Файл: Пукинский Б.К. Ансамбль Росси площадь Островского, улица зодчего Росси, площадь Ломоносова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ва К. И. Росси, ставшие его творческим деви­ зом, что «цель не в обилии украшений, а в величии форм, в благородстве пропорций, в нерушимости».

Из истории улицы зодчего Росси можно вспомнить следующее. Первые этажи корпусов вначале представляли открытую аркаду, обра­ зующую галерею, в которой размещались 22 магазина. Хозяевами лавок были именитые петербургские купцы. В помещениях со сто­ роны нынешней площади Островского нахо­ дились ресторация и кондитерская. Но ввиду решительного протеста гостинодворских тор­ говцев, обратившихся к Николаю I с петицией о защите их от конкуренции, поступил высо­ чайший приказ использовать нижние этажи по другому назначению. К 1836 году аркады бы­ ли заложены, а арки превращены в ниши с ок­ нами, что, несомненно, в известной степени обеднило фасады.

Здания на улице зодчего Росси в разные пе­ риоды имели разное назначение. Восточный корпус был передан дирекции театров и Теат­ ральному училищу, а западный — Министерст­ ву народного просвещения.

Продолжение зданий улицы зодчего Росси

вместе с

корпусом бывшего Министерства

2+ внутренних

дел, который занимает участок

между Торговым переулком и набережной Фонтанки, образовали полукруглую площадь (ранее называемую Чернышевой, ныне пло­ щадь Ломоносова).

В оформлении фасадов, выходящих на пло­ щадь, зодчий сохранил уже знакомые нам при­ емы, которые были использованы при застрой­ ке Театральной улицы. Единый ордер, одина­ ковое членение всех зданий, угловые выступы (ризалиты) придают цельность всему ансамб­ лю. Этому способствует и единая цветовая гамма (за исключением здания Публичной библиотеки).

Центральная часть фасада северного кор­ пуса на площади выполнена в виде портика, состоящего из четырех пар колонн, чередую­ щихся с оконными проемами. Портик постав­ лен на высокий цоколь, прорезанный тремя арками. Две из них служат для проезда, а третья — входом в здание.

Для более органичной связи с Театральной площадью между парными колоннами портика, над арочными проездами, архитектор проек­ тировал поместить статуи с барельефами над ними. Аттик же предполагалось завершить скульптурной группой. Но из-за отсутствия средств рта идея не была осуществлена.

Первый этаж корпуса на Чернышевой пло-


щади, так же как и на Театральной улице, имел открытую аркаду для размещения купе­ ческих лавок. Впоследствии аркады были зало­ жены.

Площадь своим полукружием раскрыта в сторону набережной. В ртом сказались луч­ шие градостроительные традиции города, в ко­ тором многочисленные реки и каналы нераз­ рывно входят в его архитектурно-художествен­ ный облик.

Чернышев мост, перекинутый через Фонтан­ ку в 1786 году, стал неотъемлемой частью в комплексе сооружений предмостной площади. Его серьге гранитные башни с купольными за­ вершениями, с провисающими тяжелыми це­ пями и гранитными фонарными столбами хо­ рошо вписались в общий силуэт окружающей Застройки.

Формирование Чернышевой площади яви­ лось заключительным звеном всей архитектур­ но-пространственной композиции, которую нельзя охватить одним взглядом, с одной ка­ кой-либо точки. Ее мояшо рассматривать толь­ ко по отдельным частям, каждая из которых воспринимается как самостоятельный ан­ самбль.

Строительные работы, связанные с заверше- 2 в нием всего грандиозного комплекса, были

окончены к 1834 году. Они выполнены в пре­ дельно короткие для того времени сроки (в течение шести лет) и потребовали от всех участников строительства исключительного напряжения.

Трудно переоценить в эти годы роль самого К. И. Росси. Зодчий отличался необыкновен­ ной работоспособностью, кипучей энергией, имел незаурядные организаторские способно­ сти. Он сумел создать вокруг себя большой и дружный коллектив из архитекторов, худож­ ников, инженеров и мастеров из крепостных, передававших из поколения в поколение свое искусство. С наступлением строительного се­ зона к К. И. Росси приходили уже не первый год знакомые охтинские резчики по дереву, ярославские каменщики и штукатуры, потом­ ственные костромские живописцы. Многие считали для себя честью работать под руковод­ ством «самого Карла Ивановича», как его с любовью и почтением называли простые рабо­ чие.

Напряженная работа, непрерывные интриги со стороны тех, кто завидовал успеху зодчего, конфликты, возникавшие с вышестоящим на­ чальством, не желавшим выслушивать прямые

и

независимые

суждения, вынудили К. Рос­

си

28 октября

1832 года уйти в отставку.


