Файл: Пукинский Б.К. Ансамбль Росси площадь Островского, улица зодчего Росси, площадь Ломоносова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Б .К . ПУКИНСКИИ

АНСАМБЛЬ РОССИ

Площадь Островского, улица зодчего Росси, площадь Ломоносова

Л Е н и з д д т

* 9 б 5

[ ■ енинград — город

великолепных ансамб-

W В

лей, и многие из них возникли по проек­

там

Карла Ивановича

Росси — выдающегося

архитектора и градостроителя.

Жизнь зодчего неразрывно связана с горо­ дом на Неве. Здесь он рос и учился на лучших образцах русской культуры. Здесь он работал и отдавал весь свой талант, чтобы возводимые им сооружения приносили славу отечеству и оставили бы «далеко позади себя всё, что со­ здавали европейцы нашей ЭРЫ>>. Его деятель­ ность совпала с тем периодом, когда строи­ тельство в Петербурге приняло осо­ бенно грандиозный размах, вызванный патрио­ тическим подъемом после успешного оконча­ ния Отечественной войны 1812—1814 годов.

Росси не ограничивался строительством от­ дельных дворцов или каких-либо зданий обще-

пленного назначения. Он застраинал или при­ нимал участие в формировании почти всех главных площадей столицы, превращая их в чудесные ансамбли. Владея в совершенстве методом синтеза архитектуры со скульптурой, он добивается большой художественной выра­ зительности. Созданные им памятники харак­ терны монументальностью, строгостью и ве­ личием.

Заслуга Росси, как и многих других рус­ ских зодчих, заключается в том, что хотя он и выполнял заказы господствующего класса, но строил не просто эффектные здания, а соз­ давал высокохудожественные произведения, которые отражали передовые идеи своего вре­ мени. Росси стремился раскрыть архитектуру зданий в сторону городской улицы, набереж­ ной или площади, общественное сооружение сделать композиционным центром ансамбля. В ртом сказывались гуманистические черты и народность творчества художника.

По проектам зодчего менялась планировка целых районов города, прокладывались новые улицы, возводились многочисленные парковые сооружения. При этом архитектор всегда учи­ тывал уже существующие постройки и вклю­ чал их в общий композиционный замысел, использовал окружающую местность.


Создание архитектурно-парконого ансамбля на Елагином острове — первая крупная рабо­ та К. И. Росси. Почти одновременно он ведет строительство Михайловского дворца^ (в нем расположен Русский музей) и проектирует застройку Михайловской площади (площадь Искусств). По его же проектам Садовая улица продолжена до Марсова поля, пролоясена Ин­ женерная улица и Михайловская (ныне ули­ ца Бродского), органично связавшая площадь у Михайловского дворца с Невским проспек­ том. Большой удачей архитектора явилось со­ оружение здания Главного штаба, наилучшим образом завершившего ансамбль Дворцовой площади.

Но вершиной мастерства и художественного гения Росси стал созданный по его проектам самый грандиозный и гармоничный ансамбль Петербурга, включающий в себя Театральную площадь (ныне площадь Островского), Теат­ ральную улицу (ныне улица зодчего Росси) и Чернышеву площадь (ныне площадь Ломоно­ сова) .

Краткому описанию истории создания этого замечательного архитектурного комплекса, од­ ного из лучших образцов русского и мирового градостроительного искусства, посвящена на­ стоящая брошюра.

2

середине XVIII века на обширной тер­ В ритории, расположенной между Садовой улицей и рекой Фонтанкой, Невским проспек­ том и улицей Ломоносова, находились две за­ городные усадьбы — Аничков дворец и дворец вельможи М. И. Воронцова. Аничков пере­ улок, проходивший от Садовой улицы до реки Фонтанки (часть его сохранилась до нашего времени—теперь называется переулком Крыло­ ва), служил границей между этими усадьбами.

Аничков дворец сооружен в 1741—1750 го­

дах

архитекторами М. Г. З емЛ°вьш и

Г. Д.

Дмитриевым (за Фонтанкой находились

дома адмиралтейского «работного батальона» иод командованием подполковника М. О. Анич­ кова. Его именем названы мост через Фон­ танку и дворец). Главным фасадом здание обращено к Фонтанке, вдоль которой когда-то тянулись галереи. Парадный двор имел гавань для причалов лодок, соединенную специально прорытым каналом с рекой. С противополож­ ной стороны дворца был разбит большой ре­ гулярный парк с павильонами, прудами и фон­ танами.

Первым хозяином этой усадьбы был вель­ можа елизаветинского времени граф А. Г. Ра- 7


зумовский. После того как усадьба стала до­ стоянием князя Г. А. Потемкина, в 1778—1779 годах Аничков дворец был перестроен архи­ тектором И. Е. Старовым. Надстроили боковые крылья, фасады стиля барокко заменили клас­ сическими, а регулярный парк уступил место пейзажному.

Дворец М. И. Воронцова, с главным фасадом на Садовую улицу, построен в 1749— 1757 го­ дах по проекту архитектора В. В. Растрелли. Да дворцом, так же как и в соседнем поместье, в сторону Фонтанки тянулся сад с характер­ ными для регулярных парков подстриженными деревьями, фигурными прудами, фонтанами и цветниками.

