Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
машинного производства и зверской эксплуатации рабочего, подавляется и гибнет эстетическое начало в его труде. Кра сота не приносила выгоды капиталистическому производству и как излишество была изгнана из промышленности. При ходит в упадок и искусство народных м астеров-ремеслен- ников. Предметы быта и орудия труда, выполняемые в условиях машинного производства, утратили эстетическую функцию.
Разумеется, нельзя сказать, что с развитием капитализма умирают все форм ы прикладного искусства. Оно остается достоянием правящих классов и отраж ает их эстетические взгляды и вкусы.
Ж естокая конкуренция, постоянная борьба за овладение рынками сбыта заставляю т, однако, уже во второй половине XIX века многих представителей деловых кругов задум аться о качестве выпускаемых промышленных изделий. Понимая, что одним из важнейших качеств, обеспечивающих конку рентную и продажную способность изделий, является их эстетически отработанный внешний вид, наиболее предприим чивые капиталисты проявляю т интерес к украшению своих изделий. Э тот период можно считать периодом зарождения промышленного искусства, однако эстетика изделия отож дествлялась в то время с красотой внешнего вида предмета, и только.
Такое примитивное понимание эстетики приводило к по верхностному оформлению промышленных изделий. Поверх ность изделия украшалась орнаментальными, архитектурными и даже изобразительными элементами, которые должны были декорировать предмет, как бы вуалировать и смягчать его «техническое происхождение». При этом в большинстве слу чаев полностью игнорировались функциональные и конструк тивные особенности изделия.
2 С. А. Соломонов, В. Э. Винтман |
9 |
На заре развития промышленного искусства не заботились о логике выражения конструкции через ее внешнюю ф орм у. С появлением технических изделий это несоответствие формы с логикой конструкции становится наиболее наглядным. Ф о р ма в целом ряде случаев отстает от содержания, не выражает замысла конструктора, становится нецелесообразной, в ней проявляется некоторый консерватизм. Лучш им примером, позволяю щ им проследить проявление такого своеобразного консерватизма, является эволюция автомобиля. Создатели
первых |
автомобилей облекали их в привычно традиционную |
ф о р м у |
колесного экипажа — в ф орм у кареты. Ф орм ооб разо |
вание конной повозки, в частности кареты, основано на логи ке, вытекающей из способа ее эксплуатации. Это изделие с так сказать «отстоявшейся» функцией может служить при мером соответствия конструкции ее внешнему выражению. Эволюция конной повозки привела этот вид изделия к логи чески оправданному внешнему виду.
С появлением двигателя внутреннего сгорания произошел качественный скачок, перед конструкторами экипажей рас крылись новые возможности компоновки функциональных элементов, составляю щ их экипаж. Основная функция изделия (перевозка пассажиров и груза) осталась неизменной, но на ряду с этим отпала необходимость таких функциональных элементов, как дышло или оглобли, открытое место кучераводителя и т. п. Несмотря на это, ф орм а первых автомобилей повторяла ф орм у открытой повозки или кареты, что находи лось в сильном противоречии с новым способом эксплуата ции экипажа. Несколько десятков лет прошло, прежде чем форм а автомобиля стала целесообразной для этого вида транспорта.
В настоящее время автомобиль принадлежит к такому ряду изделий с «отстоявшейся» функцией, как и предш ество
10
вавший ему конный экипаж. По всей вероятности, дальней шее развитие форм ы автомобиля может идти лишь по пути совершенствования отдельных составляю щ их ее элементов: двигателя, кузова, подвески, сидений, деталей управления
и т. п.
При создании качественно новых способов эксплуатации возникают новые принципы компоновки. Например, машине на воздушной подуш ке свойственны иные принципы ф ор м о образования, нежели колесной; ф орм а ракеты принципиаль
но отличается |
от форм ы самолета с |
винтовым движителем |
и т. д. |
|
|
Сущ ествую т |
вещи с «отстоявшейся» |
функцией, ф орм а ко |
торых как бы «застыла» и не поддается видимому улучш ению на протяжении многих столетий. К таким вещам относятся некоторые ручные инструменты (серп, топор, нож), ф орм а которых настолько отработана поколениями мастеров, что целиком соответствует содержанию .
К. М аркс указывал, что когда «соответственная ф орм а инструмента эмпирически найдена, она перестает изменяться, как это и показывает переход его в течение иногда ты сяче летия из рук одного поколения в руки другого» '.
Промышленное искусство зарож дается в результате осо знания необходимости украшать техническое изделие, сде лать его более привлекательным, более «человечным». Появ ляется потребность рассматривать его как техническое и в то же время эстетическое решение. Но промышленное искус ство не находит еще, — говоря языком , применительным к другим видам искусства,— правильного средства изображения.
