Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
Рис. 53. Варианты планировок проекта рабочего места художника-кон структора.
Художники-конструкторы: В. Ф. Белик, В. Э. Винтман, В. И. Заколупин.
чивающ ее наибольшую производительность труда и точ ность работы. Наиболее вероятным будет обычное оборудо вание для обработки дерева, металла и гипса, которое яв ляется общ еизвестным.
Если лаборатория или отдел ведет работу не только над самими изделиями, выпускаемыми данным предприятием, но и разрабатывает интерьеры производственных помещений, целесообразно в составе группы иметь и исполнителей, выпол няющих по проектам отдельные плакаты и планшеты нагляд ной агитации, которые невозможно выполнить без участия художника. В этом случае потребуется и выделение специаль ного места, где можно было бы выполнять такие работы, и соответствую щ ий инструмент.
Работа художников, проектирую щ их интерьеры, очень ма ло чем отличается от деятельности худож ников-конструкто-
ров, |
разрабатываю щ их |
изделия, |
за |
исключением того что |
в их |
труде больший |
удельный |
вес |
занимает графическая |
часть и меньший объем моделирование. Однако совершенно отказаться от моделирования и макетирования они, очевидно, не см огут, так как в процессе работы над интерьерами возни кает необходимость в проектировании технологического обо рудования, мебели и целого ряда элементов интерьера, ме тодика проектирования которых практически почти не отли чается от методики проектирования промышленных изделий. Поэтом у и оборудование для таких специалистов не м ож ет отличаться от оборудования, необходимого худож нику-кон структору, работаю щ ем у над самими изделиями.
Таким образом , в организации лаборатории или худож е ственно-конструкторского бю ро крупного предприятия будут заложены те ж е принципы, что и в организации крупного спе циального худож ественно-конструкторского бю ро. Все орга низационное построение подразделения должно быть напра-
157
влено на соблюдение методики работы по художественном у конструированию . Основным же отличием от крупной орга низации будет то, что из-за сравнительно маленького объема работы в составе бю ро не см ож ет работать целый ряд спе циалистов, участие которых необходимо в процессе худож е ственного конструирования. Поэтом у при его организации необходимо восполнить этот пробел широким привлечением к работе других организаций, имеющих в своем составе не обходимые кадры и аппаратуру. В противном случае всегда будет сущ ествовать опасность нарушения основных полож е ний методики художественного конструирования, что приве
дет к снижению |
качества работы, |
а в некоторых решениях |
м ож ет свести ее к простом у оф орм ительству. |
||
Говоря об |
организации труда |
худож ника-конструктора |
в промышленности, необходимо учитывать, что художникконструктор, так же как и художник, должен учиться и очень много видеть, чтобы суметь творчески переосмыслить виден ное в своей работе. Только при этом условии он может соз давать действительно новые и эстетически полноценные из делия.
Профессиональная учеба в худож ественно-конструктор ских организациях должна охватывать целый ряд направле ний и включать в себя занятия по марксистско-ленинской эстетике, технической эстетике, конструированию , инженер ной психологии, новым материалам, рисунку, живописи и дру гим дисциплинам, всесторонне расш иряю щ им кругозор худож ников-констру кторов.
Одновременно с этим необходимо, чтобы художники-кон структоры имели возможность изучать экспонаты отечествен ных и зарубеж ны х выставок, где представляю тся последние образцы промышленных изделий. Это позволит им правиль нее определить основные тенденции форм ообразования из-
158
делий |
в той отрасли, в которой они работают, и смежных |
с ней |
отраслей. Без этих знаний худож ник-конструктор не |
см ож ет правильно вести свою работу и обеспечить м ораль ную живучесть проектируемых изделий.
Д олгое время в нашей промышленности недооценивалась роль худож ника-конструктора при создании новых образцов промышленных изделий. Роль художника обычно сводилась к поверхностном у «оформлению » изделия, к его внешнему украшению . Но, как известно, задача художника в промы ш
ленности |
состоит в глубоком |
проникновении в |
сущ ность |
изделия, |
в совершенствовании |
его функциональных |
качеств, |
и нахождении их внешнего выражения в ф орм е изделия. Они должны работать в тесном сотрудничестве с конструктором для выработки единого решения, позволяю щ его добиться наибольшего соответствия форм ы изделия его функциональ ным и конструктивным особенностям.
