Файл: Пукинский Б.К. Ансамбль Росси площадь Островского, улица зодчего Росси, площадь Ломоносова.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ва К. И. Росси, ставшие его творческим деви зом, что «цель не в обилии украшений, а в величии форм, в благородстве пропорций, в нерушимости».
Из истории улицы зодчего Росси можно вспомнить следующее. Первые этажи корпусов вначале представляли открытую аркаду, обра зующую галерею, в которой размещались 22 магазина. Хозяевами лавок были именитые петербургские купцы. В помещениях со сто роны нынешней площади Островского нахо дились ресторация и кондитерская. Но ввиду решительного протеста гостинодворских тор говцев, обратившихся к Николаю I с петицией о защите их от конкуренции, поступил высо чайший приказ использовать нижние этажи по другому назначению. К 1836 году аркады бы ли заложены, а арки превращены в ниши с ок нами, что, несомненно, в известной степени обеднило фасады.
Здания на улице зодчего Росси в разные пе риоды имели разное назначение. Восточный корпус был передан дирекции театров и Теат ральному училищу, а западный — Министерст ву народного просвещения.
Продолжение зданий улицы зодчего Росси
вместе с |
корпусом бывшего Министерства |
2+ внутренних |
дел, который занимает участок |
между Торговым переулком и набережной Фонтанки, образовали полукруглую площадь (ранее называемую Чернышевой, ныне пло щадь Ломоносова).
В оформлении фасадов, выходящих на пло щадь, зодчий сохранил уже знакомые нам при емы, которые были использованы при застрой ке Театральной улицы. Единый ордер, одина ковое членение всех зданий, угловые выступы (ризалиты) придают цельность всему ансамб лю. Этому способствует и единая цветовая гамма (за исключением здания Публичной библиотеки).
Центральная часть фасада северного кор пуса на площади выполнена в виде портика, состоящего из четырех пар колонн, чередую щихся с оконными проемами. Портик постав лен на высокий цоколь, прорезанный тремя арками. Две из них служат для проезда, а третья — входом в здание.
Для более органичной связи с Театральной площадью между парными колоннами портика, над арочными проездами, архитектор проек тировал поместить статуи с барельефами над ними. Аттик же предполагалось завершить скульптурной группой. Но из-за отсутствия средств рта идея не была осуществлена.
Первый этаж корпуса на Чернышевой пло-
щади, так же как и на Театральной улице, имел открытую аркаду для размещения купе ческих лавок. Впоследствии аркады были зало жены.
Площадь своим полукружием раскрыта в сторону набережной. В ртом сказались луч шие градостроительные традиции города, в ко тором многочисленные реки и каналы нераз рывно входят в его архитектурно-художествен ный облик.
Чернышев мост, перекинутый через Фонтан ку в 1786 году, стал неотъемлемой частью в комплексе сооружений предмостной площади. Его серьге гранитные башни с купольными за вершениями, с провисающими тяжелыми це пями и гранитными фонарными столбами хо рошо вписались в общий силуэт окружающей Застройки.
Формирование Чернышевой площади яви лось заключительным звеном всей архитектур но-пространственной композиции, которую нельзя охватить одним взглядом, с одной ка кой-либо точки. Ее мояшо рассматривать толь ко по отдельным частям, каждая из которых воспринимается как самостоятельный ан самбль.
Строительные работы, связанные с заверше- 2 в нием всего грандиозного комплекса, были
окончены к 1834 году. Они выполнены в пре дельно короткие для того времени сроки (в течение шести лет) и потребовали от всех участников строительства исключительного напряжения.
Трудно переоценить в эти годы роль самого К. И. Росси. Зодчий отличался необыкновен ной работоспособностью, кипучей энергией, имел незаурядные организаторские способно сти. Он сумел создать вокруг себя большой и дружный коллектив из архитекторов, худож ников, инженеров и мастеров из крепостных, передававших из поколения в поколение свое искусство. С наступлением строительного се зона к К. И. Росси приходили уже не первый год знакомые охтинские резчики по дереву, ярославские каменщики и штукатуры, потом ственные костромские живописцы. Многие считали для себя честью работать под руковод ством «самого Карла Ивановича», как его с любовью и почтением называли простые рабо чие.
Напряженная работа, непрерывные интриги со стороны тех, кто завидовал успеху зодчего, конфликты, возникавшие с вышестоящим на чальством, не желавшим выслушивать прямые
и |
независимые |
суждения, вынудили К. Рос |
си |
28 октября |
1832 года уйти в отставку. |
В расцвете творческого дарования он остался не у дел, не успев реализовать многие свои смелые по замыслам планы.