М етод украшения внешней поверхности изделий декора
тивными элементами, |
не |
имеющими |
утилитарной ценности, |
1 М а р к с К. Капитал, |
т. |
1. Госполитиздат, |
1963, стр. 497. |
11
приводил к повышению себестоимости, затруднял массовый выпуск. В поисках преодоления этих трудностей рождаются новые взгляды на принципы формообразования и средства изображения в промышленном искусстве.
В начале X X века средством изображения промышленного искусства становится гармоничная композиция самой формы изделия. Д олгое время развитие промышленного искусства шло по пути сочетания техники с искусством, сводилось к по искам возможности приложения изобразительных средств искусства к конструкции технического изделия. Постепенно в ходе развития на первый план выдвигается принцип един ства форм ы и ф ун кц и и '.
Появляется тенденция к |
выражению |
конструктивных и |
|
функциональных особенностей изделия |
через |
его форм у. |
|
Ф орм а как бы оттачивается, |
отбрасывается все |
лишнее, ме |
ш аю щ ее правильному пониманию способов потребления, из готовления и действия облеченного в нее предмета.
Начинает развиваться теория, изучающ ая условия эксплуа тации того или иного вида промышленных изделий и пробле мы приспособления утилитарных свойств изделия к этим условиям. В процессе исследований становится ясной тесная связь и двусторонняя зависимость форм ы изделия и его потребителя — человека. Особенно заметной, выпуклой ста новится эта зависимость в сф ере основной деятельности чело ве ка — в процессе труда. Начинают изучаться все стороны отношения человека к орудиям труда, с которыми он стал кивается во время работы, к условиям рабочей среды и влия нию ее на работаю щ его. Появляется новая теоретическая
1 Термином «функция» в промышленном искусстве определяются утилитарные, потребительские свойства изделия и условия его употреб ления в процессе эксплуатации.
12
дисциплина, призванная разрешать проблемы взаимоотноше ния человека и техники, — техническая эстетика.
Техническую эстетику можно назвать теорией промыш ленного искусства, изучающ ей его сущ ность и задачи, и в то же время прикладной дисциплиной, занимающейся пробле мами гуманизации (очеловечивания) предметов материаль ной культуры, создаваемых промышленным искусством.
Итак, сделав краткий обзор истории возникновения про мышленного искусства и технической эстетики, мы подошли
копределению этих понятий.
Вчем же сущ ность промышленного искусства? Что отли чает его от родственных ему декоративно-прикладного искус ства и архитектуры? Какими проблемами занимается техни ческая эстетика и каково ее место в современной мировой культуре?
Прежде чем говорить о промышленном искусстве, вспом
ним, что такое искусство в ш ироком понимании этого слова.
Искусство — одна из ф орм |
творческой |
деятельности чело |
века; одна из ф орм познания |
и отражения действительности. |
|
Промышленное искусство, |
так же как |
прикладное и архи |
тектура, занимается созданием предметов материальной культуры. Аналогично другим видам искусства промышлен ное искусство строится на принципах эстетического освоения действительности, на принципах творчества «по законам кра соты», но имеет свои специфические особенности, отличаю щие его как от декоративно-прикладного, так и от наиболее близкой ему архитектуры . Произведения промышленного и прикладного искусства, так же как и произведения архитек туры, имеют одновременно два значения, как бы две ф унк ции: эстетическую и утилитарную .
Прежде чем перейти к выявлению отличительных при знаков промышленного искусства, постараемся определить
13
сф ер у его деятельности, выяснить, чем конкретно оно зани мается.
Промышленное искусство — сравнительно новый вид твор чества, возникший с развитием машинного способа производ ства. Ввиду того, что сам определяющий его термин появился совсем недавно, многие виды его произведений ош ибоч но подпадали под рубрику произведений прикладного искус ства.
По каким же признакам мы отличаем произведения про мышленного искусства от произведений прикладного искус ства?
Произведениями прикладного искусства называются такие предметы материальной культуры, к утилитарной ценности которых как бы прикладывается художественная ценность. Эти ценности имеют одновременно идейно-художественный смысл и жизненно-практическое значение. К таким предме там относятся некоторые виды мебели, бытовой утвари, по суды, одежды и т. п.
До настоящ его времени к произведениям прикладного искусства ошибочно относили все виды перечисленных пред метов. Объясняется это тем, что промышленное искусство возникло сравнительно недавно, а еще позже появился сам определяющий его термин. В связи с этим многие виды това ров широкого потребления, создание которых входило в сф е ру деятельности прикладного искусства, числились в составе произведений промышленного искусства.
Главным отличительным признаком вещей, называемых произведениями промышленного искусства, является способ их создания, способ их производства.
Сам термин «промышленное искусство» говорит о том, что этот вид творчества занимается созданием промышлен ных изделий, т. е. изделий, изготовляемых промышленным
14
способом с использованием современного машинного обору дования и рассчитанных на массовый выпуск.
