Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 53. Варианты планировок проекта рабочего места художника-кон­ структора.

Художники-конструкторы: В. Ф. Белик, В. Э. Винтман, В. И. Заколупин.

чивающ ее наибольшую производительность труда и точ­ ность работы. Наиболее вероятным будет обычное оборудо ­ вание для обработки дерева, металла и гипса, которое яв­ ляется общ еизвестным.

Если лаборатория или отдел ведет работу не только над самими изделиями, выпускаемыми данным предприятием, но и разрабатывает интерьеры производственных помещений, целесообразно в составе группы иметь и исполнителей, выпол­ няющих по проектам отдельные плакаты и планшеты нагляд­ ной агитации, которые невозможно выполнить без участия художника. В этом случае потребуется и выделение специаль­ ного места, где можно было бы выполнять такие работы, и соответствую щ ий инструмент.

Работа художников, проектирую щ их интерьеры, очень ма­ ло чем отличается от деятельности худож ников-конструкто-

ров,

разрабатываю щ их

изделия,

за

исключением того что

в их

труде больший

удельный

вес

занимает графическая

часть и меньший объем моделирование. Однако совершенно отказаться от моделирования и макетирования они, очевидно, не см огут, так как в процессе работы над интерьерами возни­ кает необходимость в проектировании технологического обо ­ рудования, мебели и целого ряда элементов интерьера, ме­ тодика проектирования которых практически почти не отли­ чается от методики проектирования промышленных изделий. Поэтом у и оборудование для таких специалистов не м ож ет отличаться от оборудования, необходимого худож нику-кон­ структору, работаю щ ем у над самими изделиями.

Таким образом , в организации лаборатории или худож е­ ственно-конструкторского бю ро крупного предприятия будут заложены те ж е принципы, что и в организации крупного спе­ циального худож ественно-конструкторского бю ро. Все орга­ низационное построение подразделения должно быть напра-

157

влено на соблюдение методики работы по художественном у конструированию . Основным же отличием от крупной орга­ низации будет то, что из-за сравнительно маленького объема работы в составе бю ро не см ож ет работать целый ряд спе­ циалистов, участие которых необходимо в процессе худож е­ ственного конструирования. Поэтом у при его организации необходимо восполнить этот пробел широким привлечением к работе других организаций, имеющих в своем составе не­ обходимые кадры и аппаратуру. В противном случае всегда будет сущ ествовать опасность нарушения основных полож е­ ний методики художественного конструирования, что приве­

дет к снижению

качества работы,

а в некоторых решениях

м ож ет свести ее к простом у оф орм ительству.

Говоря об

организации труда

худож ника-конструктора

в промышленности, необходимо учитывать, что художникконструктор, так же как и художник, должен учиться и очень много видеть, чтобы суметь творчески переосмыслить виден­ ное в своей работе. Только при этом условии он может соз­ давать действительно новые и эстетически полноценные из­ делия.

Профессиональная учеба в худож ественно-конструктор­ ских организациях должна охватывать целый ряд направле­ ний и включать в себя занятия по марксистско-ленинской эстетике, технической эстетике, конструированию , инженер­ ной психологии, новым материалам, рисунку, живописи и дру­ гим дисциплинам, всесторонне расш иряю щ им кругозор худож ников-констру кторов.

Одновременно с этим необходимо, чтобы художники-кон­ структоры имели возможность изучать экспонаты отечествен­ ных и зарубеж ны х выставок, где представляю тся последние образцы промышленных изделий. Это позволит им правиль­ нее определить основные тенденции форм ообразования из-

158


делий

в той отрасли, в которой они работают, и смежных

с ней

отраслей. Без этих знаний худож ник-конструктор не

см ож ет правильно вести свою работу и обеспечить м ораль­ ную живучесть проектируемых изделий.