В расцвете творческого дарования он остался не у дел, не успев реализовать многие свои смелые по замыслам планы.

Не успел Росси довести до конца и ансамбль Александрийского театра, ставший его «лебе­ диной песней». Но, даже будучи больным и «уволенным от всех занятий», зодчий ревност­ но следил за последними работами по его за­ вершению. Он неустанно заботился о своих бывших помощниках, неоднократно обращаясь к царскому правительству с просьбой о денеж­ ном награждении архитекторов и рабочих.

 

 

 

4

С

орок лет

ансамбль Росси простоял без

каких-либо

изменений. Но со второй поло­

вины XIX и в начале XX века в капиталистиче­

ский

период

развития страны облик Петербур­

га резко менялся.

Противоречия общественного

развития России привели к деградации и в архитектуре. Отсутствовала плановость город­ ской застройки. Эт<> была та пора в истории города, когда многие памятники, ансамбли, возникшие в эпоху расцвета архитектуры, ис-

80 кажались либо вовсе исчезали. К сожалению,

капиталистическая система застройки косну­ лась и прославленного ансамбля.

На углу набережной Фонтанки и Черныше­ вой площади, на участке, где Росси проектиро­ вал сооружение здания, в 1870-х годах по­ строен доходный дом. Своим безликим видом он никак не вяжется с архитектурой площади.

Симметрично боковым фасадам театра, по планам зодчего, предусматривались здания, вы­ держанные в духе всего ансамбля. Впоследст­ вии здесь появились разномасштабные и раз­ ностильные дома.

На углу Аничкова переулка (ныне пер. Кры­ лова) и Театральной площади в 1880 году воз­ водится доходный дом Басина (архитектор Н. Никонов). Построенный в псевдорусском стиле, или, как в народе говорили, в «петуши­ ном» стиле, он вносит диссонанс в стройное и строгое архитектурное окружение.

В 1896—1901 годах рядом с главным кор­ пусом Публичной библиотеки на месте разоб­ ранного «Театрального магазина» по проекту архитектора Е. Воротилова сооружено новое библиотечное здание с читальным залом на 500 мест. Фасад его, обработанный серой це­ ментной штукатуркой «под гранит» и укра­ шенный пилястрами, заметно отличается от построек Росси. Кроме того, рта значительная 81



по протяженности пристройка лишила основ­ ное здание библиотеки прежней объемной вы­ разительности.

В 1892 году в сквере на Чернышевой пло­ щади по проекту скульптора П. П. Забелло установили бронзовый бюст великому учено­ му Михаилу Васильевичу Ломоносову, чье имя носит теперь эта площадь.

На лицевой стороне фигурного постамента из серого мрамора (архитектор А. С, Лыткин) укреплен бронзовый барельеф с изображением деревенского мальчика, читающего книгу. С противоположной стороны постамента вы­ сечены строки из стихотворения А. С. Пуш­ кина «Отрок»:

Невод рыбак расстилал По брегу студеного моря, Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака,

Мрежи иные тебя ожидают, Иные заботы...

Появление здесь памятника и сквера можно было бы только приветствовать. Синтез архи­ тектуры, монументальной скульптуры и зелени л же стал традиционным для городских ан­ самблей. Но в данном случае монумент Ломо­ носову оказался явно немасштабным по своим

размерам по отношению к площади. А огром­ ные деревья, выросшие на месте низких ку­ старников, закрыли собой как саму площадь, так и перспективу на улицу зодчего Росси.

Не повезло и Театральной площади. В 1860-х годах партерный сквер перед теат­ ром уничтожили, а на его месте разбили но­ вый, больших размеров, с высокими деревьями. С годами деревья разрослись, и их кроны те­ перь мешают осматривать с одной какой-либо позиции одновременно все сооружения площади.

Нельзя одобрить и то, что в центре сквера был установлен памятник Екатерине II, закры­ вающий здание театра.

Памятник Екатерине II открыт в 1873 году. Его автор — художник М. О. Микешин. Он же автор известных памятников Богдану Хмель­ ницкому в Киеве и «Тысячелетие России» в Новгороде.

Для выполнения памятника в бронзе Мике­ шин привлек М. А. Чижова, по модели которо­ го была отлита статуя Екатерины II, и А. М. Опекушина, создавшего фигуры, окру­ жающие пьедестал. В проектировании мону­

мента

принимали

участие

архитекторы

Д. И.

Гримм и В. А. Шреттер.

пьедестале,

На

 

десятиметровом

вычурном

созданном из разных пород полированного гра-

3 Б. К. Пукинский