Машинный способ производства и массовый выпуск обус ловливают технологический процесс изготовления промыш ленного изделия, который в свою очередь оказывает влияние на ф орм у последнего. Ф орм а промышленного изделия долж на быть технологично простой в изготовлении, что ж елатель но, но не обязательно для изделий прикладного искусства.
Произведениями прикладного искусства являю тся большей частью вещи, в которых идейно-художественное начало имеет первостепенное значение. Естественно, технология изготовле ния таких вещей усложняется введением больш ого количе ства декоративных элементов изобразительного характера. Работа над ними требует непосредственного авторского уча стия, что, конечно, удорож ает предмет, относит его к разря ду уникальных.
Прикладное искусство характерно тем, что создаю тся пред меты, обладающие, так сказать, «атрофирую щ ейся» утилитар ной функцией. В этих предметах декоративное начало преоб ладает над утилитарным (декоративные вазы, тарелки, настен ные украшения, сувенирные изделия и т. п.). Такие изделия имеют уникальный характер, богато орнаментированы, укра шены резьбой, чеканкой, т. е. такими элементами, которые нуждаются в авторской проработке и требую т больших за трат высококвалифицированного труда и времени на изго товление.
В противоположность им, вещи, относящиеся к произве дениям промышленного искусства, несут в себе преобладание утилитарной функции, а ф орм а их имеет тенденцию к дости жению наипростейшего способа выполнения с помощ ью тех нических средств и прогрессивной технологии, доступной ма шинному производству.
15
Иными словами, для прикладного искусства характерно создание уникальных вещей. А задачей промышленного ис кусства является создание вещей, приемлемых для массового производства.
Промышленное искусство занимается, в отличие от при кладного искусства, проектированием так называемых техни ческих изделий с чисто утилитарной функцией, представляю щих собой различного рода механизмы, предназначенные для облегчения труда в самых разнообразных областях чело веческой деятельности. К таким изделиям относятся техниче ские сооружения, станки, приборы промышленного назначе ния, инструменты, средства транспорта, различные бытовые машины и приборы. Ф орм ообразование перечисленных изде лий строится по совершенно иным принципам, нежели ф ор м о образование изделий прикладного искусства. Чтобы разо браться в этом, необходимо еще раз уточнить термин «про мышленное искусство».
Известно, что термин «искусство» имеет несколько значе ний. Одно из них определяет степень умения человека, совер ш аю щ его то или иное действие, и понимается нами как высо кая степень мастерства. Например, поварское искусство, искусство высшего пилотажа, инженерное искусство и т. п.
Второе значение искусства употребляется при определе нии целой области человеческой деятельности. Например, искусство народов С С С Р , деятели искусства, произведения искусства и т. п.
Третье его значение определяет отдельные отрасли худо жественного творчества: живопись, скульптура, театр, при кладное искусство, музыка и т. п. Сю да относится и промыш ленное искусство.
Употребляя слово «искусство» в этом значений, мы под разум еваем искусство создания красивых вещей. Красота из
16
делия достигается в результате творчества по законам про мышленного искусства.
Произведения искусства должны обладать эстетической ценностью, доставлять лю дям эстетическое наслаждение своей красотой. Но может ли быть красива машина, станок, прибор, лю бое техническое сооружение? Присущ и ли этим вещам такие эстетические качества, как идейность, образ ность, прекрасное? М ожет ли машина быть воплощением художественного идеала или в удел ей дана только утилитар ная функциональность? Наконец, как и чем определяется кра сота машины?
Выше мы определяли красоту как соответствие чего-то
реального, сущ ествую щ его |
объективно, тому |
идеалу, кото |
рый складывается у человека в результате его |
общ ественно |
|
социального опыта. Значит, |
в каждом объективно сущ ествую |
щем предмете, а следовательно в машине, заклю чено какое-то качество, которое, преломляясь в нашем сознании, стано вится критерием эстетической оценки машины.
Что же мы имеем в виду, называя машину красивой?
До сих пор еще сущ ествует мнение, что красота машины
достигается |
приданием ее ф орм е обтекаемости, |
создается |
посредством |
применения украшений, накладок и т. |
п. Конечно, |
это неверно, и результатом такого понимания явилось созда ние уродливых, псевдосовременных ф орм , лишенных орга ничной взаимосвязи, стремление к неоправданной обтекаем о сти, перенасыщению поверхности изделия декоративными элементами.
Красота машины заклю чается в органической связи всех ее деталей, в соответствии своем у функциональному назна чению форм ы этих деталей и машины в целом. Ф орм а про мышленного изделия красива тогда, когда она рациональна, т. е. наибольшим образом соответствует своем у содержанию .
3 С. А. Соломоно