Файл: Пукинский Б.К. Ансамбль Росси площадь Островского, улица зодчего Росси, площадь Ломоносова.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
Б .К . ПУКИНСКИИ
АНСАМБЛЬ РОССИ
Площадь Островского, улица зодчего Росси, площадь Ломоносова
Л Е н и з д д т
* 9 б 5
[ ■ енинград — город |
великолепных ансамб- |
|
W В |
лей, и многие из них возникли по проек |
|
там |
Карла Ивановича |
Росси — выдающегося |
архитектора и градостроителя.
Жизнь зодчего неразрывно связана с горо дом на Неве. Здесь он рос и учился на лучших образцах русской культуры. Здесь он работал и отдавал весь свой талант, чтобы возводимые им сооружения приносили славу отечеству и оставили бы «далеко позади себя всё, что со здавали европейцы нашей ЭРЫ>>. Его деятель ность совпала с тем периодом, когда строи тельство в Петербурге приняло осо бенно грандиозный размах, вызванный патрио тическим подъемом после успешного оконча ния Отечественной войны 1812—1814 годов.
Росси не ограничивался строительством от дельных дворцов или каких-либо зданий обще-
пленного назначения. Он застраинал или при нимал участие в формировании почти всех главных площадей столицы, превращая их в чудесные ансамбли. Владея в совершенстве методом синтеза архитектуры со скульптурой, он добивается большой художественной выра зительности. Созданные им памятники харак терны монументальностью, строгостью и ве личием.
Заслуга Росси, как и многих других рус ских зодчих, заключается в том, что хотя он и выполнял заказы господствующего класса, но строил не просто эффектные здания, а соз давал высокохудожественные произведения, которые отражали передовые идеи своего вре мени. Росси стремился раскрыть архитектуру зданий в сторону городской улицы, набереж ной или площади, общественное сооружение сделать композиционным центром ансамбля. В ртом сказывались гуманистические черты и народность творчества художника.
По проектам зодчего менялась планировка целых районов города, прокладывались новые улицы, возводились многочисленные парковые сооружения. При этом архитектор всегда учи тывал уже существующие постройки и вклю чал их в общий композиционный замысел, использовал окружающую местность.
Создание архитектурно-парконого ансамбля на Елагином острове — первая крупная рабо та К. И. Росси. Почти одновременно он ведет строительство Михайловского дворца^ (в нем расположен Русский музей) и проектирует застройку Михайловской площади (площадь Искусств). По его же проектам Садовая улица продолжена до Марсова поля, пролоясена Ин женерная улица и Михайловская (ныне ули ца Бродского), органично связавшая площадь у Михайловского дворца с Невским проспек том. Большой удачей архитектора явилось со оружение здания Главного штаба, наилучшим образом завершившего ансамбль Дворцовой площади.
Но вершиной мастерства и художественного гения Росси стал созданный по его проектам самый грандиозный и гармоничный ансамбль Петербурга, включающий в себя Театральную площадь (ныне площадь Островского), Теат ральную улицу (ныне улица зодчего Росси) и Чернышеву площадь (ныне площадь Ломоно сова) .
Краткому описанию истории создания этого замечательного архитектурного комплекса, од ного из лучших образцов русского и мирового градостроительного искусства, посвящена на стоящая брошюра.
2
середине XVIII века на обширной тер В ритории, расположенной между Садовой улицей и рекой Фонтанкой, Невским проспек том и улицей Ломоносова, находились две за городные усадьбы — Аничков дворец и дворец вельможи М. И. Воронцова. Аничков пере улок, проходивший от Садовой улицы до реки Фонтанки (часть его сохранилась до нашего времени—теперь называется переулком Крыло ва), служил границей между этими усадьбами.
Аничков дворец сооружен в 1741—1750 го
дах |
архитекторами М. Г. З емЛ°вьш и |
Г. Д. |
Дмитриевым (за Фонтанкой находились |
дома адмиралтейского «работного батальона» иод командованием подполковника М. О. Анич кова. Его именем названы мост через Фон танку и дворец). Главным фасадом здание обращено к Фонтанке, вдоль которой когда-то тянулись галереи. Парадный двор имел гавань для причалов лодок, соединенную специально прорытым каналом с рекой. С противополож ной стороны дворца был разбит большой ре гулярный парк с павильонами, прудами и фон танами.
Первым хозяином этой усадьбы был вель можа елизаветинского времени граф А. Г. Ра- 7
зумовский. После того как усадьба стала до стоянием князя Г. А. Потемкина, в 1778—1779 годах Аничков дворец был перестроен архи тектором И. Е. Старовым. Надстроили боковые крылья, фасады стиля барокко заменили клас сическими, а регулярный парк уступил место пейзажному.
Дворец М. И. Воронцова, с главным фасадом на Садовую улицу, построен в 1749— 1757 го дах по проекту архитектора В. В. Растрелли. Да дворцом, так же как и в соседнем поместье, в сторону Фонтанки тянулся сад с характер ными для регулярных парков подстриженными деревьями, фигурными прудами, фонтанами и цветниками.