Худож ник-конструктор — это специалист особого качест ва, специалист, призванный синтезировать требования инже нерной и эстетической сторон при разработке изделия.
Он должен обладать способностью активно трудиться в коллективе вместе с инженерами, конструкторами, техноло гами. Требования, предъявляемые к худож нику-конструктору, в большой степени определяю т характер подготовки такого рода специалистов и тот круг знаний, которыми они должны
обладать. |
|
|
Являясь |
специалистом в области промышленного |
искусст |
в а — особой |
формы идеологической деятельности, |
направ |
ленной на |
воспитание и формирование нового человека, |
худож ник-конструктор должен обладать необходимым уров нем знаний социально-общественных дисциплин. Создавая новые образцы изделий, худож ник-конструктор обязан твер до знать, для кого он создает то или иное изделие, где и при
1 5 9
каких условиях оно будет использоваться, какова будет его воспитательная роль в общей системе формирования нового человека. Будучи художником , т. е. специалистом, вы раж аю щим свои замыслы в художественных образах, художникконструктор должен обладать способностью ассоциативно образного мышления. Человек, стремящ ийся изучить какойлибо язык, должен прежде всего научиться думать на этом языке. Так же и худож ник-конструктор должен уметь мыслить образами, дающими ассоциативное представление идеи, за ложенной в основу создаваемой им вещи.
То обстоятельство, что худож ник-конструктор в процессе своего творческого труда всегда имеет дело с конструкцией, требует от него обладания логикой конструкторского мыш ле ния и необходимым запасом знаний инженерно-технических дисциплин.
Инженерная эрудиция, знание основ конструирования яв ляю тся одними из основных элементов, составляю щ их интел лектуальный облик художника-конструктора.
Создавая то или иное изделие, худож ник-конструктор обязан дум ать о его экономической целесообразности. О т сюда вытекает необходимость знания основных экономиче ских законов и умения произвести экономический анализ. Он должен добиваться максимальной экономической целесооб разности изделия, а для этого ему необходимо знание таких важных дисциплин, как экономика и организация производ ства.
Худож ник-конструктор обязан изучать вопросы спроса и потребления, которы е являю тся одним из важнейших ф ак торов, влияю щ их на достижение экономической целесообраз ности изделия. Знание ассортимента помогает ему устано вить степень необходимости того или иного изделия в м о мент его создания.
160
Худож ник-конструктор должен быть твердо уверен в том г что польза, получаемая от изделия, точно соответствует за тратам на его производство и приобретение или превышает их.
Большое внимание должен уделять худож ник-конструктор прогрессивным методам типизации и стандартизации изде лий, что в свою очередь потребует от него знания прогрес сивных методов технологии и типологии.
Однако следует помнить, что худож ник-конструктор — это прежде всего художник, т. е. специалист, добивающ ийся эстетического звучания создаваемой им вещи, ее эстетиче ской ценности. Следовательно, он должен обладать вы соким узкопрофессиональны м мастерством — м астерством худож ника. Для того чтобы убедительно выразить свои мысли, худож нику-конструктору необходимо уметь предельно по нятно изобразить ф орм у создаваем ого им изделия.
Мы установили в первой главе, что любой материальный предм ет имеет определенное, свойственное только ем у стр у
ктурное строение. |
Совокупность |
ф орм ообразую щ их |
элемен |
||
тов, составляю щ их |
это |
структурное |
образование, их |
взаим о- |
|
положение, отношение |
величин |
и |
расположение |
системы |
|
в пространстве дает представление |
того, что мы называем |
||||
ф орм ой предмета. |
|
|
|
|
|
Чтобы добиться более рациональной ф орм ы для данного вида изделий, худож нику-конструктору необходимо иметь определенные навыки в достижении наиболее органичной
взаимосвязи |
ф орм ообразую щ их элементов. Такие |
навыки |
м ож ет дать |
знание комбинаторики, развивающей и |
трени |
рую щ ей пространственное мышление. Кром е того, художникконструктор должен обладать высоким, чисто техническим м астерством изображения, он обязан в соверш енстве овла деть техникой рисунка, живописи, скульптуры , черчения.
