Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

худож ников-конструкторов. Потребность промышленности в десятки раз превышает предполагаемый выпуск специалистов. Необходим о увеличить прием студентов в соответствую щ ие специализированные вузы.

Кром е выпуска специалистов с высшим образованием сле­ дует организовать выпуск специалистов со средней худ ож е ­ ственно-конструкторской подготовкой. То, что такие специа­ листы крайне нужны, подтверждает практика работы СХ К Б . Эти специалисты могли бы высвободить довольно большой резерв времени у более квалифицированных работников. Специализированные средние учебные заведения должны готовить ф орм овщ иков, лепщиков, макетчиков и других спе­ циалистов, которые могли бы работать в качестве помощни­ ков худож ников-конструкторов.

Но даже эта мера не см ож ет полностью удовлетворить потребность промышленности. Поэтом у представляется целе­ сообразны м организовать подготовку худож ников-конструк­ торов в высших технических учебных заведениях из числа наиболее талантливых в художественном отношении студен­ тов. Независимо от этого необходимо ввести в высших тех­ нических учебных заведениях преподавание предмета техни­ ческой эстетики. Будущ ие инженеры должны знать законы технической эстетики, задачи промыш ленного искусства и м етодику художественного конструирования. Эти знания рас­ ш ирят эрудицию будущ их специалистов и подготовят их к со ­ вместной работе с художниками-конструкторами.

Необходимо шире готовить специализированные и вы соко­ квалифицированные преподавательские кадры, а также спе­ циализированные кадры искусствоведов.

ГЛАВА VI

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕНЕОБХОДИМОЕ ЗВЕНО В СОЗДАНИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ

ак мы уж е установили в первой главе, красота про­

мышленного изделия состоит не во

внешнем его оф ор м ле ­

нии, достигнутом приемами стилизации,

а в самом замысле,

в остроум ном решении конструкций,

в

красоте инженерной

идеи. Чем проще, экономичнее, технологичнее реализация этой идеи, чем точнее и понятнее выражается она во внешне зримых элементах формы изделия, тем красивее кажется

вещь. Нас восхищает

в

машине не мнимая красота ф орм ы ,

а та степень точности,

с

какой ф орм а раскрывает перед нами

красоту конструкционной идеи. Нас восхищ ает обычно прин­ ципиальная новизна идеи и высокая степень наглядности, поз­

воляющ ая легко понять эту

идею. С р азу же м ож ет

возник­

нуть вопрос: при чем здесь

художник-конструктор?

Ведь то,

о чем шла речь, — дело чисто техническое, и любой

инженер

должен стремиться к решению перечисленных задач.

165


Дело в том, что при современном разделении труда ин­ женер, в силу своей высокой технической специализации, не м ож ет (и это доказано практикой) брать на себя решение эстетических задач, которые выполнимы лишь художником - конструктором , получившим вы сокую специализацию в обла­ сти промышленного искусства. Однако не следует делать вы­ вод, что как первый, так и второй должны обособиться в своем качестве. Напротив, каждый должен стрем иться со­ вместить в себе обе специализации.

Кром е того, и это одно из важнейших условий, идеи, во­ площенные в машине, должны быть направлены на совер­ шенствование и облегчение труда, на повышение его эф ф е к ­ тивности, на высвобождение человеческой личности из-под власти техники. Предмет и цели технической эстетики при­ водят ее к тесной связи с научными достижениями всех обла­ стей знаний, которые создаю т основные предпосылки для здорового и эф ф ективного труда человека.

Мы знаем, что одним из основных средств эстетического освоения действительности является искусство. Будучи одной из ф о р м общ ественного сознания, оно в то же время пред­ ставляет собой одну из ф орм человеческой деятельности, точнее, эстетической деятельности, направленной на преобра­ зование мира «по законам красоты». Произведения искусства воспитывают людей, ф орм ирую т их сознание, входят в окр у­ жающ ий их предметный мир и становятся его неотъемлемой частью . Воздействуя на человека, произведения искусства вдохновляю т его на свершение красивых и благородных по­ ступков. О днако практически посещение музеев, театров, кино носит эпизодический характер, а не является ежеднев­ ным будничным делом. Произведения промышленного искус­ ства окруж аю т человека на работе, в бы ту и во время, посвя­ щенное отдыху.

