ме­

ш аю щ ее правильному пониманию способов потребления, из­ готовления и действия облеченного в нее предмета.

Начинает развиваться теория, изучающ ая условия эксплуа­ тации того или иного вида промышленных изделий и пробле­ мы приспособления утилитарных свойств изделия к этим условиям. В процессе исследований становится ясной тесная связь и двусторонняя зависимость форм ы изделия и его потребителя — человека. Особенно заметной, выпуклой ста­ новится эта зависимость в сф ере основной деятельности чело­ ве ка — в процессе труда. Начинают изучаться все стороны отношения человека к орудиям труда, с которыми он стал­ кивается во время работы, к условиям рабочей среды и влия­ нию ее на работаю щ его. Появляется новая теоретическая

1 Термином «функция» в промышленном искусстве определяются утилитарные, потребительские свойства изделия и условия его употреб­ ления в процессе эксплуатации.

12

дисциплина, призванная разрешать проблемы взаимоотноше­ ния человека и техники, — техническая эстетика.

Техническую эстетику можно назвать теорией промыш ­ ленного искусства, изучающ ей его сущ ность и задачи, и в то же время прикладной дисциплиной, занимающейся пробле­ мами гуманизации (очеловечивания) предметов материаль­ ной культуры, создаваемых промышленным искусством.

Итак, сделав краткий обзор истории возникновения про­ мышленного искусства и технической эстетики, мы подошли

копределению этих понятий.

Вчем же сущ ность промышленного искусства? Что отли­ чает его от родственных ему декоративно-прикладного искус­ ства и архитектуры? Какими проблемами занимается техни­ ческая эстетика и каково ее место в современной мировой культуре?

Прежде чем говорить о промышленном искусстве, вспом­

ним, что такое искусство в ш ироком понимании этого слова.

Искусство — одна из ф орм

творческой

деятельности чело­

века; одна из ф орм познания

и отражения действительности.

Промышленное искусство,

так же как

прикладное и архи­

тектура, занимается созданием предметов материальной культуры. Аналогично другим видам искусства промышлен­ ное искусство строится на принципах эстетического освоения действительности, на принципах творчества «по законам кра­ соты», но имеет свои специфические особенности, отличаю ­ щие его как от декоративно-прикладного, так и от наиболее близкой ему архитектуры . Произведения промышленного и прикладного искусства, так же как и произведения архитек­ туры, имеют одновременно два значения, как бы две ф унк­ ции: эстетическую и утилитарную .

Прежде чем перейти к выявлению отличительных при­ знаков промышленного искусства, постараемся определить

13


сф ер у его деятельности, выяснить, чем конкретно оно зани­ мается.

Промышленное искусство — сравнительно новый вид твор­ чества, возникший с развитием машинного способа производ­ ства. Ввиду того, что сам определяющий его термин появился совсем недавно, многие виды его произведений ош ибоч­ но подпадали под рубрику произведений прикладного искус­ ства.

По каким же признакам мы отличаем произведения про­ мышленного искусства от произведений прикладного искус­ ства?

Произведениями прикладного искусства называются такие предметы материальной культуры, к утилитарной ценности которых как бы прикладывается художественная ценность. Эти ценности имеют одновременно идейно-художественный смысл и жизненно-практическое значение. К таким предме­ там относятся некоторые виды мебели, бытовой утвари, по­ суды, одежды и т. п.

До настоящ его времени к произведениям прикладного искусства ошибочно относили все виды перечисленных пред­ метов. Объясняется это тем, что промышленное искусство возникло сравнительно недавно, а еще позже появился сам определяющий его термин. В связи с этим многие виды това­ ров широкого потребления, создание которых входило в сф е ­ ру деятельности прикладного искусства, числились в составе произведений промышленного искусства.

Главным отличительным признаком вещей, называемых произведениями промышленного искусства, является способ их создания, способ их производства.

Сам термин «промышленное искусство» говорит о том, что этот вид творчества занимается созданием промышлен­ ных изделий, т. е. изделий, изготовляемых промышленным

14

способом с использованием современного машинного обору­ дования и рассчитанных на массовый выпуск.

Машинный способ производства и массовый выпуск обус­ ловливают технологический процесс изготовления промыш ­ ленного изделия, который в свою очередь оказывает влияние на ф орм у последнего. Ф орм а промышленного изделия долж ­ на быть технологично простой в изготовлении, что ж елатель­ но, но не обязательно для изделий прикладного искусства.