Худож ник-конструктор, занимающийся разработкой тех-12
21 С. А. Соломонов, В. Э, Винтман |
161 |
нических изделий (машин, станков, приборов, средств транс порта и т. п.), должен в первую очередь добиваться макси мальных удобств эксплуатации этих изделий.
Как известно, удобство эксплуатации технических изделий складывается в первую очередь из рационального устройст ва и размещ ения органов управления и приборов контроля, оптимальной освещенности и функциональной окраски рабо чей зоны, т. е. из удовлетворения гигиенических и психоло гических потребностей человека.
Для того чтобы правильно решать вопросы удобства изде лия, худож нику-конструктору необходимо элементарное зна ние ряда таких научных дисциплин, как инженерная психоло гия, сом атограф ия, хиротехника, теория информации, кибер нетика, колородинамика, цветотехника и т. д.
Итак, мы видим, что худож ник-конструктор должен обла дать чрезвычайно широкой эрудицией и знанием множества специальных дисциплин.
В свете этого с особой отчетливостью видны трудности правильной организации обучения худож ников-конструкто- ров. Это же обстоятельство требует от высшей школы осо бого внимания к качеству подготовки кадров упомянутых специалистов.
В нашей стране сущ ествует и функционирует ряд высших и средних учебных заведений, занимающ ихся подготовкой худож ников-конструкторов. Ведущими из них являю тся М ос ковское высшее художественно-промы ш ленное училище (б. Строгановское), Ленинградское высшее художественно промышленное училище имени В. Мухиной и Харьковский художественно-промыш ленный институт. Эти вузы, особенно М В ХП У и Л В Х П У имени Мухиной, на протяжении многих лет вы пускаю т квалифицированных художников-конструкторов разных специализаций.
162
К сожалению , нельзя не заметить ряда серьезных недо статков в подготовке художников-конструкторов. По этому поводу на республиканском совещании по эстетике труда и
подготовке кадров 21— 22 октября |
1964 года |
в М оскве дирек |
||
тор |
Всесою зного научно-исследовательского |
института техни |
||
ческой эстетики (ВНИИТЭ) Ю . Б. Соловьев говорил: |
«К сож а |
|||
лению, выпускники художественно-промышленных |
училищ , |
|||
как |
правило, имеют совершенно |
недостаточную |
эрудицию |
в инженерных вопросах, в частности весьма слабое представ ление о главных направлениях в развитии науки и техники. Они не знают основ конструирования: большинству из них, например, совершенно неизвестны такие термины, как допу ски, посадки и т. п. Они мало знают новые материалы и, как правило, не имеют ни малейшего представления об эконо мике...»
Нельзя не согласиться с этим мнением. Действительно, наши высшие учебные заведения, готовящ ие кадры худож ни ков-конструкторов, еще недостаточно уделяю т внимания та ким необходимым для будущ их специалистов предметам, как эргономика, экономика, типология, комбинаторика, цвето-
ведение. |
В |
наших вузах не дается методика анализа будущ его |
изделия |
и |
сущ ествую щ их изделий-аналогов, а такж е м ето |
дика изучения спроса и потребления. Необходимо расширить и углубить научно-методическую подготовку будущ их спе циалистов. Обязательным условием правильной подготовки художника-конструктора является гармоничное сочетание его художественной и инженерно-технической подготовки. Н аря ду с инженерной и общ еобразовательной подготовкой сле дует всемерно развивать у будущ их худож ников-конструкто ров способности к пластическому восприятию формы , к эсте тическом у освоению предметного мира.
Сейчас наша промышленность испытывает недостаток
163