166

В домашнем быту мы пользуем ся мебелью , различной утварью , бытовыми машинами и приборами, при передвиже­ нии— средствами транспорта, а на работе — ручным инстру­ ментом и производственным оборудованием, вклю чаю щ им в себя станки, приборы, машины и т. п.

Орудия труда, будучи творчеством человека, способны, так же как и произведения искусства, по-своему, специф иче­ ски запечатлевать и отражать внутренний мир того, кто их создает. К. М аркс доказал, что «история промышленности и возникшее предметное бытие промышленности являю тся раскрытой книгой человеческих сущ ностных сил, чувственно

представшей перед нами человеческой психологией»

При­

знав это положение, мы можем сказать, что орудия

труда

и продукты труда, т. е. все вещи, создаваемые человеком, становятся носителями заложенных в них идей и в свою оче­ редь воздействую т на своего создателя.

«Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту». Эти слова М. Горького подтверждают, что производственная деятель­ ность людей также может быть творчеством «по законам красоты», т. е. деятельностью , направленной на создание эстетических ценностей. Создавая орудия труда, делая их удобными, высокопроизводительными, целесообразными, че­ ловек вкладывает в них и эстетический смысл. Пользуясь эти­

ми орудиями труда в своей дальнейшей

деятельности, он

ощ ущ ает на себе (иногда подсознательно)

их положительное

воздействие. Иногда орудия труда (инструмент, машина) мо­ гут оказывать большее эстетическое воздействие, чем иное

художественное

произведение

(картина, скульптура и т. п.).

' М а р к с К.

и

Э н г е л ь с Ф.

Из ранних произведений. Госполит-

издат, 1956, стр.

594.

 

 

167


Трудовая деятельность, творческий труд — это один из основных, главных ф акторов в формировании человеческой личности. Произведения промышленного искусства воздей­

ствую т на человека

не в процессе созерцания, а в процессе

их непосредственного употребления.

Красивый станок

или интерьер вызывает в человеке эсте­

тическую потребность и трудиться красиво. В хорошей совре­ менной машине всегда заложена идея освобождения чело­ века от ф изического напряжения.

Задача худож ника-конструктора состоит в том, чтобы до­ биться наиболее полного и убедительного выражения этой идеи во внешнем виде машины. Машина, получившая внешнее выражение идеи свободного творческого труда, не может подавлять человека, наоборот, она вызывает у него радост­ ные ассоциации, чувство возвыш енного, а следовательно, и вы сокую эстетическую оценку. Такой машиной человек упра­ вляет с чувством глубокого удовлетворения, и это чувство переносит на сам трудовой процесс, который в свою очередь воспринимается им как красивый.

Проследив процесс конкретного воздействия машины на человека, можно сказать, что машина, рассматриваемая как произведение промышленного искусства, активно воздейст­ вует на человека, ф орм ирует его сознание, воспитывает в нем эстетическое отношение к труду. Человек, таким образом, «общ ается» с красотой не только в м узеях и театрах. Она сопутствует ем у всюду, вливается в него, возвыш ает и обла­ гораживает, способствует его гарм оническом у развитию.

Социально-общ ественное значение промышленного искус­ ства велико, и его трудно переоценить, но столь же велико его эконом ическое значение. Какими же способами можно добиться эконом ического эф ф е кта в процессе художествен­ ного конструирования изделий?

1 6 8

Основными «слагаемыми», дающими в сумме экономиче­ ский эф ф е кт художественного конструирования, являю тся: надежность изделия в работе, долговечность, удобство в экс­ плуатации.

Приступая к художественному конструированию изделия, худож ник-конструктор прежде всего стрем ится к рациональ­ ной компоновке всех узлов, обеспечивающих его правильную работу. Рациональное устройство и расположение рабочих органов повышает точность и снижает продолжительность трудового процесса. Это в свою очередь повыш ает качество обработки и снижает брак, а также сокращ ает сроки и коли­ чество наладочных операций. При рациональной компоновке облегчается монтаж, обслуживание и ремонт, обеспечивается свободный и удобный доступ к основным узлам , что дает значительную экономию во времени.