Д олгое время в нашей промышленности недооценивалась роль худож ника-конструктора при создании новых образцов промышленных изделий. Роль художника обычно сводилась к поверхностном у «оформлению » изделия, к его внешнему украшению . Но, как известно, задача художника в промы ш ­

ленности

состоит в глубоком

проникновении в

сущ ность

изделия,

в совершенствовании

его функциональных

качеств,

и нахождении их внешнего выражения в ф орм е изделия. Они должны работать в тесном сотрудничестве с конструктором для выработки единого решения, позволяю щ его добиться наибольшего соответствия форм ы изделия его функциональ­ ным и конструктивным особенностям.

Худож ник-конструктор — это специалист особого качест­ ва, специалист, призванный синтезировать требования инже­ нерной и эстетической сторон при разработке изделия.

Он должен обладать способностью активно трудиться в коллективе вместе с инженерами, конструкторами, техноло­ гами. Требования, предъявляемые к худож нику-конструктору, в большой степени определяю т характер подготовки такого рода специалистов и тот круг знаний, которыми они должны

обладать.

 

 

Являясь

специалистом в области промышленного

искусст­

в а — особой

формы идеологической деятельности,

направ­

ленной на

воспитание и формирование нового человека,

худож ник-конструктор должен обладать необходимым уров­ нем знаний социально-общественных дисциплин. Создавая новые образцы изделий, худож ник-конструктор обязан твер ­ до знать, для кого он создает то или иное изделие, где и при

1 5 9



каких условиях оно будет использоваться, какова будет его воспитательная роль в общей системе формирования нового человека. Будучи художником , т. е. специалистом, вы раж аю ­ щим свои замыслы в художественных образах, художникконструктор должен обладать способностью ассоциативно­ образного мышления. Человек, стремящ ийся изучить какойлибо язык, должен прежде всего научиться думать на этом языке. Так же и худож ник-конструктор должен уметь мыслить образами, дающими ассоциативное представление идеи, за­ ложенной в основу создаваемой им вещи.

То обстоятельство, что худож ник-конструктор в процессе своего творческого труда всегда имеет дело с конструкцией, требует от него обладания логикой конструкторского мыш ле­ ния и необходимым запасом знаний инженерно-технических дисциплин.

Инженерная эрудиция, знание основ конструирования яв­ ляю тся одними из основных элементов, составляю щ их интел­ лектуальный облик художника-конструктора.

Создавая то или иное изделие, худож ник-конструктор обязан дум ать о его экономической целесообразности. О т ­ сюда вытекает необходимость знания основных экономиче­ ских законов и умения произвести экономический анализ. Он должен добиваться максимальной экономической целесооб­ разности изделия, а для этого ему необходимо знание таких важных дисциплин, как экономика и организация производ­ ства.

Худож ник-конструктор обязан изучать вопросы спроса и потребления, которы е являю тся одним из важнейших ф ак­ торов, влияю щ их на достижение экономической целесообраз­ ности изделия. Знание ассортимента помогает ему устано­ вить степень необходимости того или иного изделия в м о­ мент его создания.

160

Худож ник-конструктор должен быть твердо уверен в том г что польза, получаемая от изделия, точно соответствует за­ тратам на его производство и приобретение или превышает их.

Большое внимание должен уделять худож ник-конструктор прогрессивным методам типизации и стандартизации изде­ лий, что в свою очередь потребует от него знания прогрес­ сивных методов технологии и типологии.

Однако следует помнить, что худож ник-конструктор — это прежде всего художник, т. е. специалист, добивающ ийся эстетического звучания создаваемой им вещи, ее эстетиче­ ской ценности. Следовательно, он должен обладать вы соким узкопрофессиональны м мастерством — м астерством худож ­ ника. Для того чтобы убедительно выразить свои мысли, худож нику-конструктору необходимо уметь предельно по­ нятно изобразить ф орм у создаваем ого им изделия.

Мы установили в первой главе, что любой материальный предм ет имеет определенное, свойственное только ем у стр у­

ктурное строение.

Совокупность

ф орм ообразую щ их

элемен­

тов, составляю щ их

это

структурное

образование, их

взаим о-

положение, отношение

величин

и

расположение

системы

в пространстве дает представление

того, что мы называем

ф орм ой предмета.

