Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
худож ников-конструкторов. Потребность промышленности в десятки раз превышает предполагаемый выпуск специалистов. Необходим о увеличить прием студентов в соответствую щ ие специализированные вузы.
Кром е выпуска специалистов с высшим образованием сле дует организовать выпуск специалистов со средней худ ож е ственно-конструкторской подготовкой. То, что такие специа листы крайне нужны, подтверждает практика работы СХ К Б . Эти специалисты могли бы высвободить довольно большой резерв времени у более квалифицированных работников. Специализированные средние учебные заведения должны готовить ф орм овщ иков, лепщиков, макетчиков и других спе циалистов, которые могли бы работать в качестве помощни ков худож ников-конструкторов.
Но даже эта мера не см ож ет полностью удовлетворить потребность промышленности. Поэтом у представляется целе сообразны м организовать подготовку худож ников-конструк торов в высших технических учебных заведениях из числа наиболее талантливых в художественном отношении студен тов. Независимо от этого необходимо ввести в высших тех нических учебных заведениях преподавание предмета техни ческой эстетики. Будущ ие инженеры должны знать законы технической эстетики, задачи промыш ленного искусства и м етодику художественного конструирования. Эти знания рас ш ирят эрудицию будущ их специалистов и подготовят их к со вместной работе с художниками-конструкторами.
Необходимо шире готовить специализированные и вы соко квалифицированные преподавательские кадры, а также спе циализированные кадры искусствоведов.
ГЛАВА VI
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕНЕОБХОДИМОЕ ЗВЕНО В СОЗДАНИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ
ак мы уж е установили в первой главе, красота про
мышленного изделия состоит не во |
внешнем его оф ор м ле |
|
нии, достигнутом приемами стилизации, |
а в самом замысле, |
|
в остроум ном решении конструкций, |
в |
красоте инженерной |
идеи. Чем проще, экономичнее, технологичнее реализация этой идеи, чем точнее и понятнее выражается она во внешне зримых элементах формы изделия, тем красивее кажется
вещь. Нас восхищает |
в |
машине не мнимая красота ф орм ы , |
а та степень точности, |
с |
какой ф орм а раскрывает перед нами |
красоту конструкционной идеи. Нас восхищ ает обычно прин ципиальная новизна идеи и высокая степень наглядности, поз
воляющ ая легко понять эту |
идею. С р азу же м ож ет |
возник |
нуть вопрос: при чем здесь |
художник-конструктор? |
Ведь то, |
о чем шла речь, — дело чисто техническое, и любой |
инженер |
должен стремиться к решению перечисленных задач.
165
Дело в том, что при современном разделении труда ин женер, в силу своей высокой технической специализации, не м ож ет (и это доказано практикой) брать на себя решение эстетических задач, которые выполнимы лишь художником - конструктором , получившим вы сокую специализацию в обла сти промышленного искусства. Однако не следует делать вы вод, что как первый, так и второй должны обособиться в своем качестве. Напротив, каждый должен стрем иться со вместить в себе обе специализации.
Кром е того, и это одно из важнейших условий, идеи, во площенные в машине, должны быть направлены на совер шенствование и облегчение труда, на повышение его эф ф е к тивности, на высвобождение человеческой личности из-под власти техники. Предмет и цели технической эстетики при водят ее к тесной связи с научными достижениями всех обла стей знаний, которые создаю т основные предпосылки для здорового и эф ф ективного труда человека.
Мы знаем, что одним из основных средств эстетического освоения действительности является искусство. Будучи одной из ф о р м общ ественного сознания, оно в то же время пред ставляет собой одну из ф орм человеческой деятельности, точнее, эстетической деятельности, направленной на преобра зование мира «по законам красоты». Произведения искусства воспитывают людей, ф орм ирую т их сознание, входят в окр у жающ ий их предметный мир и становятся его неотъемлемой частью . Воздействуя на человека, произведения искусства вдохновляю т его на свершение красивых и благородных по ступков. О днако практически посещение музеев, театров, кино носит эпизодический характер, а не является ежеднев ным будничным делом. Произведения промышленного искус ства окруж аю т человека на работе, в бы ту и во время, посвя щенное отдыху.