Целесообразное размещ ение узлов и коммуникаций гидро- и электросистем уменьшает количество дорогостоящ их шлан­ гов и проводов. При рациональной компоновке ликвидирую т­ ся неоправданные пустоты, правильно используется внутрен­ ний объем изделия, что способствует сокращ ению габаритов, а следовательно снижению веса и экономии занимаемой про­ изводственной площади. Достижение рациональной ф орм ы всех элементов изделия путем ликвидации форм альных изли­ шеств (излишних запасов прочности, неоправданных прили­ вов и т. п.) позволяет снизить вес металлоконструкций, стои­ мость модельных и литейных работ, добиться значительной денежной экономии.

Правильно выбранное декоративное покрытие, обладаю ­ щ ее хорошими антикоррозийными свойствами, способствует долговечности изделия, уменьшает количество профилакти­ ческих и ремонтных работ, продлевает срок его службы.

Долговечности изделия способствует и то обстоятельство,2

22 С. А. Соломонов, В. Э. Винтман

169



что красивый цвет покрытия, высокое качество отделки и чи­

стота поверхности

вызывают

соответствую щ ее

отношение

человека к вещи

в процессе

ее эксплуатации.

К красивому,

тщ ательно окраш енному и отделанному изделию рабочий от­ носится лучше, чем к некрасивому: береж ет его от случай­ ных повреждений, вытирает подтеки масла и эмульсии, при­ леж но чистит и убирает после окончания работы.

Припоминается один случай. Как-то мы осматривали но­ вые станки зарубеж ного производства, приобретенные одним из ленинградских заводов. Сопровож даю щ ий повел нас к двум стоящ им рядом токарным станкам. Один из них, далеко уже не новый, станок отечественного производства (кстати, очень хороший по своим техническим показателям), выкрашенный тем но-серой (шаровой) краской, имел неопрятный и как бы «хмурый» вид. Второй, окрашенный в красивый зеленый цвет с цветными пояснительными таблицами, выполненными спо­ собом офсетной печати, поражал изящ еством линий и чисто­ той отделки. Рассказывая о конструкции передней бабки, то­ карь отвернул болты и снял с нее крышку. Повертев крыш ку в руках и поискав глазами, куда бы ее положить, он положил ее на бабку соседнего старого станка. Причем делал это осторож но, стараясь не повредить полированную эмалевую поверхность крышки, а ключи небрежно бросил на такую же кры ш ку старого станка, не заботясь о последствиях удара. Э то т маленький эпизод как нельзя лучш е иллю стрирует все сказанное выше.

Вернемся к нашему разговору о факторах, влияющих на достижение эконом ического эф ф екта при художественном конструировании.

Одним из важнейших принципов форм ообразования изде­ лия в процессе художественного конструирования является устранение всех видов помех, затрудняю щ их управление.

170

В процессе работы с машиной человек воспринимает м нож е­

ство излишних и бесполезных сигналов, которые называются

«шумом». Необходимо устранить шум и обеспечить беспре­

пятственное и своевременное получение информации, нуж ­

ной для работы. Обеспечивая наблюдение за работой всех

частей машины, хорош ую обозреваемость контрольных при­

боров, правильно располагая органы управления в зоне,

удоб­

ной для оператора, художник-конструктор добивается

двой­

ной обратной

связи в системе «человек— машина». Удобство

эксплуатации

достигается

функционально оправданной ф о р ­

мой органов

управления,

а также предотвращ ением возм ож ­

ных зрительных помех, получением четкой ф орм ы и опти­ мально-контрастной окраски приборов. Все это полож итель­ но сказывается на физическом состоянии рабочего — снижается утомляемость, повышается производительность труда за счет сокращения подготовительно-заклю чительного времени. Человек при равном напряжении достигает более высоких трудовых результатов. Закрывая травмоопасные ме­ ста и обеспечивая нормальные скорости светоцветовой адап­ тации глаза (путем устранения зрительных контрастов опти­ мальной освещенностью и рациональной окраской рабочей зоны), художник-конструктор также способствует повышению производительности труда и безопасности работы.

Таким образом, мы видим, что в результате худож ест­ венного конструирования изделий повышаются: производи­ тельность труда, точность трудового процесса, качество про­ дуктов труда, удобство обслуживания, монтажа и ремонта, надежность и долговечность изделия.

Одновременно с этим сокращ аю тся или снижаю тся: про­ должительность трудового процесса, количество брака в ра­ боте, количество профилактических и ремонтных работ, ср о ­ ки и количество наладочных операций, время на монтаж,

171