Обе усадьбы, обнесенные узорчатыми чугун­ ными оградами, были изолированы от город­ ской застройки и являлись весьма типичными для Петербурга середины XVIII столетия.

Сгодами размеры этих усадеб уменьшались,

аосвободившиеся земли переходили в руки от­ дельных ведомств и частных лиц.

На

участке усадьбы

Аничкова дворца

па углу Садовой улицы и Невского проспекта

к 1796—1801 годах по

проекту архитектора

Е. Т. Соколова сооружается первое здание

Публичной библиотеки.

Первый рустованный

8 этаж

с полуциркульными и прямоугольными

оконными проемами, напоминающими аркады, служит цоколем. Закругленный фасад с колон­ надой удачно оформляет перекресток двух центральных магистралей. Раньше колоннада Завершалась шестью скульптурами писателе]'} и ученых древности, которые впоследствии бы­ ли убраны. Здание библиотеки решено в клас­ сических архитектурных формах, типичных для конца XVIII века.

В 1803—1809 годах рядом с Аничковым дворцом, на углу Невского и Фонтанки, по проекту архитектора Д. Кваренги возведено здание в классическом стиле. С аркадами и галереями в нижнем этаже, оно доллшо было служить «зданием публичных лавок при Ка­ бинете его величества». Но после того как охотников сиять здесь помещение оказалось мало, его стали использовать для хранения ценностей «Кабинета». Позже аркады закры­ ли, и в 1895 году здание приняло современ­ ный вид.

В 1799 году часть сада, расположенного между библиотекой и Аничковым дворцом, была передана Театральной дирекции, а дере­ вянный садовый павильон, где помещался

дворцовый театр

(«Итальянский дом»), в 1801

году

перестроен

архитектором

В. Ф.

Брен-

па

в так называемый Малый

театр

(или


театр Казасси, названный по имени антре­ пренера итальянской труппы, выступавшей Здесь).

Театр находился примерно на участке между памятником Екатерине II и нынешним театром имени А. С. Пушкина, фасадом выхо­ дил на Невский. Здесь и{е по соседству распо­ лагались конюшни, сарай для хранения деко­ раций, домики для актеров. Театральная пло­ щадь отгораживалась от Невского каменной стеной.

Вскоре Малый театр пришел в ветхость, да и вместимость его к тому ate была недоста­ точна, поэтому назрела необходимость строить новое театральное здание, а в связи с этим произвести коренную реконструкцию всей пло­ щади.

Из архивных материалов известно, что мно­ гие архитекторы, например Тома де Томон, А. Модюи, П. Жако, В. П. Стасов, А. А. Михай­ лов и другие, составляли проекты нового ка­ менного театра. Но все они пе связывали это сооружение с окружающими постройками и, таким образом, не решали вопрос создания ан­ самбля, который мог бы достойным образом украсить Невский проспект. Решение эт°й важной градостроительной задачи выпало на

Юдолю К. И. Росси.


 

 

3

«

конце 1816 года

К. И. Росси приступил

к реконструкции

Аничкова дворца. В до­

вольно короткие сроки были проделаны боль­ шие работы, связанные с перепланировкой многих дворцовых помещений, хозяйственных построек и устройством пового живописного сада с цветниками. Тогда же, в 1817—-1818 годах, по проектам Росси построены два па­ вильона, одинаковые по своей архитектуре и поставленные симметрично по отношению к главной оси усадьбы дворца.

Эти одноэтажные сооружения с балюст­ радным завершением главными фасадами об­ ращены к площади. Они отличаются строгими пропорциями и великолепно прорисованными деталями. Фасады с полуциркульными окнами украшены колоннами иопического ордера, статуями, изображающими древнерусских ви­ тязей, и лепными барельефами, выполненными по моделям С. С. Пименова. Скульптурное убранство отражает героику Отечественной войны 1812—1814 годов.

Каждый павильон имеет зал с полукруглым выступом в сторону сада. 3™ парковые соору­ жения в то же время должны были стать полноцепными компонентами и городской 11

застройки. Используя крупные членения (ко­ лонны на всю высоту, большие арочные окна), зодчий, несмотря на сравнительно скромные размеры павильонов, придал им монументаль­ ный характер.

Павильоны вместе с чугунной решеткой, от­ литой также по проекту Росси, очертили во­ сточную границу и положили начало будущей Театральной площади, стали связующим эле­ ментом между площадью и дворцом. Послед­ ний же, по замыслам архитектора, включался в будущий ансамбль.

Идея создания городского ансамбля, обра­ щенного к главной магистрали — Невскому проспекту, на месте неблагоустроенного участка возникла у Росси еще при рекон­ струкции усадьбы Аничкова дворца. Но толь­ ко спустя почти десять лет, в 1827 году, полу­ чив задание построить новый театр и расши­ рить существующее здание библиотеки, зодчий продоляшл прерванные им работы. Он разра­ батывает ряд проектов, предусматривающих коренную перестройку всей прилегающей к театру территории и организацию большого строительного комплекса из улицы и двух площадей, объединенных в единый ансамбль. К этому времени имя Росси было хорошо из-

12 вестно в Петербурге.