Обе усадьбы, обнесенные узорчатыми чугун ными оградами, были изолированы от город ской застройки и являлись весьма типичными для Петербурга середины XVIII столетия.
Сгодами размеры этих усадеб уменьшались,
аосвободившиеся земли переходили в руки от дельных ведомств и частных лиц.
На |
участке усадьбы |
Аничкова дворца |
па углу Садовой улицы и Невского проспекта |
||
к 1796—1801 годах по |
проекту архитектора |
|
Е. Т. Соколова сооружается первое здание |
||
Публичной библиотеки. |
Первый рустованный |
|
8 этаж |
с полуциркульными и прямоугольными |
оконными проемами, напоминающими аркады, служит цоколем. Закругленный фасад с колон надой удачно оформляет перекресток двух центральных магистралей. Раньше колоннада Завершалась шестью скульптурами писателе]'} и ученых древности, которые впоследствии бы ли убраны. Здание библиотеки решено в клас сических архитектурных формах, типичных для конца XVIII века.
В 1803—1809 годах рядом с Аничковым дворцом, на углу Невского и Фонтанки, по проекту архитектора Д. Кваренги возведено здание в классическом стиле. С аркадами и галереями в нижнем этаже, оно доллшо было служить «зданием публичных лавок при Ка бинете его величества». Но после того как охотников сиять здесь помещение оказалось мало, его стали использовать для хранения ценностей «Кабинета». Позже аркады закры ли, и в 1895 году здание приняло современ ный вид.
В 1799 году часть сада, расположенного между библиотекой и Аничковым дворцом, была передана Театральной дирекции, а дере вянный садовый павильон, где помещался
дворцовый театр |
(«Итальянский дом»), в 1801 |
|||
году |
перестроен |
архитектором |
В. Ф. |
Брен- |
па |
в так называемый Малый |
театр |
(или |
театр Казасси, названный по имени антре пренера итальянской труппы, выступавшей Здесь).
Театр находился примерно на участке между памятником Екатерине II и нынешним театром имени А. С. Пушкина, фасадом выхо дил на Невский. Здесь и{е по соседству распо лагались конюшни, сарай для хранения деко раций, домики для актеров. Театральная пло щадь отгораживалась от Невского каменной стеной.
Вскоре Малый театр пришел в ветхость, да и вместимость его к тому ate была недоста точна, поэтому назрела необходимость строить новое театральное здание, а в связи с этим произвести коренную реконструкцию всей пло щади.
Из архивных материалов известно, что мно гие архитекторы, например Тома де Томон, А. Модюи, П. Жако, В. П. Стасов, А. А. Михай лов и другие, составляли проекты нового ка менного театра. Но все они пе связывали это сооружение с окружающими постройками и, таким образом, не решали вопрос создания ан самбля, который мог бы достойным образом украсить Невский проспект. Решение эт°й важной градостроительной задачи выпало на
Юдолю К. И. Росси.
|
|
3 |
« |
конце 1816 года |
К. И. Росси приступил |
к реконструкции |
Аничкова дворца. В до |
вольно короткие сроки были проделаны боль шие работы, связанные с перепланировкой многих дворцовых помещений, хозяйственных построек и устройством пового живописного сада с цветниками. Тогда же, в 1817—-1818 годах, по проектам Росси построены два па вильона, одинаковые по своей архитектуре и поставленные симметрично по отношению к главной оси усадьбы дворца.
Эти одноэтажные сооружения с балюст радным завершением главными фасадами об ращены к площади. Они отличаются строгими пропорциями и великолепно прорисованными деталями. Фасады с полуциркульными окнами украшены колоннами иопического ордера, статуями, изображающими древнерусских ви тязей, и лепными барельефами, выполненными по моделям С. С. Пименова. Скульптурное убранство отражает героику Отечественной войны 1812—1814 годов.
Каждый павильон имеет зал с полукруглым выступом в сторону сада. 3™ парковые соору жения в то же время должны были стать полноцепными компонентами и городской 11
застройки. Используя крупные членения (ко лонны на всю высоту, большие арочные окна), зодчий, несмотря на сравнительно скромные размеры павильонов, придал им монументаль ный характер.
Павильоны вместе с чугунной решеткой, от литой также по проекту Росси, очертили во сточную границу и положили начало будущей Театральной площади, стали связующим эле ментом между площадью и дворцом. Послед ний же, по замыслам архитектора, включался в будущий ансамбль.
Идея создания городского ансамбля, обра щенного к главной магистрали — Невскому проспекту, на месте неблагоустроенного участка возникла у Росси еще при рекон струкции усадьбы Аничкова дворца. Но толь ко спустя почти десять лет, в 1827 году, полу чив задание построить новый театр и расши рить существующее здание библиотеки, зодчий продоляшл прерванные им работы. Он разра батывает ряд проектов, предусматривающих коренную перестройку всей прилегающей к театру территории и организацию большого строительного комплекса из улицы и двух площадей, объединенных в единый ансамбль. К этому времени имя Росси было хорошо из-
12 вестно в Петербурге.