 

 

 

 

 

Чтобы добиться более рациональной ф орм ы для данного вида изделий, худож нику-конструктору необходимо иметь определенные навыки в достижении наиболее органичной

взаимосвязи

ф орм ообразую щ их элементов. Такие

навыки

м ож ет дать

знание комбинаторики, развивающей и

трени­

рую щ ей пространственное мышление. Кром е того, художникконструктор должен обладать высоким, чисто техническим м астерством изображения, он обязан в соверш енстве овла­ деть техникой рисунка, живописи, скульптуры , черчения.

Худож ник-конструктор, занимающийся разработкой тех-12

21 С. А. Соломонов, В. Э, Винтман

161


нических изделий (машин, станков, приборов, средств транс­ порта и т. п.), должен в первую очередь добиваться макси­ мальных удобств эксплуатации этих изделий.

Как известно, удобство эксплуатации технических изделий складывается в первую очередь из рационального устройст­ ва и размещ ения органов управления и приборов контроля, оптимальной освещенности и функциональной окраски рабо­ чей зоны, т. е. из удовлетворения гигиенических и психоло­ гических потребностей человека.

Для того чтобы правильно решать вопросы удобства изде­ лия, худож нику-конструктору необходимо элементарное зна­ ние ряда таких научных дисциплин, как инженерная психоло­ гия, сом атограф ия, хиротехника, теория информации, кибер­ нетика, колородинамика, цветотехника и т. д.

Итак, мы видим, что худож ник-конструктор должен обла­ дать чрезвычайно широкой эрудицией и знанием множества специальных дисциплин.

В свете этого с особой отчетливостью видны трудности правильной организации обучения худож ников-конструкто- ров. Это же обстоятельство требует от высшей школы осо­ бого внимания к качеству подготовки кадров упомянутых специалистов.

В нашей стране сущ ествует и функционирует ряд высших и средних учебных заведений, занимающ ихся подготовкой худож ников-конструкторов. Ведущими из них являю тся М ос­ ковское высшее художественно-промы ш ленное училище (б. Строгановское), Ленинградское высшее художественно­ промышленное училище имени В. Мухиной и Харьковский художественно-промыш ленный институт. Эти вузы, особенно М В ХП У и Л В Х П У имени Мухиной, на протяжении многих лет вы пускаю т квалифицированных художников-конструкторов разных специализаций.

162

К сожалению , нельзя не заметить ряда серьезных недо­ статков в подготовке художников-конструкторов. По этому поводу на республиканском совещании по эстетике труда и

подготовке кадров 21— 22 октября

1964 года

в М оскве дирек­

тор

Всесою зного научно-исследовательского

института техни­

ческой эстетики (ВНИИТЭ) Ю . Б. Соловьев говорил:

«К сож а­

лению, выпускники художественно-промышленных

училищ ,

как

правило, имеют совершенно

недостаточную

эрудицию

в инженерных вопросах, в частности весьма слабое представ­ ление о главных направлениях в развитии науки и техники. Они не знают основ конструирования: большинству из них, например, совершенно неизвестны такие термины, как допу­ ски, посадки и т. п. Они мало знают новые материалы и, как правило, не имеют ни малейшего представления об эконо­ мике...»

Нельзя не согласиться с этим мнением. Действительно, наши высшие учебные заведения, готовящ ие кадры худож ни­ ков-конструкторов, еще недостаточно уделяю т внимания та­ ким необходимым для будущ их специалистов предметам, как эргономика, экономика, типология, комбинаторика, цвето-

ведение.

В

наших вузах не дается методика анализа будущ его

изделия

и

сущ ествую щ их изделий-аналогов, а такж е м ето­

дика изучения спроса и потребления. Необходимо расширить и углубить научно-методическую подготовку будущ их спе­ циалистов. Обязательным условием правильной подготовки художника-конструктора является гармоничное сочетание его художественной и инженерно-технической подготовки. Н аря­ ду с инженерной и общ еобразовательной подготовкой сле­ дует всемерно развивать у будущ их худож ников-конструкто­ ров способности к пластическому восприятию формы , к эсте­ тическом у освоению предметного мира.

Сейчас наша промышленность испытывает недостаток

163