Не успел Росси довести до конца и ансамбль Александрийского театра, ставший его «лебе диной песней». Но, даже будучи больным и «уволенным от всех занятий», зодчий ревност но следил за последними работами по его за вершению. Он неустанно заботился о своих бывших помощниках, неоднократно обращаясь к царскому правительству с просьбой о денеж ном награждении архитекторов и рабочих.
|
|
|
4 |
С |
орок лет |
ансамбль Росси простоял без |
|
каких-либо |
изменений. Но со второй поло |
||
вины XIX и в начале XX века в капиталистиче |
|||
ский |
период |
развития страны облик Петербур |
|
га резко менялся. |
Противоречия общественного |
развития России привели к деградации и в архитектуре. Отсутствовала плановость город ской застройки. Эт<> была та пора в истории города, когда многие памятники, ансамбли, возникшие в эпоху расцвета архитектуры, ис-
80 кажались либо вовсе исчезали. К сожалению,
капиталистическая система застройки косну лась и прославленного ансамбля.
На углу набережной Фонтанки и Черныше вой площади, на участке, где Росси проектиро вал сооружение здания, в 1870-х годах по строен доходный дом. Своим безликим видом он никак не вяжется с архитектурой площади.
Симметрично боковым фасадам театра, по планам зодчего, предусматривались здания, вы держанные в духе всего ансамбля. Впоследст вии здесь появились разномасштабные и раз ностильные дома.
На углу Аничкова переулка (ныне пер. Кры лова) и Театральной площади в 1880 году воз водится доходный дом Басина (архитектор Н. Никонов). Построенный в псевдорусском стиле, или, как в народе говорили, в «петуши ном» стиле, он вносит диссонанс в стройное и строгое архитектурное окружение.
В 1896—1901 годах рядом с главным кор пусом Публичной библиотеки на месте разоб ранного «Театрального магазина» по проекту архитектора Е. Воротилова сооружено новое библиотечное здание с читальным залом на 500 мест. Фасад его, обработанный серой це ментной штукатуркой «под гранит» и укра шенный пилястрами, заметно отличается от построек Росси. Кроме того, рта значительная 81
по протяженности пристройка лишила основ ное здание библиотеки прежней объемной вы разительности.
В 1892 году в сквере на Чернышевой пло щади по проекту скульптора П. П. Забелло установили бронзовый бюст великому учено му Михаилу Васильевичу Ломоносову, чье имя носит теперь эта площадь.
На лицевой стороне фигурного постамента из серого мрамора (архитектор А. С, Лыткин) укреплен бронзовый барельеф с изображением деревенского мальчика, читающего книгу. С противоположной стороны постамента вы сечены строки из стихотворения А. С. Пуш кина «Отрок»:
Невод рыбак расстилал По брегу студеного моря, Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака,
Мрежи иные тебя ожидают, Иные заботы...
Появление здесь памятника и сквера можно было бы только приветствовать. Синтез архи тектуры, монументальной скульптуры и зелени л же стал традиционным для городских ан самблей. Но в данном случае монумент Ломо носову оказался явно немасштабным по своим
размерам по отношению к площади. А огром ные деревья, выросшие на месте низких ку старников, закрыли собой как саму площадь, так и перспективу на улицу зодчего Росси.
Не повезло и Театральной площади. В 1860-х годах партерный сквер перед теат ром уничтожили, а на его месте разбили но вый, больших размеров, с высокими деревьями. С годами деревья разрослись, и их кроны те перь мешают осматривать с одной какой-либо позиции одновременно все сооружения площади.
Нельзя одобрить и то, что в центре сквера был установлен памятник Екатерине II, закры вающий здание театра.
Памятник Екатерине II открыт в 1873 году. Его автор — художник М. О. Микешин. Он же автор известных памятников Богдану Хмель ницкому в Киеве и «Тысячелетие России» в Новгороде.
Для выполнения памятника в бронзе Мике шин привлек М. А. Чижова, по модели которо го была отлита статуя Екатерины II, и А. М. Опекушина, создавшего фигуры, окру жающие пьедестал. В проектировании мону
мента |
принимали |
участие |
архитекторы |
|
Д. И. |
Гримм и В. А. Шреттер. |
пьедестале, |
||
На |
|
десятиметровом |
вычурном |
созданном из разных пород полированного гра-
3 Б. К. Пукинский