166
В домашнем быту мы пользуем ся мебелью , различной утварью , бытовыми машинами и приборами, при передвиже нии— средствами транспорта, а на работе — ручным инстру ментом и производственным оборудованием, вклю чаю щ им в себя станки, приборы, машины и т. п.
Орудия труда, будучи творчеством человека, способны, так же как и произведения искусства, по-своему, специф иче ски запечатлевать и отражать внутренний мир того, кто их создает. К. М аркс доказал, что «история промышленности и возникшее предметное бытие промышленности являю тся раскрытой книгой человеческих сущ ностных сил, чувственно
представшей перед нами человеческой психологией» |
При |
знав это положение, мы можем сказать, что орудия |
труда |
и продукты труда, т. е. все вещи, создаваемые человеком, становятся носителями заложенных в них идей и в свою оче редь воздействую т на своего создателя.
«Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту». Эти слова М. Горького подтверждают, что производственная деятель ность людей также может быть творчеством «по законам красоты», т. е. деятельностью , направленной на создание эстетических ценностей. Создавая орудия труда, делая их удобными, высокопроизводительными, целесообразными, че ловек вкладывает в них и эстетический смысл. Пользуясь эти
ми орудиями труда в своей дальнейшей |
деятельности, он |
ощ ущ ает на себе (иногда подсознательно) |
их положительное |
воздействие. Иногда орудия труда (инструмент, машина) мо гут оказывать большее эстетическое воздействие, чем иное
художественное |
произведение |
(картина, скульптура и т. п.). |
|
' М а р к с К. |
и |
Э н г е л ь с Ф. |
Из ранних произведений. Госполит- |
издат, 1956, стр. |
594. |
|
|
167
Трудовая деятельность, творческий труд — это один из основных, главных ф акторов в формировании человеческой личности. Произведения промышленного искусства воздей
ствую т на человека |
не в процессе созерцания, а в процессе |
их непосредственного употребления. |
|
Красивый станок |
или интерьер вызывает в человеке эсте |
тическую потребность и трудиться красиво. В хорошей совре менной машине всегда заложена идея освобождения чело века от ф изического напряжения.
Задача худож ника-конструктора состоит в том, чтобы до биться наиболее полного и убедительного выражения этой идеи во внешнем виде машины. Машина, получившая внешнее выражение идеи свободного творческого труда, не может подавлять человека, наоборот, она вызывает у него радост ные ассоциации, чувство возвыш енного, а следовательно, и вы сокую эстетическую оценку. Такой машиной человек упра вляет с чувством глубокого удовлетворения, и это чувство переносит на сам трудовой процесс, который в свою очередь воспринимается им как красивый.
Проследив процесс конкретного воздействия машины на человека, можно сказать, что машина, рассматриваемая как произведение промышленного искусства, активно воздейст вует на человека, ф орм ирует его сознание, воспитывает в нем эстетическое отношение к труду. Человек, таким образом, «общ ается» с красотой не только в м узеях и театрах. Она сопутствует ем у всюду, вливается в него, возвыш ает и обла гораживает, способствует его гарм оническом у развитию.
Социально-общ ественное значение промышленного искус ства велико, и его трудно переоценить, но столь же велико его эконом ическое значение. Какими же способами можно добиться эконом ического эф ф е кта в процессе художествен ного конструирования изделий?
1 6 8
Основными «слагаемыми», дающими в сумме экономиче ский эф ф е кт художественного конструирования, являю тся: надежность изделия в работе, долговечность, удобство в экс плуатации.
Приступая к художественному конструированию изделия, худож ник-конструктор прежде всего стрем ится к рациональ ной компоновке всех узлов, обеспечивающих его правильную работу. Рациональное устройство и расположение рабочих органов повышает точность и снижает продолжительность трудового процесса. Это в свою очередь повыш ает качество обработки и снижает брак, а также сокращ ает сроки и коли чество наладочных операций. При рациональной компоновке облегчается монтаж, обслуживание и ремонт, обеспечивается свободный и удобный доступ к основным узлам , что дает значительную экономию во времени.