Произведениями прикладного искусства являю тся большей частью вещи, в которых идейно-художественное начало имеет первостепенное значение. Естественно, технология изготовле­ ния таких вещей усложняется введением больш ого количе­ ства декоративных элементов изобразительного характера. Работа над ними требует непосредственного авторского уча­ стия, что, конечно, удорож ает предмет, относит его к разря­ ду уникальных.

Прикладное искусство характерно тем, что создаю тся пред­ меты, обладающие, так сказать, «атрофирую щ ейся» утилитар­ ной функцией. В этих предметах декоративное начало преоб­ ладает над утилитарным (декоративные вазы, тарелки, настен­ ные украшения, сувенирные изделия и т. п.). Такие изделия имеют уникальный характер, богато орнаментированы, укра­ шены резьбой, чеканкой, т. е. такими элементами, которые нуждаются в авторской проработке и требую т больших за­ трат высококвалифицированного труда и времени на изго­ товление.

В противоположность им, вещи, относящиеся к произве­ дениям промышленного искусства, несут в себе преобладание утилитарной функции, а ф орм а их имеет тенденцию к дости­ жению наипростейшего способа выполнения с помощ ью тех­ нических средств и прогрессивной технологии, доступной ма­ шинному производству.

15


Иными словами, для прикладного искусства характерно создание уникальных вещей. А задачей промышленного ис­ кусства является создание вещей, приемлемых для массового производства.

Промышленное искусство занимается, в отличие от при­ кладного искусства, проектированием так называемых техни­ ческих изделий с чисто утилитарной функцией, представляю ­ щих собой различного рода механизмы, предназначенные для облегчения труда в самых разнообразных областях чело­ веческой деятельности. К таким изделиям относятся техниче­ ские сооружения, станки, приборы промышленного назначе­ ния, инструменты, средства транспорта, различные бытовые машины и приборы. Ф орм ообразование перечисленных изде­ лий строится по совершенно иным принципам, нежели ф ор м о ­ образование изделий прикладного искусства. Чтобы разо­ браться в этом, необходимо еще раз уточнить термин «про­ мышленное искусство».

Известно, что термин «искусство» имеет несколько значе­ ний. Одно из них определяет степень умения человека, совер­ ш аю щ его то или иное действие, и понимается нами как высо­ кая степень мастерства. Например, поварское искусство, искусство высшего пилотажа, инженерное искусство и т. п.

Второе значение искусства употребляется при определе­ нии целой области человеческой деятельности. Например, искусство народов С С С Р , деятели искусства, произведения искусства и т. п.

Третье его значение определяет отдельные отрасли худо­ жественного творчества: живопись, скульптура, театр, при­ кладное искусство, музыка и т. п. Сю да относится и промыш­ ленное искусство.

Употребляя слово «искусство» в этом значений, мы под­ разум еваем искусство создания красивых вещей. Красота из­

16

делия достигается в результате творчества по законам про­ мышленного искусства.

Произведения искусства должны обладать эстетической ценностью, доставлять лю дям эстетическое наслаждение своей красотой. Но может ли быть красива машина, станок, прибор, лю бое техническое сооружение? Присущ и ли этим вещам такие эстетические качества, как идейность, образ­ ность, прекрасное? М ожет ли машина быть воплощением художественного идеала или в удел ей дана только утилитар­ ная функциональность? Наконец, как и чем определяется кра­ сота машины?

Выше мы определяли красоту как соответствие чего-то

реального, сущ ествую щ его

объективно, тому

идеалу, кото­

рый складывается у человека в результате его

общ ественно­

социального опыта. Значит,

в каждом объективно сущ ествую ­

щем предмете, а следовательно в машине, заклю чено какое-то качество, которое, преломляясь в нашем сознании, стано­ вится критерием эстетической оценки машины.

Что же мы имеем в виду, называя машину красивой?

До сих пор еще сущ ествует мнение, что красота машины

достигается

приданием ее ф орм е обтекаемости,

создается

посредством

применения украшений, накладок и т.

п. Конечно,

это неверно, и результатом такого понимания явилось созда­ ние уродливых, псевдосовременных ф орм , лишенных орга­ ничной взаимосвязи, стремление к неоправданной обтекаем о­ сти, перенасыщению поверхности изделия декоративными элементами.

Красота машины заклю чается в органической связи всех ее деталей, в соответствии своем у функциональному назна­ чению форм ы этих деталей и машины в целом. Ф орм а про­ мышленного изделия красива тогда, когда она рациональна, т. е. наибольшим образом соответствует своем у содержанию .

3 С. А. Соломоно