Целесообразное размещ ение узлов и коммуникаций гидро- и электросистем уменьшает количество дорогостоящ их шлан гов и проводов. При рациональной компоновке ликвидирую т ся неоправданные пустоты, правильно используется внутрен ний объем изделия, что способствует сокращ ению габаритов, а следовательно снижению веса и экономии занимаемой про изводственной площади. Достижение рациональной ф орм ы всех элементов изделия путем ликвидации форм альных изли шеств (излишних запасов прочности, неоправданных прили вов и т. п.) позволяет снизить вес металлоконструкций, стои мость модельных и литейных работ, добиться значительной денежной экономии.
Правильно выбранное декоративное покрытие, обладаю щ ее хорошими антикоррозийными свойствами, способствует долговечности изделия, уменьшает количество профилакти ческих и ремонтных работ, продлевает срок его службы.
Долговечности изделия способствует и то обстоятельство,2
22 С. А. Соломонов, В. Э. Винтман |
169 |
что красивый цвет покрытия, высокое качество отделки и чи
стота поверхности |
вызывают |
соответствую щ ее |
отношение |
человека к вещи |
в процессе |
ее эксплуатации. |
К красивому, |
тщ ательно окраш енному и отделанному изделию рабочий от носится лучше, чем к некрасивому: береж ет его от случай ных повреждений, вытирает подтеки масла и эмульсии, при леж но чистит и убирает после окончания работы.
Припоминается один случай. Как-то мы осматривали но вые станки зарубеж ного производства, приобретенные одним из ленинградских заводов. Сопровож даю щ ий повел нас к двум стоящ им рядом токарным станкам. Один из них, далеко уже не новый, станок отечественного производства (кстати, очень хороший по своим техническим показателям), выкрашенный тем но-серой (шаровой) краской, имел неопрятный и как бы «хмурый» вид. Второй, окрашенный в красивый зеленый цвет с цветными пояснительными таблицами, выполненными спо собом офсетной печати, поражал изящ еством линий и чисто той отделки. Рассказывая о конструкции передней бабки, то карь отвернул болты и снял с нее крышку. Повертев крыш ку в руках и поискав глазами, куда бы ее положить, он положил ее на бабку соседнего старого станка. Причем делал это осторож но, стараясь не повредить полированную эмалевую поверхность крышки, а ключи небрежно бросил на такую же кры ш ку старого станка, не заботясь о последствиях удара. Э то т маленький эпизод как нельзя лучш е иллю стрирует все сказанное выше.
Вернемся к нашему разговору о факторах, влияющих на достижение эконом ического эф ф екта при художественном конструировании.
Одним из важнейших принципов форм ообразования изде лия в процессе художественного конструирования является устранение всех видов помех, затрудняю щ их управление.
170
В процессе работы с машиной человек воспринимает м нож е |
|
ство излишних и бесполезных сигналов, которые называются |
|
«шумом». Необходимо устранить шум и обеспечить беспре |
|
пятственное и своевременное получение информации, нуж |
|
ной для работы. Обеспечивая наблюдение за работой всех |
|
частей машины, хорош ую обозреваемость контрольных при |
|
боров, правильно располагая органы управления в зоне, |
удоб |
ной для оператора, художник-конструктор добивается |
двой |
ной обратной |
связи в системе «человек— машина». Удобство |
|
эксплуатации |
достигается |
функционально оправданной ф о р |
мой органов |
управления, |
а также предотвращ ением возм ож |
ных зрительных помех, получением четкой ф орм ы и опти мально-контрастной окраски приборов. Все это полож итель но сказывается на физическом состоянии рабочего — снижается утомляемость, повышается производительность труда за счет сокращения подготовительно-заклю чительного времени. Человек при равном напряжении достигает более высоких трудовых результатов. Закрывая травмоопасные ме ста и обеспечивая нормальные скорости светоцветовой адап тации глаза (путем устранения зрительных контрастов опти мальной освещенностью и рациональной окраской рабочей зоны), художник-конструктор также способствует повышению производительности труда и безопасности работы.
Таким образом, мы видим, что в результате худож ест венного конструирования изделий повышаются: производи тельность труда, точность трудового процесса, качество про дуктов труда, удобство обслуживания, монтажа и ремонта, надежность и долговечность изделия.
Одновременно с этим сокращ аю тся или снижаю тся: про должительность трудового процесса, количество брака в ра боте, количество профилактических и ремонтных работ, ср о ки и количество наладочных операций, время на монтаж,
171